Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".
методическая разработка (4 класс) по теме

Дегтерева Галина Дмитриевна

Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"

“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде

всего - люди. Из них на первом

месте - родители и педагоги”

А.С.Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_vospitatelnoy_raboty.doc495.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде

всего - люди. Из них на первом

месте - родители и педагоги”

А.С.Макаренко

Концепция воспитания.

 «К нам в класс после Нового года пришёл новый ученик Егорка Плотников. В начале всё в нашем городе Радости ему казалось странным, вёл он себя настороженно, потом стал задавать вопросы, и мы решили провести для него экскурсию. Но сначала показали ему  наш фотоальбом. А пока рассказывали, сами вспоминали, как когда-то мы пришли в 1 класс нарядные, торжественные, с букетами цветов, с мамами и папами и, конечно, немного встревоженные от ожидания необычного, нового, что начиналось за порогом красивого школьного здания. Сейчас мы уже взрослые и учимся в 4 классе, и большинству из нас уже исполнилось 11 лет. Мы очень любим наш город Радости...»

Вот так мои четвероклассники знакомились с новым мальчиком, со своим новым другом. Они у меня такие разные, но всё же есть что-то неуловимое, что объединяет и делает их единым классным коллективом.   И я тоже погрузилась в воспоминания.

2003 год, сентябрь. В среднюю общеобразовательную школу № 10 пришли вместе со своими родителями 32 ученика (16 мальчиков и 16 девочек) 1995/96 года рождения. Все они до школы посещали детский сад, а многие из них и студию развития «Росток» при нашей школе. Большинство ребят было из полных семей, за исключением двух учеников, что, согласитесь, редкость в наше время. В микрорайоне школы проживали почти две трети учащихся класса. Все эти факты, безусловно, повлияли на  процесс обучения, воспитания и процесс формирования детского коллектива.

Мне, как классному руководителю, было необходимо узнать состояние психофизического здоровья моих первоклассников. По результатам медицинского обследования было установлено, что пять  учащихся определены в первую группу здоровья, 24 – вторую и трое – третью. Дети, вошедшие в третью группу, часто пропускали занятия (по причине болезни), не всегда себя хорошо чувствовали на уроках в течение дня, быстро утомлялись. Их успеваемость была невысокой, а помочь им и дополнительно с ними позаниматься было невозможно, т.к. этому препятствовало состояние их здоровья. По данным психолога у 4 учащихся обозначилась высокая степень конфликтности по причине гиперактивности; у 8 – сохранялся достаточно долгое время высокий уровень тревожности.  Обе группы детей нуждались в особом внимании и заботе.

Диагностические данные специалистов были дополнены результатами моих  педагогических наблюдений за учащимися. Выяснилось, что почти у половины учащихся на начало обучения в первом классе был высокий уровень учебной мотивации, у четверти – допустимый и у остальных – низкий. Последняя группа учащихся находилась в состоянии неустойчивой адаптации к школе и, как выяснилось, именно эти ребята длительное время демонстрировали высокий уровень тревожности.  

Познавательный интерес к основным школьным дисциплинам (математика, русский язык, чтение, окружающий мир), изучаемым в первом классе, был сформирован на высоком уровне у 6 человек, на среднем – у 16 , на низком – у 10 учащихся. Однако  самый любимый предмет у всего класса обозначился довольно быстро – математика. Это неудивительно, так как по данным более позднего исследования было установлено, что у 24  учащихся преобладает левополушарная направленность мышления.  Первая встреча с родителями моих учеников показала, что в большинстве семей заинтересованно относятся к образованию ребенка и его интересам. Многие дети занимаются в спортивных секциях, музыкальных школах, в различных кружках и секциях учреждений дополнительного образования.

Классный коллектив формировался сложно, многоэтапно. В первом классе ребята долго не воспринимали класс как единый коллектив. Этому мешали изначально сложившиеся отношения внутри трех микрогрупп, в каждой из которых был свой лидер. Эти микрогруппы сформировались на основе трех показателей: посещение одного дошкольного учреждения, по месту жительства или по общим интересам. Кроме того, по данным психолога, определились две девочки, изолированные от участия в микрогруппах. На этом этапе было важно объединить ребят общей идеей, вовлекая лидеров микрогрупп и самих их участников в общеклассные дела. И, кроме того, важно было поддержать инициативу детей, не принятых в микрогруппы.

И всё это несмотря на то, что семьи учащихся создают впечатление вполне благополучных. По-видимому, отдавая приоритет общему развитию ребёнка, созданию для него комфортных условий (материальных), родители упускали вопросы нравственного развития ребёнка. Это моё предположение подтвердили результаты анкетирования родителей: нравственное воспитание находится на последней позиции. Кроме того, дети в опросах  отмечали, что родители редко обсуждают с ними разные жизненные ситуации, мало общаются, не обсуждают прочитанное и т. д. Вывод: времени на нравственное воспитание ребёнка в семье не хватает, хотя ценностные ориентации в семьях учащихся вполне позитивные.

Итак, в классе обозначились основные проблемы:

  1. Уровень здоровья не позволяет всем учащимся достигать высоких показателей в обучении.
  2. Недостаточно высокий уровень сформированности нравственных качеств группы учащихся повышает уровень тревожности в классе и тормозит процесс адаптации к школе.
  3. Эффективности формирования классного коллектива препятствует наличие микрогрупп и разобщенность учащихся.

