Уж тает снег, бегут ручьи...
методическая разработка (2 класс) по теме

Чупина Татьяна Ивановна

Разработка классного часа по формированию экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Уж тает снег, бегут ручьи…     (слайд 1)

   

Классный час  для учащихся 2 класса.

Цели: 1. Формирование экологической культуры во внеклассной деятельности.

           2. Расширение представлений детей о литературных произведениях на весеннюю тему, о необходимости охраны природы весной.

           3. Развитие познавательного интереса к окружающему миру через взаимосвязь неживой и живой природы.

           4. Воспитание у учащихся чувства прекрасного, доброты, сострадания к живой природе весной.

   

Оборудование: презентация, выполненная в Power Point; запись «Прогулка под дождём».

                                    Ход мероприятия.

1 Организационный момент.

Учитель:

- Закройте глаза и послушайте музыкальное произведение. К какому времени года подходят звуки музыки и на какие явления живой природы они похожи.

(Дети высказывают свои предположения).

- Прочитайте тему нашего занятия.

«Уж тает снег, бегут ручьи…»       (слайд 1)

Какому времени года оно посвящено?      (Весне)

- Сегодня мы совершим приятную прогулку.

2. Выход на тему мероприятия из четверостишия.

- Прочитайте строчки из стихотворения.

«Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется весною.»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ( А.Н. Плещеев)                    .  ( слайд 2)

Учитель:

- Что подразумевал  А. Н. Плещеев под словосочетанием «в окно повеяло весною»?

(ответы детей. Светит яркое солнце)               (слайд 3 небо)

  (С крыш капают сосульки)                               (слайд 4  сосульки)

 Наше мероприятие посвящено времени года – весне. Мы познакомимся с приметами весны в живой и неживой природе. Закройте глаза и представьте, чтобы мы совершаем необычное путешествие в мир природы. (звучит музыка)

Учитель:

Мы над полями и над лесами

Быстро летим под облаками.

Будем внимательны, будем дружны,

Чтобы увидеть приметы весны!

3. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и целей мероприятия.

 3.1

Ученик.

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Он лучистый, серебристый,

Он сверкает и дрожит.

А другой, такой же чистый,

Рядом весело бежит.

(Я. Колос)                      .  ( слайд 5 ручей) 

Беседа.

- Ребята, а какие признаки весны вы можете назвать? (День стал длиннее. Солнце выше и греет сильнее. Начинает таять снег. И т. д.)

- Послушайте стихотворение и назовите признаки весны в живой природе.

Льдины звонкие разбились

И поплыли по реке,

И сережки распустились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Просветлели их стволы.

На орешнике сережки

Были видны издали.

Набухают соком почки,

Скоро весь растает снег.

И зеленые листочки

Молодой украсят лес.

- О каких растениях говорится в стихотворении? (Об ольхе, орешнике, осине, иве.)

- А что говорится об этих растениях? (У них распустились сережки.)

- Вы, наверно, догадались, о чем мы будем сейчас говорить? (О растениях, которые цветут весной.)

- Как называются первые растения весны?

- Какую учебную задачу поставим перед собой? (Узнать, какие растения цветут ранней весной.)

- А также я предлагаю вам узнать о растениях Алтайского края, которые цветут ранней весной.    

4. «Экскурсия в «Музей первоцветов Алтая». Сообщения учащихся о первоцветах.

- Почему эти растения назвали первоцветами?

(- Первоцветы - это первые растения, которые зацветают ранней весной.) (слайд 6)  

- Как вы думаете, почему эти растения торопятся цвести так рано?

(- Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет.

Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению под снегом. Снег защищает их от холода. Все эти растения хорошо переносят морозы.)

- Сейчас мы совершим экскурсию в «Музей первоцветов Алтая». Ребята - экскурсоводы расскажут нам о многих интересных растениях – первоцветах.

Подготовленные ученики делают мини-доклады.

