воспитательная работа по программе Гусаровой Л.А.
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Башмакова Ирина Александровна
Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_po_programme_Gusarovoy_L.A.rar219.62 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО -  Башмакова Ирина Александровна

Название работы – Воспитательная работа по программе Л.А.Гусаровой «Восхождение к истокам»

Предмет преподавания -  начальные классы

Должность - Учитель начальных классов

Наименование ОУ – Муниципальное общеобразовательное учреждение Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 7

 

У нас, воспитателей, великая и почетная миссия вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: Я постиг цель воспитателя.

                                                     Василий Александрович Сухомлинский

          Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение.

      В 2005 году я была назначена на должность классного руководителя в 1 «А» классе. В классе обучалось 25 человек.

     Передо мной как классным руководителем встали задачи: найти методы развития классного коллектива, а так же  интеллектуального и духовно-нравственного воспитания каждого ребенка. Я остановилась на программе  Л.А.Гусаровой «Восхождение к истокам».

      Цель программы: пробудить в детях интерес к народной культуре, помочь обрести точку опоры, правильный ориентир в жизни, который поможет противостоять жизненным трудностям.

      Курс построен на мудрых духовных принципах:

  1. Познай самого себя;
  2. Живи для тех, кто тебе дорог;
  3. Ищи истину;
  4. Служи людям;
  5. Твори добро;
  6. Верь, надейся, люби людей, землю, Родину.

     Задачи программы:

  1. Обогащение знанием народных традиций;
  2. Приобщение к общечеловеческим ценностям;
  3. Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно  адаптироваться в этом мире;
  4. Становление активной жизненной позиции;
  5. Воспитание потребности учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

     Программа каждого класса состоит из четырех разделов:

  1. «Восхождение к истокам самопознания»
  2. «Восхождение к истокам общечеловеческих ценностей»
  3. «Восхождение к истокам родной культуры»
  4. «Восхождение к истокам календарной обрядовой культуры и православных праздников».

      Раздел «Восхождение к истокам самопознания» дает возможность ребенку понять себя и помочь «сотворить себя самому», то есть сознательно выстраивать собственную жизнь.

      Здесь мы с ребятами беседовали  на такие  темы, как «Кто я? Где и когда я родился?», «Мое имя, отчество, фамилия. Знакомство с церковными Святцами», «Моя семья и взаимоотношения ее членов», «Мой характер. Что в нем нравится, а что хотелось бы изменить», «Семейные реликвии».

      Включение в программу раздела «Восхождение к общечеловеческим ценностям» дает возможность проявлению гуманных качеств личности, нацеливает на выработку навыков культуры поведения.

      Работая по этому разделу,  мы с ребятами учились  быть воспитанными, изучали  этикет, а на классных часах разбирали  серьезные темы «Легко ли быть добрым?», «Доброе отношение к миру», «Милосердие, в чем оно проявляется», «Что есть Человек на Земле?».  С каждым годом рассуждения детей  становились все серьезнее, глубже.

       Раздел программы «Восхождение к истокам родной культуры» знакомит нас с культурным наследием малой Родины, родной страны в целом через фольклор, православную литературу.

    Раздел «Восхождение к истокам календарной обрядовой культуры и православных праздников» направлен на приобщение к различным видам календарной обрядовой культуры: заклички, игры, ритуальная еда, обычаи, обряды, хороводы, а также знакомство с основными православными праздниками.  

     В  ходе реализации программы мной были использованы   следующие формы:  коллективные творческие дела, праздники,  игры, тренинги, часы общения, знакомящие с историей, традициями родной школы, Наро-Фоминска;  внеклассные мероприятия, способствующие раскрытию талантов детей, встречи с прекрасным, походы в музей, выезды в театры, на концерты, предметные недели,  олимпиады; интеллектуальные игры, использование связей с детской музыкальной школой, детской хореографической школой,.

       Педагоги знают, как иногда тяжело проходит у некоторых детей адаптация к школьному обучению. Поэтому в начале первого класса провела тренинговые занятия «Я учусь владеть собой» (автор Н.Р.Слободяник), направленные на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у ребенка.  А так же цикл игровых занятий, направленных на  формирование  и развитие умения общаться. Помогало второе образование – психологическое.

