сценарий "Москва и москвичи"
методическая разработка (4 класс) по теме

Матузенко Галина Ивановна

ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«Москва и москвичи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 992 «ИЗЛУЧИНА»

Открытое мероприятие

с использованием ИКТ

в 4 «Г классе

праздник проводился  в актовом зале

       

Тема: ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«Москва и москвичи».

                                           

Классный руководитель:     Матузенко Галина Ивановна

г. Москва

07. 12. 12 г.

Под звуки песни «Московские окна» дети выходят на сцену.

Московские окна
Слова: М. Матусовский
Музыка: Т. Хренников

Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья,
И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.

Я могу под окнами мечтать,
Я могу, как книги, их читать, -
И заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.

Я, как в годы прежние, опять
Под окном твоим готов стоять.
И на свет его лучей
Я всегда спешу быстрей,
Как на свиданье с юностью моей.

Я любуюсь вами по ночам,
Я желаю, окна, счастья вам…
Он мне дорог с давних лет,
И его яснее нет -
Московских окон негасимый свет.

Ведущий: (Егоров)

        Сегодня мы побываем в городе, на месте которого раньше росли леса и протекало более 50 больших и малых речек.

Ученик:

        Нет тебе на свете равных,

        Стародавняя Москва!

        Блеском дней, вовеки славных,

        Будешь ты всегда жива!

        Град, что строил Долгорукий

        Посреди глухих лесов,

        Возвели любовно внуки

        Выше прочих городов!

                                        В. Брюсов

Ведущий:  (Гасанова)

        На крутом Боровицком холме, поросшем в то время густым сосновым бором, по приказу князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость.

Ученик:

        Всё имеет конец и начало:

        Есть начало – исход у пути,

        Есть исток и, конечно же, устье

        У равнинной и горной реки.

        

        Есть начало у жизни и судеб.

        Есть конец у грозы и дождя…

        Кто же скажет мне, кто же рассудит:

        Где начало у града Москва?

Ведущий:

        Шёл 1147 год. Эту дату и принято считать годом основания Москвы. Площадь того древнего поселения из конца в конец составляла всего триста шагов.

На сцену выходят ученики и поют  под мелодию песни «Москва слезам не верит».

Не сразу всё устроилось,

Москва не сразу строилась:

По камушку, по камушку,

Она тогда росла…

И к Юре Долгорукому,

Великому, могучему,

Тянулись люди русские,

Простые мужики.

Город чудный, город славный

Станет центром самым главным,

Потому что так решили

Наши мудрые князья.

Будет чес Руси гордиться,

Будут люди веселиться

От заката до утра.

За высокими стенами,

За могучими князьями

Будет с каждым годом крепнуть

Наша славная Москва!

Ведущий:

        В XIV веке великий московский князь Иван Калита спешит укрепить Москву. Строятся новые дубовые стены и башни Кремля. Эта крепость прослужила более 25 лет.

Ученик:

        На семи холмах, на семи ветрах

Будет город здесь белокаменный.

Тут река течёт, караван плывёт,

Будет торг большой с иноземцами.

Здесь леса кругом – значит, строить дои

Из чего, найдём, постараемся.

Ведущий:

        К XVI веку стены обветшали и не могли служить надёжной защитой. И тогда был возведён тот Кремль, который мы знаем и любим. Вот и стала Москва белокаменная краснокаменной или «камнекрасной», как писал В. В. Маяковский.

Москва белокаменная,

Москва камнекрасная

Всегда была мне мила и прекрасна.

Ведущий:

        Москвичи очень любили свой город  и всегда отбивали натиски врагов. И в тяжёлые времена 1612 года народ не остался равнодушным к Москве, где, как у себя дома, расположились польские захватчики.

        Осенью Кузьма Минин выступил с призывом ко всем русским людям: объединиться и выгнать врагов из Москвы. Возглавить ополчение попросили искусного воеводу – князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

            4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Ученик:

Когда я думаю, способен ли народ
Решать что-либо, чтоб не быть безликим,
Мой взор уходит в тот далёкий год,
Когда народ был истинно великим.

Год тысяча шестьсот двенадцатый! Тебе,
Великий год, кладу к ногам стихи я!
Наперекор врагам и мачехе-судьбе –
Величье обрела ты в этот год, Россия.

