Главные вкладки

    Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»
    план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

    Цели:

    – продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;

    - развивать умение дифференцировать части музыкального произведения, продолжить знакомство с примерами народной и композиторской песни;

    - развивать музыкальную память, воображение, корригировать нарушения  звукопроизносительной стороны речи;

    - показать связь музыки с природой, с жизнью, с изобразительным искусством, продолжить знакомство с обычаями и традициями родного края.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_zhuravushka4klass.docx27.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока музыки и пения в 4 классе

    Тема урока.  Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой,                                          слова А.Вольского), повторение русской народноц песни «На горе-то калина»,Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня».

    Цели:

    – продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;

    - развивать умение дифференцировать части музыкального произведения, продолжить знакомство с примерами народной и композиторской песни;

    - развивать музыкальную память, воображение, корригировать нарушения  звукопроизносительной стороны речи;

    - показать связь музыки с природой, с жизнью, с изобразительным искусством, продолжить знакомство с обычаями и традициями родного края.

    Оборудование. Карточки с названием песен и фамилиями их авторов, карточка с названием пьесы П.И.Чайковского, портрет П.И.Чайковского; сюжетная картина «Осень», веточки калины; видеозапись произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня», магнитная доска, фортепиано.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Психологический настрой. Объяснение темы урока.

    1.Вводная беседа об осени.

    -Ребята, чем вы занимались на первых двух уроках? (Изготовлением веточки ивы).

    -Какого цвета были листья на веточках?

    -Почему они были желтые?

    -Правильно, потому что наступила осень, листья на деревьях пожелтели. А какие еще приметы осени вы знаете?

    -Верно, стаи перелетных птиц -это одна из примет осени. Я недавно наблюдала, как летели на юг журавли. Журавушки летели клином, и были слышны их прощальные голоса.

    2. Беседа: осень в музыке и красках.

    (Демонстрируется сюжетная картина «Осень»)

    -Рассмотрите картину. Что вы видите на ней?

    -Кого вы видите в голубом небе? (Стаю журавлей).

    -Осень бывает разная: поздняя и ранняя. Какая осень изображена на картине? (Ранняя).

    -Как еще называют такую осень? (Золотая).

    - Почему ее называют золотой?

    -Верно, желтая, золотистая, алая, багряная- это все краски осени. А есть еще и звуки осени. Если закрыть глаза, какие звуки осени можно услышать? (Шелест, шорох листвы, прощальные крики улетающих птиц, стук дождя по стеклу.)

    II. Распевание.

    - Сейчас мы попробуем воспроизвести звуки осени.

    1.Пение слова «о-сень» на одном звуке.

    2.Исполнение попевки «Дует, дует ветер» с усилением динамики.

    3.Исполнение попевки «Кап-кап-кап» с ускорением темпа.

    III. Разучивание песни «Журавушка» (1 куплет и припев).

    1.Слушание песни в исполнении учителя.

    -Сейчас я спою вам песню, вы ее внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы: о чем поется в песне, какой характер у этого произведения, как бы вы назвали эту песню?

    1. Над пожелтевшей травушкой,
    Над рощей тополей
    Летит, летит журавушка
    Со стаей журавлей.

    Припев:
    Журавушка, журавушка,
    Счастливого пути!
    Журавушка, журавушка,
    Весною прилети.

    2. Пусть тучки в небе хмурятся
    И нам грозят дождем,
    А мы тобой любуемся
    И ласково поем.

    2.Беседа после прослушивания песни.

    -О чем же поется в этой песне?

    Какой характер у песни? (Песня нежная,ласковая, задумчивая…)

    -Как бы вы назвали эту песню?

    -Эта песня называется «Журавушка».Написали ее композитор Евгения Зарицкая и поэт Андрей Вольский. (Демонстрируется название песни и фамилии ее авторов).

    3.Повторное слушание песни «Журавушка» в исполнении учителя и беседа о ее строении.

    -Я спою вам эту песню еще раз, а вы обратите внимание, сколько в ней куплетов. Есть ли припев и сколько раз он повторяется? (Учитель исполняет песню повторно.)

    -Сколько же куплетов в песне?

    -Есть ли припев?

    -Сколько раз он повторяется?

    4.Разучивание  песни (1 куплета и припева.)

    1). Повторное исполнение учителем первого куплета и припева, разучивание песни по фразам (работа над произношением слов, вызывающих трудности при исполнении: пожелтевшей, со стаей, весною и др.)

    2). Разучивание куплета с использованием метода «музыкальное эхо».

    -Дети, я буду петь фразу громко, а вы, как эхо, будете повторять за мной тихо.

    3).Исполнение учащимися первого куплета и припева без аккомпанемента. (Учитель дирижирует).

    4).Исполнение песни с аккомпанементом и вступлением.