      С первых дней мы активно включились во внешкольную жизнь. Это и выступление на линейке 1 сентября, участие в осенней ярмарке, поздравление педагогов на Дне учителя, посвящение в первоклассники, «Прощание с Азбукой», концерт для пап, а затем и праздничное поздравление для мам. Очень весело прошел праздник «Традиции русского чаепития». Ребята познакомились с ритуалом чаепития, узнали правила заваривания чая, участвовали в интересных конкурсах. Праздник закончился совместным  чаепитием.

      А еще мы с ребятами до сих пор вспоминаем наш самый-самый первый урок – урок Знаний. Тогда 1 сентября мы с ними создали нашу первую коллективную работу – букет цветов в корзине, где в серединке каждого цветка было фото моего маленького первоклассника. Мы до сих пор  бережно храним эту работу в классе.

      По собственным наблюдениям, а также анализу диагностики психолога по первому году были сделаны следующие выводы:

  1. у детей очень быстро и спокойно прошла адаптация к школьному обучению;
  2. в классе сложилась доброжелательная обстановка и благоприятный психологический микроклимат;
  3. у ребят сформировались коммуникативные умения и навыки;
  4. дети овладели техникой выразительной декламации;
  5. обогатился словарный запас, расширился кругозор у учащихся.

      И вот мои ребята уже во втором классе.      

      В первый учебный день мы встретились с ребятами в школьном музее, где  познакомились с историей нашей школы, узнали, в честь кого названа наша школа,  встретились с ветераном Великой Отечественной войны. Услышали от нее историю нашего родного города в те страшные годы.

      А еще я старалась организовать для ребят интересные экскурсии и поездки.  Мы побывали в нашем историко-краеведческом музее, где познакомились с историей нашего родного Наро-Фоминска, ездили в Москву в театр Сатиры на спектакль «Малыш и Карлсон», а еще мы кормили настоящих страусов в парке Птиц в деревне Воробьи Калужской области.  

      В результате кропотливой работы среди детей выявились талантливые и одаренные дети. Среди нас есть замечательная певица – чистый, звонкий голосок.  Леночка  - неоднократный победитель и лауреат многих музыкальных районных фестивалей и смотров. А еще Юля и Настя очень серьезно занимаются в хореографической школе. А еще мы очень хорошо рисуем, поем и выразительно читаем. У каждого в классе есть свой талант!

       И поэтому, когда в школе проводился конкурс «Две звезды» мы от класса подали заявку на три номинации: песня, танец, декламация.  Наш класс в этом конкурсе победил и был награжден грамотой за активное участие, а так же сладким подарком – большим вкусным пирогом. Мы с огромным удовольствием его съели за общим чаепитием. Ведь это была победа не только отдельных ребят, но и всего класса.

      А так же мы выступили  на районном Фестивале детско-юношеского творчества с литературно-музыкальной композицией, посвященной Году славянской письменности в России, где заняли первое место.

     Впервые мои ребята приняли участие и в интеллектуальном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок». Старт был весьма удачным – 3 место по Московской области.

И ВОТ МЫ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ.    

  1. в рамках Открытого урока Чтения  провели конкурс «Лучшего инсценирования стихотворения», где ребята проявили полную самостоятельность, начиная от выбора произведения до подготовки необходимого реквизита. Нашим жюри были второклассники, которые с удовольствием наблюдали за этим мини-спектаклем;  
  1. впервые приняли участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» с проектом «Творческая мастерская по изготовлению диафильма по русским народным сказкам»;
  2. на районном Фестивале детско-юношеского творчества, посвященном Году семьи, в номинации «Фольклор»  со своей сказкой «Репка»  стали лауреатами;
  3. приняли активное участие в Неделе начальной школы, посвященной Году семьи: подготовили газету-фоторепортаж «Самая дружная семья», участвовали в конкурсах сочинений и рисунков «Моя семья», ребята были награждены грамотами и ценными подарками;
  4. были награждены  грамотой как самый активный класс в конкурсе сочинений «Здоровый образ жизни – это …»
  5. для учащихся начальной школы провели праздник «Осень,  осень, милости просим…», где познакомили  с основными осенними праздниками, приметами, традициями празднования, играми и хороводами, песнями. Час «погружения» в родную историю прошел на одном дыхании. И это говорит о том, что ребятам интересно знакомиться с историей своего народа, и они готовы получать эти знания;
  6. посещали историко-краеведческий музей, побывали в Московском океанариуме, в музее Дарвина, в музее имени А.С.Пушкина, театре имени Н.Сац, в театре Маяковского, в музее космонавтики;
  7. в международном конкурсе «Русский медвежонок» заняли 3 место по Наро-Фоминскому району, приняли участие в конкурсе «Золотое Руно».