Пожарский с Мининым подняли нашу Русь
На смертный бой с тиранами Отчизны:
«Вперёд, друзья! Развеем нашу грусть!
Сметём врага! Да будь он проклят трижды!»

        

На берегах Оки волненье:
Народный гнев даёт ростки.
Готовит Минин ополченье,
Пожарский поведёт полки.

Из разных городов России
Шли в Нижний Новгород сыны
И под знамёна боевые
Вставали в ратный строй они.

Кровопролитное сраженье
На улицах Москвы - за Русь!
И победило ополченье -
И ликованье гонит грусть!

Герои тех времён далёких -
Пожарский, Минин - на века!
О славном подвиге высоком
Звучит народная строка.

Ведущий:

        Минин и Пожарский стали символом патриотического духа России. И стоит им памятник на главной площади Москвы.

Ведущий:

        В середине 1812 года Наполеон вторгся в Россию. Русская армия отступала с боями, сохраняя силы и изматывая противника.

 В Отечественной войне 1812 года люди проявили героизм, мужество, беззаветную любовь к Родине.  

Ученик:

«Гибель генерала Кутайсова на Бородинском поле»

Мария Башмакова

Тревожной, бесконечно длинной

Ночь перед битвою была,

Над неспокойною равниной

Царила тягостная мгла.

В избе крестьянской генералы

Уснуть в волненье не могли,

О том, что днём их ожидало,

Негромко разговор вели.

«Кто жертвой станет в битве этой?-

Спросил Кутайсов Молодой.-

И кто при проблесках рассвета

Умчится в свой последний бой»?

И, прерывая размышленья,

Сказал Ермолов, бывший тут:

«Мне кажется, что в день сраженья

Там, под огнём, тебя убьют».

Как нож, спросившего пронзила

Таинственность случайных слов.

И смертная тоска томила,

Сжимая сердце вновь и вновь…

Наутро градом раскалённым

Над полем люто брань мела,

Дышала яростно, взбешённо

Огнём из каждого жерла.

Среди орудий грохотавших

Кутайсов храбростью блистал,

В пылу сражения стрелявшим

Приказы быстро отдавал.

Жар битвы злее разгорался.

Сквозь едкую, густую мглу

К полудню генерал помчался

На помощь левому крылу.

Они с Ермоловым спешили,

Кругом кипел жестокий бой,

Как вдруг коней остановили

Пред тёмной, дымной высотой.

Её в то время покидали,

Смешавшись, русские стрелки.

Уже французы ликовали,

Стянув к орудиям полки.

Их крики воздух оглашают,

И чтоб врагу не уступить,

Так генералы здесь решают:

Обратно высоту отбить –

Собрать рассеянных скорее,

Удар штыками нанести…

Они готовы к батарее

Войска в атаку повести.

Прощаясь под огнём батальным,

Ермолов видел в этот час,

Каким задумчиво – печальным

Был взгляд глубоких чёрных глаз.

Они расстались. Двинул влево

Полки Ермолов на врагов

Со всей решительностью смелой

Сквозь гулкий и тяжёлый рёв.

Кутайсов вправо отделился,

Пехоту уводя с собой,

И на французов устремился

В круговорот борьбы лихой.

Бой был горячим, но коротким,

Противник батарею сдал,

Толпой под натиском жестоким

Он по равнине отступал.

С отвагой большею, чем прежде

Сражались русские войска.

В волненье тайном и с надеждой

Ермолов друга здесь искал.

Но в стан тревожный, оживлённый

Примчался по сухой земле

Лишь бурый конь окровавлённый,

А генерала нет в седле…

И в битве павшего героя

На поле грозном не нашли.

Меж тем судьба вершилась боя,

Враг силы собирал вдали.

Полки на сечу вновь летели,

Их клич вливался жуткий вой

Орудий, что осиротели

В ДЕНЬ СКОРБНЫЙ, СТРАШНЫЙ, РОКОВОЙ.

Ведущий:

        В честь победы русских воинов в Москве установлена Триумфальная арка.

Ведущий:

        В XX веке Москва стала ещё краше. Конечно же она изменилась. К тысячам мастерских и сотням фабрик добавились большие и малые заводы, железнодорожные вокзалы, центр города стал освещаться электричеством.