В связи с обозначившимися проблемами сформулировала цель, над достижением которой шла работала в дальнейшем: воспитание и развитие свободной, талантливой, нравственной и физически здоровой личности, ощущающей себя частью коллектива. Для достижения этой цели в первую очередь мне необходимо было решить следующие задачи:

  1. Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
  2. Развитие интеллекта, любознательности, способности к самообразованию.
  3. Формирование потребности в творческой деятельности. Развитие художественно-эстетических возможностей.
  4. Воспитание общительности, понимание своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
  5. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям. Формирование нравственных представлений: стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным.
  6. Формирование жизненно важных трудовых навыков.
  7. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

Перечислю принципы, которыми я руководствовалась при осуществлении воспитательной работы в классе:

  1. Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём.
  2. Нет друга – ищи, а нашёл - береги.
  3. Красив тот, кто красиво поступает.
  4. Ум и здоровье всего дороже.
  5. Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.

Каждая школа имеет своё лицо.  Педагогический коллектив нашей школы придерживается взглядов Л.И. Новиковой, В.А. Караковского и Н.Л. Селивановой, которые считают, что воспитание эффективно, если оно системно, и идей доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой  о формировании отношений в контексте культурологического подхода. Воспитание  – это управление процессом формирования и развития личности через создание для этого благоприятных условий. И такие условия создают педагоги нашей школы, ученики и их родители, строя все вместе город Радости. Все выше перечисленное требовало интересной и  красивой формы организации воспитательного процесса в классе, и мне пришла идея построить вместе с детьми свой дом в школьном городе Радости, где каждому уютно, и каждый достигает успеха (см. приложение 1.).

Воспитание младшего школьника – очень ответственный этап воспитательного процесса. Здесь особенно важно не навредить, не поломать тонкую подрастающую душу ребёнка. Опорой в его школьном воспитании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека, столь пока ещё близкая ему. Я попыталась показать своим ученикам природу как дом человечества, о котором заботится каждый человек в городе Радости, в том числе и новый его житель – сам первоклассник.

Фундаментальным основанием в общем отношении к миру я заложила отношение к природе, которое стало исходным для последующего формирования отношения к миру и жизни. Мы с детьми вышли на свободное осмысление природы как ценности жизни и не только как объекта научного изучения, а как дома, в котором обитает жизнь разных форм, в том числе и человечества. Вместе с родителями мы стали обучать своих первоклассников умению наблюдать явления природы, умению вести себя в доме природы. Например, оценить красоту цветов, реки, бабочки, а также уметь уважать мир животных, не вторгаться без надобности в их природное существование, уметь замечать звёзды, восхищаться радугой. Дети учились общаться с живой природой в летнем загородном проектном лагере, во время пешеходных экскурсий по «Экологической тропе дендрария», на экологических играх, путешествуя по Вятскому краю. Вместе с ребятами мы выпускаем экологическую газету «Зелёная планета».

Согласно моей программе воспитания (см. приложение 2) мы вместе с родителями управляем процессом социально-психологического и общего духовного восхождения детей по ступеням в освоении, усвоении и присвоении ценностей культурной жизни: человек, жизнь, добро, истина, красота, общество, труд, здоровье. Формирование всех ценностей я осуществляла в системе. Каждое планируемое мною мероприятие было направлено на развитие личности каждого ребёнка в отдельности и на развитие коллектива в целом.  В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «забота о здоровье ребёнка – это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Я считаю, что деятельность, организованная на свежем воздухе, является для детей одним из наиболее важных источников здоровья. Поэтому первое, что я закладываю в концепцию – это здоровый образ жизни каждого моего ученика.  Общение с природой, походы, путешествия, экскурсии, прогулки, выезды за город и в лес, подвижные игры на местности, спортивные развлечения на открытом воздухе – это именно те формы, которые не только помогают сохранить у детей интерес к нашему общему строительству дома в городе Радости, но и, самое главное,  укрепить здоровье, физические, духовные силы и волю. Я привлекаю опытных специалистов (врачей, психологов) к проведению классных часов и занятий-практикумов, на которых дети учатся выполнять режим дня и соблюдать правила личной гигиены, что содействует формированию у ребёнка самодисциплины и ответственности за собственное здоровье. Приобщение младших школьников к физической культуре способствует облагораживанию воспитанников как внешне, так и духовно.

Недостаточно высокий уровень сформированности нравственных качеств – это вторая проблема, которую мне предстояло решить. По моему мнению, идеал красоты выражается в гармонии добра и человечности, великодушия и щедрости, мудрости и терпимости, правдивости и справедливости. Вместе с детьми мы рассуждали о добре и зле на классных часах, проводили акции милосердия «Дорога добрых дел». Создавая эмоционально-привлекательный фон и атмосферу игры на конкурсе «Сделай свой выбор», я насыщала его примерами, побуждающими воспитанников к разным эмоциональным переживаниям, которые служат для них предпосылкой к правильному восприятию жизненных проблем. Наивысшей наградой в данном случае служит чувство глубокого морального удовлетворения, радости от своего поступка и до конца выполненной игровой роли. Я приучаю своих детей разделять с другими людьми радость, горе, не оставлять нуждающихся без поддержки, наедине со своими проблемами и переживаниями. Естественное стремление детей к красоте развиваю с помощью цикла мероприятий, организованных с целью воспитания правильных представлений о прекрасном и безобразном, о душевной и внешней красоте через формирование художественного вкуса, привитие умений анализировать действительность и замечать прекрасное в обыденных предметах и явлениях. Общение с прекрасным на встрече с вятской сказочницей, организация персональных выставок моих учеников, проведение музыкально-литературных гостиных превращают их в художников, вдохновляют их к преобразованию и украшению будней, стимулируют к реализации собственного творческого потенциала. Ни один ученик класса не остался в стороне во время проведения фестиваля творчества жителей города Радости «Новогодний звездопад». Репетируя и выступая со сказкой,  ученики пропускали через свою душу и сердце красоту, овладевали культурой чувств, осваивали основы возвышенного, прекрасного и изящного. Мои дети посредством художественно-творческой деятельности раскрепощаются, обретают уверенность в своих силах и возможностях, получают признание в среде товарищей. Поддерживая в ребёнке «великий огонь творчества», знакомя его с радостью творческой работы, я тем самым делаю его восприимчивым  к великой радости быть успешным человеком в жизни.