     Незаметно пролетело время. Скоро я со своими ребятами попрощаюсь. Но за этот год мы успели очень много:

  1. В рамках учебного плана у нас выделен предмет   «Введение в историю». Свои знания мы продемонстрировали учителям истории во время их семинара, который проходил на базе нашей школы. Знания детей по истории Родины, их умение логически верно выстроить свои ответы, работа с интерактивной доской произвели впечатление на педагогов.
  2. А на семинаре директоров школ Наро-Фоминского района мы с ребятами показали праздник «Рождественские колядки», а так же интерактивную игру «Хочу все знать».
  3. Мы с ребятами приняли участие в викторине, посвященной  100-летию со дня рождения Н.Носова. Участники были награждены  грамотами и призами.
  4. Стали лауреатами на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» с проектами «Что мы знаем о вулкане? Изготовление модели вулкана», «Печатных дел мастера. Изготовление книги загадок печатным способом».
  5. На районной научно-практической конференции «Мир глазами ребенка» с данными проектами заняли 2 место.
  6. Неоднократно посещали художественную галерею при ГДК «Звезда», концерты в детской музыкальной школе, ездили в Москву на цирковое представление братьев Запашных «Камелот», мюзикл «Красавица и Чудовище».

     Все это, мне кажется, было бы просто невозможно без активного участия и помощи родителей моих ребят.

     Все воспитание начинается в семье. И нравственное воспитание имеет свои корни в семье. Родители моих воспитанников  научили своего ребенка вести себя в различных ситуациях, жить в согласии с другими людьми, уметь терпеливо слушать окружающих. А это и есть основы духовно-нравственного воспитания. У нас в классе нет проблемных семей, ребята гордятся своими родителями.

          Стараюсь  использовать разнообразные  формы и технологии работы с родительским коллективом: родительские собрания, конференции, тренинговые занятия, родительские университеты, индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

     Результаты работы с родителями:

  1. Родители – активные помощники во всех моих начинаниях. Благодаря их  усилиям у нас всегда красивые декорации и костюмы для выступлений; во время наших чаепитий – богатый и нарядный стол.
  2. Родители всегда посещают наши мероприятия в качестве самых любимых зрителей  и группы поддержки.
  3. Родители с первого класса очень сдружились друг с другом, постоянно общаются и в курсе всех наших классных и школьных дел.
  4. Благодаря спонсорской помощи  со стороны родителей – наш класс один из самых красивых и оборудованный.
  5. Я никогда не устаю благодарить своих родителей за любую помощь: на родительских собраниях, на педагогических советах, на праздничных мероприятиях.

Я уверена, что, только взаимодействуя, мы достигли с ребятами и родителями таких результатов. И я очень надеюсь, что наши усилия не пропадут даром и все то, доброе, хорошее останется у каждого моего воспитанника в средней и старшей школе, а также  и в будущем.

И в сплетении рук,

И в сиянии глаз – мы вместе.

Льется радуга знаний,

Надежд и исканий – мы вместе.

Все преграды сметая,

Пробивая дорогу, мы вместе,

Мы вместе!

Приложение 1.doc 

  Библиографический список

  1. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи// Воспитание школьников № 3, 1998.
  2. Виноградова Г.Г. Лавриченко В.П. Откуда азбука пришла // Читаем
    учимся, играем. 200, № 2, С.8.
  3. Гусарова Л.А. «Восхождение к истокам» - программа  духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.
  4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т.М: Тера,1995.
  5. Духанин В. Сокровенный мир православия,М.: Издательский совет русской православной церкви, 2006.
  6. Дереклеева Н.И., Классный руководитель, М.:Вербум.М, 2001.
  7. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2003.
  8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие -  М.: Генезис, 2000
  9. Сухомлинский В.А.   О воспитании. М., 1980. С.123

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

из опыта воспитательной работы по программе "Наш дружный класс"

Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс. Учитель изучает, знает и учитывает индивидуальные особенности детей, приспосабливается к ним и каждог...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук", Программа работы с родителями на 2023-2027 уч.гг.

Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук" 2023-2027 уч.гг.Программа работы с родителями "Содружество" 2023-2027 уч.гг.Страничка Экскурсии и праздники | О...