Ведущий:

        Укладывались первые километры асфальта, протянулась паутина трамвайных рельсов, строились торговые пассажи, банки, гостиницы.

Ведущий:

        Заново отстроен Большой театр.

Ученик:

Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем...
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!

Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
В спектаклях жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!

Ведущий:

        Солистами Большого театра были Федор Шаляпин, Антонина Нежданова и Леонид Собинов, Ксения Держинская и Надежда Обухова, Елена Степанова, Сергей Лемешев, Валерия Барсова и Мария Максакова…

Ведущий:

        А императорскому университету присвоено имя великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова, который стремился сделать свою любимую Родину могучей, богатой и просвещённой.

Ученик:

Хвастай, Москва! 

Старой, бывалой, сокольничьей
Вы не найдете столицы!
Хвастай, Москва, не скромничай
Есть тебе чем похвалиться!

Хвастай своим Юго-Западом,
Новыми корпусами,
Хвастай своими внезапными
Белыми парусами.

Ты начиналась халупами,
Крытыми ветхой соломой,
Нынче с твоими Колумбами
Ветер гуляет соленый.

Хвастай мостами двухъярусными,
Новым университетом,
Хвастай морозами яростными,
Жарким, тропическим летом.

Хвастай московскою речью,
Хвастай походкой москвичек,
Занятостью человечьей
И теснотой электричек.

Лучшего города нету!
Знает теперь вся земля,
Что согревает планету
Красный угол Кремля!
                                       
Виктор Боков

Ведущий:

        А над путаницей дворов и переулков, как остров, возвышался Кремль. Кремль – это волшебный город. Он каменный, медный, золотой, драгоценный.

Ученик:

        Кремль

Словно гордый хлеб
у страны в руке —
славный город-Кремль
на Москве-реке.

Устремленный в синь
он и град и весь —
всей России сын,
возле сердца весь.

Кремль со всех сторон
окружен стеной,
а стена — Москвой,
а Москва — страной.

Плавно выгнут мост.
Мощен взмах стены —
здесь глаза и мозг
молодой страны.

Кремль, как вещий стих,
достигает звезд
пятерней своих
дерзновенных звезд!

Реет звездный дым
и текут века
над Кремлем седым,
как Москва-река…

                        (Ю. Панкратов)

Ведущий:

        Среди музейных ценностей Кремля выделяются гиганты. Это  Царь – пушка. Она была отлита в XVI веке и предназначалась для стрельбы каменной  картечью, но так ни разу и не выстрелила. И не издавший ни единого звука Царь – колокол, вес которого – 200 тонн.

Ведущий:

        Колокол был отлит, и его собирались поднять на Ивановскую колокольню, но случился пожар. Огонь истребил подмостки, на которых лежал колокол, и он рухнул на землю. При падении от него отбился край. Лишь через 100 лет колокол подняли и поставили на гранитный пьедестал.

Ученик:

Царь-колокол зевает старой раной,
Царь-пушка зев уперла в небеса,
Как арбузы, - охвачены нирваной,
Спят ядра грузные, не веря в чудеса -
Им никогда не влезть в жерло родное
И не вырваться в огне, свистя и воя...

Ведущий:

        Кремль помнит коронации царей, а Красная площадь – торжественные шествия. С Лобного места объявлялись царские указы. На Красной площади проходил один из самых любимых москвичами праздников – вербное гулянье.

Ведущий:

        А сейчас среди шума огромного города эта площадь – место торжественной тишины. И башни замерли, как часовые. Об этом нам может поведать река.

Ученик:

         Тиха, скромна, не суетлива,

        Не широка, не глубока,

Бежит через луга и нивы

Река Москва, Москва – река.

В неё глядятся рощи, сёла,

Над ней, как  радуга, мосты.

Ведущий:

        Каждому хочется хоть раз побывать в Москве.  Городская железная дорога может прокатить вас по подземной сказке. Талантливые умы и руки создали московское метро, первая очередь которого вступила в строй в мае 1935 года.

Ученик:

        Цветным сверкают мрамором

        Подземные дворцы,

        И рельсы серебристые

        Ведут во все концы.

        Летят экспрессы быстрые

        Со скоростью ветров.

