классный час о правах
классный час (2,3 класс) по теме

Зайцева Светлана Афанасьевна
классный час в форме брейн-ринга о правах детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Klassnyy_chas_o_pravah.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Я – гражданин и ученик»

Цели: 

  • формирование у детей понятия “Гражданин России”, как своей принадлежности к россиянам, воспитания чувства гордости за свою страну;
  • формирование понятий “Права”, “Обязанности”;
  • организация самоопределения детей в школьной жизни (через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками)

Оборудование: коробка, обернутая в подарочную бумагу, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки для творческой работы.

 Оформление:  плакаты, рисунки.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

1чтец . В какой бы я хотела жить стране?

             Да в той, где места нет ни горю, ни войне.

             В которой люди счастливы всегда,

             Друг друга не обидят никогда.

            Где не слышны глухие взрывы

            И где закаты так красивы…

             Я так люблю простор страны своей,

             Хоть далека она от совершенства,

             Хочу, чтоб испытали люди в ней

            Любовь большую, счастье и блаженство!

2 чтец. Я бы хотел жить в стране, где зима и лето.

           Я бы хотел как Есенин, быть ее поэтом.

       Я хочу, чтоб президент умным был и честным.

       Чтоб страну свою любил, был с народом вместе.

II. Актуализация знаний:

На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу.

- Представьте себе, что на столе лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя. Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету.

(Дети показывают, затем каждый раскрывает свою тайну – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями)

- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке? А почему же вы не развернули бумагу?

(Было правило – не брать)

- Назовите синоним к слову правило?

(Закон)

- Какой закон есть у всех детей мира?

Учитель открывает коробку и достает Конвенцию о правах ребенка.

- Наша задача сегодня - вспомнить основные законы, по которым вы живете. Но вначале, обратимся к толковому словарю.

- Кто такой ребенок?

- Что такое Конвенция?

(Работа с толковым словарем)

III. Сегодня мы проведем с вами игру «Брейн-ринг», на которой вы покажете свои знания о правах ребенка. Работа у нас будет в командах. А чтобы распределение было справедливым, проведем жеребьевку. (Учитель предлагает детям жетоны разных цветов, в зависимости от цвета, дети делятся на группы и садятся за столы). Так как игра носит соревновательный характер, то оценивать ваши работы будут эксперты по правам человека – наше уважаемое жюри (представление жюри).Призовой фонд нашей игры – сладкий приз.

Итак, команды готовы?

1 раунд – литературный по сказке А. Толстого «Приключения Буратино» Звучит музыка из этого мультфильма.

Работа осуществляется в группах, учитель раздает карточки по 3 на команду, на которых записаны отдельные эпизоды из сказки. Ребята объясняют, где и как нарушаются права ребенка, где соблюдаются.  Время  выполнения 5 минут.

Карточки:

1. “В животе у Буратино было скучновато. Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Живо открыл глаза – курица исчезла. Он опять закрыл глаза – увидел тарелку с манной кашей, с малиновым вареньем. Открыл глаза – нет тарелки с манной кашей пополам с малиновым вареньем” (Нарушается правило на полноценное питание).

2. “С подоконника он через всю каморку перелетел на стол, крыса за ним…И тут на столе она схватила Буратино за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила на пол и поволокла под лестницу, в подполье”. (Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность).

3. “Карабас Барабас погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление. Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся, зрители разошлись” (Нарушение прав – рабство, непосильный труд).

4. Положив Буратино на кровать, Артемон собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола”. (Право на бесплатное медицинское обслуживание – соблюдается).

5. “Папа Карло скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками. - Вот тебе азбука. Учись на здоровье”. (Право на образование – соблюдается).

6. “На круглых листьях водяной лилии под луной сидели большеротые лягушки, выпученными глазами глядели на Буратино. - Какая-то каракатица плывет, - квакнула лягушка. - Нос, как у аиста, - квакнула другая. - Это морская лягушка, - квакнула третья”. (Нарушаются права на имя, лягушки оскорбляют Буратино).

7. “Буратино подбежал к полной тете и пропищал:- Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра”. (Соблюдается право ребенка на досуг).

8. “В каморке никто не отозвался. Карабас Барабас приказал:- Именем Тарабарского короля – откройте дверь!Полицейские нажали, гнилые половинки дверей сорвались с петель…!” (Право на жилище – нарушается).