Стало доброй традицией каждый учебный год начинать с фестиваля-конкурса «Её Величество - Семья», объединяющего разные поколения. У каждой семьи была возможность проявить свои творческие способности на конкурсе «Мама, папа, я – творческая семья», смекалку на интеллектуальных конкурсах, похвастаться спортивными достижениями, выставить уникальные коллекции, удивить семейным ремеслом и изучить родословную своей семьи. Этот фестиваль сплачивает семью и школу, учит детей уважать старшее поколение, приобщает к национальным традициям, воспитывает нравственную личность. И дальше в течение всего года родители принимают активное участие в организации и проведении мероприятий. Такое организованное межвозрастное сотрудничество детей и взрослых помогает моим ученикам в ненавязчивой форме учиться у старших премудростям жизни, к тому же взрослые служат для младших школьников образцом и примером для подражания.  Ключевым делом я обозначила программу «Ученик года», подразумевающую единство учебного и воспитательного процесса, где в течение года каждый ребёнок находился в непрерывном творческом процессе, участвовал в различных делах города Радости:

  • олимпийский многопредметный марафон города Радости;
  • игра  «Самый умный»;
  • научно-практическая конференция жителей города Радости, защита проектов;
  • фестиваль сценического творчества «Новогодний звездопад»;
  • фестиваль компьютерного творчества «Цифровая волна»;
  • персональные выставки, концерты и выступления;
  • пополнение копилки «Добрых дел».

Во всех коллективных делах мы с ребятами руководствуемся принципом «Один и камень не поднимет, а миром гору перенесём». На протяжении четырёх лет поэтапно старалась передать детям организаторские полномочия, чтобы они становились субъектами деятельности. Приучала их видеть результат своих усилий, что развивало положительное отношение к классному коллективу как к сотоварищу деятельности. Работу с активом спланировала таким образом, что дети прошли все этапы от рефлексии до выдвижения новой цели. Основываясь на том, что коллективные дела, проведённые успешно, изменяют климат класса, сплачивают детей, я всё время привлекаю своих учеников к организации творческих дел. Только в коллективном деле хорошо виден продукт деятельности каждого ученика класса. Создавая портретную галерею нашего детского коллектива, работая над совместным проектом «Вот так мы живём», выезжая классом в загородный проектный лагерь, мы с детьми строим дом, в котором преобладают дружеские конструктивные отношения между его жителями. Главное в климате нашего дома – отношение. Отношение к человеку, отношение  к выполняемому делу, отношение к событиям, происходящим в группе, отношение к руководителю, отношение к социальным ценностям.

Вот так мы строим наш добротный  дом, где всем интересно и весело, где в жару – тень, а в стужу – тепло и уютно, где каждый чувствует себя как рыба в воде. А стоит наш дом в городе Радости, который строит вся наша школа.

Для фиксирования и оценивания результатов воспитательной работы, проверки эффективности воспитательной системы, коррекции воспитательного процесса, я использую различные методы педагогической диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, метод создания ситуации поведенческого выбора, педагогические игры и т.д.

Результаты сравнительной диагностики «Здоровье учащихся» показали, что уровень заболеваемости детей с 1 по 4 класс снизился на 16,2%, все дети сохранили свою группу здоровья и количество учащихся с хроническими заболеваниями не увеличилось.

Анкетирование по занятости учащихся в различных секциях и кружках с 1 по 4 класс констатирует рост  занятости детей в учреждениях дополнительного образования.

Формирование нравственных качеств отслеживалось мною по методике Е.Н. Щурковой «Акт добровольцев».

Для изучения психологического климата в коллективе ежегодно проводилась дактилограмма (В.Ю. Питюков, С.Э. Масс), результаты которой представлены в диаграмме.

На основании выше приведённых результатов различных диагностик можно сделать следующие выводы:

  1. благодаря системе работы по формированию ЗОЖ, снизилась заболеваемость учащихся, что привело к росту успеваемости;
  2. систематическая работа по нравственному воспитанию привела к снижению уровня тревожности каждого ученика в классном коллективе;
  3. воспитательная система позволила сформировать у детей единство ценностных установок, создать классные традиции, что привело к  сплочению  коллектива, в котором нет отвергаемых детей и комфортно всем.

Созданная мною система воспитательной работы органически вписывается в воспитательную систему школы. Благодаря поддержке родителей, коллег и общественности, система функционирует успешно.

Приложение 1.

Приложение 2.

Программа.

Аллея Здоровья.   (Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.)

Зелёная аптека природы. Береги здоровье смолоду. Культура питания. Спорт любить – здоровым быть.

Формы работы:

  • Классный час: «Правильное питание – залог здоровья», «Компьютер - друг или враг», «Культура чтения».
  • Беседа: «Курить – здоровью вредить».
  • Клуб «Почемучка»: выпуск газеты «Зелёная планета».
  • Интеллектуальная игра: «В хоккей играют настоящие мужчины».
  • Занятие-практикум: «Секреты здоровья».
  • Пешеходная экскурсия: «Экологическая тропа дендрария».
  • День здоровья:  «Русские игры и забавы», «Туристическая эстафета».
  • Спортивные соревнования: «Мама, папа, я – спортивная семья», участие в  олимпиаде города Радости: турнир по футболу, турнир по пионерболу, турнир по шахматам, турнир по лёгкой атлетике.
  • Задание самому себе: составление режима дня, составление комплекса оздоровительной гимнастики.

