Начало Победы
методическая разработка (4 класс) по теме

Горохова Елена Владимировна

Историко-докуменьальная композиция "Начало Победы", посвящённая 70-летию Победы под Москвой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 70.docx669.2 КБ
Microsoft Office document icon scenariy97-03.doc64 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx843.26 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\музей на столе\музей в 2011-12г\70 летпод Москвой Ополчение в музее\DSCF2312.JPGC:\Documents and Settings\User\Мои документы\музей на столе\музей в 2011-12г\70 летпод Москвой Ополчение в музее\DSCF2346.JPG

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\музей на столе\музей в 2011-12г\70 летпод Москвой Ополчение в музее\DSCF2366.JPG   C:\Documents and Settings\User\Мои документы\музей на столе\музей в 2011-12г\70 летпод Москвой Ополчение в музее\DSCF2359.JPG

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\музей на столе\музей в 2011-12г\70 летпод Москвой Ополчение в музее\DSCF2368.JPG

70-летию битвы под Москвой посвящается «Что такое народное ополчение?»



Предварительный просмотр:

"Начало Победы"(слайд)

Историко-документальная композиция, посвященная70-летию  битвы  под Москвой

Цели:

- гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;

-укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;

- развитие познавательных интересов;

- воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину;

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.

“… Солдаты, дети, командиры –

В крови, у смерти на краю, -
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, -
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву!

(слайд)П.Шубин

    ВЕДУЩИЙ 1: В декабре 2011 года не только москвичи, но и все россияне будут отмечать знаменательную дату – 70 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск под Москвой в 1941 году. Время, отделяющее нас от тех военных лет, позволяет всё яснее видеть величие беспримерного подвига нашего народа. Победа в 1945 году была достигнута усилиями рабочих, крестьян, интеллигентов всех наций и народностей, населявших Россию и другие страны, входящие в бывший СССР.

   Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех дней.

ВЕДУЩИЙ 2: Война… Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, по рассказам ветеранов. Мы знаем, что она еще где-то есть. Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой! Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает - и унижается. Ради чего? По какому праву? (слайд-видео)

ВЕДУЩИЙ1: 22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионной страны рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то в прошлое, пред злым словом Война. Это была самая тяжелая и самая кровопролитная война в истории нашего народа. 1418 дней и ночей продолжалась великая битва с немецкими захватчиками.

К 1941 году фашисты захватили почти всю Европу. А 22 июня на рассвете, в один из самых продолжительных дней в году, Германия начала войну против советского народа. Гитлер хотел истребить большую часть русского народа, украинцев, белорусов, а оставшихся превратить в рабов. Он заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которая размножается, как черви…».

Ученик 1:

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев,

Для фашистов-иноземцев.

Слайд-видео  «Оккупация»

ВЕДУЩИЙ 2:

     Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои – пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли.

         В условиях круговой обороны в глубоком тылу противника. стоял насмерть гарнизон легендарной Брестской крепости. (слайд) Отважные воины держали оборону даже тогда, когда были полностью разрушены крепостные сооружения. Засыпанные в подвалах казематов, они продолжали борьбу. А фронт откатывался назад. А бойцы отступали…

2 ученик          

                   И снова бой, и отступленье

                     За беженцами след во след.

                     Сегодняшнему поколенью

                    Не знать печаль тех скорбных лет.

                    Не знать – и в этом наша сила,

                    И ради этого сквозь дым

Глядела скорбная Россия,

Себя доверив молодым.

Была уверена, спокойна,

Когда к отмщению звала.

И громко проклиная войны,

Священной эту назвала!          

В. Фирсов

ВЕДУЩИЙ 1:         Вся страна – армия и народ, тыл и фронт –объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Всё для фронта. Всё для победы!» Страна превратилась в единый грозный военный лагерь.

На экране кадры военной кинохроники: голос Левитана , звучит песня “Священная война” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).:

Ведущий 2:. Германия обрушила на Советский Союз всю мощь своей военной машины. Враг  рвался к Москве и Ленинграду. 30-го августа 1941 года Ленинград оказался в кольце окружения – в блокаде. Гитлер приказывал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить».И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября начались ожесточенные бои под Москвой.

