Выступление на МО по теме "Что такое одарённость?"
статья (2 класс) на тему

Серебренникова Татьяна Николаевна

Одарённые дети есть в каждом классе. Наша задача - суметь увидеть их, рассмотреть этот дар и постараться правильно организовать работу с детьми. 
  


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaryonnost.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Одарённость: дар или испытание

                                                        Одарённость… Иногда она скрыта от                

                                                    от любопытных взглядов людей. Иногда она

                                                    прячется словами и рифмами – в рукописях,

                                                    спящих в ящиках стола и ждущих своего часа.

                                                    Иногда она терпеливо ждёт, затаившись в

                                                   сердце – ждёт вдохновения!

 Понятие «одарённость» имеет несколько различных значений: как представление о наследственных предпосылках, об уровне умственного развития, характеризующем каждого человека,развитие специальных способностей и т.д. Понимание одарённости как только интеллектуальной характеристики не соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей человека. Одарён, необычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Человек, наделённый развитыми способностями, - другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Целостный подход к одарённому ребёнку, как к личности необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар. Более того, лишь понимание личностной непохожести одарённого ребёнка даёт реальную возможность понять его творческие и интеллектуальные потенции. Ещё один важный момент. Чаще всего мы говорим об одарённости детей, если они опережают в своём развитии сверстников, необыкновенно легко усваивают человеческий опыт. Это действительно способные дети. Но есть и другая одарённость, гораздо более трудная и для учителей, и для родителей. Это одарённость нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. У таких одарённых детей менее уживчивый характер, поэтому возникают трудности в общении.Педагогу нужна психологическая подготовка, чтобы работать с такими детьми.

   Проведём эксперимент. Я раздаю вам листочки, на которых перечислены личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком « - « то, что вам в них не нравится.

1.Дисциплинированный

2.Неровно успевающий

3.Организованный

4.Выбивающийся из общего темпа

5.Эрудированный

6.Странный в поведении, непонятный

7.Умеющий поддержать общее дело (коллективист)

8.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями

9.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится)

10.Занятый своими делами (индивидуалист)

11.Быстро, «на лету схватывающий»

12.Не умеющий общаться, конфликтный

13.Общающийся легко, приятный в общении

14.Иногда тугодум,не может понять очевидного

15.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли

16.Не всегда желающий подчиняться большинству или учителю

Каких «+» у вас больше – на чётных номерах или на нечётных? Если чётных плюсов больше, можно поздравить вас – вы нестандартный учитель.

Школьники под нечётными номерами – понятные, любимые всеми нами. Их-то чаще всего и называют одарёнными. А школьники под нечётными номерами? Кто же они такие?

Вот вам задание: придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок. Что вам приходит в голову? (человечек, помидор, луна, солнце, вишня… Это стандартные ответы, которые даёт большинство детей. А нестандартные? (кусок сыра «Чедер?, след неизвестного животного, микробы в капле воды   ) Это уже нестандартно Это уже творческие ответы. Такие ответы обычно дают неудобные ученики, которые не только не числятся в школе одарёнными, но иногда и получают двойки. По словам американского психолога П.Торранса с этими детьми гораздо труднее, но и намного интереснее. У этих ребят другая одарённость, творческая – вот был итог его исследований и размышлений. У таких детей на всё своё мнение, своя позиция, иногда очень отличающаяся от общепринятой. От них не знаешь чего ожидать, их увлечения кажутся непонятными большинству детей и родителей. Конечно, далеко не все из них учатся совсем уж плохо. Попадаются, правда очень редко, среди них даже отличники, однако не усвоение знаний главное для этих детей, а именно собственная работа мысли.

Получается, что одарённость, кроме разных « видов» (умственная, социальная, моторная, практическая), имеет два принципиально разных основных типа: усваивающая - «учебная» и творческая. И то, и другое – одарённость.

   Внутренний мир ребёнка – не только отражение внешнего, тех обстоятельств, в которых мы живём, но в известном смысле и творец как внешних объективных условий, так и собственной судьбы ребёнка. Как же важна задача проникнуть в тайны этого мира. Не для того, чтобы навязать определённый путь его формирования, а чтобы дать простор его становлению.

   Одарённость – одна из основных составляющих внутреннего мира человека, его индивидуальности. Если личность – социальная характеристика человека, то индивидуальность – прежде всего – выражение его неповторимости, непохожести на других. Индивидуальность, в частности, проявляется в особом, своеобразном для каждого человека стиле жизни и деятельности, который во многом определяет развитие его способностей. Одна из насущных задач учителя в работе с одарёнными детьми – увидеть в каждом из них индивидуальность. При этом надо иметь в виду, что сама одарённость индивидуальна. В одних случаях она как яркий, рано распустившийся цветок: у всех на виду, вызывает удивление и восхищение. В других она скрыта, спрятана в «закоулках» внутреннего мира ребёнка, придавлена, заслонена различными комплексами, переживаниями, особенностями темперамента и характера.

    Не затоптать едва проклюнувшийся росток одарённости, заметить его, отогреть, помочь ему раскрыться, не дать потускнеть ярко проявляющейся одарённости, помочь ребёнку освоить её, сделать достоянием своей индивидуальности – вот двуединая задача нас с вами, такая сложная и такая благородная.

   В последнее время мы часто говорим об экологии. Наряду с экологией природы существует и экология одарённости, экология духовных, интеллектуальных способностей школьника. Это трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители, не имеющие никаких интересов, кроме «хлебных», вряд ли могут воспитать одарённого ребёнка, вряд ли раскроют все возможные его дарования)., тут и соответствующая подготовка учителей – подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Внимание к одарённому ребёнку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одарённые люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения, и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Вывод: таланту нужна постоянная забота всего общества. Самое страшное для его развития и проявления равнодушие. И начинать нужно, как и в экологии, с общей психологической грамотности. Нужны специальные школы для одарённых детей, специально подготовленные учителя, специальные учебники – нужно многое. Но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть, что они другие – не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям, но и по личностным особенностям.

   И последнее. Одарённость – не только подарок судьбы для отмеченных ею, но ещё и испытание духа. Это, как сказал поэт, поручение от господа бога. И потому, давайте будем терпеливы и бережны.