Воспитательная программа класса "Алые паруса"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Опыт разработки и реализации воспитательной программы класса "Алые паруса".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение
Центр образования № 1601
 Северного административного округа

г. Москвы

J:\ГОУ ЦО № 1601\Креатив\index_files\ban.jpg

Опыт разработки и реализации воспитательной программы класса

Старший воспитатель: Пожилова Ольга Александровна

Именно в начальных классах учитель закладывает азы познания добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства  долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей, сталкивается с доселе незнакомым понятием – одноклассники. Как воспитать в ребёнке верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу и понимать чувство локтя своих друзей?

Цель программы:

  •       Создание  условий для развития способностей каждого учащегося,        

           формирования духовно богатой, свободной,  физически здоровой, творчески

           мыслящей личности,  способной адаптироваться в новых условиях жизни.

  • Воспитание личности, имеющей активную гражданскую позицию.
  • Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого ребёнка.

Задачи программы:

  • Формирование в младшем школьнике чувство коллективизма.
  • Воспитание морально - этических норм поведения.
  • Привитие чувства добра и сострадания.

          Главным целевым ориентиром, ожидаемым результатом в реализации воспитательной системы является модель выпускника начальной школы, содержащая ценностный, познавательный, коммуникативный, художественный и физический уровни.

Механизм   построения воспитательной системы

            Выбор направлений осуществлялся на основе и в соответствие с результатами диагностики, определением уровня развития и интересов учащихся и обусловлен целевым ориентиром – моделью выпускника начальной школы. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах (волнах).

Двенадцать ежедневных добрых дел

для поддержания хорошего микроклимата

в классе

  • Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
  • Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.
  • Помни, что учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.
  • Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.
  • Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).
  • Помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.
  • Помогай учителю в организации досуга.
  • Принимай участие в ежедневной уборке класса.
  • Не будь в стороне от интересных дел.
  • Будь ответственным: пообещал – сдержи слово.
  • Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.
  • Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.

То, что идёт от сердца,

 до сердца и доходит.

(Пайэтт)

Программа предполагает в воспитательной работе основные направления становления своего «Я» в коллективе:

  • Здоровьесберегающее.
  • Учебное.
  • Нравственно-патриотическое.
  • Трудовое.
  • Досуг.
  • Самоуправление.
  • Социальное партнёрство с семьёй.
  • Эстетическое.

Ожидаемые результаты

Я, как учитель, - главная фигура в образовательном процессе. Моя работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложнее. Я не просто хожу на работу и отрабатываю часы, а вместе с детьми проживаю и переживаю каждый день в школе. Соединяю воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с детьми. При этом стараюсь находить возможность работать творчески. Творческая работа предполагает развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия со своими детьми.

Не каждому ребёнку дано учиться на «4» и «5», но быть порядочным человеком может быть каждый. Я должна, организуя любую деятельность своего ученика, предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.

Я очень хочу помочь детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит и счастья.

Если моим детям удастся добиться успеха в школе, у него будут все шансы добиться успеха в жизни.

Ожидаемые результаты:

Результативность  программы развития классного коллектива заключается в том, что мои воспитанники  будут:

  • порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком;
  • сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности;
  • мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется пожалеть в будущем;
  • образованными, интеллектуально и культурно развитыми, политически грамотными и активными;
  • людьми, гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей,
  • чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что “красота спасет мир”,
  • добрыми, гуманными, милосердными, что поможет  никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту,
  • здоровыми духовно и физически

Родина – мать, умей за неё постоять.

Цель:

  • Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.
  • Формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свой город, свою школу.

Задачи:

  • Воспитание духовной личности.
  • Изучение истории Родины, своего города.
  • Воспитание преданности и любви к своему народу, к своему Отечеству, своей      

    родине—Москве.

  • Формирование нравственной, правовой, политической и экологической культуры.
  • Создание условий для формирования и развития свободной и ответственной,

     гуманной личности.

  • Развитие чувства единения, школьного братства.

Формы:

  • Классные часы о Российской истории, о Москве, об истории школы.
  • Беседы, классные часы о Победе в Великой Отечественной войне.
  • Сотрудничество с музеями (школы, г. Москвы)
  • Поездки с целью знакомства с историей города.
  • Уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры  вежливости.
  • Участие в акциях «Милосердие», «Подарок старику».
  • Конкурсы стихов, рисунков, сочинений, поделок.

Мероприятия:

         

  • Уроки этики и этикета.
  • Классный час «Хорошие речи хорошо и слушать».
  • День вежливости. Встреча с интересными людьми.
  • Беседа с анкетированием «Счастье, радость, добро и моё мироощущение».
  • Родительское собрание. Анкета для родителей «Удовлетворённость образовательным и воспитательным процессом в классе».
  • Классный час «Расскажи мне обо мне».

Результативность:

знать:

  1. основы культуры речи, чтения, мышления;
  2. основные общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля – вместе взятые.

уметь:

  1. видеть себя как носителя духовных ценностей;
  2. применять полученные знания по культуре поведения в общественных местах, в школе и дома, с незнакомыми людьми, со стариками, наедине с собой, в общении с противоположным полом;
  3. выбрать форму поведения достойную Человека, нравственные убеждения, основанные на общечеловеческих духовных ценностях;

                                                            Знание и только знание делает

человека свободным и великим.

(Д. И. Писарев)

Цель:

  • Создать условия для раскрытия  интеллектуальных, умственных

        способностей.

  • Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.

Задачи:

  • Воспитание  у учащихся понимания значимости образования.
  • Научить самостоятельно получать знания, используя различные ТСО.
  • Сохранять стабильно-высокий уровень успеваемости.
  • Создавать ситуацию успеха.
  • Развитие умений контролировать свои поступки, мотивы,  отношения.
  • Формирование мотивов и потребностей поведения.
  • Психолого-педагогическое обеспечение процессов самопознания,  

                                  самореализации, самосовершенствования.

Формы:

  • Система классных часов «Учись учиться».
  • Организация соревнования: личного и по группам.
  • Организация познавательных экскурсий.
  • Участие в олимпиадах, конкурсах.
  • Индивидуальная работа с учащимися, с одарёнными детьми.
  • Отчёты об успеваемости на родительских собраниях, классных часах.

