Проект "Мы - москвичи"
материал по теме

Феклистовa Надежда Геннадьевна

Проект - лауреат конкурса "Москва на пути к культуре мира"

      Несмотря на то, что все мы разные, что все мы  когда – то откуда – то приехали, мы так похожи. Все мы  – москвичи. А москвич –это тот, кто любит свой город, заботится о нем, о его процветании.

     Нам необходимо обращать внимание не на то, что нас разделяет, а на то, что нас объединяет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_-_moskvichi.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Мы – москвичи».

Организация:                     Государственное общеобразовательное учреждение

                                            средняя общеобразовательная школа № 662

Регион:                               Северный административный округ, город Москва.

Руководитель проекта:                     Феклистова Надежда Геннадьевна

Идея: (Актуальность)

            …   Один из классных часов был посвящен Дню Победы в Великой

                Отечественной войне. Как обычно задаю вопрос: « Есть   ли в    

                вашей семье родственники – участники военных  действий?». Среди

                разных  ответов о дедушках – героях звучит ответ: «Мой папа воевал»

                 (Ишкин С.) и еще с этой же парты: «Мой папа тоже!) (Ашот Б.)…

           В чем дело? Где могли воевать их отцы если им сейчас  по 35 – 45 лет?  Афганистан? Чечня?  Нет.  Боевые действия, в которых принимали участие отцы моих учеников проходили в Нагорном Карабахе.

А сейчас мальчишки, дети этих воинов, воевавших друг против друга, сидят за одной партой…..

           В классе дети 9 национальностей.

Как сплотить их в одну семью (коллектив)?

Как заинтересовать всех в помощи слабому?

Как научить отвечать за свои поступки?

Как воспитать взаимоответственность?

          (ученик – коллектив; группа – коллектив).

Как научить жить в дружбе, взаимопонимании? Жить единой семьей,

единым коллективом.

Как научить толерантности?

Цели:

 - создать условия для воспитания толерантности в классе через образование и организацию жизнедеятельности;

- воспитание личности, системы отношений к миру, с миром, к самому себе и с самим собой.

- помочь детям разных национальностей в формировании взаимоотношений,

   взаимопонимания;

 - рассказать о многообразии традиций людей разных национальностей;

Задачи:

- Повышение уровня этнической толерантности, способствующей в дальнейшем бесконфликтному общению и терпимости к другим культурам.

- Эффективно организовать процесс формирования этнической толерантности.

Этапы работы над проектом.

(Пути решения проблемы)

  1. Подготовительный этап.

       Толерантность – это настойчивость, упорство, выдержка, способность терпеть. Этническая толерантность подразумевает под собой нравственное самоопределение этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.

      Проблема толерантности  имеет огромное значение. Необходимость воспитания терпимости  к людям важна.

      В Москве проживают  люди 169 национальностей. Процессы миграции и смешения народов породили уникальную полиэтническую, многоязычную, чрезвычайно разнообразную  культуру. Национальная кухня, обычаи, одежда, танцы, ритуалы перемешались, а различая в языке и вероисповедании не всегда точно вписываются в границы регионов и групп.

       Диалог культур – предполагает и культуру Диалога.

         Нужно учиться определять свое «я», находя свое место в коллективе.

      Общение – это основа существования и развития человечества. Без общения нет общества, нет человека социального. Общение правит миром, жизнью людей, их развитием, поведением, познанием мира и самих себя, как части этого мира.

      В коллективе ребята учатся жить вместе. Учатся работать в группах, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, учатся договариваться, разрабатывать и выполнять  проекты.

   Задачи толерантного воспитания реализуются  не только на каких-то определенных уроках, а постоянно: на уроке, на перемене, во дворе, в семье….

      Работа по воспитанию толерантности – это процесс, в котором принимают участие и дети. и взрослые – учителя, воспитатели, родители.  Невозможно всех и сразу научить  быть терпимыми, добрыми, корректными. У каждого свой характер, свои жизненные принципы, свои условия жизни, своя определенная жизненная позиция.  Несмотря на то, что все такие разные - цель воспитания толерантности одна. И поэтому каждый, имеющий отношение к воспитанию толерантного поведения , должен начать с себя.  Также необходимо взаимодействие  учителей, родителей, учеников. Это взаимодействие должно быть  построено на убежденности каждого в достижении мира и справедливости. Ребята должны верить в то, что  нетерпимость и насилие могут быть преодолены.

      Проблемы межэтнического общения доносятся до ребят порою необъективно.  Иногда они могут услышать: «понаехали», «понааставались»

(КВНовское), «эти черные» и т.п.  В этом случае вся ответственность  за воспитание толерантности  у ребят лежит целиком и полностью на плечах родителей и учителей.  Однако зачастую сами родители признаются в нехватке времени, в неумении сформировать у  детей установки терпимого отношения к окружающим.

       Работа над изучением этнической толерантности учащихся в классе, в школе актуальна и значима потому, что в свете событий, связанных с миграцией населения  в уже сформированных коллективах появляются ребята другой этнической группы. Эта работа поможет снизить уровень тревожности  учащихся и в дальнейшем окажет положительное влияние на здоровое развитие личности..

