РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волшебный чемоданчик» для 4 класса на 2024-2025 учебный год , 34 часа
рабочая программа по технологии (4 класс)

Романова Ольга Николаевна

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный чемоданчик» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4  класса.

Рабочая программа  реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.

     Рабочая программа предполагает формирование у младших школьников пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных   с изготовлением вначале простейших, а затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

        На основе предложенных   для изготовления изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, швеи. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

          В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:

исследование, участие в выставках, конкурсах, создание коллективных  и индивидуальных творческих проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Волшебный чемоданчик»

                                                       для 4 класса

                                               на 2024-2025 учебный год

Всего часов на учебный год: 34 часа

Составитель:

Романова Ольга Николаевна, учитель внеурочной деятельности

Санкт-Петербург,

2024

        Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный чемоданчик» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4  класса.

Рабочая программа  реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.

     Рабочая программа предполагает формирование у младших школьников пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных   с изготовлением вначале простейших, а затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

        На основе предложенных   для изготовления изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, швеи. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

          В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:

исследование, участие в выставках, конкурсах, создание коллективных  и индивидуальных творческих проектов.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

1.Основы конструирования

1.1.Вводное (организационное) занятие.- 1 час

Знакомство с правилами поведения в объединении. Знакомство с планом работы. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.

1.2. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям. – 1 час

Материалы и инструменты. Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и применении. Знакомство с технической деятельностью человека.

Практическая работа: Исследование свойств бумаги. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

1.3. Первоначальные графические знания и умения. Умение пользоваться чертёжным инструментом.- 1 час

Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

2.Постройка моделей.- 3 часа

2.1.Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Технология работы изготовления модели из плоских деталей. Изготовление моделей: «Рамка для фотографий».

Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона украшений для фоторамки с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

2.2.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.

Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона.

Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое.

Практическая работа. Изготовление и установка деталировки. Сборка модели.

 3. Художественное вырезание. – 4 часа

 Вырезание из бумаги

Знакомство с теоретическими аспектами художественного вырезания. Материалы и инструменты. Правила пользования и правила безопасной работы. 

Практическая работа.

- Вытыканка. Изделия «Птицы», «Растения», «Насекомые», «Новогодний декор».

4.Бумагопластика. – 4 часа

Технология работы изготовления модели из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Знакомство с новым направлением в квиллинге – квиллинг трёхмерный, или объёмный.

- Квилинг. Изделия «Птичка», «Ожерелье», «Дельфин», «Букет цветов».

 5.Знакомство с профессией «модельер». -8 часов

Продолжать формировать представления о социальной роли труда и значимости профессии «Модельер». Знакомство с историей моды. Закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Знакомство с технической деятельностью человека данной профессии.

Практические работа.

-Придумывание эскизов одежды современного человека : одежда для спорта, одежда на каждый день.

- исследование «Альтернативные виды одежды», придумывание одежды из бросового материала. Расширение и закрепление знаний  о защите окружающей среды.

6. Знакомство с профессией" Швея". "Что такое Пэчворк?" – 7 часов.

Продолжать формировать представления о социальной роли труда и значимости профессии «Швея». Знакомство с  видами швов, которые часто используются при пошиве одежды и постельного белья. Ремонт одежды.  Знакомство с разными способами ремонта одежды: штопка, аппликация, пэчворк. Продолжение работы с геометрическими фигурами , которые вырезаются из ткани. Знакомство с разными свойствами тканей. Развитие художественного воображения путем конструирования мозаичного рисунка, в результате которого можно получить вполне узнаваемые изображения каких-то предметов, правильные орнаменты или непредсказуемые причудливые узоры. Закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы.

Практическая работа.

- исследование разных типов ткани и их практическое применение.

-практическое применение  наложение заплатки или аппликации

7. Знакомство с профессией "Дизайнер-оформитель." – 4 часа

Продолжать формировать представления о социальной роли труда и значимости профессии дизайнер. Знакомство с профессиями «Дизайнер-оформитель» и «Ландшафтный дизайнер».

Практическая работа.

 - Исследование " В чём разница профессий дизайнер-оформитель и ландшафтный дизайнер?»