Мероприятия:

  • Ступеньки познания «Кто Я?» тестирование, анкетирование.
  • «Культура общения и правила поведения».
  • Психологический практикум «Мои достоинства и недостатки».
  • Операция «Забота».
  • Проект «Добротой себя измерь».
  • Психологические особенности детей 7-10 летнего возраста – родительское собрание.
  • Интерактивная игра «Кто кого или ребёнок в мире вредных привычек».
  • Игра « В человеке всё должно быть прекрасно..»
  • Тест «Кто Вы?»
  • «Разрешите ребёнку быть ребёнком» - родительское собрание
  • Недописанный тезис «Что я хочу изменить?»
  • «Кнут или пряник?» - родительское собрание
  • Час  с самим  собой «Самохарактеристика»
  • Психологический практикум «Мои достоинства и недостатки».
  • Диспут о воли и целеустремлённости.
  • Тесты на развитие уверенности в себе.
  • Классный час «Необыкновенные возможности человека».
  • Творческий отчёт о жизни класса – родительское собрание.

Результативность

 знать:

  •  нормы и правила общения;
  •  о культуре поведения в общественных местах, в школе, дома, с незнакомыми людьми, с самим собой.

 уметь:

  • слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства и умозаключения партнёра;
  • владеть навыками позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, навыками самооценки и понимания других;
  •  конструктивно, «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми

                 

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Трудовая деятельность человека всегда была и остаётся основным условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. В процессе труда развиваются умственные  способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин.

Цель:

  • Сформировать соответствующее отношение к труду.
  • Вооружить детей необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивать

      способности.

Задачи:

  • Воспитывать ответственность за порученное дело.
  • Прививать навыки самообслуживания, чувство хозяина своего класса,

     школы.

Формы:

  • Беседы, классные часы о труде, профессиях родителей.
  • Экскурсии на предприятия, где работают родители.
  • Дежурство по школе, классу.
  • Субботники.
  • Генеральные уборки.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Цель:

  • Прививать детям  понятия здорового образа жизни.
  • Защищать, сохранять и укреплять физическое и психологическое состояние

          учеников.

Задачи:

  • Пропагандировать здоровый образ жизни.
  • Создать условия для свободного развития его духовных и физических сил.
  • Организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции

        здоровья.

  • Взаимодействовать с медицинскими работниками школы.
  • Проводить профилактику асоциального поведения ребят.
  • Формирование культуры безопасности на дорогах, изучение ПДД.

Формы:

  • Дни здоровья, спортивные праздники, подвижные игры.
  • Конкурсы «Вперёд, милашки», «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная

        семья», «А ну-ка, папы», «От игры к спорту» и т. д.

  • Походы, экскурсии.
  • Беседы, классные часы о здоровом образе жизни.
  • Изучение правил дорожного движения и основ безопасности

        жизнедеятельности.

  • Конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни.
  • Клубы выходного дня. (Катание на лыжах, коньках, прогулки на свежем

        воздухе, посещение бассейна).

  • Проведение различных спортивных игр и соревнований в классе. (Турнир по

        прыжкам через скакалку, шахматно-шашечные турниры и т.д.).

  • Консультации медицинского работника, социального педагога, психолога.

Всякий жест обязывает, особенно благородный.

(Р.Мартен дю Гар)

Цель:

  • Развивать творческий потенциал личности, расширять и повышать культурный уровень ребёнка.

Задачи:

  • Содействие развитию познавательных интересов личности.
  • Помочь раскрыть свою собственную индивидуальность, свои скрытые таланты.
  • Создание условий для развития творческих способностей учащихся, в том числе через дополнительное образование.
  • Приобщение к общечеловеческим, духовным и материальным ценностям и сокровищам  культуры.
  • Обогащение  эмоционального  мира детей. 
  • Создавать творческие коллективы при подготовке мероприятия в классе.

Формы:

  • Участие в классных, школьных и городских конкурсах, фестивалях.
  • Цикл бесед на этическую тему.
  • Экскурсии  на выставки и концерты.
  • Знакомство с историческими и художественными ценностями России, Москвы.

Что одному не под силу – легко коллективу.

Цель:

  • Создание благоприятных  педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика.

Самоуправление класса, как любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между определёнными учащимися, выборы ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

   

   Помни:

  • Человек без друзей – что дерево без корней.
  • Сто голов – сто умов.
  • Добро помни, а зло забывай.
  • В единении – сила.
  • Не копай яму другому – сам в неё попадёшь.

   Основные общественные поручения:

  • Командир класса
  • Физорг
  • Учебный сектор
  • Затейник
  • Трудовой отдел
  • Ответственный за столовую
  • Цветовод
  • Ответственный санитар
  • Библиотекарь

   В классе организовано:

  • Рейды по проверке успеваемости, посещаемости, по проверке дневников и тетрадей.
  • Дежурство по классу и школе.
  • Ухаживание за цветами.
  • Проведение праздников совместно с родителями
  • Создание условий для развития наиболее одарённых детей (вовлечение в кружки, конкурсы, олимпиады).

Вместе будем мы учиться, обязательно

трудиться,  отдыхать и веселиться!

Основная задача:

  • Помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование,

      способствовать духовному и интеллектуальному развитию.

В наше время вопрос организации досуга детей встаёт особенно остро, т.к ребёнок,

ещё не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством

поглощает всё то негативное и опасное, чем она жизнь, так, к сожалению, богата.

Значит надо отвлечь его внимание. Организовать его деятельность так (особенно в

свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному,

полезному, чтобы всё это давало ребёнку стимул для дальнейшего развития

личности.

Занятость детей вне учебных занятий

Мероприятия:

  • Беседа «Исторические корни русского человека».
  • Проект «Фестиваль увлечений».
  • Экскурсия в музей «Боевой и трудовой славы».
  • Конкурс рисунков «С чего начинается Родина».
  • Интерактивная игра «Прекрасное далёко».
  • Игра «Хочу всё знать».
  • Классный час «Расскажи мне обо мне».
  • Вечер отдыха «Поделись улыбкою своей»
  • Родительское собрание «Воспитание школьника среди искусств».
  • Посещение театров, музеев.
  • Встреча с представителями разных профессий.
  • «Хозяюшки» -  конкурс для девочек.
  • Концерт для мам « Весенний букет».
  • «Мальчик, юноша, мужчина» - диспут.
  • Классный праздник «Вот и стали мы на год взрослей».
  • Тест « Я человек – но какой?»