Улица Мастеров.         (Формирование жизненно важных трудовых навыков.)

Вятские промыслы. Очумелые ручки.

Формы работы:

  • Классный час: «Чти родителей и прародителей своих, сохраняй и почитай всё сохранённое ими», «Мои обязанности в семье»
  • Диспут: «Как избавиться от лени».
  • Мастер-класс: «Дымковская игрушка».
  • Выставка: «Дело мастера боится (выставка семейных ремёсел)».
  • Мастерская: «Новый год в городе Радости» (мастер-класс по флористике), «Приятный сюрприз для мамы» (лепка из солёного теста).
  • Акция: «Сделаем наш город чистым!», «Кормушки для птиц».
  • Занятие-практикум: «Обустроим наш кабинет», «Создание макета «Сделаем город Радости красивым!»
  • Экскурсия: «Дымковская игрушка» (художественный музей).
  • Экологический десант.

Бульвар Знаний.        (Развитие интеллекта, любознательности, способности к самообразованию.)

Внимание. Память. Саморегуляция. Воображение. Мышление. Речь.  

Формы работы:

  • Классный час: «Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло», «Вятские гимназисты (о жизни дореволюционных гимназистов города Вятки)», «История города Радости (жизнь К.Э. Циолковского)».
  • Клуб «Эрудит»: подготовка к интеллектуальным конкурсам.
  • Круглый стол: «Как учить уроки (дети, родители, старшеклассники, учителя, психолог школы)».
  • День самоуправления.
  • Научно-практическая конференция жителей города Радости: защита проектов.
  • Фестиваль «Цифровая волна»: конкурсы на лучший авторский текст, художественную фотографию, рисунок, плакат, афишу, видеоролик, Интернет-страничку.
  • Интеллектуальная игра: «Самый умный».
  • Литературная гостиная: «Дети Великой Отечественной войны».
  • КТД: «Праздник школьного звонка», «Школа юного исследователя».
  • Многопредметный олимпийский марафон жителей города Радости.
  • Выставка: «Дело мастера боится (выставка семейных ремёсел)».
  • Мастерская: «Новый год в городе Радости», «Приятный сюрприз для мамы».
  • Акция: «Сделаем наш город чистым!»
  • Занятие-практикум: «Хронолёт (путешествуем во времени)», «Учимся планировать».
  • Тренинг: «Тренируем память», «Тренируем воображение», «Тренируем внимание».
  • Экскурсия: «Жизнь замечательных детей нашего края» (библиотека им. Пушкина), «Растительный и животный мир Вятского края» (краеведческий музей г.Кирова).

Площадь Искусств.         (Формирование потребности в творческой деятельности. Развитие художественно-эстетических возможностей.)

Музыкальные инструменты. Культура поведения в театре. Творческий человек: - какой он?  Живопись вятских художников.

Формы работы:

  • Классный час: «Красота истинная и искусственная», «Культура поведения в театре».
  • Встреча-беседа с писательницей: «Сказки старой Вятки»
  • Фестиваль сценического творчества жителей города Радости «Новогодний звездопад»: «Звезда театра», «Звезда оркестра», «Звезда танцпола», «Звезда эстрады».
  • Литературная гостиная: «Загляните в мамины глаза».
  • Фестиваль «Её Величество - Семья»: «Мама, папа, я – творческая семья».
  • Концерт: «Звуки музыки (академический концерт учащихся класса)».
  • Творческий конкурс: «Не перевелись на земле Русской богатыри».
  • Фестиваль компьютерного творчества жителей города Радости «Цифровая волна»: художественная фотография, рисунок, плакат, афиша.
  • Персональные выставки учащихся.
  • Выход в театр: ТЮЗ, драматический театр.
  • Выставка: «Выставка работ вятских художников» (выставочный зал), «Живопись и графика (персональная выставка работ учащихся класса)».

Перекрёсток Трёх дорог.            (Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям. Формирование нравственных представлений: стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным.)

Долг. Честь. Порядочность. Патриотизм.

Формы работы:

  • Классный час: «Как стать успешным?», «На свете множество профессий».
  • Беседа: «Честное слово».
  • Встреча-беседа с ветеранами ВОВ: «Дороги войны».
  • Линейка у Вечного огня «Вахта памяти»., 9 мая.
  • Акция: «Дорога добрых дел» (помощь детям-сиротам Нововятского детского дома), «Кто опрятен – тот приятен».
  • Интеллектуальная игра: «Сделай свой выбор».
  • Конкурс родословных: «Знакомьтесь, моя семья…».
  • Литературно-музыкальная композиция: «Дорога к Победе».
  • Концерт для пожилых людей, ветеранов войны и труда: «За всё мы вас благодарим!».
  • Игра по правилам дорожного движения: «Безопасное колесо».
  • Экскурсия в Диораму: «История земли Вятской».

Сад Дружбы.       (Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.)

Мой характер: управление собой. Класс как коллектив. Я и моя семья. Культура общения.

