Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Цели:

– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;

- развивать умение дифференцировать части музыкального произведения, продолжить знакомство с примерами народной и композиторской песни;

- развивать музыкальную память, воображение, корригировать нарушения  звукопроизносительной стороны речи;

- показать связь музыки с природой, с жизнью, с изобразительным искусством, продолжить знакомство с обычаями и традициями родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_zhuravushka4klass.docx27.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки и пения в 4 классе

Тема урока.  Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой,                                          слова А.Вольского), повторение русской народноц песни «На горе-то калина»,Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня».

Цели:

– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;

- развивать умение дифференцировать части музыкального произведения, продолжить знакомство с примерами народной и композиторской песни;

- развивать музыкальную память, воображение, корригировать нарушения  звукопроизносительной стороны речи;

- показать связь музыки с природой, с жизнью, с изобразительным искусством, продолжить знакомство с обычаями и традициями родного края.

Оборудование. Карточки с названием песен и фамилиями их авторов, карточка с названием пьесы П.И.Чайковского, портрет П.И.Чайковского; сюжетная картина «Осень», веточки калины; видеозапись произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня», магнитная доска, фортепиано.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой. Объяснение темы урока.

1.Вводная беседа об осени.

-Ребята, чем вы занимались на первых двух уроках? (Изготовлением веточки ивы).

-Какого цвета были листья на веточках?

-Почему они были желтые?

-Правильно, потому что наступила осень, листья на деревьях пожелтели. А какие еще приметы осени вы знаете?

-Верно, стаи перелетных птиц -это одна из примет осени. Я недавно наблюдала, как летели на юг журавли. Журавушки летели клином, и были слышны их прощальные голоса.

2. Беседа: осень в музыке и красках.

(Демонстрируется сюжетная картина «Осень»)

-Рассмотрите картину. Что вы видите на ней?

-Кого вы видите в голубом небе? (Стаю журавлей).

-Осень бывает разная: поздняя и ранняя. Какая осень изображена на картине? (Ранняя).

-Как еще называют такую осень? (Золотая).

- Почему ее называют золотой?

-Верно, желтая, золотистая, алая, багряная- это все краски осени. А есть еще и звуки осени. Если закрыть глаза, какие звуки осени можно услышать? (Шелест, шорох листвы, прощальные крики улетающих птиц, стук дождя по стеклу.)

II. Распевание.

- Сейчас мы попробуем воспроизвести звуки осени.

1.Пение слова «о-сень» на одном звуке.

2.Исполнение попевки «Дует, дует ветер» с усилением динамики.

3.Исполнение попевки «Кап-кап-кап» с ускорением темпа.

III. Разучивание песни «Журавушка» (1 куплет и припев).

1.Слушание песни в исполнении учителя.

-Сейчас я спою вам песню, вы ее внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы: о чем поется в песне, какой характер у этого произведения, как бы вы назвали эту песню?

1. Над пожелтевшей травушкой,
Над рощей тополей
Летит, летит журавушка
Со стаей журавлей.

Припев:
Журавушка, журавушка,
Счастливого пути!
Журавушка, журавушка,
Весною прилети.

2. Пусть тучки в небе хмурятся
И нам грозят дождем,
А мы тобой любуемся
И ласково поем.

2.Беседа после прослушивания песни.

-О чем же поется в этой песне?

Какой характер у песни? (Песня нежная,ласковая, задумчивая…)

-Как бы вы назвали эту песню?

-Эта песня называется «Журавушка».Написали ее композитор Евгения Зарицкая и поэт Андрей Вольский. (Демонстрируется название песни и фамилии ее авторов).

3.Повторное слушание песни «Журавушка» в исполнении учителя и беседа о ее строении.

-Я спою вам эту песню еще раз, а вы обратите внимание, сколько в ней куплетов. Есть ли припев и сколько раз он повторяется? (Учитель исполняет песню повторно.)

-Сколько же куплетов в песне?

-Есть ли припев?

-Сколько раз он повторяется?

4.Разучивание  песни (1 куплета и припева.)

1). Повторное исполнение учителем первого куплета и припева, разучивание песни по фразам (работа над произношением слов, вызывающих трудности при исполнении: пожелтевшей, со стаей, весною и др.)

2). Разучивание куплета с использованием метода «музыкальное эхо».

-Дети, я буду петь фразу громко, а вы, как эхо, будете повторять за мной тихо.

3).Исполнение учащимися первого куплета и припева без аккомпанемента. (Учитель дирижирует).

4).Исполнение песни с аккомпанементом и вступлением.

5).Исполнение песни «в характере» (нежно, легко, плавно, задумчиво…).

(Дети исполняют песню «в характере» стоя.)