        Спасибо всем, кто выстроил

        Московское метро!

Ведущий:

        Город рос и преображался, расширялись улицы и площади, исчезли деревянные домишки на больших окраинах.

        Но не успел город насладиться красотой и спокойствием, как 22 июня 1941 года зазвучал призыв к обороне страны.

Ведущий:

        Суровой осенью 1941 года фашистские войска стояли у самых ворот столицы. Гитлер уже назначил дату парада своих войск на Красной площади.

Ведущий:

        Не вышло!!!

        На Красной площади 7 ноября 1941 года действительно состоялся парад, но не фашистских войск, а наших!

Ведущий:

        С памятного парада полки шли прямо на передовые позиции – шли защищать Родину! Этот парад показал всему миру патриотизм и силу духа русского народа. Под Москвой русская армия одержала первую великую победу над фашистскими полчищами.

Звучит песня «Моя Москва» (сл. М. Лисянского, С, Аграняна, муз. И. Дунаевского).

Ведущий:

        Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата, день и ночь полыхающий у Кремлёвской стены, - память о тех, кто отстоял Москву, защитил Родину!

Ученик:

Ирина ТОКМАКОВА


КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Мы с детства запомнили эти слова,
Но нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.

На свете немало других площадей,
Героев на свете немало,
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.

Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.

Ведущий:

        За выдающиеся заслуги перед Родиной, за мужество и героизм в борьбе с фашистами, за успехи в развитии промышленности и культуры город имеет награды.

Ученик:

        Как самые заветные слова,

        Те, что всегда волнуют безгранично,

        Привычной не становится Москва –

        Она всегда державна, необычна!

        Её живой могучей красотой,

        Я знаю, невозможно насладиться.

        Москва… Она не просто город твой –

        Она твоя Отчизна и столица!

Дети исполняют песню «Москва! Звонят колокола» О. Газманова

  Через войны, пожары, века
   Звон малиновый в небо летит,
   Слышен звон этот издалека -
   Это сердце России звенит.
   
   В ярком злате Святых куполов
   Гордо множится солнечный лик.
   С возвращеньем Двуглавых орлов
   Продолжается Русский язык.
   
   Москва - звонят колокола,
   Москва - златые купола,
   Москва - по золоту икон
   Проходит летопись времен.
   
   По ладоням твоих площадей
   Проходили колонны бойцов.
   Погибая во имя детей,
   Шли в бессмертье во славу отцов.
   
   Красной площади жить без конца,
   Сталь московских парадов крепка.
   Если будет столица стоять -
   Не иссякнет России река.
   
   Москва - звонят колокола,
   Москва - златые купола,
   Москва - по золоту икон
   Проходит летопись времен.
   
   Я смотрю с Воробьевых высот
   На ночное созвездье огней,
   Пусть Москве уже за восемьсот -
   Мы вовек не состаримся с ней
   
   На проспекты прольется весна,
   Озорные нагрянут грачи.
   И столице опять не до сна,
   С днем рожденья мои Москвичи!
   
   Москва - звонят колокола,
   Москва - златые купола,
   Москва - по золоту икон
   Проходит летопись времен.
   
   Москва!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия "Мы-Москвичи"

Экскурсия по Москвеhttp://www.fayloobmennik.net/1084601 сслка на скачивание файла....

Экскурсия "Посвящение в Москвичи"

Ссылка на скачивание презентации http://www.fayloobmennik.net/1101554Ссылка на скачивание фото отчета http://www.fayloobmennik.net/1101573...

Проект "Мы - москвичи"

Проект - лауреат конкурса "Москва на пути к культуре мира"       Несмотря на то, что все мы разные, что все мы  когда – то откуда – то приехали, мы так похожи. Все мы...

Конспект урока москвоведения в 3 классе по теме "В доме у москвича"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока москвоведения в 3 классе Тема урока:«В доме у москвича»Цель урока:обобщение и систематизация знаний об устройстве дома и быте древних москвичейВ основе ло...

Юные москвичи

Материал для внеурочной работы по истории Москвы...

Классный час, посвященный героям-москвичам в ВОВ

Сценарий и презентация для СМАРТ доски классного часа, посвященного героям-москвичам в ВОВ и увековечиванию их памяти в названиях улиц и площадей Москвы....