"Песня"
материал по теме

Ефимова Татьяна Анатольевна

открытое занятие по кружковой работе с вокальной группой "Звонкие голоса", участники -  дети 2-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_horovogo_klassa.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Тема. Введение в образовательную программу «Песня»

(открытое занятие детского хора  «Звонкие голоса» в рамках районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2010»)

Занятие разработано педагогом

 дополнительного  образования

 Ефимовой Татьяной Анатольевной

Возраст обучающихся – 9-11 лет

Первый год обучения

Место проведения – г. Благодарный, МОУ «СОШ №1»

Дата проведения – 26 января 2010 года

Время проведения – 8-30

Цель: раскрыть идею образовательной программы «Песня» детского хора «Звонкие голоса», а так же творческий потенциал обучающихся посредством песенного искусства

Задачи

  1. Развивать художественный вкус, познавательные интересы, музыкальный слух, память, ритм.
  2. Показать красоту песни.
  3. Воспитывать в детях любовь к песне, чувство коллективизма
  4. Формировать национальное самосознание, уважение  к историческому и культурному наследию, любовь  природе.

Форма проведения. Индивидуальная, групповая.

Ожидаемый результат: эмоциональное исполнение песен, пробуждение интереса  к песне, изучение  песенных жанров, умение передавать настроение и  чувства посредством  песни.

Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, СД, МР-3 диска с фонограммами

План урока

п.п

Этап

Время (мин)

1

Организационный момент

1

2

Постановка темы и цели занятия

3

3

Введение в образовательную программу

15

4

Практическая работа

10

5

Закрепление темы  занятия

1

6

Рефлексия

2

7

Заключительная часть

2

Ход урока

  1. Организационный  момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Анатольевна Ефимова. Я – педагог дополнительного образования МОУ «СОШ № 4», руководитель детского хора «Звонкие голоса».

  1. Постановка темы и цели занятия.

Ребята из хора «Звонкие голоса» передали для вас письмо-загадку, разгадав которую, вы узнаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии.

(письмо)

«Я ваша подруга,

Я ваша попутчица,

В пути без меня

Ничего не получится.

Со мною, друзья, вам всегда интересно,

Узнали, кто я?

Ну, конечно же, (песня)

Как  вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?

Правильно ребята, сегодня мы поговорим о песне, узнаем, какие песни бывают и кем они создаются. Начнем?

Песня – самый распространенный вид музыкального искусства. Её слушают и поют повсюду. Она звучит по радио и телевидению, исполняется на  концертах и  праздниках, дома и на улице.

Как вы думаете, чем объяснить такую популярность песни? (ответ)

 Когда люди поют?

Молодцы, действительно люди  обращаются к песне и в радости и в печали, в труде и на отдыхе, в одиночестве и собираясь вместе.

Как много песен

У любви!

Есть песни у надежды

И отваги,

У радости, -

Их только позови!-

У мужества,

Высокого, как флаги.

Есть песни горя

Лад у них особый

Все чувства можно

Песнями излить

А вот у подлости и злобы

Нет песен и не может быть!

  1. Введение в образовательную программу  «Песня»

Песня… Она сопровождает нас с самого рождения.

 Посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма «Умка» (фрагмент)

Ребята, какая прозвучала песня? (колыбельная)

Когда поют колыбельные песни?

А какая она – колыбельная песня?

Да, ребята. Колыбельная песня исполняется тихим спокойным голосом. Существует много колыбельных и одна из них вам знакома по известной  телепередаче. Назовите эту передачу.

Давайте вспомним и напоем эту песню (наигрываете и исполняете песню вместе с детьми) Не забывайте, что мы с вами – единый коллектив. Давайте учиться слушать и слышать друг друга.

Кто-то любит рэп, джаз, классическую, современную или народную песню. У каждого свой стиль и вкус. Бывает, что определенное музыкальное произведение очень подходит  характеру человека, и он это ощущает и сравнивает услышанное со своим  внутренним миром, своими мыслями и мечтами.

Французский писатель Бальзак говорил: «Я изливаю свое горе в музыке».

Какую музыку вы слушаете, когда вам грустно?

Да, ребята, когда у человека плохое настроение или ему грустно, он слушает спокойную, медленную музыку и это помогает ему. А когда на душе весело мы слушаем что-то зажигательное, ритмичное.

А какое у вас сейчас настроение?

Здорово! У меня тоже прекрасное настроение и  мне кажется, мы немножко засиделись! Предлагаю вам вспомнить веселую музыкальную песенку и потанцевать. Встанем в круг.

 (звучит «Песня танцующих утят»)

Молодцы!

А сейчас я предлагаю Вам посетить живописные уголки матушки России.

Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки-

Уронили дудки.

Пролетели гуси-

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились,

Ну а песня?

С песней на Руси родились.

(На фоне стихотворения идут слайды русской природы)

У каждого народа есть своя песня. В русских народных песнях раскрывается сердечность и широта души русского народа, красота природы. Русская песня может быть поучительной, чтобы напоминать об историческом прошлом России и россиян.