Мать – и – мачеха появляется самой первой, как только сойдёт снег. На голой земле появляются маленькие жёлтые цветки. Секрет в том, что мать – и – мачеха расцветает под снегом. Своё название получило за листья: нижняя сторона листа мягкая и тёплая – «мать», а  верхняя жёсткая и холодная – «мачеха». Это лекарственное растение.

Медуницу называют цветок-колдунья. У него на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, красные, фиолетовые, синие. Своё название растение получило за цветки, в которых много нектара. Медуницу любят шмели и пчелы. (слайд 7, 8)

У прострела короткие, покрытые волосками, стебли и крупный, похожий на колокольчик, цветок. Имеет другое название – сон-трава. На Алтае растение стало редким. Сбор прострелов запрещён. Не забудьте – растение ядовито! (слайд 9)

Ветреница – это небольшое растение с белым, как звёздочка, цветком. Хрупкое нежное растение дрожит от любого дуновения ветерка. За это и получило своё название. Внимание: растение ядовито!

Хохлатка - это знаменитый первоцвет. Растёт в хвойных лесах. Его цветки напоминают хохолки. Цветет хохлатка несколько дней, а потом исчезает. (слайд 10)

Первоцвет также является редким растением. В народе его называют примулой. О первоцвете сложено много легенд. Издавна используют как лекарственное растение. (слайд 11)

Динамический момент. Игра «Да – нет».

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет!

Говорила Катя Пете:

«Принеси ты мне букетик!

Я люблю цветы лесные,

Желтые и голубые!»

Это правильный совет?

Нет, нет, нет!

Если ты в лесу гуляешь,

Кусты и ветки не ломаешь.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Как-то Марина просила у Светы:

«Ты назови мне все первоцветы».

«Ромашки, тюльпаны и васильки,

Лютики, кашки – вот эти цветы».

Правильный Света дала ей ответ?

Нет, нет, нет!

Если ты не рвёшь цветы,

Садишь первоцветы,

Наблюдай за ними ты

Береги при этом.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

- Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?

- Ребята, вы правы, этого ни в коем случае нельзя делать, если хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время. А в букете такие растения вянут моментально. Многие растения находятся на грани исчезновения, а некоторые даже занесены в Красную книгу.

- Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы их количество в Алтайском крае не уменьшалось? (Высказывания детей.)

(Слайд 12.)

  • Не вырывайте первоцветы с корнем!
  • Не вытаптывайте первоцветы!
  • Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!
  • Расскажите близким об охране первоцветов!

- Согласны ли вы, что эти правила помогут сохранить растения? 

5. Музыкальная пауза. Весенняя капель. (песня)

6. Вернисаж «Певцы природы» Тема: «Уж тает снег, бегут ручьи.. в творчестве художников - пейзажистов»

 

 «Глядя на мир, нельзя не удивляться!» Согласны ли вы с Козьмой Прутковым? (слайд 13)

Учитель читает стихи М. Рыленкова «О Родине»

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце

Здесь мало услышать

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды.

Всю прелесть застенчивой

Русской природы...

Русский народ издавна, как с лучшим другом, сжился с природой: с окружавшими его дремучими лесами, просторами полей сочными лугами и полноводными реками.

Лучшие отечественные художники - пейзажисты, брали сюжетами, окружавшую русского человека действительность.

От неё трепетала душа, к горлу подкатывал ком, глаза наливались слезами.

  • Как выразить? Словами?
  • Слова не всегда убедительны и наглядны...
  • Кисть и краски!

Так рождались полотна о неотразимой, скромной, могучей русской природе.

Я приглашаю всех продолжить путешествие в вернисаже «Певцы природы»

1 ученик

Красота природы, смена времен года всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Многие живописцы все свое творчество посвятили изображению родной природы. Это  И. Левитан, И.Шишкин, В.Поленов, А. Саврасов, В. Васнецов и другие. Среди художников - анималистов необходимо отметить А. Комарова и В.Ватагина.

2 ученик

Исаак Ильич Левитан - автор прекрасных картин  «Весна. Большая вода» (слайд 14), «Март».  