Результативность:

знать:

1. понятийно - терминологическое поле хобби-пространства;

2. тип своего темперамента

 

    уметь:

  1. находить своё место в общем деле на всём его протяжении.
  2. уметь выстраивать свои отношения со сверстниками и окружающими

Хотите ли, не хотите,

Но дело лишь только в том,

Что - прежде всего, мы - родители,

А всё остальное потом.

Цели:

  • Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования ребёнка совместно с семьёй.

Задачи:

  • Совместная работа детей, педагогов и родителей с целью развития познавательных интересов.
  • Усвоение этики семейной жизни, знаний и требований, предъявляемых к общению в семье.
  • Совместная работа педагога и семьи.
  • Культура общения с членами семьи.
  • Приобщение к традициям семьи.
  • Совместная работа по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации ребёнка.

Формы:

  • Тематические родительские собрания, индивидуальные беседы с

    приглашением социального работника, психолога, медика, педагогов-

              предметников.

  • Организация  работы родительского комитета.
  • Анкетирование детей и родителей по выявлению запросов и степени

    удовлетворённости деятельностью школы, классного руководителя.

  • Проведение совместных праздников, творческих дел, спортивных

    мероприятий.

  • Изучение семейно–бытовых условий жизни ребёнка и семьи в целом.

  Мероприятия:

  • «Дом, в котором мы живём». Беседа о школе.
  • «Мои права и обязанности» - классный час».
  • Конкурс «Творческая семья».
  • Проект  составления генеалогического древа  «Знаю ли я свои корни?»
  • Проблемы адаптации детей к обучению в школе – родительское собрание.
  • Праздник для мам. «Подарок маме».
  • Беседа «Черты русского характера».  
  • «Семья и школа – грани взаимодействия» – родительское собрание.
  • Семейные посиделки «Раз в крещенский вечерок».
  • Классный праздник «День отца, защитника, хозяина»
  • Основные положения «Семейного кодекса РФ». – классный час.
  • Творческая работа «Загляните в мамины глаза».
  • «Мир читательских интересов семьи» – родительское собрание.
  • КВН  «Если бы я был папой».
  • Встреча с ветеранами ВОВ
  • «Всемирный день семьи». Совместное родительское собрание (концертная программа)
  • Проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Результативность

знать:

  • историю своей семьи;
  • основы этики и психологии семейной жизни;
  •  основные положения семейного кодекса РФ;
  • культуру и традиции русского народа.

уметь:

  • уважительно относиться к родителям, их взглядам и чувствам, традициям и обычаям;
  • самостоятельно решать элементарные бытовые, семейные проблемы;
  • преумножать достижения и честь рода;
  • осознать своё предназначение на Земле (видеть смысл жизни);

Стиль руководства классом

Стиль руководства классом демократический, который проявляется в опоре педагога на общественное мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности, ее содержание до каждого ученика в классе, подключает их к активному участию в обсуждении хода работы.

Основные способы общения: просьба, совет, информация.

Самоуправление

Развитию субъективности личности школьника способствует формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. В школе действует детская организация «Солнечный город», в состав которой входит и наш класс. Самоуправление в классе осуществляется посредством деятельности капитана,  кубриков и их матросов, чередования поручений.  

Принципы построения самоуправления:

  • – выборность на всех уровнях;
  • – периодическая отчетность;
  • – выполнение решений высших органов;
  • – открытость решений, гласность;
  • – обеспечение права меньшинства на отстаивание своей позиции;
  • – соответствие органов коллектива содержанию деятельности;
  • – обеспечение ученического коллектива реальными правами и обязанностями;
  • – тактичная критика и самокритика.

В классе составлены и действуют правила жизнедеятельности: 

  • – трать время на любое занятие, если оно тебе интересно;
  • – не опасайся соперничества, обращайся за помощью к тем, кто способен помочь;
  • – выражая неодобрение, не прикасайся к личности, оценивай только поступки и конкретные  

               действия;

  • – помни о том, что лучший собеседник не тот, кто умеет говорить, а тот, кто умеет слушать;
  • – оставайся свободным в своем выборе, но будь готов нести ответственность за свое  

              решение;

  • – знай, что коллективное обдумывание какого-либо вопроса положительно влияет на

        мышление каждого участника;

  • – известно, дойти до конца в учении невозможно, но нужно двигаться в правильном

        направлении.

Все учащиеся класса, в зависимости от интересов, индивидуальных способностей, желания избираются в центры самоуправления-кубрики.  

 Родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, работники культуры, общественность – наши сотоварищи в учебной и внеучебной деятельности.

В классе действует родительский комитет, определены группы родителей, для совместной организации воспитательного процесса:

«Творчество» – оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, организация экскурсий, походов, поездок и т. п.

«Казначейство» – финансовая деятельность.

«Помощники» – решение бытовых проблем класса, приобретение подарков для детей, помощь в ксерокопировании, фото и видеосъемки, предоставление транспорта.

        Родители класса активно участвуют во всех направлениях воспитательной работы в классе. Они имеют высокую заинтересованность не только в повышении успеваемости и качества обучения, но и в формировании духовно - нравственной культуры учащихся. Особое внимание в совместной с родителями деятельности уделяется культуре здорового образа жизни школьников. Важной частью воспитательного процесса является деятельность классного руководителя и родителей по формированию психологической культуры школьников.  

      Совместная деятельность классного руководителя и родителей становится более активной благодаря использованию разнообразных форм работы.

Приложения

к программе «Алые паруса»

Приложение №1         

Уровень культуры учащихся 1-4 классов

Показатели

воспитанности

Признаки проявления разных уровней воспитанности.

4-высокий

3-средний

2-низкий

1-очень

низкий

Гуманность

Пресекает грубость, не добрые отношения к людям, заботится об окружающих

Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других

Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива

Недоброжелателен, груб

Любознательность

Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает товарищам  

Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и в классе

Не осознает знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем

Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет

Трудолюбие

Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезные труд в школке и за ее пределами.

Осознает личную и общественную значимость труда, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе и за ее проявляет.

Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых и товарищей

Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования

Целеустремленность

Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии.

Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет.

Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей, рекомендациям семьи.

Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится.

Культурный

уровень

Много читает.

Охотно посещает культурные центры. Проявляют интерес к музыке, живописи. Понимает искусство. Охотно делится своими знаниями с товарищами. Привлекает их к  культурной жизни.  

