Формирование социально-нормативного поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
презентация на тему

Больнова Ольга Геннадьевна

Презентация на тему "Особенности воспитания социально-нормативного поведения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?  В коррекционной школе в связи с известными особенностями развития личности школьников, в частности такими, как снижение инициативы, самостоятельности, нарушение иерархии потребностей и интересов, осознания общественно значимых мотивов деятельности, объективно возрастает необходимость усиления педагогического руководства поведением и деятельностью учащихся.

Воспитательная работа со школьниками, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему. Данный материал будет полезен педагогам, работающим не только в коррекционой школе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, но и тем, кто занимается воспитанием подрастающего поколения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Социально- нормативное поведение. МОУ «Школа-интернат № 3» г. Прокопьевска Педагог-психолог: Больнова Ольга Геннадьевна

Слайд 2

ПОВЕДЕНИЕ - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью ВНУТРЕННЯЯ АКТИВНОСТЬ ВНЕШНЯЯ движения , действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. мотивация и целеполагание , когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции

Слайд 3

поведение формируется и реализуется в обществе ; тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием .

Слайд 4

Нормальное поведение - нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. психопатологическое, социально-нормативное индивидуально-психологическле Анормальное поведение нормативно-неодобряемое патологическое нестандартное нормальность/ аномальность поведения

Слайд 5

Социально-нормативный критерий. Уровень социальной адаптации личности

Слайд 6

Дезадаптация - это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях. Индивидуальные проявления сниженная обучаемость , неспособность зарабатывать своим трудом; хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах; конфликты с законом; изоляция. негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция); завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; хронический эмоциональный дискомфорт; неэффективность саморегуляции ; конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений; когнитивные искажения реальности. Социальные проявления

Слайд 7

позитивные Отклоняющееся поведение -поведение, отклоняющееся не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой действительно угрожает благополучию человека или общества. Ю.А.Клейберг негативные социально-нейтральные антисоциальное ( делинквентное ) поведение асоциальное (аморальное) поведение аутодеструктивное ( саморазрушительное ) поведение

Слайд 8

от 5 до 12 лет насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. У подростков (от 13 лет) хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. У взрослых людей (старше 18 лет) правонарушения, влекущие за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. Антисоциальное ( делинквентное ) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

Слайд 9

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Агрессивное поведение, сексуальные девиации, (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм , эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. У детей побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество). В подростковом возрасте уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование , татуировки).

Слайд 10

Аутодеструктивное ( саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Слайд 11

Социальное поведение 1 . Нормативное поведение ("стандартное") - соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности. 2. Маргинальное (пограничное) поведение - находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей. 3. Нестандартное ("ненормативное") поведение - выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах: – креативное (творческое) поведение - реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих; – девиантное (отклоняющееся) поведение - непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно , вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию . 4. Патологическое поведение - отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией .

Слайд 12

Особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, затрудняющие процесс воспитания их социально-нормативного поведения. грубые нарушения в понимании обращенной к ним речи неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого лица незрелость эмоций, личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей нарушение самокритичности нарушения в развитии воли

Слайд 13

Воспитательно-коррекционное воздействие включение в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы; помогать детям выделять, осмысливать, обобщать нравственные нормы, которые подлежат усвоению; недопустимы в организации детской самодеятельности самотек, стихийность, нерегулируемость извне; оказание доверия ученику при поручении ему определенного задания; постепенно приучать ребят к оценке поведения товарищей и самооценке.

Слайд 14

Методы воспитательной работы рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях. практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение. Формирование нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения.

Слайд 15

Стимулирующие методы

Слайд 16

Требования к нравственно-правовому просвещению доступность содержания предлагаемых сведений. Это обеспечивается конкретностью материала, его связью с жизненным опытом детей, использованием примеров, наглядных средств; увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использование элементов игры, соревновательности ; обеспечение интеллектуальной активности учащихся. Это условие истинного понимания различных компонентов информации.

Слайд 17

Приемы работы Сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация применительно к новым ситуациям, нахождение аналогий, доказательства, оценивание, установление причинно-следственных связей. четкость выводов, содержащих рекомендации к социально-нормативному поведению школьников; систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм поведения, анализ различных типов конкретных ситуаций-рассказов с нравственным или правовым содержанием.

Слайд 18

изучение правил поведения в школе и вне ее; знания о правовых аспектах природоохранительных норм, об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, уличного движения, пользования общественным транспортом и др.; знания об уголовной ответственности за отдельные виды преступлений: против жизни, здоровья и достоинства личности, против общественного порядка (злостное хулиганство), против государственной и личной собственности.

Слайд 19

РЕЗЮМЕ

Слайд 20

Выбор за вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий

В статье учителя начальных классов коррекционной школы VIII вида Казновой Ирины Евгеньевны рассказывается  об использование компьютерных технологий в формировании математических представлени...

Специфика работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

  В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образован...

Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка с в это общество, для его социализации и адаптации. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего ви...

Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или расстройством аутистического спектра.

Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или Расстройством аутистического спектра...

Статья "Формирование геометрических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через коррекционно-развивающие упражнения"

Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Психолого-педагогическая и социокультурная коррекция и реабилитация детей с ОВЗ в системе образования" (2022 го...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Одно из актуальных направлений работы с детьми с умственной отсталостью - это формирование и развитие лексики, характеризующейся достаточностью и полноценностью, с точки зрения объема словарного запас...