РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
статья по теме

Никитченко Анжелика Леоновна

 

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Жизнь современного общества немыслима без СМИ, новых информационных технологий, Интернета, телекоммуникационных сетей, телевидения, мобильной телефонии. Мы все являемся активными потребителями разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается. Обилие телевизионных каналов, сайтов в Интернете, огромное количество видео- и аудиопродукции, пестрящие заголовки многочисленных периодических изданий - вся эта информация становится неотъемлемой частью нашего бытия. Каждое утро мы, взрослые, смотрим по телевизору последние новости, читаем свежую прессу. Приходя с работы, дома мы снова погружаемся в море медиа: включаем телевизор, усаживаемся за компьютер, слушаем радио. Каждый день мы окружены медиа, которых становится все больше.

Если задаться вопросом, оказывают ли медиа на нас какое-либо влияние, каждый взрослый человек наверняка ответит утвердительно. Конечно, медиа создают вокруг каждого члена современного общества особую, медийную реальность, под воздействием которой формируется мировоззрение человека, его ценностные ориентации, вкусы, пристрастия, имидж. Но если мы, взрослые, так зависимы от медиа, что можно сказать о наших детях, которые только что переступили порог школы?

Сегодняшние первоклассники приходят в школу, как правило, уже умеющими читать, писать и считать. Об этом заботятся и их родители, и детские дошкольные учреждения, и школы «раннего развития». Но задумываемся ли мы, родители, о том, что сегодняшний первоклассник имеет и огромный медийный опыт: опыт кино-телезрителя, пользователя компьютерной техники?

Согласно данным современных исследований, среднестатистический российский ребенок становится активным телезрителем с 2-х лет. Так называемое «теле смотрение» способно значительно облегчить жизнь современных родителей, в особенности мам, которые очень загружены домашней работой. Стоит купить своему ребенку несколько дисков с интересными мультфильмами, и несколько часов в день можно спокойно заниматься своими делами: ребенка от экрана не оторвешь. К трем годам у него уже есть любимые мультипликационные герои, понравившиеся мультики он смотрит по нескольку десятков раз в день.

К шести годам все тот же среднестатистический российский ребенок садится за компьютер. Компьютерные игры, которые вы ему покупаете, носят, по уверению продавцов, «развивающий характер». С их помощью можно овладеть азбукой, постичь тайны устного счета, познакомиться с другими странами и континентами. Современные дети достаточно быстро осваивают компьютерную технику: не проходит и двух месяцев, как ваш ребенок сам включает компьютер, пробует войти в Интернет. В скором времени, как правило, дети и родители меняются местами, и юные компьютерщики не без удовольствия демонстрируют родителям, как найти тот или иной сайт, загрузить новую программу, «закачать» музыку.

С первых занятий мы наблюдаем  то, что ученики в классе недостаточно внимательны, плохо запоминают материал, делают много ошибок, многие дети страдают близорукостью. Как правило это следствие опасности, которую таят средства массовой коммуникации

Эти предостережения вовсе не беспочвенны. По подсчетам ЮНЕСКО, дети проводят перед телеэкраном 3 часа в день, что примерно на 50% больше, чем уделяется любому другому виду деятельности в свободное от школы время. Остальные виды деятельности распределяются следующим образом: работа по дому — 2 часа; помощь семье — 1,6 часа; игры на воздухе — 1,5 часа; общение с друзьями — 1,4 часа; чтение — 1,1 часа; слушание радио — 1,1 часа; слушание аудиокассет (СО) — 0,9 часа; компьютер — 0,4 часа.

Но что же теперь делать родителям? Запретить ребенку смотреть телевизор? Не допускать к видеоаппаратуре? Выбросить компьютер? Эти вопросы заставляют взрослых серьезно задуматься над проблемой медиа средств массовой коммуникации и их влияния на здоровье и развитие ребенка.

«Информационный дождь» превращается в наши дни в «информационный ливень». Здесь немудрено захлебнуться даже взрослому человеку, не говоря уже о ребенке. Как же помочь нашим детям сориентироваться в информационном мире, научить его отличать подлинную культуру от «мыльных опер» (при условии, если мы сами научились это делать), умению выбирать и анализировать полученную посредством средств массовой коммуникации информацию, которая бы способствовала их развитию и самосовершенствованию?

  Сложная педагогическая задача — увлечь детей какой-то идеей. Сейчас, когда  создаётся образовательный канал, когда  создаётся  Региональный центр медиа образования, важно привлечь в эти проекты детей.

Дело в том, что медиа имеют неоднозначное влияние на человека. С одной стороны, сцены насилия, реклама оказывают негативное воздействие на современных детей, чрезмерное увлечение компьютером и телевизором портит зрение. С другой — появление множества образовательных программ, видеоматериалов, компьютерных развивающих игр оказывает существенную помощь детям как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора.

С течением времени появлялись все новые виды средств массовой коммуникации. Уже привычным для нас стало видео, диски с самыми разными по тематике и жанровому разнообразию фильмами продаются в любом супермаркете. Сегодня для того, чтобы увидеть понравившийся фильм, вовсе не обязательно идти в кинотеатр, любое кино можно посмотреть всей семьей, уютно расположившись на собственном диване. Большинство из нас так и делает.

