Классный час "Истоки нравственности"
классный час (4 класс) по теме
Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию "Истоки нравственности. Будем добрыми и милосердными"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.docx | 63.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа
по духовно-нравственному воспитанию.
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 1»:
Колодезева А.И.
Класс: 4 «Б»
Тема:
«Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными»
Форма проведения: Классный час.
Подготовительная работа: на уроке технологии дети делают поделку – сердечко, читают литературные произведения, находят пословицы о добре.
Цель:
- Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
- Работать над выработкой положительных черт характера.
- С помощью игр, пословиц, и заданий развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли, работать в группах.
Оборудование: Презентация, карточки для групповой работы, таблицы анкет, сердечки.
Класс разделён на 6 творческих групп по 6 человек в каждой.
Ход мероприятия:
Учитель читает притчу:
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.
- Был шторм, и звезды выбросило на берег. Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.
Учитель: Можно ли этого мальчика назвать высоконравственным человеком?
- Что такое нравственность?
1 Слайд: Тема: «Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными»
2 Слайд: В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.
Учитель: Какие качества человека вы знаете?
Ученик: Доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость и т.д.
Учитель: Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие?
Ученик: Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.
Учитель: Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладает.
Ученик: Я думаю, что у меня много хороших качеств.
Учитель: Почему ты так считаешь? Приведи примеры.
Ученик:
3 Слайд:
Учитель: Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества с малых лет, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной. Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками?
Ученик: Успешными, удачными, счастливыми.
Учитель: Чтобы быть в жизни счастливыми, успешными, что вы должны делать?
Ученик: Развивать хорошие качества характера.
Учитель: “Безнравственному человеку не дано совершить великие дела”
Вы хотите в жизни чего-то достичь?
Ученик: Да!
Учитель: Что вы должны делать с малых лет?
Ученик: Развивать в себе хорошие качества характера.
Учитель: Разгадав кроссворд, мы прочитаем основное качество личности нравственного человека.
Групповая работа:
1.Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)
2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)
3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)
4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)
5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)
7. Заботливое отношение к людям? (внимание)
Проверка: Слайды с 4 по 18.
Ученик читает стихотворение Н. Тулуповой «Доброта»
Слайд 19.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель: Добрый человек – это какой человек?
Ученик: Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать.
Учитель: Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Слайд 20.
Сценка:
А что это у тебя в руке?
- Счастье...
- А почему такое маленькое?
- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...
- Да, восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.
- Ой, оно такое тёплое!
- Нравится?
- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...
- Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- Тогда у тебя прибавится своего!
- Почему?
- Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...
Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!
ДЕЛЮСЬ!!!
Учитель: Дети встаем в круг. У каждого имеется сердечко, почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Каждый дает свое сердечко товарищу по команде с хорошими пожеланиями. Слайд 21.
Учитель: Спасибо.
Групповая работа: 1) Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре. Слайд 22.
- Добрые дела, …(дороже денег)
- Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)
- Добро не лихо - … (бродит тихо)
- Доброе дело … (два века живёт)
- Доброе слово лучше … (мягкого пирога)
- Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)
2) Назовите литературные произведения, где главный герой проявляет лучшие нравственные качества.
Учитель: Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора.
И подумайте, какая из пословиц подходит к этому рассказу.
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Ученик: Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.
Учитель: Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?
Ученик:
Учитель: Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
Ученик:
Учитель: Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?
Учитель: Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
Ученик:
Учитель: Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.
Ученик: Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.
Тест:
Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».
Вопросы: Слайд 23.
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими про блемами или неприятностями. Если тема тебе не инте ресна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про играешь?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выс лушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе роди телей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы раз веселить своих друзей?
Подведем итоги:
Подсчет очков.
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11
- и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Учитель: И в заключении я прочту вам одну притчу.
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон.
И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.
"Теперь", - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок "
Итог:
Учитель: О чем мы сегодня поговорили?
Ученик: О нравственности. О доброте.
Учитель: Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?
Учитель: Молодцы дети, что вы поняли с какими качествами характера лучше жить в этом мире. Хочется закончить классный час словами В.А.Сухомлинского «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. За добро платите добром! Будьте добрыми и милосердными. Слайд 24.
Домашнее задание: Вспомните человека (друга, учителя), добрый поступок которого был для вас дороже денег, и напишите ему письмо благодарности.
Исполнение песни «Дорогою добра».
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нравственность в современном мире"
Предложенный материал даёт возможность учащимся сравнить значение нравственности в разные времена, развивать стремление к нравственному совершенствованию, разграничить понятия хорошего и плохого посту...
Выступление на ШМО классных руководителей.Нравственное воспитание школьников.
Целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и общечеловеческие ценности....
Конспект классного часа "Нравственность и доброта"
В ходе классного часа с детьми разбираются понятия нравственности, положительные и отрицательные качества. С детьми проводится и разбор стихов. В ходе беседы детей побуждаю делать правильные выводы и ...
План работы по самообразованию (классный руководитель) "Нравственное воспитание младших школьников"
План по самообразованию классного руководителя...
Методическая разработка мастер-класса «Использование приёмов технологии критического мышленияв проведении классного часа нравственной направленности»
Тема классного часа: «Жизнь дана на добрые дела!» Направление: нравственность. Цель: расширить представления учащихся о значимости добра. Задачи: • раскрытие сущности взаимосвязи добр...
«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...
«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...