Формы работы:

  • Классный час: «Как изучить свой характер», «Не делай другим то, чего себе не желаешь».
  • Беседа: «Когда добро творит зло».
  • Игра по станциям: «Азбука вежливости».
  • Портретная галерея нашего класса: классный портрет и автопортрет.
  • Интеллектуальная игра: «Каким министром я хочу быть?».
  • Фестиваль «Её Величество - семья»: «Мир семейных увлечений».
  • Занятие-практикум: «Как вести личный дневник», «Правила, обязательные для всех».
  • Концерт для будущих первоклассников: «Мы – жители города Радости».
  • Поход в Заречный парк: «Песни у костра».
  • Выход в кинотеатр.
  • Тренинги с психологом на разные темы.
  • КТД «День рождения класса».
  • Загородный летний лагерь «Проекты города Радости».

Приложение 3.

«Экскурсия по городу Радости»

«Желаете на экскурсию в город Радости? Пожалуйста. Ну что Вы, совершенно бесплатно. Он у нас ещё строится. Ведь и Москва не сразу строилась! Немалую лепту в строительство вносят горожане из 4 А.

Они же и экскурсоводами могут быть, конечно, все -33. Каждый уголок им здесь знаком, столько всего пережито. Знаете, они когда только в город наш переехали, не очень в нем ориентировались. Одни в одну сторону убегут, другие на дальних улицах затеряются, третьи боялись от меня далеко отходить. Прогуляются  по Городу подольше, глядишь устали все, загрустили, пока по улицам ходили всё время где –то двух девочек теряли. На Бульвар Знаний заходить многие побаивались, там движение стремительное, нужно всё время внимательным быть; на Площади Искусств выступать, конечно, хотелось, да там уже такие звёзды блещут; на Улице Мастеров из рук всё валилось; Сад Дружбы им слишком тенистым казался, а до Аллеи Здоровья идти далеко; про перекресток «Трёх дорог» многие, конечно, слыхали, но что это такое немногие знали наверняка.

Ну, думаю, братцы, так дело не пойдёт нам же с вами в этом городе свой дом строить  и 4 года вместе в нем жить, и не хижину какую-нибудь, а добротный дом, где всем интересно и весело, где в жару – тень, а в стужу-тепло и уютно, где вместе вечерами можно книжку почитать, а с утра и  песню задорную спеть.

 В каждом доме свой уклад, вот и мы с ребятами себе законы написали, да не стали из множества слов для себя верные искать, а народной мудростью воспользовались:

Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём.

Нет друга – ищи, а нашёл - береги.

Красив тот, кто красиво поступает.

Ум и здоровье всего дороже.

Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.

Вот, можно сказать, после этого «законотворчества» жизнь у нас налаживаться стала. Теперь здесь себя каждый как рыба в воде чувствует. А как же им ещё себя чувствовать свободным, талантливым, умным, спортивным, да ещё зная, что в случае беды 33 надежных плеча поддержат, и  33 пары внимательных глаз поймут.

Ну и вы не бойтесь! Крепче держитесь за руки - и смелее в наш город, город Радости!

Это наша главная Площадь Искусств. А воздух-то, воздух какой! Это нужно почувствовать, принять и самому пропитаться тем духом, который здесь витает… Слышите: шелест платьев – это «Звёзды танцпола», победители конкурса бальных танцев репетируют, а там чуть различимое бормотание – мои артисты вживаются в новую роль. Фестивали, потехи, конкурсы, народные гулянья!.. Здесь такое происходит – новые звёзды загораются: Сашенька Каткова – победитель областного конкурса юных исполнителей на струнных инструментах, Головин Алёша – дипломант чемпионата г. Кирова по спортивным танцам. А звёзд театра, можно сказать, целый класс, не даром 1 место на фестивале творчества  заняли, вместе, все как один, каждый свою роль играл, а в целом чудо получилось, настоящее новогоднее чудо.

 Будьте внимательны, переходим дорогу. Перед вами улица Мастеров, не хуже Арбата московского. Кого здесь только нет. Мастера на все руки, любое ремесло перед их талантом и напором отступает. Открыли им свои секреты и  роспись по стеклу, и батик, и резьба по дереву, и вышивка, лепка из соленого теста, и шаржи дружеские. Хотите, прямо сейчас лауреат  городских выставок Лена Ворожцова,  и вас нарисует; а может браслет из бисера от мастерицы Дарьи Чудиновских на память приобрести желаете? Глаза разбегаются, ни в одном выставочном зале столько рукотворных чудес не увидишь. А всё они, мои горожане, их фантазии не унять, без устали трудятся.  

Ну пусть, пусть, а мы пройдёмся, отдохнем, в Сад Дружбы заглянем. Я надеюсь, Вам здесь будет уютно. В тени гостеприимных деревьев обо всём поговорить можно, не стесняйтесь душу раскрывать, здесь никто не обидит. Это царство какого-то особенного понимания, это то самое место, где радостью поделишься, и она приумножится; а горем поделишься и оно ровно в 33 раза уменьшится, каждой проблеме 33 решения найдется.  О ветку споткнёшься- поддержат, а упадешь если, или поранишься того хуже, помогут подняться и навещать будут, пока не поправишься.

Это что? О, это райский уголок в городе - Аллея Здоровья называется. Правда, грибов-ягод не выращиваем, но растений всяких, ей Богу, тысячи. Тут-то мы и взращиваем наших чемпионов – победителей. Вот они -   спортсмены – гордость нашего города.

Да вы присядьте, утомились, наверное. Газету нашу городскую почитайте. Как раз пока тренировка идет. У-шу  оно времени и немалой сосредоточенности  требует, Никита Целищев, призёр городских соревнований,  подтвердит, хотя умение сосредоточиться он ещё и, занимаясь шашками, тренирует. Вот она, воля к победе. Располагайтесь, Вам никто не помешает. Тут часто хоккейные баталии разворачиваются, тогда уж знай, только за шайбой следи, а сегодня тихо - наш главный хоккеист, Михонин Никита, в очередной раз на соревнования уехал. В Первенстве России второе место занял  (не один, с командой, конечно); в Белграде, в турнире по хоккею уже первое место занял, откуда теперь победу везёт можно только  догадываться…Упорные ребята, молодцы… Что скрывать родители помогают, да так, что в конкурсе «Папа, мама, я - спортивная семья» первое место горожане  4А класса заняли, а в Фестивале «Её величество - семья»- Катковы одержали победу в номинации «Самая творческая семья». Но это я отвлеклась, смотрю, Вы как раз про фестиваль в газете читаете.