Любит читать.

Посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Но интересуется литературой и искусством только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни.

Читает, посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает по совету или настоянию старших, родителей.    

Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре и искусству.

Требовательность к

себе, стремление к

самосовершенствованию

Объективно

Оценивает

Свои познавательные

Возможности и

Черты характера, настойчиво работает над собой.

Объективно

Оценивает свои познавательные

Возможности и

Черты характера, работает над собой недостаточно.

Не самокритичен

Самооценка

Завышена, работа над собой не умеет и нуждается в

Постоянной стимуляции

Со стороны товарищей и

Педагогов.

Не

Самокритичен

И не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера.

Приложение № 2          

Сводный лист данных изучения уровня культуры

учащихся_______ класса

Фамилия, имя

Любознательность

Трудолюбие

Гуманность

Целеустремленность

Требовательность к себе

Культурный уровень

Уровень воспитанности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей:

5-ярко проявляется

4-проявляется

3- слабо проявляется

2-не проявляется

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое  

5-4,5 балла – высокий уровень

4,5-3,9 балла – хороший уровень

3,8-2,9 балла – средний уровень

2,8-2 балла – низкий уровень

 В классе  ________ учеников

__________высокий уровень

__________хороший уровень

__________средний уровень

__________низкий уровень

Приложение № 3

Приложение № 4

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

(методика М. И. Рожкова)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения. Каждый ребёнок заполняет бланк со следующими цифровыми  

                               кодами и предложениями.

4 3 2 1 0         1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего

                      класса   работал лучше.

4 3 2 1 0         2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы.

4 3 2 1 0         3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе .

4 3 2 1 0          4. Участвую в подведении итогов работы класса , в определении

                    ближайших задач.

4 3 2 1 0         5. Считаю, что мой класс   способен к дружным самостоятельным

                    действиям.

4 3 2 1 0         6. У нас в классе  все обязанности четко и равномерно

                    распределяются между ребятами.

4 3 2 1 0         7. Выборный актив в нашем классе   пользуется авторитетом среди

                    всех членов коллектива

4 3 2 1 0         8. Считаю, что актив в нашего класса  хорошо и самостоятельно

                    справляется со своими обязанностями.

4 3 2 1 0         9. Считаю, что ребята  нашей группе добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0         10. Своевременно и точно выполняю решения принятые собранием или активом группы.

4 3 2 1 0         11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

4 3 2 1 0         12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4 3 2 1 0         13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

4 3 2 1 0         14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий.

4 3 2 1 0          16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы

4 3 2 1 0         17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами

4 3 2 1 0         18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4 3 2 1 0          19. Мы стремимся помочь друг другу, в разрешении трудностей

4 3 2 1 0         20. Считаю, что ребята, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

4 3 2 1 0         21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов школьного самоуправления всего коллектива.

4 3 2 1 0         22. Мы стремимся к тому, чтобы наш класс достиг более высоких результатов.

4 3 2 1 0          23. Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и  общественных организациях.

4 3 2 1 0         24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива класса.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да»,

0 – «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность  учеников в   самоуправленческую   деятельность (предложения 1–4);

2) организованность группового коллектива (5–8),

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12),

4) включенность группы в дела всего коллектива (13–16),

5) отношения класса с другими общностями(17–20),

6) ответственность учащихся класса за дела всего  коллектива школы (21–24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.

Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.

Приложение № 5

План – сетка воспитательной  работы.

1 класс

Направления

Учебно – познавате-льное

Творческое

Гражданско-патриоти -ческое

Нравствен-но - этичес-кое

Здоровый образ жизни

Коллектив

Сентябрь

День Знаний.

Экскурсия «Мы в школе».

Устный рассказ про осень.

Экскурсия в осень.

Учебная игра по правилам поведения в школе.

Разучивание подвижных игр в перемены и динам. часы.

ПДД «Дорога и ее элементы. Безопасный путь в школу».

Выявление детей с ослабленным здоровьем.

Тренинг «Знакомство»

Октябрь

Кл. час

«Портфо-

лио и как

его заполнять».

Конкурс «Лучшее портфолио»

Праздник «Посвяще-ние в первоклас-сники».

Конкурс поделок из природного материала.

Конкурс рисунков

«Мой любимый город»

Знакомство с Уставом школы.

Права и обязаннос-ти школьни

ка.

 

Экскурсия «Посвяще-ние в москвичи»..

День пожилого человека.  

Кл. час «Волшебное слово – что ясный день»

Кл. час «Что такое режим».

Кл. час «Здоровье и гигиена»

ПДД «Остановочный путь»

Выбор актива класса.

Распреде-ление поручений.

Выпуск классной газеты к Дню пожилого человека.

Оформле-ние классного уголка.

Ноябрь

Экскурсия в детскую библиотеку.

Творческие лаборато-рии по предметам.

Интеллектуальный «Осенний марафон».

Праздник семьи.

Посещение театра.

Беседа-игра «Как вести себя в театре» .

ПДД «Где можно и где нельзя играть»

Час общения

«Это я» .

Самопред-ставление.

Декабрь

Экскурсия в школьную библиотеку. «Детские журналы. Обзор и чтение»..

Мастерская Деда Мороза.

Новогодняя елка.

Кл. час, посвящен-ный Дню Конститу-ции.

Практичес-кая работа «Птичкам надо помогать». Изготовле-ние кормушек.

ПДД «Пешеход-ный переход».

«Хорошо с горы кататься!» (игры на улице).

Выпуск классной газеты.

Январь

Творческие лаборато-рии по предметам.

Экскурсия

Беседа

«Как мы бережем учебные вещи».

 

ПДД «Перекресток»

Игры на улице.

Кл. час «Не говори да, если хочешь сказать нет».

Февраль

Математическое сорев-нование «Кто лучше считает».

Конкурс рисунков

Ролевая игра «Мы в гостях».

Веселые старты «А ну-ка, мальчики»

«Мама, папа, я  –спортивная семья»

Март

Поздравле-ние- открытка

«Мы уже писать умеем».

Утренник  «О наших бабушках, мамах и сестричках»

Праздник  «Прощание с Азбукой».

Чтение и обсуждение книг о братьях наших меньших.

ПДД. Практическое занятие «Светофор».