Ученик 3.

Подошла война к Подмосковью.
Ночь в закате зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.

По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.

Стук подков на морозе четче.
В нар укутан блиндажный лаз.
У околицы пулеметчик
С темной рощи не сводит глаз.

Будто руки окаменели,
Будто вкопан он в грунт, во рву…
Этот парень в серой шинели
Не пропустит врага в Москву… А. Сурков

ВЕДУЩИЙ 1:  Как же выглядела в то время Москва? (слайды)

    Затемнённые окна домов, противотанковые заграждения – ежи, сваренные из рельсов которыми перекрывали подходы к городу, баррикады из мешков, набитых землёй, которые воздвигались на улицах и площадях. В оборонительных работах участвуют женщины, подростки. Словом всё, что могло помешать продвижению фашистов, было приведено в действие. Наша столица превратилась в укреплённый город.

Ученик4 отрывок из стихотворения А. Прокофьева “Москве”.(Слайд)

Вся родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца…
Москва!
До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идет через наши сердца!

ВЕДУЩИЙ2: По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. (слайд)Вражеская авиация предприняла первый налет на Москву в ночь на 22 июля. С этого момента по 22 декабря 1941 года было 122 налета. Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушной обороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали вернуться на свои аэродромы. Около 1300 фашистских самолетов нашли свой конец под Москвой. Только немногим удалось прорваться в город.

Вспомним летчиков – героев Отечественной войны(сообщения детей о героях)Гостело, Талалихин (слайды- лётчики)

Ведущий 2.С воздуха уничтожить город не удалось. В октябре 1941 года началось сухопутное наступление на Москву.

Гитлеровский план “Тайфун” включал в себя взятие города в кольцо, а население города подлежало полному истреблению. Москвичи мобилизовали все силы. Промышленные предприятия переводились на военные рельсы. Мужчин, ушедших на фронт, сменяли женщины и подростки. Все оставшиеся в Москве были заняты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы.(Слайд)

Ученик 5 читает стихотворение Михаила Кульчицкого “Столица”.

Здесь каждый дом стоит как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.

И каждый взрыв или пожар
В любом твоем дому
Я ощущаю как удар
По сердцу моему.(
Слайд)

Ученик 6 

Как знак, что в этот час родней
С Кремлем моя земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля.

На окнах белые кресты
Мелькают второпях, -
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.

И чертят небо над Москвой
Прожекторов лучи.
И от застав шагают в бой
Родные москвичи.

Ведущий 2.

   Гитлер планировал провести 7 ноября парад на Красной площади. Да, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт, на передовые позиции. Весь мир воочию убедился, что Москва не только не пала, о чем немецкое командование неоднократно объявляло, но и проводит традиционный парад своих войск. (СЛАЙД) Звучит “Песня защитников Москвы” (сл. А.Суркова, муз. Б.Мокроусова).

Ученик 7. Мысли и чувства всех защитников Москвы выразил политрук роты 316-й стрелковой дивизии В.Г. Клочков, возглавивший группу истребителей танков в районе разъезда Дубосеково, в 7 километрах юго-восточнее Волоколамска. (слайд) Это ему принадлежат слова, облетевшие всю страну: “Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва”. Выдающийся подвиг 28 бойцов их дивизии, которой командовал генерал-майор И.В. Панфилов, подбивших в четырехчасовом бою 18 вражеских танков, золотыми буквами вписан в историю Великой Отечественной войны. Почти все воины пали в этом сражении. Всем им присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Ученик8

Из друзей,
Ушедших в эту осень,
Не один
Простился с головой, -
Но остановили
Двадцать восемь
Вражеские танки
Под Москвой.   Дм. Кедрин

Песня-видео “У деревни Крюково” (сл. С.Острового, муз. М.Фрадкина)

Ученик 9. Героизм и мужество проявила восемнадцатилетняя москвичка Зоя Космодемьянская. Ее слова “Это счастье - умереть за свой народ” помнят многие. Они прозвучали в подмосковном селе Петрищево и навсегда остались в нашей памяти. Зою направили в партизанский отряд. Этот отряд действовал в районе Московской, Смоленской областей. <Слайд >. Он выполнял важные задания: минировал мосты, шоссе, сжигал фашистские здания. Партизаны делали всё возможное, чтобы минутки не дать спокойно прожить фашистским оккупантам. И вот группа партизан получает очередное задание: уничтожить несколько военных объектов противника. В этом задании участвовала Зоя. Кто же знал, что это дорога к смерти!