Все родители хотят видеть своего ребенка образованным, культурным, физически и морально здоровым. Заботливые мамы и папы покупают «для развития» своего чада компьютерную технику, изредка смотрят с ним телевизионные фильмы и передачи или посещают кинотеатр. В остальное же время дети самостоятельно и стихийно осваивают мидийое пространство: смотрят по телевидению бесконечные «мыльные оперы», предаются многочасовому общению в «чате».

Может быть, возражения строгих учителей, типа — плохо контролируем свою молодежь; нужно запретить показ боевиков и эротических фильмов; а компьютер вообще портит зрение и отрицательно влияет на психику, — справедливы. Но каким же образом можно оградить ребенка от средств массовой коммуникации, если сегодня более 90% жителей планеты (исключая разве что грудных младенцев и отшельников, избегающих цивилизации) являются активными потребителями массовой информации? И, кроме того, каково придется человеку в информационном мире без соответствующей подготовки? Поэтому с запрещениями, по-видимому, придется повременить до неопределенных времен.

Может быть, лучше подумать о том, каким должно быть воспитание в семье, что могут сделать родители для развития медиа грамотности ребенка в современных информационных условиях?

За годы развития медиа образования выходили различные программы и методические рекомендации, в основном для учреждений образования и культуры, а проблемы семейного воспитания на материале и средствами средств массовой коммуникации практически не поднимались. Но ведь многие ценности и идеалы современных детей берут свое начало из телевизионных передач, фильмов, компьютерных игр. Кроме того, поданным исследователей, просмотр телепередач, видеофильмов, слушание радио являются важнейшим компонентом повседневной жизни ребенка. Что касается чтения периодической печати, то школьники (особенно младшие) читают газеты и журналы гораздо меньше, чем люди старшего возраста. Исключение составляют только комиксы, просмотр которых чтением в традиционном смысле можно считать лишь условно.

Тем не менее, в отличие от других видов повседневной деятельности (чтение книг, посещение магазинов, занятия спортом и т.д.), потребление средств массовой коммуникации и информации в условиях бума массовой культуры носит тотальный характер.

На сегодняшний день происходит перенасыщение медиаканалов развлекательной продукцией, значительная часть которой адресована непосредственно детской и молодежной аудитории. Спрос, как известно, определяет предложение. И если современный зритель хочет развлекаться, то средства массовой информации обязательно предоставят ему такую возможность. Современные опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что

-25% отечественной телевизионной аудитории приходится на зрителей, предпочитающих чисто развлекательные программы и одновременно интересующихся культурно-просветительными передачами,

-21% телевизионной аудитории составляют политизированные зрители, предпочитающие новости, политические дебаты,

-16% телезрителей тяготеют к информационным передачам и народному творчеству,

-13% — видят в телевидении возможность приобщаться к театральным постановкам и посмотреть интересные фильмы.

Между тем, статистика телевизионных программ, выходящих в эфир в России, свидетельствует, что специальные детские и юношеские программы занимают всего лишь 5% общего эфирного времени, в то время как пять лет назад их было 30%.

Последние годы неуклонно увеличивается время, проводимое детьми у экранов телевизоров. Приведем для примера несколько цифр. Если в 1994 году школьники проводили перед телевизором в среднем 26,6 часа в неделю, то к 2004 году эта цифра значительно увеличилась и составляет 33 часа. Общее время нахождения ребенка у экранов (включая телевидение, видео, компьютерные игры и Интернет) в том же 1994 году составляло 38,3 часа еженедельно, а в 2004 году дошло до 52,5 часов. Если учесть, что значительная часть экранной продукции детям не предназначена, можно догадаться, что смотрят наши дети (в особенности, когда мы на работе). Разве что мультфильмы и несколько детских тематических передач, а в основном дети и подростки смотрят те же программы, что и взрослые. Поэтому такие формы и жанры телевидения, как сериалы, «мыльные оперы», комедии, шоу и тому подобные «шедевры» телевизионного искусства, хорошо знакомы каждому ребенку. О том, какова польза этих просмотров, можно догадаться без труда.

Поэтому  нами накоплен опыт работы с  родителями и детьми, который сегодня представляем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Эстетическое воспитание  ребенка, ценностное отношение к прекрасному наиболее эффективно формировать во внеурочной жизни ученика, поэтому так важно посещение детских постановок Алтайского государ...

Театр - в группе продленного дня и его роль в духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации детей.

В статье идет речь о привлечении детей во внеурочную деятельность в часы работы группы продленного дня. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. Развитие умения участвовать в коллективном твор...

Доклад «Роль школы и семьи в духовно – нравственном воспитании детей»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема...

Методическая разработка по теме: "Роль пословиц и поговорок в духовно-нравственном воспитании школьников"

В данной работе рассматривается значение пословиц и поговорок в учебно-воспитательном процессе, их роль в формировании личности ребенка....

РОЛЬ КИНОИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

На сегодняшний день детская кинематография включает в себя художественные, мультипликационные, научно-популярные, учебные и документальные картины, созданные специально для детей. Это сложная, разветв...