      В нашей школе учатся ребята 16 национальностей .

      В классе – ребята 9 национальностей.

       Исследование вопроса об этнической толерантности ,

                                                      просто толерантности.

  1. Этап.

 Выявление исходного уровня толерантности учащихся и их родителей в домашней среде, в семье и в школе.

  1. На родительском собрании для родителей была предложена  анкета: «Все мы когда-то, откуда-то приехали» (см. Приложение 1)

   Цель исследования:

- выяснить этнический состав класса;

- являются ли коренными жителями или приехали в Москву,

  откуда, по какой причине;

- если приехали, то как относятся к городу, людям, принявших их;

- перспективы на дальнейшее проживание.

Анализируя полученную в ходе исследования информацию можно увидеть, что уровень толерантности в семье и в школе различен.  Во многих семьях негативно относятся к мигрантам. Некоторые стеснялись писать о своей национальности. Некоторые называли себя «коренными» москвичами, в то время, как дедушки и бабушки приехали в Москву из разных уголков бывшего  Советского Союза и других стран (Сибирь, Украина, Казахстан, Армения, Дагестан, Карелия, Азербайджан, Польша, и т.д.) Указывают причину: отсутствие работы, военные действия, желание перемены места жительства, замужество, желание получить достойное образование себе, детям; получить более высокое качество жизни. Было и высказывание одной мамы о том, что она воспитывает сына в ненависти к приезжим.

     Если оценить уровень толерантности в семьях, то это будет  - 36%. Среди ребят этот процент выше – 72%.

Это говорит о том, что дети (нашего класса), к ребятам другой национальности относятся терпимее, чем их родители.

  1. Исследование детского коллектива на выявление делового и

        эмоционального лидера. (см. Приложение 2)

       Цель исследования:

       выявление актива и пассива в классном коллективе,

        выявление детей, находящихся в изоляции.

Ежегодное (дважды в год) анкетирование показывает изменения во взаимоотношениях в классе. Выявляет ребят, которым необходимо особое внимание. Продвижение из пассива в актив или наоборот. Выяснение причины «прохладного» отношения с коллективом. Дает подсказку как действовать дальше в направлении сплочения. Возвращения в коллектив.

       Составление социограммы.

  1. Анкета для учащихся:  «Какой я». ( см. Приложение 3)

  Цель исследования:

Выявить некоторые аспекты взаимоотношений «Я и коллектив»;

«Я и семья», «Я и я».

Внимательно изучая ответы детей можно увидеть некоторые симптомы нетерпимости или, наоборот, толерантного сосуществования:

- язык общения друг с другом (обзывают ли кого-то,  используют ли при обращении описание  внешности и намеки на расовый или национальный оттенок).

- используют ли негативные обобщения в разговорах о расовых или национальных группах, об инвалидах, стариках, или других людях, отличающихся от них.

- пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким – либо присущим им чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей.

- считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже и глупее остальных в силу расовой или национальной принадлежности.

- могут ли обвинять в неудачах, проигрышах коллектива кого-то одного.

- есть ли в коллективе ребята, которых избегают.

- случаются ли драки, ссоры? Кого считают зачинщиком.

  1. Разделение на группы по интересам.

Группы. (дело)

задачи

результаты

Этнографы

Сбор материала о стране.

Изучение бытовых и культурных особенностей народа.

Составление альбомов о странах, родных для учеников школы.

Художники-модельеры

«Народный костюм»

Изучение народного костюма. Эскизы, рисунки, образцы национального костюма.

Выставка « Предметы народного творчества.

Декоративно-прикладное искусство.

 Народный костюм»

Знатоки национальной кухни

Кухня народов мира.

Изучение национальной кухни. Приготовление блюд.

Праздничный стол объединяет народы.

Гость на пороге – радость в доме.

Лингвисты.

Этнолингвисты.

Исследовательская работа над  народной сказкой.

Что общего в сказках разных народов?

Словарная работа.

Работа с пословицей, фразеологизмами.

Составление иллюстрированного сборника сказок, пословиц, с находками (результатами поисков),

Фразеологизмами, словарем.

Фотографы

Съемка, фоторепортажи мероприятий.

Фотографии, выставка фотографий.

Приложение 4

Историки, поисковики.

Поисковая работа над материалом:

«Все о хлебе»

Праздничное мероприятие

«Хлеб – всему голова»

Приложение 5

Редакторы

Сбор материалов, редактирование, монтаж проекта.

Проект.

            Формирование групп происходило по желанию. В каждую группу вошли ученики нашего класса, родители (без них реализация нашего проекта была бы не возможна). В работу включились практически все ребята класса. Дети привлекли к работе над проектом даже таких родителей, которые в повседневной жизни мало заботятся о воспитании ребенка, даже на родительские собрания приходят редко. Также изъявили желание поработать над проектом ученики 4 класса «а» со своим классным руководителем.

        Характер работы над проектом – и  поисковый, и исследовательский.

