Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем. Строим объёмные геометрические фигуры (проектирование, конструирование, построение развёрток)
план-конспект урока по технологии (3 класс)
Цель: научить строить объёмные геометрические фигуры.
Задачи:1. Соотнести старинные и современные предметы быта и интерьера, сравнить их назначение, сделать акцент на технике безопасности в доме.
2. Познакомить с развёртками и алгоритмом их построения, научить изготовлению призматических форм на основе развёрток.
3. Совершенствовать умение использовать линейку и циркуль для разметки деталей изделий.
4. Развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на чертежи, схемы и инструкционные карты.
5. Учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях.
6. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности, пространственные представления.
7. Учить проектной деятельности, работе в группе, сотрудничеству, распределению и выполнению ролей.
Оборудование
Рабочее место для работы с бумагой и картоном, чертёжные инструменты, ножницы, линейка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии в 3 классе
(«Образовательная система «Школа 2100», учебник О.А. Куревина, Е.А. Лутцева)
Тема: Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем. Строим объёмные геометрические фигуры (проектирование, конструирование, построение развёрток)
(Учебник, с. 19–26)
Групповой проект
Цель: научить строить объёмные геометрические фигуры.
Задачи:1. Соотнести старинные и современные предметы быта и интерьера, сравнить их назначение, сделать акцент на технике безопасности в доме.
2. Познакомить с развёртками и алгоритмом их построения, научить изготовлению призматических форм на основе развёрток.
3. Совершенствовать умение использовать линейку и циркуль для разметки деталей изделий.
4. Развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на чертежи, схемы и инструкционные карты.
5. Учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях.
6. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности, пространственные представления.
7. Учить проектной деятельности, работе в группе, сотрудничеству, распределению и выполнению ролей.
Оборудование
Рабочее место для работы с бумагой и картоном, чертёжные инструменты, ножницы, линейка.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организация начала урока II.Актуализация знаний. Постановка проблемы. | Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем 1. Вступительная беседа. (Учебник, с. 19–22.) 2.Анализ образца призмы(учебник, с. 23–26). Демонстрируется несколько разных призм. – Как называются изделия? Каково их назначение? – Каковы конструктивные особенности изделий? – Из каких материалов лучше изготовить изделия? – Какими известными способами можно изготовить изделия? | Проверяют готовность к уроку. (Рабочее место для работы с бумагой и картоном, чертёжные инструменты, ножницы, линейка). Ученики проявляют фантазию, каким они хотят видеть свой дом (загородный дом, дачу), пробуют сконструировать макет архитектурного сооружения из геометрических модулей. Дети изучают рисунки и инструкционные карты в учебнике. - Призмы (Модули-блоки объёмных, геометрически правильных форм.) - Изделия лучше изготовить из картона. 1.Построить сетку по чертежу 2.Разметить клапаны 3.Обвести контур развёртки 4.Вырезать развёртку, выполнить рицовку 5. Собрать призму | Познавательные УУД 1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. 2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов. 3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других. 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группе. |
II. Открытие знаний. III. Ознакомление с новым материалом. Физкультминутка | 1.Конструкторско-технологические задачи. – Можно ли с помощью шаблонов разметить и изготовить объёмные геометрические фигуры? – Можно ли изготовить объёмные геометрические фигуры не по частям, а из одной детали? 2. Знакомство с развёрткой. – Вы ознакомились с разными способами изготовления объёмных геометрических форм, предметов, игрушек. Вспомните их, приведите примеры. – Что вы наблюдаете? Во что превратились объёмные призмы? Это развёртки. (Слово «развёртка» записывается на доске.) Несколько раз повторяется сборка и разборка развёрток перед учениками. – А теперь давайте рассмотрим, как можно изготовить призму из одной детали – развёртки. (На примере куба, с. 24 учебника.) – Что я сейчас сделала? – Что получилось? На экране – рисунок развёртки куба и его чертёж. Учитель показывает сначала только рисунок развёртки. – Посмотрите на экран. Что изображено? – Сколько сторон (граней) у куба? | - Можно Ученики предлагают свои решения. - Оригами, рельефы, лепка. - В плоские листы. Новые знания ученики закрепляют изучением рисунков в учебн - Развернула куб. -Плоский лист картона, развёртка. (Рисунок развёртки куба.) - У куба шесть граней. | Регулятивные УУД 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Применение