Конспект урока москвоведения в 3 классе по теме "В доме у москвича"
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме

Роженкова Ирина Леонидовна

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока москвоведения в 3 классе

 Тема урока:«В доме у москвича»

Цель урока:обобщение и систематизация знаний об устройстве дома и быте древних москвичей

В основе логики процесса обобщения и систематизации знаний лежит деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_dome_u__moskvicha.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок москвоведения в 3 классе

Тема урока: «В доме у москвича»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний об устройстве дома и быте древних москвичей

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

В основе логики процесса обобщения и систематизации знаний лежит деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний.

ТДЦ:

  1. образовательная:

- обобщить знания учащихся о домашнем быте москвичей

- углублять знания по истории родного города

- учить пользоваться разнообразными источниками при подготовке к уроку

- учить сравнивать, проводить параллели, сопоставлять прошлое и настоящее

- учить обобщать, делать выводы

  1. воспитательная:

- воспитывать любовь и уважение к родному городу и его жителям

- воспитывать уважение к труду москвичей

- воспитывать любовь к книге и чтению

  1. развивающая:

- развивать умение связно и последовательно передавать полученную информацию

- активизировать мыслительную деятельность учащихся

Структура урока:

  1. организация начала урока
  2. проверка выполнения домашнего задания
  3. подготовка к активной УПД на основном этапе урока
  4. обобщение и систематизация знаний
  5. подведение итогов урока
  6. информация о домашнем задании

Идея урока (девиз): «Не дом хозяина красит, а хозяин дом»

Методы обучения:

- активные – семинар

- частично-поисковый

- словесные – беседа

- наглядные – демонстрация экранных пособий, опыта

Формы обучения:

- индивидуально-обособленная (на этапе подготовки к уроку, поиска необходимой информации)

- фронтальная

Вопросы к семинару

  1. Что собой представляли жилища наших предков?

- материал

- части дома

- сравнить с современными домами

  1. Внутреннее убранство дома.

- чем отапливался?

- части печи

- найти пословицы о печи

- чем богатые люди украшали печи?

- рассказать  о домовом

- красный угол

- какая была мебель?

- была ли в доме ненужная, лишняя, посторонняя мебель?

- посуда

- предметы быта

- что употребляли в пищу? (игра «Отгадай»)

- найти пословицы о еде и объяснить их

  1. Почему мы во всем ценим красоту? Что она дает человеку? Нужна ли она вообще? Какая бывает красота? Как вы понимаете поговорку: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом»?
  2. Нужны ли современному городу старинные здания? Для чего? Как они вписываются в современный облик города?

  1. организация начала урока

Приветствие, пожелание успеха на уроке.

  1. проверка выполнения домашнего задания

- На дом вам был задано очень интересное, увлекательное и довольно сложное задание. Я просила вас ответить на несколько вопросов по теме, которую мы с вами изучали не предыдущих уроках. Давайте вспомним название темы.

(- В доме у москвича)

Для сегодняшнего урока я выбрала такой девиз: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом» и нам с вами обязательно нужно либо доказать правильность этого высказывания или опровергнуть его.

  1. подготовка к активной УПД на основном этапе урока

- Сегодня мы с вами заглянем в древний поселок. Во время путешествия будьте внимательны, ведь полученные вами знания нам обязательно пригодятся в дальнейшем.

«Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ высокий и красивый –

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные как ивы,

Дети, словно крепкие дубки»

  1. обобщение и систематизация знаний

- Итак, мы отправляемся в древнюю Москву. Опишите мне ее, пожалуйста. Какая она была?

- Что представляли собой жилища наших предков?

(- Это были деревянные избы 2-х видов: красные и курные. Красные дома отапливались печью с трубой, а курные топились по-черному. Постройки были деревянные, т.к. дерево – самый дешевый, доступный материал. Если посмотреть на фасад дома, то мы увидим много красивых деталей, которых нет на современных домах Москвы. Каждая часть дома имела свое название: лицо, лобяк, глаза, уши, ставни, наличники, конек. Крыши покрывались лемехом.)

- Давайте выберем самый красивый дом и продолжим наше путешествие – заглянем внутрь этого дома.

- С чего начинался любой дом в Москве?