    5).Исполнение песни «в характере» (нежно, легко, плавно, задумчиво…).

    (Дети исполняют песню «в характере» стоя.)

    -Как называется песня, которую мы разучили?

    -Кто запомнил, как зовут авторов этой песни?

    IV. Слушание музыки. (П.И.Чайковский. «Осенняя песня».)

    1.Вводное слово учителя.

    -Не только Евгения Зарицкая посвятила свою музыку осени. Многие композиторы любили осень и писали музыкальные произведения об этом времени года. Например, Петр Ильич Чайковский, русский композитор, написал целый цикл мелодий об осени.

    (Демонстрируется портрет П.И.Чайковского.)

    -Сейчас мы послушаем его произведение, которое называется «Осенняя песня». Здесь нет слов, звучит только мелодия. А почему же Чайковский назвал эту музыку песней? Петр Ильич Чайковский представлял, что сама природа поет, это ее песня.

    (Демонстрируется название произведения и фамилия его автора).

    2.Первичное слушание пьесы.

    -Внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на следующие вопросы: какой характер у этого произведения, сколько инструментов исполняет мелодию - один или несколько?

    (Звучит пьеса, после слушания учащиеся в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Уточняется значение слова «оркестр».)

    3.Повторное слушание пьесы.

    -А теперь мы еще раз послушаем эту музыку. Можете закрыть глаза, а потом расскажете, что вы представили под эту мелодию?

    (Повторное слушание, высказывания учащихся.)

    -Кто запомнил название произведения? Как оно называется?

    -Кто написал эту музыкальную пьесу?

    V. Повторение ранее разученной песни «На горе-то калина».

    1.Музыкальная загадка. Вводная беседа.

    -А сейчас я загадаю вам музыкальную загадку. Я сыграю мелодию, а вы должны угадать, как называется песня.

     (Учитель исполняет мелодию русской народной песни «На горе-то калина». Дети определяют, что это за песня, как она называется.)

    -Кто написал эту песню? Чья она? (Это русская народная песня.)

    -А как вы понимаете слова «русская народная»?

    -О чем поется в песне? О каких растениях идет речь? (О калине и малине.)

    2.Исполнение песни учащимися.

    -Кто напомнит начало песни?

    (Один ученик по желанию исполняет первую фразу песни без музыкального сопровождения.)

    -А теперь мы все вместе хором исполним эту песню.

    3.Беседа по содержанию песни.

    -О каком времени года поется в песне?

    -Почему вы считаете, что об осени? (Калина созрела.)

    -Зачем ломали калину и кому бросали?

    (Ягоды калины обладают кровоостанавливающим свойством, являются лечебным средством, и казаки брали ее с собой в дорогу когда отправлялись на войну. Эту песню очень любили и любят у нас на Кубани.)

    4.Исполнение песни учащимися с движениями.

    -Еще раз споем песню «На горе-то калина» и выполним движения, которые мы разучили на прошлом уроке.

    -Как называется эта песня?

    -Кто ее написал? Чья она?

    VI. Закрепление разученной на уроке песни «Журавушка».

    -А какую композиторскую песню мы разучили сегодня на уроке?

    -Давайте споем ее вместе еще раз.

    (Дети вместе с учителем исполняют 1 куплет и припев песни.)

    VII. Итог урока.

    -Ребята, вот и подошел к концу наш урок, который тоже был посвящен осени, немножко грустному, но такому же прекрасному времени года, как весна-красавица, лето красное и зимушка-зима морозная.

    -Вы сегодня все старались, пели звонко и дружно. А песни, которые мы сегодня разучивали и повторяли, вы с успехом можете исполнить на предстоящем осеннем празднике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок музыка - ИЗО во 2 классе на тему: «Краски в музыке и ИЗО».

    План-конспект интегрированного урока музыка - ИЗО во втором классе 3 четверть, на тему "Краски в музыке и ИЗО"...

    Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

    Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

    Конспект урока музыки и пения в 3-4СКК VIII-вида.

    Конспект открытого урока  музыки и пения в 3-4 СКК VIII-вид.П.И.Чайковский "Времена года"Март.Песнь жаворонка...

    Ноты песни "Сурок". Музыка Л.Бетховена, слова И.В. Гёте. Русский текст С.Спасского. Тональность фа # минор

    Песня "Сурок". Музыка Л.Бетховена, слова И.В. Гёте. Русский текст С.Спасского. Тональность фа # минор. Диапазон от "До # "  1 октавы до "До # " 2 октавы.Текст песни:...

    Конспекты уроков музыки для 1-4 классов

    По программе Е. Д. Критской....

    Конспект урока музыки во 2 классе на тему:"Образ мамы в музыке"

    Данный конспект урока разработан в рамках ФГОС НОО...

    Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

    Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...