Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс). Тема урока: Обрядовость как сущность русского народного творчества
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Чехова Людмила Алексеевна

 УРОК С ЭЛЕМНТАМИ ВЕБ-КВЕСТА

Усачева, Школяр. Музыка, 3 класс

2 четверть

Урок 2. Обрядовые песни русского народа

Тема урока: Обрядовость как сущность русского народного творчества

 

Цели и задачи:

- продолжать знакомство с русским народным творчеством; дать понятие обрядовой песни;

- показать обучающимся, как жанр протяжной песни постепенно освобождался от обрядовых «оков», как проходило становление народного бытового искусства как искусства гуманистического;

- стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора;

- разучивать и исполнять обрядовые народные песни, стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора;

- разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры.

Музыкальный материал:

Свадебные песни: «Виноград в саду цветёт», «Ой, все кумушки домой», «Как Иван-то ходит, бродит».

Колядка «Щедрик».

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обрядовые песни русского народа Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс). Тема урока: Обрядовость как сущность русского народного творчества Подготовила: Чехова Людмила Алексеевна

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ продолжить знакомство с русским народным творчеством, познакомиться с понятием обрядовой песни; понять, как жанр протяжной песни постепенно освобождался от обрядовых «оков», как проходило становление народного бытового искусства как искусства гуманистического; разучивать и исполнять обрядовые народные песни, стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора; разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры.

Слайд 3

Виды обрядовых песен Календарные: проводы зимы, встреча весны, сбор урожая (т.е. песни, связанные с земледельческими работами крестьян), рождественские, масленичные, пасхальные и купальские песни, заклички , колядки, щедровки , частушки. Семейно-бытовые: свадебные песни (величания, плачи и др.); обрядовые песни, сопровождавшие похороны, проводы в солдаты и др.

Слайд 4

«Играть свадьбу»

Слайд 5

Свадебный обряд Структура М. Шибанов. Празднество свадебного договора, 1777 СГОВОР И.Е. Репин . Выбор великокняжеской (царской) невесты, 1884

Слайд 6

Большое место в свадебном обряде занимали песни: торжественные, величальные, славящие невесту и жениха; щуточные , комические, высмеивающие сватов; гостевые , застольные; весёлые плясовые . Много должна была петь невеста. Она причитала , прощалась с родной семьёй и девичьей долей, страшась неизвестного будущего в чужой семье. Хоровые песни исполняли подруги невесты на девичнике и в утро венчания. На девичнике невеста с подружками готовясь к свадьбе, вспоминали девичью жизнь, шили и вышивали приданое и одновременно пели песни: «На горе-то стоит ёлочка». https://www.youtube.com/watch?v=J0JmqdIfXJU Свадебные песни

Слайд 7

Свадебные песни Первый день свадьбы Утро перед венцом Приезд в дом жениха Благословение родителей Венчание в церкви ЗАПОМНИ! ПОЛИФОНИЯ - вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий. ПРОСЛУШАЙ: Песня-плач «Как сказали, Иван-то грозён»

Слайд 8

«Отходные» песни ПРОСЛУШАЙ: «Ой, все кумушки, домой » https:// www.youtube.com/watch?v=n18LM5VA3Sw «Пора гостям со двора » https:// www.youtube.com/watch?v=vf0mChgWpog Свадебные песни

Слайд 9

Свадебный обряд В се основные моменты свадьбы – песни, хороводы, диалоги, прибаутки, движения, костюмы – проникнуты мудростью и целомудрием, красотой сердца русского народа. П о музыке можно проследить драматургию настроения всего свадебного обряда: от драматичной кульминационной песни «Как сказали, Иван-то грозён» к разудалой, плясовой. ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ: Ч то может стоять за таким развитием сюжета (в музыке) — оптимистический взгляд в будущее или что-то иное?

Слайд 10

Колядки - календарные обрядовые песни славян, исполняемые в святочный период (от Рождества по Крещение) во время ритуальных обходов по домам ( колядовании ). https:// www.facebook.com/100010863492422/videos/505009083204537 Колядки – рождественская традиция

Слайд 11

Колядки – рождественская традиция Типы колядок К олядки, прославляющие праздник и всех его действующих лиц; К олядки, содержащие в себе поздравления с праздником и выспрашивание у хозяев сладостей и угощений. М. Гермашев. Со звездой

Слайд 12

Колядки – рождественская традиция С огласно традиции дети разных возрастов переодевались в самодельные костюмы, ходили по домам, пели несложные песенки и получали за это монеты и сладости. Сладости и угощения оставлялись себе, а деньги передавались в церковь. В песнях рассказывалось о рождении Христа и воспевалось тепло домашнего очага. В колядках выражалось пожелание хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. Е сли хозяева были негостеприимны, то их высмеивали и шутили над ними.

Слайд 13

Разучиваем, поём, играем Песня-величание «Виноград в саду цветёт» Прослушай, ответь: К акая музыка прозвучала по характеру, по настроению? С колько в ней было частей? В ыучи и исполни песню. Колядка « Щедрик-Петрик » Выучи колядку и исполни с сопровождением шумовых инструментов.

Слайд 14

В иноград в саду цветет, Виноград в саду цветет. А ягодка, а малинка поспевает. 2. В иноград — Иванушка, Виноград — Иванушка. А ягодка, а малинка - свет Марьюшка . 3. И ми люди дивовалися , Ими люди дивовалися . Что хороши да пригожи уродилися . «Виноград в саду цветёт» НАЗАД

Слайд 15

1 . Щедрик-Петрик , дай вареник! Ложечку кашки да колбаски. Этого мало, дайте кусок сала. Выносите скорей, не морозьте детей! Припев: За привет, за угощенье Вы примите поздравленье! Жить вам вместе лет до двести! Счастья да здоровья! Наделил бы вас Господь И житьем, и бытьем, И дай Бог вам, господа, Здоровья на года! « Щедрик-Петрик » 2. Добрый вечер, щедрый вечер, Добрым людям на здоровье! С Новым годом со всем родом! И дай Бог вам, господа, богатства на года! Припев: За привет, за угощенье Вы примите поздравленье! Жить вам вместе лет до двести! Счастья да здоровья! Наделил бы вас Господь И житьем, и бытьем, И дай Бог вам, господа, Здоровья на года!

Слайд 16

СЛУШАЙ PУССKУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ И ТЫ ПОЛЮБИШЬ РОССИЮ!

Слайд 17

Используемые ресурсы https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2018/02/a22383c99671644d0ec1156c903g.jpg https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://strana-sovetov.com/miscellaneous/holidays/3678-schedrivky http://www.anapamama.ru/ http://www.mrkm.ru/images/10/02.jpg https :// www.facebook.com/100010863492422/videos/505009083204537


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в  физике: квант – наименьшее количест...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий по предмету «Математика» 1 класс Тема урока: "Задачи на нахождение меньшего числа"

Тема урока: Задачи на нахождение меньшего числа» ( с использованием технологий деятельностного подхода и технологии сотрудничества )....

Обрядовость как сущность русского народного творчества

УРОК С ЭЛЕМНТАМИ ВЕБ-КВЕСТАУсачева, Школяр. Музыка, 3 класс2 четвертьУрок 2. Обрядовые песни русского народаТема урока: Обрядовость как сущность русского народного творчества...