Как кто издает? Сами всё делаем, статьи, заметки, фельетоны  всем миром пишем: вести с уроков, кроссворды, фоторепортажи. Ну да, и четвероклассники мои тоже, на конкурс литературного творчества наперегонки  работы сдавали. А недавно городскую викторину объявили: «Самый умный» – 50 вопросов. Так в перемены, верите ли, тишина! Все сидят, думают. Победитель-то бесплатную путёвку в загородный лагерь получает. Ну что понравилась газета, купить захотелось?

Тогда идёмте на бульвар Знаний. Этот бульвар в нашей школе особой популярностью пользуется. Здесь, конечно, движение  интенсивное, как никак –главная улица города. А как же  и без пробок не обходится, тут же у каждого светофора, что - нибудь интересное происходит. Посмотреть, поучаствовать всем хочется. То олимпийский многопредметный марафон, то фестиваль «Цифровая волна», а 12 апреля ежегодно проходит научно-практическая конференция жителей города Радости. Но мы, 4А, правила движения знаем, а потому и скоростей высоких достигаем. Горожане у нас все образованные, а некоторые многократно титулованные: Кудрявцев Антон (Диплом 1 степени регионального конкурса «Я - исследователь», Диплом 1 степени конкурса «Жизнь замечательных детей нашего края»,Диплом 1 степени за победу в многопредметном олимпийском марафоне), Каткова Саша, Головин Алексей(участник межрегиональной многопредметной олимпиады, 1 место в олимпийском марафоне по математике), Лосева Дина, Палкин Артём, Ворожцова Лена, Бояринцева Маша (Дипломанты конкурса «Жизнь замечательных детей нашего края») Трудно? Да! Но на бульвар Знаний их манит чудо открытий, достижений человеческого гения.

Ну вот и добрались, выезд из города…

Здесь перекрёсток «Трёх дорог» - пожалуй, самое ценное наше строительство, просто чудо,  последнее из тех шести, что я успела Вам показать. Впрочем, что это я?  Конечно, не последнее, вот оно, седьмое чудо,  именно здесь на свет рождается. Человек человеком становится, поступать по совести учится, выбор между правдой и ложью делает, между трудом и бездельем, учится слабому помочь и перед сильным противником выстоять, много дорог окружает его, мудрости нужно накопить и сил набраться, чтобы дойти, не свернуть, наставников своих не посрамить, а  край свой прославить…

Жаль, что торопитесь… До встречи…Как выдастся неделька, заезжайте, в нашем городе гостям всегда рады…»


Приложение 4.

I доля (1.09 - 6.10)

КТД "Интеллектуал"

 

 

4

 Конкурс сочинений "Яркое событие этого лета"

11

Индивидуальная консультация для родителей

18

Заседание клуба "Эрудиты" (подготовка к конкурсу "Самый умный")

25

Индивидуальная консультация для родителей

2

Заседание клуба "Почемучек"(выпуск газеты "Зелёная планета.Тайны природы."

9

Каникулы

 

 

5

К/ч "Выборы актива класса"

12

К/ч "Права и обязанности школьника"

19

К/ч  "Режим дня школьника"

26

Круглый стол "Как учить уроки" (старшеклассники, родители, учителя, школьный психолог)

3

К/ч "Компьютер - друг или враг"

10

Экологический десант

 

 

6

Р/акт. Конкурс проектов "Классный уголок"

13

Р/собрание "Роль семьи и школы в формировании интереса к учению"

20

Р/акт подготовка к КТД "День рождения класса"

27

Выставка работ Ворожцовой Елены "Уж небо осенью дышало"

4

Р/акт Итоги доли "Классная доска почёта"

11

Выход в цирк

 

Индивидуальная консультация для родителей

7

Акция "Дорога добрых дел"

14

Экскурсия в музей А.Грина "Вятские гимназисты"

21

Тренинг "Тренируем память"

28

Экскурсия в библиотеку им. А.С.Пушкина "Жизнь замечательных детей нашего края"

5

День самоуправления. Занятие-практикум "Хронолёт".

12

 

1

Праздник первого звонка.

8

Родительский комитет "Вместе с детьми" (планирование работы)

15

Игра "Самый умный", 1 тур

22

Игра "Самый умный", 2 тур

29

 КТД "День рождения класса"

6

Игра "Самый умный", финал

13

Встреча с писательницей Русиновой "Сказки старой Вятки"

2

Игра по правилам дорожного движения "Безопасное колесо"

9

Пешеходная экскурсия "Экологическая тропа дендрария"

16

Олимпийский многопредметный марафон (естественные науки)

23

Олимпийский многопредметный марафон (математика)

30

Олимпийский многопредметный марафон (филология)

7

Олимпийский многопредметный марафон (награждение)

14

 

3

 

10

 

17

 

24

 

1

 

8

День здоровья.