Кл.час «Знаешь ли ты правила дорожного движения»

Выпуск классной газеты.

Апрель

Устный журнал «День космонавти-ки».

Профилак-тика правона-рушений.

«Где нас подстерегают опасности». (Разбор ситуаций)

Кл. час «Не надо ссориться» Диагности-ка детского коллектива.

Май

Мои люби-мые уроки. (Викторина- игра).

Подведение итогов кон-курса «Лучшее портфолио»

«В природе должно быть все чисто и красиво»

(Прогулка с пользой).

Беседа «Друзья Мойдодыра».

Поход в природу.

Выпуск классной газеты.

Диагности-ка детского коллектива.

2 класс

Направления

Учебно – познавате-льное

Творческое

Гражданс-ко-патриоти -ческое

Нравствен-но - этичес-кое

Здоровый образ жизни

Коллектив

Сентябрь

День Знаний.

Кл. час «Школь-ный дневник.

Как с ним работать».

Конкурс поделок из природного материала «Дары осени»..

КТД.  «Законы жизни в классе».

Планирова-

ние работы.

ПДД

«Дорога и ее элементы».

Составле-ние графика дежурства.

Распределе-ние поруче-ний.

Оформле-ние классного уголка.

Октябрь

Создание классной газеты.

Праздник «Золотая волшебни-ца Осень»

Экскурсия в природу «Осень».

Кл. час

«Дружба начинается с улыбки» .

Декада пожилого человека.

Проектная работа «Составляем режим дня».

Посещение кукольного театра.

Выпуск классной газеты.

«День именинни-ка» .

Ноябрь

Кл. час

«О лени и лентяях» .

Творчес-кие лаборато-рии по предме-там.

Игра – конкурс «Русский медвежо-нок».

Конкурс рисунков «Люблю природу русскую».

Беседа

«Об акку-ратности».

Практичес-кая работа

«Скоро птички прилетят».

ПДД

«Пешеходный переход».

Игра-путешествие

«Я и мое здоровье».

Декабрь

Подготовка стихов и песен к новогод-нему празднику.

Беседа «Символы России - наши символы».

Кл. час «Учитесь улыбаться».

ПДД «Перекрестки. Не регулиро-ванные перекрестки»

Классная новогодняя елка.

Выпуск классной газеты.

Январь

Конкурс-ная программ-ма «Зов джунглей»

Конкурс рисунков «Ой, ты, зимушка – зима!»

Игра-путешест-вие «Где жить - там и слыть»

Игры на улице «Все на лыжи и санки».

Кл. час «Мальчики и девочки».

Шутливые соревнования.

Февраль

Творчес-кие лаборато-рии по предме-там.

Игра «Кенгуру».

Подготовка к конкур-сам маль-чиков и девочек.

Конкурс чтецов.

Экскурсия

Тренинг

«Не забывай о вежливых словах».

Правила поведения

Конкурс «А ну-ка, мальчики».

Март

Конкурс стихов и пословиц о маме.

Кл. час

«Ты не один, вокруг тебя люди». (Правила поведения в общест-венных местах)

Конкурс

«А ну-ка, дочки, матери» .

Выпуск классной газеты.

Апрель

Игра «Эрудит- круиз».

Подведе-ние итогов конкурса на самого активного читателя школьной библиоте-ки.

Подготовка к утреннику.

Утренник «Откуда берутся грязнули?»

День смеха

Май

Брейн-ринг по литератур-ным произведе-ниям.

 

Подготовка к празднику.

Экскурсия в музей

«К юбилею Победы»

Встреча с ветеранами войны, тружениками тыла.

Поход.

Праздник «Прощание со 2 клас-сом».

Выпуск классной газеты.

Диагности-ка детского коллектива.

3 класс

Направления

Учебно- познавате-льное

Творческое

Гражданско- патриотическое

Нравствен-но- этическое

Здоровый образ жизни

Коллектив

Сентябрь

День Знаний.

Выпуск ежемесяч-ной классной газеты.

Оформле-ние классного уголка.

Беседа «Компьютерная зависимость»

Организа-ция игры «Государст-во в госу-дарстве».

Планирова-ние работы на год.

«День именинни-ка» .

Октябрь

Беседа «Домаш-ние задания. Как мы их выполняя-ем»

Подготовка к утренни-ку.

Выставка поделок из природного материала «Дары осени».

Декада пожилого человека. (Помощь ветеранам).

Проект

«Мой режим дня».

Кл. час «Мальчики и девочки».

Ноябрь

Подготов-ка к олимпиа-дам.

Творчес-кие лаборато-рии по предме-там.

Игра – конкурс «Русский медвежо-нок».

Утренник «Золотая волшебница-осень».

Поисковая работа     «Ищу героя».

Кл. час «Уважай свое время и время других».

Тренинг на развитие общения.

День

именинни-ка.

Декабрь

Конкурс новогодней игрушки.

ДК. «Народные традиции. Встреча Нового года».

Кл. час «Шестое чувство (о тактичнос-ти»

Соревнование «Все на лыжи».

Новогодний огонек.

Январь

Детская библиоте-ка «Неделя детской книги».

Творчес-кие лаборато-рии по предме-там.

Подготовка к Дню именинни-ка.

Разучива-ние песен, стихов

Кл. час. «Поделись улыбкою своей».

Изготовле-ние кормушек для птиц.

КТД

« Традиции нашего класса».

Февраль

Игра «Кенгуру»

Утренник для пап к 23 февраля.

Беседа «О жадности и жадных»

Спортивный праздник «Да здравствуют мальчики».

День именинни-ка.

Март

Игра «Счастли-

вый случай»

Праздник- поздравле-ние «Я песню пою милой маме».

Конкурсная программа «Мисс совершенс-тво».

Практичес-кое занятие «Этикет в вопросах и ответах»

Беседа о здоровом питании.

Проектная работа «Вкусное часто бывает опасным».

Апрель

Беседа «Понятие об анекдоте»

Конкурс рисунков к Дню смеха»

Трудовой десант.

Диспут  

« Что такое характер?»

Тест «Конфликт-ная ли вы личность».

Игра «Устами младенца».

Май

Задание на лето «Прочти и расскажи»

Подведение итогов конкурса на самого активного читателя детской библиоте-ки.

Праздник «До свиданья,

3 класс».

Проект «Солдаты из нашей семьи»

Кл. час «Добрым быть совсем не просто»

«С огнем шутить нельзя»

День именинни-ка.