IV.  Проведение различных мероприятий, направленных на формирование сплоченности коллектива.

       Целостный подход к толерантности требует включения в процесс всех общественных групп.. Необходимо стремиться к утверждению принципов толерантности и выработать возможные подходы к этому утверждению в начальной и средней школе.

         Педагогам необходимо воспитывать и учить детей быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития.

          Жизнь в гражданском обществе требует от человека умения вырабатывать собственное мнение, выражать свою позицию ясно и уверенно, различать факт и его интерпретацию, признавать и учитывать потребности и права других, толерантного отношения к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать. Приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей.

     При работе над проектом мы поняли, что работать в одной группе было просто невозможно. Работая в своей группе, находя какой-то материал возникало желание поделиться, найти что-то для других. Общее дело сплачивало, хотелось сделать еще больше, успеть поработать в разных группах.

     Работа сблизила не только ребят. Можно проследить такие цепочки:

        Ученик – ученик, ученик – родитель; ученик – родитель – ученик.

                     

                        Учитель (руководитель проекта)

                          Результат:

Отчет о проделанной работе был представлен выставками

- «Декоративно – прикладное искусство народов России»,

- «Кухня знакомых нам народов»,

- открытым уроком «Хлеб – всему голова»,  

- Праздником национальной кухни «Гость на пороге – радость в доме». Планируется проведение фестиваля Дружбы народов.

                         Вывод:

      Несмотря на то, что все мы разные, что все мы  когда – то откуда – то приехали, мы так похожи. Все мы  – москвичи. А москвич –это тот, кто любит свой город, заботится о нем, о его процветании.

     Нам необходимо обращать внимание не на то, что нас разделяет, а на то, что нас объединяет.

Приложение 1.

Анкета (для взрослых):  «Все мы когда-то откуда-то приехали»

  1. Национальность членов семьи _______________________________________________________________
  2. Ваша связь с Москвой:

- Коренные москвичи

( более 40лет)_________________________________________

Приезжие_______________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Ваши корни :

    (откуда приехали)_______________________________________________

 ____________________________________________________________

    4. Причина, по которой пришлось уехать из родных мест:

      - отсутствие работы, военные действия, национальные разногласия,

        получение  образования , желание перемены места жительства, другое

_ ______________________________________________________________

      5. Чем привлекла Москва?  ____________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________--

       6. Хотели бы вы поменять место жительства?

            Если да, то где бы вы хотели жить?

____________________________________________________________________

       7.Что вы знаете о своей стране?

          (О традициях, культуре, национальной кухне,  национальном костюме,

           народных сказках  и др.)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Приложение 2

                   Определение делового и эмоционального лидера в

                                классном коллективе.

Деловой лидер:

  1. Кого ты считаешь самым авторитетным человеком в классе.
  2. С кем бы ты стал выполнять любую работу.
  3. К кому бы ты обратился за консультацией или помощью.
  4. К кому бы ты ни за что не обратился за помощью.

Эмоциональный лидер:

  1. Кто в коллективе пользуется большой симпатией. Кто нравится..
  2. Кому бы ты доверил свои секреты.
  3. С кем бы ты хотел провести время, когда у тебя плохое настроение.
  4. Кого считаешь не симпатичным человеком.

Приложение 3.

 

  1. Я добрый, не очень добрый, совсем не добрый, не знаю, или (свои варианты ответа).
  2. Родители обо мне говорят:

     «счастье наше», «наказание ты мое», «горюшко ты мое»», никак

      не говорят, или (свои варианты ответа).

  1. Считаешь ли ты , что родители правы, называя тебя так? Почему?
  2.  У меня есть чувство юмора: да, нет, не знаю, или (свои варианты ответа).
  3. Чаще всего я бываю: веселым, грустным, или (свои варианты ответа).
  4. Чего тебе больше всего на свете хочется?
  5. Твое любимое занятие?
  6. У меня есть много (один) хороших (ий)  друзей (друг).
  7. Я не люблю, когда….
  8.   Самая неприятная человеческая черта.
  9. .Что ты можешь сказать о дружбе? О желании иметь друзей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия "Мы-Москвичи"

Экскурсия по Москвеhttp://www.fayloobmennik.net/1084601 сслка на скачивание файла....

Экскурсия "Посвящение в Москвичи"

Ссылка на скачивание презентации http://www.fayloobmennik.net/1101554Ссылка на скачивание фото отчета http://www.fayloobmennik.net/1101573...

Конспект урока москвоведения в 3 классе по теме "В доме у москвича"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока москвоведения в 3 классе Тема урока:«В доме у москвича»Цель урока:обобщение и систематизация знаний об устройстве дома и быте древних москвичейВ основе ло...

Юные москвичи

Материал для внеурочной работы по истории Москвы...

сценарий "Москва и москвичи"

ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Москва и москвичи»....

Классный час, посвященный героям-москвичам в ВОВ

Сценарий и презентация для СМАРТ доски классного часа, посвященного героям-москвичам в ВОВ и увековечиванию их памяти в названиях улиц и площадей Москвы....