15

 

II доля (16.10- 18.11)

КТД "Её Величество - Семья"

16

Индивидуальная консультация для родителей

23

 Конкурс сочинений "Как я поднимаю настроение маме"

30

Индивидуальная консультация для родителей

6

Выставка работ Владимировой Насти "Галлерея портретов моей семьи"

13

Индивидуальная консультация для родителей

20

Каникулы

17

К/ч "Чти родителей и прародителей своих, сохраняй и  почитай всё созданное ими"

24

К/ч "Мои обязанности в семье"

31

К/ч "Культура поведения в театре"

7

К/ч "Семейные традиции"

14

К/ч "Наши учебные достижения в 1 триместре"

21

 

18

Р/акт. Подготовка к фестивалю "Её Величество - Семья"

25

Заседание клуба "Эрудиты" (выпуск стенгазеты "История моей семьи в письмах и дневниках")

1

Р/акт. Участие в городском конкурсе "Жизнь замечательных детей нашего края"

8

Заседание клуба "Почемучек"(выпуск газеты "Зелёная планета. Любимые растения в нашем доме"

15

Р/акт Итоги доли "Классная доска почёта"

22

Экскурсия в художественный музей "Дымковская игрушка как семейное ремесло"

19

Операция "Сделаем наш город чистым" (экологичкский десант)

26

Р/ком (подготовка к конкурсу "Мама, папа, я - творческая семья")

2

Тренинг "Развиваем воображение"

9

Р/собрание "Нравственные уроки начальной школы"

16

Подготовка к интеллектуальной игре "Русский медвежонок"

23

 

20

Конкурс родословных "Знакомьтесь, моя семья"

27

Турнир по пионерболу.

3

Школьный конкурс "Мама, папа, я - творческая семья"

10

Выставка семейных ремесел "Дело мастера боится"

17

Весёлые старты "Мама, папа, я - спортивная семья"

24

Выход в кинотеатр

21

Подготовка к городской научно-практической конференции

28

Школьный конкурс "Мир семейных увлечений"

4

Школьный конкурс"Уникальные коллекции"

11

Концерт для будущих первоклассников "Мы - жители города Радости"

18

Фестиваль "Её Величество - семья"

25

 

22

 

29

 

5

Выход в драматический театр

12

 

19

Участие в интеллектуальном марафоне

26

 

III доля (27.11 - 30.12)

Фестиваль сценического творчества "Новогодний звездопад"

27

Индивидуальная консультация для родителей

4

Заседание клуба "Эрудиты" (конкурс кроссвордов "Зимушка-зима")

11

Индивидуальная консультация для родителей

18

Заседание клуба "Почемучек"(выпуск газеты "Зелёная планета.Новогодняя ёлка"

25

Индивидуальная консультация для родителей

1

Каникулы

28

К/ч "Красота истинная и искусственная"

5

Игра по станциям "Азбука вежливости"

12

К/ч "Настойчивость и упрямство"

19

К/ч "Как избавиться от лени"

26

К/ч "Как стать успешным"

2

 

29

Р/акт. Подготовка к фестивалю "Новогодний звездопад"

6

Р/комитет Подготовка к Новогодним праздникам

13

Р/акт. "Учимся планировать"

20

Выставка работ "Мы встречаем Новый год"

27

Р/акт Итоги доли "Классная доска почёта"

3

На прогулку всем классом. Катание на лыжах, конкурс снежных фигур.

30

Мастер-класс по изготовлению кормушек для птиц.

7

Мастерская "Новый год в городе Радости"

14

Тренинг "Развиваем ввнимание"

21

Занятие-практикум "Секреты здоровья"

28

4 тур фестиваля "Звезда театра"

4

 

1

Открытие фестиваля "Новогодний звездопад"

8

Р/собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника"

15

Экскурсия в диораму "История земли Вятской"

22

Конкурс сочинений "Здравствуй, зимушка-зима"

29

Акция "Дорога добрых дел". (Помощь детям сиротам Нововятского детского дома)

5

 

2

Подготовка участников научно-практической конференции

9

1 тур фестиваля "Звезда эстрады"

16

2 тур фестиваля "Звезда танцпола"

23

3 тур фестиваля "Звезда оркестра"

30

Новогодний концерт в ТЮЗе, награждение победителей фестиваля

6

Поездка в г. Москва "Кремлёвская ёлка"

3

 

10

 

17

Экскурсия на дачу к Деду Морозу.

24

 

31

 

7

 

IV доля (10.01 - 16.02)

Фестиваль компьютерного творчества "Цифровая волна"

 

 

15

Заседание клуба "Эрудиты" (составление коллажа "Мы жители г.Радости")

22

Индивидуальная консультация для родителей

29

Заседание клуба "Почемучек"(выпуск газеты "Зелёная планета.Психологи рекомендуют"

5

Индивидуальная консультация для родителей

12

Выставка работ А.Кудрявцева и Н.Носкова "Живопись и графика"

19

Каникулы

 

16

К/ч "Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло"

23

К/ч "На свете множество профессий" (встреча с папами)

30

К/ч "Как изучить свой характер"

6

К/ч "Полководцы России"

13

К/ч "Наши учебные достижения в 1 триместре"

20

Экскурсия в пожарную часть

10

Р/акт. Подготовка к КТД "Цифровая волна"

17

Задание самому себе. Составление комплекса оздоровительной гимнастики.

24

Р/акт. Подготовка к КТД "Литер.гостиная"

31

Встреча-беседа с ветераном ВОВ

7

Встреча с инспектором
"Подросток и закон"

14

Р/акт. Итоги доли.
"Классная доска почета"

21

 

11

Индивидуальная консультация для родителей

18

Мастер-класс по написанию стихотворения и рассказа

25

Портретная галерея нашего класса: классный портрет и автопортрет

1

Мастерская "Мукосолька"
"приятный сюрприз для мамы"

8

"Цифровая волна", конкурс авторских рисунков и плакатов

15

"Цифровая волна", конкурс авторских фотографий

22

КТД "Не перевелись ещё на земле Русской богатыри"

12

Акция "Помощь птицам"
Копилка добрых дел

19

Р/комитет
Подготовка участников "Цифровой волны-2007"

26

Р/собрание:
"Эффективное общение - залог успеха".