Диагности-ка детского коллектива.

Поход.

4 класс

Направления

Учебно-познавательное

Творческое

Гражданско- патриотическоеправовое

Нравственно- этическое

Здоровый

образ жизни

Коллектив

Сентябрь

День знаний.

Выпуск ежемесяч-ной газеты.

Оформле-ние классного уголка.

КТД  

Принятие правил поведения в классе и в школе.

ДКМ Профилак-тика правонарушений.

ПДД

«Дорога домой и в школу « По-вторение пройденного за три года.

Организация игры «Государс-тво в госу-дарстве».

Октябрь

Подготовка к школьным и районным олимпиадам.

Диагностика школьной мотивации.

Информационный час «Как читать газету».

Конкурс  поделок из природ. мат. «Мир природы глазами детей»

Игра- беседа «Секретные советы мальчикам».

Дет. библ. «Бабушки и внуки»

ПДД

Встреча с представите-лем из ГБДД.

Кл. час «Друг в моей жизни».

Тест Диагностика детского коллектива.

Ноябрь

Игра – конкурс «Русский медвежонок»

Анкетирова-ние. Изучение мотивации к учебным предметам.

Брейн – ринг.

Деловая игра «Мир моих увлечений»

Конкурс рисунков «Антиреклама вредных привычек»

Старт поисковой работы «Ищу героя».

Игра- беседа «Секретные советы девочкам»

Беседа о вреде алкоголизма, табака и наркотиков.

Поездка в цирк г. Костромы.

Декабрь

Мастерская Деда Мороза».

Конкурс новогодних открыток.

Кл. час «Я – гражданин России»

ПДД

 «Знаки дорожного движения».

Совместный отдых «Хорошо зимой на лыжах»

Тренинг

«Мы вместе»

Час общения

«Как мы дежурим в классе».

Январь

Устный журнал «Книга- друг, советник».

Игра – конкурс «Кенгуру»

Игра «Слабое звено».

Кл. час «Душевность и бездушие».

ПДД

«Регулировщик и его движения»

Вечер воп-росов и ответов «Как защитить себя от наси- лия и жесто- кости».

Игра «Юмор в нашей жизни»

Февраль

Брейн - ринг

Конкурс стихов

«Я люблю тебя, жизнь».

Игра «Папа и я – дружная семья»

Кл.час

«Культура моей одеж-ды»

Спортивные соревнова-ния между учащимися 4 классов.

Час общения «Наш класс в жизни школы»

Март

Конкурс «Дочки- матери»»

Кл. час

«Дружно - не грузно, а врозь – хоть брось»

(о семье)

Кл. час «Что значит быть счастливым»

ПДД «Скользкая дорога».

Деловая игра «Умеем ли мы общаться»

Апрель

Игра «Поле чудес».

Разучива-ние стихов, песен к празднику семьи.

«День космонавтики» Космичес-кая игра.

Создание проекта «Моя семья».

Праздник «Мы одна семья»

Презентация

проекта «Моя родословная»

ПДД

«Мы велосипедис-ты».

Час общения «Мы переходим в 5 класс»

Май

Кл. час «Все работы хороши».

 

Конкурс сочинений «Кем я буду, когда вырасту».

Конкурс- викторина к Дню Победы.

Посещение музея им. Малинина.

Поездка в г. Кострому.

Праздник «Прощание с начальной школой».

Диагностика детского коллектива.

Перечень дел, систематически проводимых с классом в течение года:

1.Участие в общешкольных мероприятиях (по общешкольному плану).

2.Тематический классный час (1 раз в неделю).

3.Занятия в объединениях дополнительного образования, секциях.

4.Организационный классный час (1 раз в неделю).

5.Участие в окружных, городских конкурсах, акциях.

6.Выпуск классной газеты (1 раз в четверть).

7.Обновление классного уголка (постоянно).

8.Анализ успеваемости (1 раз в месяц).

Текущая работа в классе за неделю:

  1. Классный час.
  2. Проверка дневников, учет успеваемости.
  3. Дежурство по классу.
  4. Уход за цветами.
  5. Учет посещаемости (ежедневно).
  6. Учет опозданий (ежедневно).
  7. Состояние внешнего вида детей (ежедневно).
  8. Заседание совета класса.

Самоуправление в классе

Задачи:

  • Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя.
  • Формирование классного актива, анализ результативности работы актива.
  • Воспитание ответственности за порученное дело.
  • Формирование здорового общественного мнения ребят.
  • Сплочение классного коллектива.

Структура самоуправления:

                                           

    Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание. На нем избирается совет  класса, утверждается план работы, организуется деятельность ответственных за какое – либо поручение, заслушивает отчеты о выполнении поручений. Текущей работой руководит совет класса.

В совет класса входят:

  • командир
  • библиотекарь
  • цветовод
  • санитар
  • помощник учителя
  • физкультурник
  • ответственный за питание
  • экономист

  Совет класса собирается один раз в две недели. Он обсуждает план работы и пути его выполнения, подводит итоги выполненных дел.

Работа с учащимися группы риска

1 этап: Диагностический.

Цель: Вскрыть причины трудновоспитуемости ребенка.

  • изучить положение ребенка в окружающей социальной микросфере (семья, класс, уличная группа);
  • выявить положительные качества личности ребенка, его склонности, способности;
  • выявить отрицательные качества личности;
  • установить отрицательные качества духовной потребности:
  • -в общении;
  • -в самооценке;
  • -в самоутверждении;
  • -в эмоциональных впечатлениях;
  • -в положительной деятельности.
  • изучить основные ценностные ориентации школьника.

2 этап: Установление контактов.

Цель: Установить контакты с ребенком; снять недоверие; завоевать авторитет.

  • контролировать и организовывать помощь в учении;
  • организовывать целесообразные отношения ребенка с коллективом в различных видах деятельности;
  • привлекать к занятиям в кружках и секциях;
  • знакомить с примерами самовоспитания.

3 этап: Переориентация.

Цель: Добиться, чтобы положительные нормы поведения стали привычкой ребенка.

  • вовлекать ученика в полезную (интересную для него) деятельность;
  • возбуждать интерес;
  • формировать перспективы;
  • приобщать к организационной деятельности.

4 этап: Закрепление.

Цель: Закрепить определенные успехи в поведении и учебной деятельности.