(- С печки → рассказ учащихся о печи, ее частях и их функциях)

- Я просила вас найти пословицы о печи и попытаться их объяснить.

- В простых, небогатых домах печь была побеленная, а вот люди обеспеченные старались всё в своем доме сделать как можно красивее. Давайте вспомним, чем богатые люди украшали свои печи?

(- Изразцами)

- А что это такое?

(- Глиняные расписные таблички, которыми украшали печи)

- Мы с вами говорили, что древние москвичи верили в существование различных существ, которые им помогают или мешают. Какое существо неразрывно связано с печью?

(- Домовой → рассказ учащихся о домовом)

- Раз уж мы говорим о печи, надо сказать и о том, чем же питались наши предки славяне. Я просила вас подумать об этом дома и представить все эти продукты и блюда с помощью загадок.

- А знакомы ли вам пословицы о еде?

- Что находилось по диагонали от печи?

(- Красный угол.)

- Что это такое? Почему он называется красным? Как писали иконы? Какие краски использовали при написании икон?

- Без чего еще не обходится ни один дом, даже современный?

(- Мебель. → рассказ учащихся о древнерусской мебели: лавки, скамьи, стол, сундуки, ларцы)

- О чем могли судить люди, если в доме было несколько больших сундуков?

- Для чего использовали ларцы?

- Как вы думаете, была ли в доме ненужная, лишняя, посторонняя мебель? Почему?

- Конечно, ни один дом не может обойтись без бытовой утвари. Давайте посмотрим, какая бытовая техника, предметы быта есть в наших современных домах и были ли они в древней Москве. Что использовали вместо них?

Пылесос – веник

Утюг – рубель и валёк (показываю, как гладили)

Стиральная машина – доска для стирки белья / белье били палками или камнем

Светильник – лучина, свеча, лампада (показываю лучину)

Плита – печь

Водопровод – коромысло и ведра

- Давайте подумаем, какие преимущества есть у современной техники? А какие есть у древней?

(- Современная техника удобна в пользовании, она экономит наше время и силы. А древние предметы быта приучали человека к труду, они красивее, чем современные.)

- Какой вывод мы можем сделать относительно эстетики древнерусских домов?

(- Они красивые, наполнены глубоким смыслом)

- Почему мы во всем ценим красоту? Что она дает человеку? Нужна ли она вообще? Какая бывает красота? (-Внешняя и внутренняя). А какая красота дороже ценится? Что должен делать человек на протяжение всей своей жизни?

(- Стремиться быть красивым внутренне, воспитывать своих детей, приучать их к красоте, труду, уважению к родным и близким, украшать свою жизнь внешне.)

- В самом начале нашего урока я озвучила вам девиз: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Вот после того, как мы с вами поговорили о древнемосковском доме и его обстановке, что вы можете мне сказать о девизе? Он справедлив или нет? Почему?

- Нужны ли современному городу старинные здания? Для чего? Как они вписываются в облик нашего города?

(- Да, они становятся музеями, куда можно сходить и увидеть много интересного, узнать о жизни и быте славян. Внешний облик старинных домов очень красив.)

  1. подведение итогов урока

- В чем смысл нашего урока? Для чего мы с вами обо всем этом говорили?

- Для чего современному человеку это надо знать и ценить?

- Как мы пришли к этому выводу? Что делали на уроке?

- Как вы сами оцениваете свою работу?

- Моя оценка работы учащихся дома при подготовке к уроку и непосредственно на уроке.

  1. информация о домашнем задании

- Сегодня мы повторили огромное количество новых неизвестных вам ранее слов. Я надеюсь, вы их хорошо запомнили. В следующий раз мы это проверим. Для этого я задаю вам новое увлекательное и творческое задание. Вы любите разгадывать кроссворды? А вы пробовали их составлять? Тогда у вас будет такая возможность. Дома на альбомном листе составьте кроссворд из новых слов по нашей теме. Чем больше слов будет в вашем кроссворде, тем лучше.

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"

Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...

Конспект урока в 4 классе по теме "Хобби"

Урок составлен к учебнику И.Н. Верещагиной “English4”, раздел "Увлечения". Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков говорния, аудирования и чтения. В процессе подготов...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел

Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....

Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"

разработка урока  по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Дома бывают разными" 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Дома бывают разными" 1 класс...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....