Что умеет наш нос
классный час (1 класс) по теме

Марчева Марина Анатольевна

Здоровьесбережение -важное направление в деятельности учителя начальных классов. На классном часе в игровой форме дети узнают о строении тела человека, о функциях, которые выполняет нос, о профилактике заболеваний носа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_.chto_umeet_nash_nos.1-2kl.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Азбука Здоровья. Что умеет наш нос?»

Цели. Дать представление об органе обоняния; научить оказывать первую помощь при кровотечении из носа; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Ход классного часа

Беседа

У. Наше тело похоже на самостоятельную страну. Кровеносные сосуды – это дороги, соединяющие города-органы. Города-органы сотрудничают между собой и создают систему, или область.

- Какие города-органы входят в эту область? Назовите органы чувств.

Д. Уши – орган слуха, глаза – орган зрения, кожа – орган осязания, язык – орган вкуса.

У. Есть еще один орган, который помогает нам воспринимать окружающий мир. Отгадайте загадку: между двух светил в середине я один.

Д. Это нос.

У. Сегодня мы исследуем этот орган и узнаем, для чего он нам нужен и что он умеет.

В нашем языке существует более 30 крылатых выражений со словом «нос». Какие вам известны?

Д. «Водить за нос», «оставить с носом», «заруби себе на носу», «не видит дальше собственного носа».

У. Как вы их понимаете?

- Кроме того, по положению носа можно судить о настроении человека и даже о его характере. Например: задрал нос, повесил нос.

  У классика русской литературы Н. В. Гоголя есть произведение, которое он так и назвал – «Нос». В этой повести он описывает скитания человека, который в одно прекрасное утро не обнаружил на своем лице носа. Подумайте, обрадовался он или огорчился? Почему? Что могло бы произойти с людьми, если бы у них не было носа?

- Итак, для чего нам нужен нос?

Д. Чтобы дышать, воспринимать запахи.

У. Способность носа воспринимать запахи называется обонянием. Нос – орган обоняния. Докажем, что нос способен воспринимать и различать запахи. Проведем эксперимент.

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху лук, чеснок, духи.

- Приятный ли запах у лука, чеснока?

Д. Нет.

У. Я оставлю их на столе. Для чего, как вы думаете?

Д. Запахи лука и чеснока убивают вирусы гриппа, следовательно, сохраняют наше здоровье.

У. Правильно. Вдохнем воздух и вместе с ним влетим в удивительный тоннель с двумя подъездами. Он такой же короткий, как само слово «нос», но устроен гораздо интереснее самых длинных тоннелей.

  Внимание! Влетаем в нос! Кто это рядом летит? Да это на каждой пылинке по сотне микробов! Подумайте, как можно обезопасить себя от пыли и микробов?

Д. Проветривать помещение.

У. Оказывается, наш чудо-нос сам себе помогает. В ноздрях есть реснички, на них и застревает пыль вместе с вредными пассажирами. Но часть из них все же вместе с воздухом влетает дальше, в розовую пещеру. Стенки ее сверху донизу покрыты специальной липучкой. И все микробы-пираты, прилипая к ней, висят как летучие мыши в настоящей пещере. Как вы думаете, куда потом деваются эти «летучие мыши»?

Д. Вылетают в носовой платок.

У. Верно, липучая жидкость смывает со стенок носа микробов. Это не слезы, хотя иногда нос плачет настоящими слезами. Когда, как вы думаете?

- Нос плачет, когда по нему горячий, сухой воздух проносится. Из слезных озер по слезным речкам текут в нос настоящие слезные ручьи и увлажняют жаркий воздух.

  А если холодный воздух ворвется? Вспомните, когда на улице холодно, мама напоминает нам: «Дыши носом, а не ртом!» Оказывается, холодный воздух в носу согревается горячим кровяным отоплением. В стенках пещеры проложено очень много тоненьких трубочек, по которым течет кровь и, как в котельной, нагревает воздух.

  Итак, что же умеет наш нос? Работу каких «машин» он выполняет?

  Собирает пыль и микробов…

Д. Пылесос.

У. Охлаждает горячий воздух…

Д. Холодильник.