2

Экскурсия в библиотеку им.Пушкина.
Беседа "Человек в мире техники"

9

Тренинг "Тренируем мышление"

16

КТД . Литературная гостиная "Моя жизнь в г.Радости"
(Авторские тексты детей)

23

 

13

 

20

27

3

Выход в драмтеатр

10

Турнир по мини-футболу

17

Участие в региональной научно-практической конференции
г.К.-Чепецк

24

 

14

 

21

 

28

 

4

 

11

 

18

 

25

 

V доля (26.02 - 06.04)

Литературная гостиная "Загляните в мамины глаза"

26

Конкурс сочинений "Мамины руки"

5

Индивидуальная консультация для родителей

12

Выставка работ из бисера Чудиновских Д.и Бояринцевой М.

19

Индивидуальная консультация для родителей

26

Клуб "Почемучек" "Зелёная планета". "Всё о вкусной и здоровой пище"

2

Индивидуальная консультация для родителей

9

Каникулы

27

Подготовка к литературной гостиной.

6

Классный час "Профессии наших мам".

13

Классный час "Если б дерево умело говорить"

20

Классный час "О дружбе мальчиков и девочек" (приглашение специалиста)

27

Беседа с врачом "Вредные привычки. Профилактика в раннем возрасте"

3

Игра "Каким министром я хочу быть?"

10

 

28

Мастерская "Изготовление  открыток"

7

Конкурсная прграмма для девочек "Принцесса на горошине"

14

Р/акт. Планирование Дня здоровья

21

Р/акт.Подготовка к участию в городском конкурсе "Читатель года".

28

Заседание клуба "Эрудиты". Викторина.

4

Акция "Кто опрятен- тот приятен"

11

 

1

Выставка рисунков "Наши мамы"

8

 

15

Родительский комитет. Планирование КТД "День здоровья"

22

Родительское собрание. "Уроки этики поведения для детей и родителей".

29

Подготовка к НПКШ

5

Экскурсия в школьный музей.

12

Школьная научно- практическая конференция

2

КТД Литературная гостиная "Загляните в мамины глаза"

9

Подготовка к фестивалю проектов.

16

Мастер-класс. "Дымковская игрушка"

23

Подготовка к НПКШ

30

День юмора.

6

Подготовка к НПКШ

13

 

3

 

10

 

17

 

24

КТД День Здоровья "Русские забавы и игры"

31

Участие в фестивале проектов. Дворец- Мемориал.

7

 

14

 

4

 

11

 

18

 

25

 

1

Городской конкурс "Читатель года"

8

 

15

 

VI доля (16.04 - 31.05)

Выпускной вечер "До свидания, начальная школа"

16

Выставка поделок учащихся "Город мастеров"

23

Индивидуальная консультация для родителей

30

Заседание клуба "Эрудиты". "Я скоро стану пятиклассником."

7

Индивидуальная консультация для родителей

14

Заседание клуба "Почемучек". "Зелёная планета".  "Красная книга".

21

Индивидуальная консультация для родителей

28

Каникулы

17

Круглый стол "Мы шагаем в 5 класс" (Учителя+ученики+родители)

24

К/ч "Что в моей семье рассказывают о войне"(встреча с бабушками и дедушками)

1

 

8

 Линейка у Вечного огня. "Вахта памяти".

15

К/ч "Что значит быть ответственным"

22

Подведение итогов программы "Ученик года".

29

К/ч "Итоги года"

18

Р/акт. Планирование работы на следующий учебный год.

25

Открытый смотр знаний

2

Р/акт. Подготовка к выпускному вечеру.

9

 

16

"Письмо в будущее"

23

Р/акт. Итоги доли. "Классная доска почета"

30

Выпускной вечер "До свидания, начальная школа."

19

Родительский комитет. Подготовка к выпускному вечеру.

26

Акция "Письмо ветерану"

3

Конкурс рисунков по ПДД

10

Участие в школьном концерте для ветеранов войны и труда "За всё мы вас благодарим"

17

Операция: "Чистый класс."

24

Подготовка к выпускному вечеру.

31

Подготовка к загородному проектному лагерю

20

Турнир по лёгкой атлетике.

27

Мастерская "Подарки для ветеранов."

4

Литературно - музыкальная композиция "Дорога к победе".

11

Родительское собрание "Преемственность образования"

18

КТД "Сделай свой выбор."

25

Проект КТД по итогам года "Вот так мы живем!"

 

 

21

 

28

Концерт для будущих первоклассников "Как хорошо учиться в школе!"

5

 

12

 

19

Поход в Заречный парк "Песни у костра".

26

 

 

 

22

 

29

 

6

 

13

 

20

 

27

 

 

 


Приложение 5.

Список литературы:

1.Щуркова, Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя.

Москва: Новая школа, 1999.

2.Щуркова, Н.Е., Рагозина, Л.Д. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся.

Москва: Новая школа, 1998.

3.Закаблуковский, Б.Г. Объединения младших школьников, теория и методика.

Минск, 2000.

             4.Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя.

Москва: ВАКО, 2007.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Концепция воспитательной работы моего класса

Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...

Концепция воспитательной системы "Вместе мы - сила"

Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс....

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательлной  работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы....

Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"

Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...

статью "Концепция воспитательной работы".

Статья по воспитательной работе....