Этот проникновенный художник с огромной любовью и теплотой писал нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Умело использует цвет, рисунок, композицию. Левитан мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины природы осенней, летней и весенней поры.

Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

Очарование огненно - золотистого и багряного солнечного весеннего дня в пейзаже «Март» (слайд 15)

3 ученик 

А. Саврасова «Грачи прилетели». (слайд 16)

 Саврасов не заметил, как доехал до села. Солнце совсем садилось где-то в полях, потемневших, от обнажившейся земли и только красный отблеск догорал у узкого окошка старой деревенской колоколенки. Вкруг чёрных гнёзд повисших тяжёлыми шапками на тоненьких корявых берёзках хлопотливо шумели грачи. Пришла весна.

Это настоящий гимн русской природе!

7. Подведение итогов. Правила охраны природы.

Выходят на сцену дети, изображающие травку и ручейки.

К. Бальмонт

Травка.

1.Как только солнышко пригреет,

Везде трава зазеленеет.  ( слайд 17)

2.Приди, весна, и снова

Пусть рощи оживут,

Под шум ручья лесного

Фиалки пусть цветут.  

Птицы.

3.Пускай нас с солнцем вместе

Разбудит птичий гам,

Мы станем бегать с песней

По рощам и лугам.

4.Пусть солнце травы сушит,

Сверкает тихий пруд,

Пускай кричит кукушка

И соловьи поют.           ( слайд 18)

 Учитель:

- Ребята, давайте познакомимся с правилами поведения в лесу. (слайд 19)

  1. Не разоряйте птичьи гнёзда     (слайд 20)

Дети запомнить должны

И понять:

Гнёзда у птичек

Нельзя разорять!

   Если в траве

   Увидали яйцо

   Или услышали

   Крики птенцов,

   Не приближайтесь,

   Не лезьте туда

   И не тревожьте

   Ни птиц, ни гнезда.

  1. Не обижай лесных насекомых  (слайд 21)

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

Природа мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди !

Без насекомых лес, друг мой

И одинокий, и пустой…

3. Не рвите редкие цветы    (слайд 22)

Есть цветочки редкие,

Белые и нежные:

Вам кивнут приветливо

Ландыши, подснежники…

Только рвать не надо их –

С ними лес добрей, светлей.

Ведь теперь цветов таких

Очень мало на земле…

4. Не разжигай костёр в лесу без взрослых (слайд 23)

Без взрослых с огнём развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

      Представьте, что пламя легко разгорится,

      Начнёт полыхать, разбегаться искриться –

      Его потушить невозможно тогда…

      Пожары лесные – большая беда!

Учитель:

- Если мы все будем соблюдать эти правила, то в природе никогда не случится беды.

Дерево, трава, цветок и птицы

                                                Не всегда умеют защититься.

                                                Если будут уничтожены они

                                                На планете мы останемся одни.

                                                   /В. Берестов/  (слайд 24)

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уж тает снег, бегут ручьи...

Презентация к классному часу "Уж тает снег, бегут ручьи..."...

Урок литературного чтения А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», 2 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения....

Презентация "Мой дом тает, помогите"

Презентация "Мой дом тает, помогите!" (о белых медведях в Арктике)...

Урок внеклассного чтения 3 класс "Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною..."

Цели урока:- с помощью поэтических, музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы, правильного оценочного суждения действительности;- способствовать воспитанию нравственно-эстетическ...

Проект на тему "Уж тает снег,Ю бегут ручьи.."

ПроектТема "Уж тает снег, бегут ручьи..."Класс: 1 - 4 класс...

Технологическая карта урока ИЗО "Весенний пейзаж. Бегут ручьи. (Продолжение работы по подмалёвку весеннего неба и земли)", 2 класс, УМК "Школа России"

Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий» как средством художественной выразительности, освоение техники работы гуашью при выполнении пейзажаЗадачи урока:Дидакт...