знаний. IV. Закрепление материала (практическая работа) | Знакомство с чертежом развёртки куба – Дайте название изображению. – В каких единицах измерения обозначаются размеры на чертежах? Почему на чертеже даны не все размеры? Вычислите недостающие размеры. Прочтите чертёж, ответив для этого на следующие вопросы: – Какова общая длина развёртки? – Какова общая ширина развёртки? – Каковы размеры каждой грани куба по длине развёртки? – Каковы размеры каждой грани куба по ширине развёртки? – Каковы размеры соединительных клапанов по ширине развёртки? – Вспомните, с чего мы начинаем выполнение разметки детали с опорой на чертёж. Пошагово выводится алгоритм построения развёртки, делаются записи на доске. (Использована методика Э.А. Фарапоновой.) – Повторите значение и направление (вертикальное или горизонтальное) общей длины (ОД) развёртки. – Назовите значение и направление (вертикальное или горизонтальное) общей ширины (ОШ) развёртки. – Из каких размеров складывается общая длина? – Из каких размеров складывается общая ширина? Учитель подводит итог: – Мы прочитали чертёж развёртки и сделали запись получившихся результатов. Повторение ТБ на уроке при работе с ножницами. Разметка развёртки куба. – Возьмите картонную заготовку, угольник, карандаш. Начнём вместе построение развёртки. На доске делается запись порядка разметки развёртки куба, состоящая из 7 пунктов. Делается запись: 1) ОД = 120. Делается запись: 2) ОШ = 100. Делается запись: 3) ОД = 20 + 80 + 20 = 120. (Сумма размеров частей развёртки.) Делается запись: 4) ОШ = 20 + 60 + 20 = 100. Делается запись: 5) Сетка. Делается запись: 6) Контур. – Вырезаем развёртку. Делается запись: 7) Вырезать, собрать. Учитель подводит итог: – Для удобства эту запись мы будем называть формулой развёртки. (Термин записывается на доске.) Чтобы сложить развёртку и получить куб, вспомните свойства картона. Можно ли его легко согнуть? Что надо сделать, чтобы сгибы были точными и ровными? С помощью лезвия ножниц выполняется рицовка. Развёртка собирается в объёмную форму и склеивается. Обращается внимание на то, что сгибание выполняется надрезами наружу. – Как быстрее и точнее изготовить куб – по шаблонам или из развёртки? Вопросы к ученику по алгоритму самооценки: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? – Какие умения формировали при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Уборка рабочих мест Оценка работы | Ученики рассматривают чертёж развёртки куба. Чертёж развёртки куба.Ученики пересчитывают количество сторон (граней) на чертеже, определяют правильность развёртки, то есть возможность её сборки. (Пропущенные размеры можно вычислить.) С построения прямоугольника по габаритным размерам. ОД = 250. ОШ = 180. ОД = 60 + 60 + 60 + 60 + 10 = 250 ОШ = 50 + 10 + 60 + 10 + 50 = 180 Один из учеников выполняет построение развёртки на доске.Пользуясь записью на доске, ученики выполняют разметку развёртки на картонных заготовках, проговаривая свои действия. – Откладываем размер общей длины развёртки по низу заготовки. – Откладываем размер общей ширины развёртки по левой стороне заготовки. Строим прямоугольник. – Откладываем размеры деталей по длине прямоугольника. (Сумма размеров частей развёртки.) – Откладываем размеры деталей по ширине прямоугольника. – Строим сетку, то есть проводим горизонтальные и вертикальные линии по засечкам. – Прорисовываем контур развёртки цветным карандашом. - Нет, картон ломкий. - Рицовку. Учащиеся устраивают выставку готовых изделий, совместно обсуждают их качество (точность, аккуратность, прочность). | Личностные УУД 1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
IV. Итог урока. | – Что нового вы узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу? |
Самоанализ урока технологии
Тема: Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем. Строим объёмные геометрические фигуры (проектирование, конструирование, построение развёрток)
Цель: научить строить объёмные геометрические фигуры.
Задачи: 1. Соотнести старинные и современные предметы быта и интерьера, сравнить их назначение, сделать акцент на технике безопасности в доме.
2. Познакомить с развёртками и алгоритмом их построения, научить изготовлению призматических форм на основе развёрток.
3. Совершенствовать умение использовать линейку и циркуль для разметки деталей изделий.
4. Развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на чертежи, схемы и инструкционные карты.
5. Учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях.
6. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности, пространственные представления.
7. Учить проектной деятельности, работе в группе, сотрудничеству, распределению и выполнению ролей.
Оборудование: Рабочее место для работы с бумагой и картоном, чертёжные инструменты, ножницы, линейка.
Это был урок открытие новых знаний. Структура урока:
I. Организация начала урока
II.Актуализация знаний. Постановка проблемы.