  • Контролировать и оказывать помощь в выполнении режима (особенно в проведении досуга);
  • включать в многообразную коллективную деятельность;
  • создавать воспитательные ситуации;
  • оказывать доверие, сохранять атмосферу сердечности.

Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся

1 класс

Диагностика №1.

«Краски»

     Учащиеся класса получают листы рисовальной бумаги, на которых нарисованы по 10 кружков. Педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача ученика – закрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Диагностика №2.

«Фотография»

     Она проводится в конце учебного года. Детям предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик полачает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии.Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

2 класс

Диагностическая методика №1.

«Настроение»

   Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во 2 классе. Рядом с каждым предмектом нарисованы  три рожицы. Ученику предлагается выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги. Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов.

Диагностика №2.

«Школа будущего»

   Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе будущего из школы сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком «+», что должно быть, под знаком «-« то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

3 класс

Диагностика №1.

«Ранжирование»

     Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучают в третьем классе, обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, математика – интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Диагностика №2.

«Ассоциации».

     Учащимся предлагается нарисовать ассоциации на с лова, предлагаемые им. Ребятам раздаются листы бумаги, на которых написаны слова школьной тематики. Рядом со словами ребята должны нарисовать рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова. Например, математика – 2, русский – буква и т. д.

Список слов может быть следующий:

  • Математика
  • Русский язык
  • Литературное чтение
  • Иностранный язык
  • Физическая культура
  • Изобразительное искусство
  • Труд
  • Музыка
  • Урок
  • Отметка
  • Школа
  • Учитель
  • Класс
  • Друг

Диагностика позволяет определить, насоклько позитивны или негативны ассоциации младшего школьника, связанные со школой. По результатам диагностирования их можно сопоставить с результатом учебной деятельности учащихся.

4 класс

Анкетирование

1.Тебе нравится в школе или нет?

  • Не нравится.
  • Нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?

  • Хочу остаться дома.
  • По-разному бывает.
  • Иду с радостью.

3.Если бы завтра учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, что бы ты сделал?

  • Не знаю.
  • Остался бы дома.
  • Пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  • Не нравится.
  • Бывает по-разному.
  • Нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?

  • Да.
  • Не хотел бы.
  • Не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены?

  • Хотел бы.
  • Не хотел бы.
  • Не знаю.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  • Часто.
  • Редко.
  • Не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • Точно не знаю.
  • Не хотел бы.
  • Хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

  • Мало.
  • Много.
  • Нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

  • Нравятся.
  • Не очень.
  • Не нравятся.

Обработка результатов.

     За положительное отношение к учебе – 3 балла.

     За выбор нейтрального ответа – 1 балл.

     За отрицательный ответ – 0 баллов.

     25-30 баллов – высокая школьная мотивация. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

     20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

     15-19 баллов – положительное отношение к школе (привлекает не учебная деятельность). Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, педагогами. Познавательные интересы у них развиты слабо.

     10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

     Менее 10 баллов – негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.

Диагностика для изучения детского коллектива

1-й класс

Диагностическая методика №1.

«Урок физкультуры».

     Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

      Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.

 

Диагностическая методика № 2.

«Солнце, тучка, дождик»

     Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

      В классе мне – *

      С друзьями мне –  Õ    Дома мне –Û

 

2-й класс.

Диагностическая методика № 1.

«Пьедестал»

            Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению является значимой фигурой          в жизни класса.

            Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика №2.

«Дом, в котором я живу»

     Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

 

3-й класс.

Диагностическая методика № 1.

«Круги на воде»

      Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.

Диагностическая методика №2.

«Мультфильм о нашем классе»

      Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

1.      Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.

2.      Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.

3.      Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)

4.      Какие проблемы поднимает мультфильм.

4 класс

Диагностическая методика №1.

«Самые памятные события из жизни моего класса»

     Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называются учениками памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим товарищам.

Диагностическая методика №2.

     Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:

  1. Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это…
  2. Ребята, с которыми я не дружу в классе, это…
  3. Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это…
  4. Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это…
  5. Ребята, с которыми мне хотелось бы дружить в классе, это…
  6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это…

Опросник «Мой класс»

Дети отвечают на вопросы словами «да», «нет», «не знаю».

  1. Ребятам нравится учиться в нашем классе.
  2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом.
  3. В нашем классе каждый ученик — мой друг.
  4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
  5. Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками».
  6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу.
  7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
  8. Многие дети в нашем классе любят драться.
  9. Все ученики в нашем классе — друзья.
  10. Некоторые ученики не любят свой класс.
  11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
  12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.
  13. Наш класс веселый.
  14. Дети в нашем классе много ссорятся.
  15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.

Анкета

Цель: выявить характер отношений между учениками.

  1. Доволен ли ты своими отношениями с одноклассниками?
  • Да, доволен.
  • Скорее да, чем нет.
  • Скорее нет, чем да.
  • Нет, не доволен.
  1. Твои отношения с одноклассниками?
  • Дружеские.
  • Ровные, нормальные.
  • Равнодушные.
  • Враждебные, конфликтные.
  1. Что тебе нравится в отношениях с одноклассниками?
  2. Что не нравится?
  3. Охотно ли ты ходишь в школу?
  • Всегда.
  • Не всегда.
  • Иногда.
  • Редко.
  • Никогда.
  1. Рассказываешь ли ты о своих проблемах кому-либо из одноклассников?
  • Всегда.
  • Иногда.
  • Редко.
  • Никогда.
  1. Есть ли в классе человек, которого ты считаешь своим другом?
  • Да.
  • Нет.
  1. Есть ли в классе человек, которого ты не очень любишь?
  • Да.
  • Нет.
  1. Каким ты считаешь свой класс?
  • Дружным.
  • Не очень дружным.
  • Совсем недружным.
  1. Что ты предлагаешь для того, чтобы класс стал еще дружнее?

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности

учащихся  1 – 2 классов (методика Н.П. Капустина)

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться;
  • я люблю мечтать;
  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
  • мне нравится выполнять домашние задания;
  • я стремлюсь получить хорошие отметки.

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

  • я стараюсь в учебе;
  • я внимателен;
  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;
  • мне нравится помогать в семье выполнять домашнюю работу;
  • мне нравится дежурство в школе.

3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • к земле;
  • к растениям;
  • к животным;
  • к природе.

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

  • я выполняю правила для учащихся;
  • я добр в отношениях с людьми;
  • я участвую в делах класса и школы.