Ученик 10 Тишина, ах какая стоит тишина!
Даже шорохи ветра нечасты и глухи.
Тихо так, будто в мире осталась одна
Эта девочка в ватных штанах и треухе.

Ученик 9 . Зоя должна была поджечь конюшню с лошадьми в деревне Петрищево. Она едва успела чиркнуть спичкой, как сзади на неё навалился фашистский солдат. Враг оказался сильнее и завязав руки, отвёл её в избу. После первого допроса раздетую и разутую её привели в штаб. Допрос учинил немецкий полковник. Он требовал, чтобы Зоя сообщила место отряда, фамилии и имена товарищей, командира отряда.(слайд)

Ученик 10 Вот и наступила та минута.
– Отвечай, не то тебе капут! –
Он подходит к ней развалкой пьяной,
– Кто ты есть и как тебя зовут?
Отвечай!
– Меня зовут Татьяной!

А на другие вопросы она только отвечала: “Нет”, “Не знаю”, “Не скажу”.

Ученик 9 :Взбешённый старший офицер приказал солдатам снять свои ремни и бить её, пока не добьются признания.Истязания девушки привели в ужас даже молодого офицера – он выбежал из комнаты. Около 200 ударов! Но девушка стойко терпела боль и не просила пощады. С неё стянули тёплые брюки и босую повели в другой дом. Там начались новые издевательства. Солдаты прижигали её окурками, подносили горящие спички к ушам, подбородку, носу. В полузабытьи она попросила пить. Но фашист вместо кружки с водой, поднёс ко рту керосиновую лампу. Через некоторое время солдаты ушли спать, а Зою вывели босую, раздетую на мороз.(слайд)

Ученик 10 И уже почти что над снегами,
Лёгким телом ,устремясь вперёд,
Девочка последними шагами
Босиком в бессмертие идёт.

Ученик9 На следующий день пришли офицеры, на грудь Зое повесили доску с надписью “Поджигатель” и повели к месту казни. Туда созвали всех жителей деревни. Фашисты были любителями фотографировать пытки и казни. И не думал офицер, что эти снимки, сделанные им на память, станут известны миллионам людей.

Ученик 10 :Гордо вскинув голову, Зоя сказала:
– Граждане, не стойте, не смотрите!
(Я живая, – голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!

Ученик 9 А через несколько дней село Петрищево было освобождено нашей армией. Найденный изуродованный труп долго не могли опознать. Но вскоре стало известно имя московской школьницы, героини – Зоя Космодемьянская.(слайд)

Ученик 10 Нас босыми

По снегу водили
На допрос и пытку
Из тюрьмы…
Все равно:
Враги не победили!
В этой битве
Победили Мы!

Ведущий 1.

  Разгром немцев под Москвой готовила вся страна. Именно здесь, под Москвой, было подготовлено первое в истории Великой Отечественной войны мощное контрнаступление. Оборону Москвы возглавил генерал Георгий Константи-нович Жуков. (слайд) Войска Западного и Калининского фронтов, а также части Юго-Западного фронта 5-6 декабря 1941 года перешли в решительное наступление. Прорвав вражескую оборону на широком фронте от Калинина(ныне Твери) до Ельца, они за короткий срок разгромили группу вражеских армий “Центр”.

