Что умеет наш нос
классный час (1 класс) по теме
Здоровьесбережение -важное направление в деятельности учителя начальных классов. На классном часе в игровой форме дети узнают о строении тела человека, о функциях, которые выполняет нос, о профилактике заболеваний носа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Азбука Здоровья. Что умеет наш нос?»
Цели. Дать представление об органе обоняния; научить оказывать первую помощь при кровотечении из носа; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Ход классного часа
Беседа
У. Наше тело похоже на самостоятельную страну. Кровеносные сосуды – это дороги, соединяющие города-органы. Города-органы сотрудничают между собой и создают систему, или область.
- Какие города-органы входят в эту область? Назовите органы чувств.
Д. Уши – орган слуха, глаза – орган зрения, кожа – орган осязания, язык – орган вкуса.
У. Есть еще один орган, который помогает нам воспринимать окружающий мир. Отгадайте загадку: между двух светил в середине я один.
Д. Это нос.
У. Сегодня мы исследуем этот орган и узнаем, для чего он нам нужен и что он умеет.
В нашем языке существует более 30 крылатых выражений со словом «нос». Какие вам известны?
Д. «Водить за нос», «оставить с носом», «заруби себе на носу», «не видит дальше собственного носа».
У. Как вы их понимаете?
- Кроме того, по положению носа можно судить о настроении человека и даже о его характере. Например: задрал нос, повесил нос.
У классика русской литературы Н. В. Гоголя есть произведение, которое он так и назвал – «Нос». В этой повести он описывает скитания человека, который в одно прекрасное утро не обнаружил на своем лице носа. Подумайте, обрадовался он или огорчился? Почему? Что могло бы произойти с людьми, если бы у них не было носа?
- Итак, для чего нам нужен нос?
Д. Чтобы дышать, воспринимать запахи.
У. Способность носа воспринимать запахи называется обонянием. Нос – орган обоняния. Докажем, что нос способен воспринимать и различать запахи. Проведем эксперимент.
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху лук, чеснок, духи.
- Приятный ли запах у лука, чеснока?
Д. Нет.
У. Я оставлю их на столе. Для чего, как вы думаете?
Д. Запахи лука и чеснока убивают вирусы гриппа, следовательно, сохраняют наше здоровье.
У. Правильно. Вдохнем воздух и вместе с ним влетим в удивительный тоннель с двумя подъездами. Он такой же короткий, как само слово «нос», но устроен гораздо интереснее самых длинных тоннелей.
Внимание! Влетаем в нос! Кто это рядом летит? Да это на каждой пылинке по сотне микробов! Подумайте, как можно обезопасить себя от пыли и микробов?
Д. Проветривать помещение.
У. Оказывается, наш чудо-нос сам себе помогает. В ноздрях есть реснички, на них и застревает пыль вместе с вредными пассажирами. Но часть из них все же вместе с воздухом влетает дальше, в розовую пещеру. Стенки ее сверху донизу покрыты специальной липучкой. И все микробы-пираты, прилипая к ней, висят как летучие мыши в настоящей пещере. Как вы думаете, куда потом деваются эти «летучие мыши»?
Д. Вылетают в носовой платок.
У. Верно, липучая жидкость смывает со стенок носа микробов. Это не слезы, хотя иногда нос плачет настоящими слезами. Когда, как вы думаете?
- Нос плачет, когда по нему горячий, сухой воздух проносится. Из слезных озер по слезным речкам текут в нос настоящие слезные ручьи и увлажняют жаркий воздух.
А если холодный воздух ворвется? Вспомните, когда на улице холодно, мама напоминает нам: «Дыши носом, а не ртом!» Оказывается, холодный воздух в носу согревается горячим кровяным отоплением. В стенках пещеры проложено очень много тоненьких трубочек, по которым течет кровь и, как в котельной, нагревает воздух.
Итак, что же умеет наш нос? Работу каких «машин» он выполняет?
Собирает пыль и микробов…
Д. Пылесос.
У. Охлаждает горячий воздух…
Д. Холодильник.
У. Увлажняет горячий воздух…
Д. Увлажнитель.