-Как называется песня, которую мы разучили?

-Кто запомнил, как зовут авторов этой песни?

IV. Слушание музыки. (П.И.Чайковский. «Осенняя песня».)

1.Вводное слово учителя.

-Не только Евгения Зарицкая посвятила свою музыку осени. Многие композиторы любили осень и писали музыкальные произведения об этом времени года. Например, Петр Ильич Чайковский, русский композитор, написал целый цикл мелодий об осени.

(Демонстрируется портрет П.И.Чайковского.)

-Сейчас мы послушаем его произведение, которое называется «Осенняя песня». Здесь нет слов, звучит только мелодия. А почему же Чайковский назвал эту музыку песней? Петр Ильич Чайковский представлял, что сама природа поет, это ее песня.

(Демонстрируется название произведения и фамилия его автора).

2.Первичное слушание пьесы.

-Внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на следующие вопросы: какой характер у этого произведения, сколько инструментов исполняет мелодию - один или несколько?

(Звучит пьеса, после слушания учащиеся в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Уточняется значение слова «оркестр».)

3.Повторное слушание пьесы.

-А теперь мы еще раз послушаем эту музыку. Можете закрыть глаза, а потом расскажете, что вы представили под эту мелодию?

(Повторное слушание, высказывания учащихся.)

-Кто запомнил название произведения? Как оно называется?

-Кто написал эту музыкальную пьесу?

V. Повторение ранее разученной песни «На горе-то калина».

1.Музыкальная загадка. Вводная беседа.

-А сейчас я загадаю вам музыкальную загадку. Я сыграю мелодию, а вы должны угадать, как называется песня.

 (Учитель исполняет мелодию русской народной песни «На горе-то калина». Дети определяют, что это за песня, как она называется.)

-Кто написал эту песню? Чья она? (Это русская народная песня.)

-А как вы понимаете слова «русская народная»?

-О чем поется в песне? О каких растениях идет речь? (О калине и малине.)

2.Исполнение песни учащимися.

-Кто напомнит начало песни?

(Один ученик по желанию исполняет первую фразу песни без музыкального сопровождения.)

-А теперь мы все вместе хором исполним эту песню.

3.Беседа по содержанию песни.

-О каком времени года поется в песне?

-Почему вы считаете, что об осени? (Калина созрела.)

-Зачем ломали калину и кому бросали?

(Ягоды калины обладают кровоостанавливающим свойством, являются лечебным средством, и казаки брали ее с собой в дорогу когда отправлялись на войну. Эту песню очень любили и любят у нас на Кубани.)

4.Исполнение песни учащимися с движениями.

-Еще раз споем песню «На горе-то калина» и выполним движения, которые мы разучили на прошлом уроке.

-Как называется эта песня?

-Кто ее написал? Чья она?

VI. Закрепление разученной на уроке песни «Журавушка».

-А какую композиторскую песню мы разучили сегодня на уроке?

-Давайте споем ее вместе еще раз.

(Дети вместе с учителем исполняют 1 куплет и припев песни.)

VII. Итог урока.

-Ребята, вот и подошел к концу наш урок, который тоже был посвящен осени, немножко грустному, но такому же прекрасному времени года, как весна-красавица, лето красное и зимушка-зима морозная.

-Вы сегодня все старались, пели звонко и дружно. А песни, которые мы сегодня разучивали и повторяли, вы с успехом можете исполнить на предстоящем осеннем празднике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыка - ИЗО во 2 классе на тему: «Краски в музыке и ИЗО».

План-конспект интегрированного урока музыка - ИЗО во втором классе 3 четверть, на тему "Краски в музыке и ИЗО"...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Конспект урока музыки и пения в 3-4СКК VIII-вида.

Конспект открытого урока  музыки и пения в 3-4 СКК VIII-вид.П.И.Чайковский "Времена года"Март.Песнь жаворонка...

Ноты песни "Сурок". Музыка Л.Бетховена, слова И.В. Гёте. Русский текст С.Спасского. Тональность фа # минор

Песня "Сурок". Музыка Л.Бетховена, слова И.В. Гёте. Русский текст С.Спасского. Тональность фа # минор. Диапазон от "До # "  1 октавы до "До # " 2 октавы.Текст песни:...

Конспект урока музыки во 2 классе на тему:"Образ мамы в музыке"

Данный конспект урока разработан в рамках ФГОС НОО...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...

Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс). Тема урока: Обрядовость как сущность русского народного творчества

УРОК С ЭЛЕМНТАМИ ВЕБ-КВЕСТАУсачева, Школяр. Музыка, 3 класс2 четвертьУрок 2. Обрядовые песни русского народаТема урока: Обрядовость как сущность русского народного творчества Цели и задачи:...