Театр в начальной школе
статья (1 класс) по теме

Васильева  Елена  Викторовна

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, интеллектуального и художественно-эстетического развития, организации совместной деятельности детей и взрослых, приобщает их к духовному богатству. Наша работа проходила через систему кружковой, групповой, индивидуальной работы. Большая роль отводилась театрализации, концертной деятельности, подготовке и реализации детских проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл театр в начальной школе16.97 КБ
Office presentation icon volshebnye_kraski_teatra.ppt2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа является фундаментом, основой всего образования человека. Каждая школа интересна своими находками, традициями, учителями. Но авторитет любой школы, конечно, результат – это её ученики.

Курс «Театр» в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла. Опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе…

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, интеллектуального и художественно-эстетического развития, организации совместной деятельности детей и взрослых, приобщает их к духовному богатству. Наша работа проходила через систему кружковой, групповой индивидуальной работы. Большая роль отводилась театрализации, концертной деятельности, подготовки и реализации детских проектов. Для работы была выбрана тема: «Славянские народы судеб сплетение».

На занятиях использовались как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные.

Это посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно – ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток, которые стали началом исследовательских и проектных работ детей.

Театр – это большое поле для проектно – исследовательской деятельности.

Исследуются возможности младших школьников в овладении техникой речи, ее интонационной выразительности, в овладении терминологией театрального искусства, исследуются так же степень влияния такого изменения практически на общий уровень развития детей. Одним из занятий была работа по исследованию театрального искусства славянских народов России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Сербии и Чехии. В творческом коллективе детей было интересно наблюдать за тем, как ребята узнают и понимают, что такое устное народное творчество, с интересом читают и рассказывают сказки славянских народов и самое главное хотят знать больше.

Ещё Конфуций сказал:

 Что я слышу – забываю,

 Что я вижу – я помню,

 Что я делаю – Я ПОНИМАЮ.

Театральные упражнения помогают учителю дополнительного образования развивать у младших школьников способность ориентироваться в окружающей обстановке, чуткость по отношению друг к другу, смелость и выразительность во время выступлений. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. В основе метода исследования лежат:

развитие познавательных умений и навыков;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из разных областей наук;

умение критически мыслить

Учащимся 1-го класса очень сложно делать, первые шаги в исследованиях и здесь важна помощь родителей.

 Изучая Чехию и сравнивая её с Россией, дети заметили количество сходных черт. Мы детально рассматривали костюмы наших стран, сопоставляли. Большую помощь в этом нам оказали родители:

расчёт материи на каждый костюм;

покупка ткани;

крой;

подбор фурнитуры;

пошив;

В работу были вовлечены почти все родители. Вместе со своими детьми родители искали необходимую информацию, обсуждали группами, что из найденного интересно, анализировали сказки 2-х стран, искали общие черты.

Дети сочинили свою сказку «Добрый мастер», которая носит в себе черты русских и чешских сказок. Проведя эту работу, мы с ребятами и родителями стали обдумывать, как можно эту сказку показать и изготовили ширму для кукольного и теневого театра, также изготовили кукол теневых и пальчиковых.

 Участие в театре даёт очень важный социальный опыт общения со знакомыми и незнакомыми, опыт правильного разговора, поведения в общественных местах. В групповой работе мы распределили роли и обязанности:

Исследователь – находит всё новое, необычное, таинственное, отвечает за сбор информации.

 Творец – создаёт новые произведения, сочиняет, оформляет.

 Помощник – помогает найти общий язык с другими участниками работы.

 Организатор – следит за этапами выполнения работы, ведёт запись работы.

 Докладчик – готовит доклад о работе, отвечает за этап презентации.

Ребёнок, «переходя» из одной мастерской в другую, выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике постигает, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент.

В итоге образовался творческий коллектив готовый исследовать, создавать, творить.

 В конце года прошёл концерт с участием всех детей начальной школы «Фестиваль Славянской культуры» в программу, которой вошли лучшие номера, чтение стихотворений, показ отрывков из спектаклей, танцы и песни. Была организована выставка работ: афиш, программок, билетов, эскизов декораций и костюмов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ ТЕАТРА руководители:

Слайд 2

Цель работы: научить исследовательской деятельности в области истории театра, театрального костюма, сценического искусства Задачи: 1.Пробудить у детей интерес к театру 2.Обогащать словарный запас 3.Способствовать развитию навыка декламации 4.Подготовить и реализовать детский проект «Славянские народы судеб сплетение»

Слайд 3

ФОРМЫ РАБОТЫ ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ- ИЗГОТОВЛЕНИЕ

Слайд 4

ФОРМЫ РАБОТЫ ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

Слайд 5

ФОРМЫ РАБОТЫ НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ: ИЗГОТОВЛЕНИЕ

Слайд 6

Обработка данных анкеты показала следующее

Слайд 7

Что я слышу – забываю, Что я вижу – помню, Что я делаю – Я ПОНИМАЮ. Конфуций МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ: 1.Развитие познавательных умений и навыков 2.Умение ориентироваться в информационном пространстве 3.Умение самостоятельно конструировать свои знания 4.Умения интегрировать знания из разных областей наук 5.Умение критически мыслить

Слайд 8

Работа в группе: исследователь

Слайд 9

ТВОРЕЦ

Слайд 10

ПОМОЩНИК

Слайд 11

ОРГАНИЗАТОР

Слайд 12

ДОКЛАДЧИК

Слайд 13

ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ РЕБЁНОК РЕБЁНОК РЕБЁНОК УЧИТЕЛЬ РЕБЁНОК РОДИТЕЛИ