У. Согревает холодный воздух…
Д. Обогреватель.
У. А еще нос улавливает различные запахи. Подумайте и скажите, когда нам необходимо различать запахи? Носом мы воспринимаем запахи, окружающие нас. В носу имеются чувствительные места, которые сразу определяют, с чем мы имеем дело, даже если мы ничего не видим, не слышим, не осязаем. Орган обоняния – это небольшая часть слизистой оболочки полости рта площадью примерно в один квадратный сантиметр.
Практическая работа
У. У нас сегодня, ребята, гость. Это медвежонок Миша. Кто порадует его стихотворением?
Дети вспоминают одно из своих первых стихотворений.
Ученик. Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает и в карман кладет. Вот шишка отскочила и прямо Мишке в …нос!
У. Подумайте, что может случиться? Давайте поможем Мише. Для этого нам нужно научиться оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении из носа.
Вызывается ученик, он играет роль пострадавшего.
- Некоторые несложные меры помогут быстро остановить кровь.
1. Пострадавший должен находиться в положении сидя.
2. Голову надо слегка наклонить вперед, чтобы кровь не затекала в носоглотку.
3. Ноздрю, из которой идет кровь, нужно заткнуть ватным тампоном, а потом зажать нос.
4. После остановки кровотечения ватную пробку следует оставить в ноздре еще на некоторое время.
5. Если кровотечение не останавливается, пострадавшего необходимо доставить в поликлинику или травмпункт. Там введут в нос лекарство и плотно заткнут тампоном кровоточащую ноздрю.
Ученики демонстрируют у доски, как оказывать первую помощь при кровотечении из носа.
Творческая работа
У. Вы уже знаете, ребята, что всё, что нас окружает, имеет определенный запах. Запахи бывают приятные и неприятные, иногда опасные. Перед вами лист, разделенный пополам. Слева нарисуйте то место, где нас окружают приятные запахи.
Дети изображают лес, цветущий луг, маму, пекущую пироги, и т.д.
- Справа – неприятные, а иногда и опасные места.
Учащиеся могут нарисовать машину с работающим двигателем, пожар, пригоревшую пищу и т.д.
Подведение итогов занятия
У. Закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? Что нового узнали о себе, о своем организме? Какие полезные сведения получили? Чему удивились, что было необычным?
- Сегодня мы поднялись еще на одну ступеньку по лестнице Самопознания. Надеюсь, что знания и умения, приобретенные на классном часе, помогут вам оставаться здоровыми и бодрыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-68270-1423987726.jpg)
Умеете ли вы радоваться празднику.
Практическое внеклассное мероприятие поможет учащимся начальных классов составить сценарий к празднику, на примере Нового года....
Урок окружающего мира в 1 классе.Тема: «Что умеет компьютер?»
Тема:«Что умеет компьютер?»Цели:1.Рассказать об истории возникновения вычислительной техники (счёт на пальцах, на камнях, на узелках, на абаке, палочках Непера и т.д.)2.Познакомить с составными ...
Умеете ли вы любить своего ребёнка
Родительское собрание по теме "Умеете ли вы любить своего ребёнка" Представленна анкета по этой теме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-66096-1486486225.jpg)
Урок окружающего мира по теме «Что умеет компьютер?» (УМК «школа России», 1 класс)
Задачи урока: познакомить учащихся с составными частями компьютера, их функциями, правилами безопасного обращения с компьютером; обсудить значение и роль компьютера в нашей жизни. ...
Умеете ли вы любить своего ребёнка
Материал подготовлен для родительского собрания. Включает в себя три раздела:-отношения с детьми-десять ошибок в воспитании-в лучах родительского солнца.Раскрыват проблемы в воспитании со стороны псих...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-415398-1394797338.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Кто что умеет (не умеет) делать", 2 класс
Данный конспект урока разработан по учебнику Г.С. Базыра "Русский язык, 2 класс"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531514-1416303541.jpg)
Классный час "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло..." (В. О. Ключевский) 2 класс
Данный материал содержит сценарий классного часа о добре, доброте. Рассуждая на эту тему, дети создают картину ДОБРА....