9. “…сыщики привели Буратино в отделение. Дежурный бульдог вылез из-за стола, и сам обыскал его карманы. - Ты – беспризорный, беспаспортный. Отнести его за город и утопить в пруду”. (Нарушается право на гражданство, право - на жизнь)

2 раунд -  музыкальный. Вы слушаете 6 хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах идет речь.

3 раунд – Фильм, фильм, фильм. Внимание на экран. Посмотрите отрывки из мультфильмов и ответьте на вопросы.

4 раунд – школьная жизнь.

1. Работа в группах по карточке, затем обсуждение:

Карточка:

Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:

Н. . спр. . ш. . в. . й, чт. . стр. . н. . м. . ж. . т сд. . л. . ть дл. . т. . б. . , спр. . с. . , что. . м. . ж. . шь т. . сд. . л. . ть дл. . св…. й ст. . н. . ?

(Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что сможешь ты сделать для своей страны?)

- Как вы понимаете эти слова?

- В каком документе записаны обязанности школьника?

- Что было бы, если люди забыли о своих обязанностях и пользовались только правами?

- Мы, ученики 2 класса, можем составить свой документ о жизни класса?

Какие правила, мы внесем в него? Как назовем?

2. Работаем над обязанностями школьника. Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника.

- добросовестно учиться;

- беречь только свое имущество;

- соблюдать этику поведения:

- соблюдать школьный режим;

- беречь школьное имущество;

- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;

- соблюдать правила поведения;

- соблюдать чистоту и порядок:

- слушаться только тех учителей, которые преподают в твоем классе;

- беречь свое здоровье

и т. д.

3. Работаем над созданием кодекса класса

Кодекс класса

(ПРОЕКТ)

Задание: Вычеркнуть те предложения, которые неприемлемы для класса.

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.

- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.

- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.

- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.

- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.

- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.

- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.

- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.

- Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное - уберет дежурный.

V. Подведение итогов. Итоги работы в группах представлены в виде стихотворений:

1 группа:

В мире есть закон, что знает _________,

Все его Конвенцией ____________ .

Охраняет жизнь, здоровье _____________,

Их права на отдых и на _______________ .

Нам с тобою тот закон __________

В жизни нам поможет очень_______.

Слова для справок:

Каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан.

2 группа:

Без “Устава” школе быть ___.

Это знают даже ____________.

“Надо” и “Могу” в нем ____________,

Только изучить ты _________.

По “Уставу” будешь жить _________

И проблем не будет _____________.

Слова для справок:

Едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали.

3 группа:

Будет очень дружным ________

Все получится у ___________.

Если будем точно __________

И, конечно, __________

Правила, что класс ___________

И законом их __________ .

Слова для справок:

У нас, класс, назвал, знать, создал, выполнять.

6.                  1. Человеку много нужно,

                Чтобы счастливо прожить –

                Нужен дождь, и даже лужи,

                Нужно с кем-нибудь дружить.

               2. Нужен ветер, нужно море,

                 Нужно солнце и леса,

                 Нужно счастье, нужно горе

                  И родные голоса.

                3. Невозможно без природы,

                   Без синеющих небес.

                   Хорошо иметь свободу,

                  Мир загадок и чудес.

               4. Чтобы жить на белом свете,

                   Чтоб остался рядом друг,

                   Надо главное заметить,

                   Все почувствовать вокруг!

Слово нашим экспертам по правам человека: Вручают грамоты по номинациям:

«Веский аргумент», «Мудрое решение», «Правовая грамотность», «Справедливость» и т.д.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соколова В. П. Классный час "Ваши права, дети"

Классный час "Ваши права, дети". Знакомство учащихся на отрывках сказок с правами детей....

Классный час "Мои права"Внеклассное мероприятие по защите прав ребенка.

Материал можно использовать как для проведения классного часа, так и для открытого внеклассного мероприятия для 4 класса....

Классный час: «Имею право на права»

Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в ...

Классный час "Имею право на права"

Классный час направлен на воспитание правовой культуры младших школьников...

Классный час: «Имею право на права»

Классный час: «Имею право на права»Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с...

Классный час «Имею право на права»

Цель:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить примен...

Классный час "Имею право на права"

Цель: познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:- научить применять права в жизни;- воспитание чувства причастности к правовому сообществу;- помочь детям осозна...