Ведущий 2.Мы - жители Подмосковья, мы любим свой край, его историю. В те суровые дни на южном направлении велись ожесточенные бои. В ноябре-декабре 1941 года кавалеристы били и гнали на запад танковые дивизии Гудериана. Лютые морозы, пурга. Немецкие танкисты, разбитые в боях под Тулой и Каширой, потеряв в боях технику, отступали пешком, ехали в крестьянских санях.(слайды)  (сообщения детей о наших участниках обороны Москвы)

Ведущий 1.

Сегодня на территории Подмосковья возвышаются памятники, которые отражают все события битвы под Москвой. (слайд ) 

  песня“Моя Москва” (Я по свету немало хаживал…).Сл. М. Лисянского и С.Аграняна, муз.И.Дунаевского.

Ученик 11.

Свою память я зря неволю –
Лишь бы вспомнить – я помню и так:
И траншея по снежному полю,
И наплывы фашистских атак.
И отрывистый лай пулемета,
И стекающий посвист “катюш”,
И в морозных окопах пехота -
Сотня, две ли мальчишеских душ.
Мы - мальчишки азартно стреляли
В черный скрежет с паучьим крестом.
Нас и в счет-то наверно не брали…
А мальчишки Москву отстояли
И дошли до Берлина потом.

(сообщение детей о Катюше, которая производилась в нашем городе)СЛАЙД

.   Ведущий 2  Победа советских воинов в битве под Москвой стала зарей освобождения всей нашей земли от фашистских захватчиков.  В Москве в память о тех событиях 1941 года в 1965 году была возведена могила Неизвестного солдата.  (слайд) За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 20 летия победы советского народа в Великой отечественной войне Москве в мае 1965 года было присвоено звание “Город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.(слайд) 

Ученик 12.Сегодня мы выражаем глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых и склоняем головы перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице – Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними! МИНУТА МОЛЧАНИЯ(ЗВУК в слайде)

Ученик 13.

В крови, у смерти на краю, -
Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву, -
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву!
 

В заключение звучит песня “Дорогие мои , москвичи!»(Утесов)).

ТЕСТ

  1. Когда началась Великая Отечественная война?

А. 5 августа 1941 г.    Б. 22 июня 1941 г.      В. 19 июня 1941 г.

  1. Главнокомандующий русской армией во время битвы за Москву?

А. Конев И.С.                Б. Будённый С.М.                В. Жуков Г.К.

  1. Как назывался план наступления на Москву?

А Тайфун.                Б. Ураган.                В. Смерч.

  1. Когда состоялся парад на Красной площади во время битвы за Москву?

А. 23 октября 1941 г.                Б. 5 ноября 1941 г.                В. 7 ноября 1941 г.

  1. Сколько героев-панфиловцев погибло, защищая Москву?

А. 22.                Б. 25.                В. 28.

  1. Сколько лет длилась Великая Отечественная война?

А. 6.                Б. 4.                В. 5.

  1. Какой подвиг совершил Виктор Талалихин?

А. Взорвал склад с немецкими боеприпасами.
Б. Совершил ночной тараню.
В.
Взорвал колонну немецких танков.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1496.JPGC:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1492.JPGC:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1494.JPG

C:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1498.JPGC:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1500.JPGC:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1499.JPG

C:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1502.JPGC:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1506.JPG

C:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1508.JPGC:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1510.JPGC:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1509.JPG

C:\Documents and Settings\Лена\Мои документы\праздники\Начало Победы\фото Битва под Москвой\CIMG1513.JPGЭпизоды с мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья - начало всех начал"

Собрание для родителей и детей....

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Разработка  собрания родителей совместно с учащимися...

Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие  интереса  к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...

Родительский дом - начало начал.

Ситуационный классный час с родителями, построенный по технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, П. Г. Щедровицкий), включает много познавательного материала, психологич...

Лицей, лицей, начало всех начал!

19 октября 2011 года в МОУ «Лицей №1 поселка Львовский» отмечал свой шестидесятилетний юбилей  в ДК «Металлург»....

Конкурсная программа для учащихся начальной школы и их родителей "Родительский дом- начало начал"

Конкурсная программа для родителей и детей " Родительский дом- начало начал", 3 класс...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...