Давайте проверим, знаете ли вы русские народные песни? Угадайте мелодию. (игра «Угадай мелодию»)

Звучат мелодии песен «Во поле береза стояла»

 Обратите внимание, у русской народной песни есть отличительная черта – её распевность.

 «Во саду ли, в огороде», «Ах, вы сени»

Ребята, а как вы думаете, кто написал народные  песни?

Совершенно верно, народная песня зародилась и веками существовала анонимно, т.е. без имени автора, т.к. она является коллективным творчеством народа.

Благодарненская земля богата людьми-самородками. В селе Сотниковском живет Алейников Василий Максимович, который пишет стихи о селе, природе, земляках. Многие его стихи стали песнями, а музыку к ним сочинили сами жители села, поэтому эти песни тоже можно считать народными. Послушайте одну из них.

Ребята, о чем эта песня?

Народная песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали.

 К жанру песни обращались в своем творчестве и композиторы, сочиняя мелодии песен используя стихи любимых поэтов.

Лучшие песни, созданные нашими композиторами, поет вся страна.

В песенном творчестве последних десятилетий возникли новые явления. Широко распространилась песня эстрадная, исполняемая, как правило, певцами - солистами в сопровождении инструментальных ансамблей, с использованием звукоусилительной техники, сценических эффектов, компьютерной графики.

Каких исполнителей   современных  песен  вы знаете?

Ребята, очень хорошо, что вы интересуетесь современным эстрадным искусством и знаете имена Билана, Рыбака, Долиной, Пугачевой.

Так же имеет успех песня авторская, когда поэт, композитор и исполнитель, аккомпанирующий себе на гитаре, представлены в едином лице. В таких песнях ведущая роль принадлежит тексту. Наиболее яркими представителями авторской песни стали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор

(на экране идут слайды с портретами бардов)

 У нас с вами сегодня есть возможность  послушать песню поэта-барда Юрия Визбора «Солнышко лесное» в исполнении музыканта – Гречанова Владимира Александровича (выступление)

Ребята, так как же называется песня, когда поэт, композитор и исполнитель представлены в одном лице?

  1. Практическая  работа.

Ребята, мы с вами сегодня узнали об особенностях народной, современной, авторской песни и сейчас я предлагаю вам стать артистами. Вам знакома эта мелодия?  Давайте исполним отрывок из песни Шаинского «Дружба начинается с улыбки»

(поют)

Пройдут года, и в песенном искусстве вновь возникнет что-то новое. О чем расскажут слушателям песни грядущих лет, какими они окажутся и как будут исполняться – вы узнаете уже самостоятельно. Главное – отдать предпочтение песням высокохудожественным и содержательным. Песням, которые  созданы и исполняются талантливыми людьми и музыкантами.

Помните, ребята,  песня живет рядом с нами и будет сопровождать нас всю жизнь.

  1. Закрепление темы занятия.

  1. Скажите, ребята, о каких песнях мы сегодня говорили?
  2. Какую колыбельную вы сегодня прослушали?
  3. Какие чувства выражаются посредством песни?
  4. Кем создаются народные песни?
  5. Почему некоторые современные песни называются авторскими?

  1. Рефлексия.

Ребята, в начале нашего занятия мы говорили о том, что песня передает чувства, эмоции, настроение людей. Я предлагаю вам сочинить мелодию сегодняшнего знакомства и общения. На доске вы видите цветные ноты. Если вам сегодня было интересно, увлекательно, если вам понравилось наше общение, то прикрепите на нотный стан нотки красного цвета. Если же вам было скучно, то нотки синие.

Спасибо. Мне кажется, что у нашего занятия такая мелодия.

А я дарю вам в знак нашей совместной работы  ноту своего признания. Она звучит так.

  1. Заключительная часть.

С тех пор, как появилась  песня ни один народ мира не живет без неё. «Песня – правда, как подумаешь умом» - гласит народная мудрость. Велика эта правда, заключенная в драгоценную оправу музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня-переделка к 8 марта на мотив песни "Комарики" группы Жуки

Весёлая песня, которую можно исполнить на классном и общешкольном утреннике. Песню я составила для 3-го класса. Перед работой с песней лучше послушать её в оригинальном исполнении группы. Оригинальное...

Презентация к мероприятию "Инсценированная военная песня": песня "Катюша".

Материал создан совместно с учителем русского языка и литературы и классным руководителем 8 класса Егоровой Галиной Евгеньевной....

Литературно-музыкальный вечер «Песня в кругу семьи» Тема: «Военные песни»

Данный сценарий может быть полезен педагогам –организаторам, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня.Творческое мероприятие с привлечением ...

Сценарий открытого мероприятия "Песни военных лет. История одной песни" на примере песни "Катюша"

Сценарий открытого мероприятия "Песни военных лет. История одной песни" на примере песни "Катюша", написанной поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером, для воспитания патриотических чувств у...

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...