II. Открытие знаний.
III. Ознакомление с новым материалом.
Физкультминутка
III. Применение знаний.
IV. Закрепление материала (практическая работа)
IV. Итог урока.
Время, отводимое на каждую часть урока распределено целесообразно.
Учитель и ученики были полностью готовы к уроку. Организация учащихся на урок прошла через психологический настрой.
- Анализ этапов урока.
Актуализация знаний прошла через беседу о разных временах, жилищах и предметах быта, об их назначении и декорировании. Описание внешних особенностей домов и назначения предметов быта, их сравнение. Обсуждение правил безопасного обращения с электричеством, электроприборами, газовой плитой, водопроводом.
После постановки проблемы был проведен анализ готового изделия, где дети рассматривали изделие и пытались самостоятельно определить, какие материалы и инструменты использованы для его изготовления.
Открытие новых знаний прошло через решение конструкторско-технологических задач.
При ознакомлении с новым материалом ученикам демонстрировались образцы призм с разными основаниями (куб, параллелепипед, призма с треугольным основанием и другие). Далось общее их название – призмы. Это слово было записано на доске. Призмы не склеены, и каждую из них развернули перед учениками.
Изучение этой темы позволило развить у детей пространственное воображение и выявить, насколько сформировано это важное интеллектуальное качество.
Знакомство с развёрткой и её чертежом организовалось следующим образом: поэтапное подведение учеников от материального образца развёртки к её изображению и чертежу. Знакомство с развёрткой куба. Прошла демонстрация куба в сборе, но не в склеенном виде, а соединённом скрепками. Далее скрепки сняли и медленно развернули куб.Несколько раз повторяется сборка и разборка развёрток перед учениками. Ученики соотнесли каждую грань с рисунком развёртки. Далее ученики делятся на группы по 4 человека. Им раздаются вариативные развёртки кубов. Ученикам рекомендуется исследовать варианты развёрток (вариативное расположение шести граней) с проверкой их правильности сборкой и выявить неправильные с объяснением их неправильности (лишние или недостающие грани, неправильное расположение шести граней).
Содержание материала урока соответствовало поставленным целям и принципам отбора содержания: научность, воспитывающий и развивающий потенциал, практическая значимость, связь с современностью. Учтены возрастные особенности детей, так как новый материал доступен для изучения в данном возрасте. На данном этапе урока использовался прием активизации познавательной деятельности: работа с учебником и постановка учебной задачи.
Практическая работа проведена по плану и с помощью рабочей тетради, через презентацию поэтапного выполнения изделия. Итог был подведен через беседу, выставку работ, самооценку и взаимооценку. Учащимся на уроке было интересно, например, при выполнении практической работы, при чтении статьи в учебнике. Дети были активны и дисциплинированы на протяжении всего урока. Работу выполняли старательно, соблюдали правила техники безопасности при работе с ножницами. Цели урока достигнуты. Поставленные перед учениками практические задачи выполнены, так как в конце урока проведена выставка готовых изделий. На уроке использовалась презентация для активизации познавательной деятельности и образца изделия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: "Плоские и объёмные геометрические фигуры"
Материалы представленные в презентации можно использовать на уроках математики, изо и технологии....
Плоские и объёмные геометрические фигуры
презентация к уроку "Плоские и объёмные геометрические фигуры" . Можно использовать на уроках математики и наглядной геометрии....
Урок математики в 3 классе «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ СИММЕТРИЧНЫХ ФИГУР»,школа 21 века.
На уроке формируется понятие о симметричных фигурах, умение находить и проводить ось симметрии, с применением дифференцированных заданий, определением симметрии в искусстве и словах....
Презентация к уроку математики в 3 классе «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ СИММЕТРИЧНЫХ ФИГУР», школа 21 века.
Презентация содержит задания устного счета, образец выполнения упражнения для самопроверки, иллюстрации примеров симметрии в искусстве и словах....

урок по занимательной математике во 2 классе. тема "Плоские и объёмные геометрические фигуры"
Урок разработан с учётом нового знания по геометрии. К разработке урока прилагаю презентацию, чтобы было наглядно и интересно....

Запись урока математики в 4 классе по теме "Объёмные геометрические фигуры и их развёртки" для заочного этапа областного конкурса "Учитель года - 2017"
Используя ссылку можно просмотреть запись урока по теме "Объёмные фигуры и их развёртки"...

Закрепление знаний о плоских геометрических фигурах и их дифференциация, знакомство с объёмными геометрическими фигурами(шар)
Презентация на тему : Закрепление знаний о плоских геометрических фигурах и их дифференциация, знакомство с объёмными геометрическими фигурами(шар)Презентация ориентированна на детей дошкольного и мла...