- Изготовление предметов для оформления школьного или классного интерьера

8.Заключительное занятие.- 1 час

Подведение итогов и анализ работы за год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты  

В части гражданско-патриотического  воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

В части патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

В части духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

В части эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

В части трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

В части экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

В части ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовыми логическими действиями:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить        закономерности        и        противоречия        в        рассматриваемых        фактах,        данных        и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовыми исследовательскими действиями:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) в работе с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  •  корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности

Тема

Количество часов

Возможность использования ЭОР

1

Вводное занятие

1

ФГИС «Моя школа»

2

Виды бумаги и ее свойства. Правила безопасности при работе с инструментами. Знакомство с основными терминами и условными обозначениями

1

ФГИС «Моя школа»

3

Моделирование из бумаги и картона.

4

ФГИС «Моя школа»

4

Вытыканка (вырезание из бумаги)

4

ФГИС «Моя школа»

5

Квилинг

4

6

Знакомство с профессией модельера. Придумывание эскизов одежды.

4

ФГИС «Моя школа»

7

Придумывание одежды из бросового материала.

4

ФГИС «Моя школа»

8

«Пэчворк». Знакомство с профессией «Швея».

3

ФГИС «Моя школа»

9

Аппликация на ткани. Способы прикрепления аппликации.

4

ФГИС «Моя школа»

10

Знакомство в профессией дизайнер-оформитель.

2

ФГИС «Моя школа»

11

Изготовление предметов для оформления интерьера .

2

ФГИС «Моя школа»

12

Подведение итогов. Выставка работ.

1

ФГИС «Моя школа»

Общее количество часов программы

34

                         Календарно- тематическое планирование

Тема

1

Вводное занятие.

2

Виды бумаги и её свойства. Правила безопасности при работе с инструментами. Знакомство с основными терминами и условными обозначениями

3

Исследование различных свойств картона и бумаги.

4

Моделирование из бумаги и картона. Изделие" Рамка для фотографий"

5

Моделирование из бумаги и картона. Изделие " Грузовик" и другие.

6

Моделирование из фольги и бумаги.

7

Вытыканка. Изделие " Птицы."

8

Вытыканка. Изделие" Растения."

9

Вытыканка. Изделие "Насекомое."

10

Вытыканка. Изделие " Новогодний декор".

11

Квилинг. Изделие " Птичка".

12

Квилинг .Изделие " Ожерелье".

13

Квилинг. Изделие " Дельфин".

14

Квилинг.  Изделие " Букет цветов"

15

Знакомство с профессией "Модельер". Известные модельеры России и мира.

16

Исследование "Как менялась мода на протяжении веков".

17

Придумывание эскизов одежды для занятий спортом.

18

Придумывание эскизов одежды на каждый день.

19

Исследование "Альтернативные видов одежды современного человека".

20

Придумывание одежды из полиэтиленовых пакетов

21

Придумывание одежды из бумаги, одноразовых стаканчиков и прочих  материалов

22

Демонстрация своей одежды из бросового материала. Защита проекта.

23

Знакомство с профессией" Швея". "Что такое Пэчворк?"

24

Идеи на тему: "Нестандартное лоскутное шитьё".

25

Моделирование изделия в стиле Пэчворк.

26

Исследование разных типов ткани, их свойств и области применения.

27

Исследование "Как красиво отремонтировать поврежденную одежду?"

28

Виды аппликаций и способы их нанесения на одежду.

29

Практическое применение навыка  работы с аппликацией на ткани. Изделие "заплатка"

30

Знакомство с профессией "Дизайнер-оформитель."

31

Исследование " В чём разница профессий дизайнер-оформитель и ландшафтный дизайнер?"

32

Придумывание предметов для оформления  школьного интерьера

33

Изготовление предметов для оформления школьного или классного интерьера

34

Подведение итогов. Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш".

Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". (1 - 4 класс)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Данная рабочая программа предполагает не только развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Волшебный мир книги."

Рабочая программа курса внеурочной детельности "Волшебный мир книги" составлена с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» на уровне начального образования для 2 класса...