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен в делах;
  • я опрятен в одежде;
  • мне нравится все красивое вокруг меня;
  • я вежлив в отношениях с людьми.

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

  • я самоуправляю собой;
  • я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;
  • у меня нет вредных привычек.

 

    Оценивание проводится в 5-балльной системе:

            5 — это есть всегда        

4 часто                          

3- редко                            

2 - никогда                      

1 - у меня другая позиция

     По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

     Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

           Средний балл:     5         -         4,5      - высокий уровень

                          4,4      -         4         - хороший уровень

                          3,9      -         2,9      - средний уровень

                          2,8      -         2         - низкий уровень

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности

учащихся  3 – 4 классов (методика Н.П. Капустина)

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учит ель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться;
  • я всегда выполняю домашнее задание;
  • я люблю читать;
  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
  • я стремлюсь получать хорошие отметки.

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

  • я стараюсь в учебе;
  • я внимателен;
  • я самостоятелен;
  • я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью;
  • мне нравится самообслуживание в школе и дома.

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • я  берегу  землю;
  • я берегу  растения;
  • я  берегу  животных;
  • я  берегу  природу

4. Я И ШКОЛА:

  • я выполняю правила для учащихся;
  • я выполняю правила внутришкольной жизни;
  • я участвую в делах класса и школы;
  • я добр в отношениях с людьми;
  • я справедлив в отношениях с людьми.

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен и опрятен;
  • я соблюдаю культуру поведения;
  • я забочусь о здоровье;
  • я умею правильно распределять время учебы и отдыха;
  • у меня нет вредных привычек.

     Оценивание проводится по 5-балльной системе:

5 - это есть всегда                                  

4 - часто                                                  

3-редко                                                    

2 — никогда                                            

1 - у меня другая позиция

     По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

       Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

     Средний балл:  5         -        4,5      - высокий уровень

                               4,4      -         4         - хороший уровень

                               3,9      -         2,9      - средний уровень

                               2,8      -         2         - низкий уровень

Анкета

Классный руководитель глазами воспитанников

1.С каким настроением ты идешь в школу?

  • С радостью
  • С привычным равнодушием
  • С предчувствием неприятности
  • Скорее бы это все кончилось.

2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?

  • Часто
  • Редко
  • Никогда

3. Если бывают, то от кого они исходят?

  • От учителей предметников
  • От классного руководителя
  • От учеников вашего класса

4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?

  • Часто
  • Редко
  • Никогда

5. Какую роль выполняет в классе твой классный руководитель?

  • Контроль за успеваемостью и дисциплиной
  • Вторая мама
  • Организатор досуга
  • Помощник ребят в трудных делах
  • Старший товарищ
  • Другое

6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

  • Хвалить
  • Подбадривать
  • Делать замечания
  • Ругать
  • Жаловаться родителям
  • Забота
  • другое

7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?

8. Что тебе хотелось бы от него перенять?

  • Великодушный характер
  • Манеру поведения
  • Умение всегда хорошо выглядеть
  • Разносторонние знания
  • Другое

9. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю?

10. Ты считаешь, что твой класс

  • Сплочен и дружен
  • Разбит на группы
  • Каждый живет сам по себе

11. Какие внеклассные мероприятия тебе нравятся?

12. Что ты  знаешь о своем классном руководителе? (хобби, увлечения, мечты)

13. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?

Анкета для родителей

Удовлетворенность родителей воспитательным процессом

  1. Удовлетворял ли психологический климат взаимоотношений
  • с педагогами
  • со сверстниками ребенка
  1. Находите ли вы понимание в решении вопросов обучения, воспитания с педагогом?
  2. Решало ли учреждение дополнительного образования вопрос сохранения здоровья ребенка
  3. предостережение от вредных привычек
  4. Были ли ошибки педагога  в вопросах воспитания вашего ребенка?
  5. Помогали ли родительские собрания решать проблему воспитания детей?
  6. Удовлетворяли ли вас внеклассные мероприятия?
  7. Можно ли классного педагога  назвать воспитателями детей?
  8. Много ли помогали вы школе, классу в вопросах воспитания?

Анкета для родителей  в конце учебного года

Удовлетворенность работой школы

Инструкция. Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся школы, в которой учится Ваш ребенок, и ее директора. Ваши мнения и оценки помогут более правильной (объективной) оценке работы школы и деятельности ее директора.

Баллы, начисляемые за ответы:

2

1

0

1. Удовлетворены ли Вы тем, в какой школе учится Ваш ребенок?

да, вполне

удовлетворены

нет, не удов-летворены

2. Удовлетворены ли Вы тем, как учат в этой школе?

да, вполне

удовлетворены частично

нет, не удов-летворены

3. Есть ли в  школе атмосфера доброжелательного отношения к детям со стороны учителей, персонала, администрации?

да, есть

в чем-то есть, в чем-то нет

нет

4. Спокойны ли Вы за своего ребенка (его безопасность), когда он в школе?

да

не вполне и не всегда

нет

5. Как Вы считаете, есть ли в школе порядок?

да, есть

есть, но хотелось бы больше

нет порядка

6. С удовольствием ли Ваш ребенок ходит в школу?

да

когда как

нет

7. В какой степени, на Ваш взгляд, влияет директор на то, что происходит в школе?

влияет опре-деляющим образом

влияет только частично

не влияет

8. Работает ли школа и ее администрация в контакте с Вами – родителями учащихся?

да

работает, но недостаточно

нет

9. Как часто Вам приходится посещать школу (помимо родительских собраний в классе, где учится ребенок)?

довольно часто

посещаю только родительские собрания

почти никогда

10. Удовлетворяет ли Вас то, как заботится школа о здоровье вашего ребенка?

да

удовлетворяет, но только частично

нет

11. Как Вы могли бы оценить санитарное состояние школьных помещений?

как хорошее

как удовлетво-рительное

Как неудовлет-ворительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Досуговая краткосрочная программа"Алые паруса"

В составленной программе кружка"Алые паруса"детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата ,т.есоздание спектакля....

Программа по воспитательной работе "Алые паруса"

«Алые паруса» - это программа по организации воспитательной работы в начальных классах общеобразовательных школ. Её основные ориентиры  нрав...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...


 

Комментарии

Великолепная программа)))

Огромное спасибо за прекрасный материал! Как кстати Ваша публикация!