У. Увлажняет горячий воздух…

Д. Увлажнитель.

У. Согревает холодный воздух…

Д. Обогреватель.

У. А еще нос улавливает различные запахи. Подумайте и скажите, когда нам необходимо различать запахи? Носом мы воспринимаем запахи, окружающие нас. В носу имеются чувствительные места, которые сразу определяют, с чем мы имеем дело, даже если мы ничего не видим, не слышим, не осязаем. Орган обоняния – это небольшая часть слизистой оболочки полости рта площадью примерно в один квадратный сантиметр.

Практическая работа

У. У нас сегодня, ребята, гость. Это медвежонок Миша. Кто порадует его стихотворением?

Дети вспоминают одно из своих первых стихотворений.

Ученик. Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает и в карман кладет. Вот шишка отскочила и прямо Мишке в …нос!

У. Подумайте, что может случиться? Давайте поможем Мише. Для этого нам нужно научиться оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении из носа.

Вызывается ученик, он играет роль пострадавшего.

- Некоторые несложные меры помогут быстро остановить кровь.

1. Пострадавший должен находиться в положении сидя.

2. Голову надо слегка наклонить вперед, чтобы кровь не затекала в носоглотку.

3. Ноздрю, из которой идет кровь, нужно заткнуть ватным тампоном, а потом зажать нос.

4. После остановки кровотечения ватную пробку следует оставить в ноздре еще на некоторое время.

5. Если кровотечение не останавливается, пострадавшего необходимо доставить в поликлинику или травмпункт. Там введут в нос лекарство и плотно заткнут тампоном кровоточащую ноздрю.

  Ученики демонстрируют у доски, как оказывать первую помощь при кровотечении из носа.

Творческая работа

У. Вы уже знаете, ребята, что всё, что нас окружает, имеет определенный запах. Запахи бывают приятные и неприятные, иногда опасные. Перед вами лист, разделенный пополам. Слева нарисуйте то место, где нас окружают приятные запахи.

Дети изображают лес, цветущий луг, маму, пекущую пироги, и т.д.

- Справа – неприятные, а иногда и опасные места.

  Учащиеся могут нарисовать машину с работающим двигателем, пожар, пригоревшую пищу и т.д.

Подведение итогов занятия

У. Закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? Что нового узнали о себе, о своем организме? Какие полезные сведения получили? Чему удивились, что было необычным?

- Сегодня мы поднялись еще на одну ступеньку по лестнице Самопознания. Надеюсь, что знания и умения, приобретенные на классном часе, помогут вам оставаться здоровыми и бодрыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умеете ли вы радоваться празднику.

Практическое  внеклассное мероприятие поможет учащимся  начальных классов составить сценарий к празднику, на примере Нового года....

Урок окружающего мира в 1 классе.Тема: «Что умеет компьютер?»

Тема:«Что умеет компьютер?»Цели:1.Рассказать об истории возникновения вычислительной техники (счёт на пальцах, на камнях, на узелках, на абаке, палочках Непера и т.д.)2.Познакомить с составными ...

Умеете ли вы любить своего ребёнка

Родительское собрание по теме "Умеете ли вы любить своего ребёнка" Представленна анкета по этой теме...

Урок окружающего мира по теме «Что умеет компьютер?» (УМК «школа России», 1 класс)

Задачи урока: познакомить учащихся с составными частями компьютера, их функциями, правилами безопасного обращения с компьютером; обсудить значение и роль компьютера в нашей жизни. ...

Умеете ли вы любить своего ребёнка

Материал подготовлен для родительского собрания. Включает в себя три раздела:-отношения с детьми-десять ошибок в воспитании-в лучах родительского солнца.Раскрыват проблемы в воспитании со стороны псих...

Конспект урока по русскому языку "Кто что умеет (не умеет) делать", 2 класс

Данный конспект урока разработан по учебнику Г.С. Базыра "Русский язык, 2 класс"....

Классный час "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло..." (В. О. Ключевский) 2 класс

Данный материал содержит сценарий классного часа о добре, доброте. Рассуждая на эту тему, дети создают картину ДОБРА....