Внеклассное занятие "Символы России"
классный час (4 класс) по теме

Родина - одно изсамых важных понятий для человека. Чувство любви к Родине, стремление ее защищать нужно прививать с самого детства. Внеклассное занятие" Символы России" знакомит с гербом, гимном, флагом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolika.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Символы России»

Цели:- учить детей ориентироваться в социальных понятиях;

           - привитие чувства любви и гордости за свою Родину.

Оборудование: - опорные слова, символы России - герб, флаг,

                              Конституция РФ, магнитофон.

Ход занятия.

(звучит песня "Росиночка-Россия")

Родина! Прекрасней края нет

                  И дороже нету края в мире!

1 ученик: Что мы Родиной зовем?

                 Дом, где мы с тобой живем.

                 И березки вдоль которых,

                 Рядом с мамой мы идем.

2 ученик: Что мы Родиной зовем?

                  Поле с тонким колоском.

                  Наши праздники и песни
                 Теплый вечер за окном.

3 ученик: Что мы Родиной зовем?

                  Все, что в сердце бережем,

                  И под небом синим-синим

                  Флаг России над Кремлем.

Учитель: Ребята, как вы понимаете, что такое Родина?

(ответы детей)

 Учитель: В. И.Даль, «Толковый словарь русского языка»: Родина - родимая земля, чьё-либо место рождения; в обширном значении - земля, государство, где кто- либо родился, в тесном - город, деревня. Наше отечество, наша родина –матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её  потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.

Учитель: Может ли человек жить вне Родины? А без Родины?

«Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина» (К.Д.Ушинский)

2 ученик:  «Что такое Родина?» -

             Маму я спросила.

             Улыбнулась мама,

             Повела рукой!

             Это наша Родина,

             Милая Россия.

             Нет другой на свете

             Родины такой!»

             Что такое Родина,

             Все ребята знают:

             Это мир прекрасный,

             Добрый и большой.

Учитель: Россия! Необъятны твои просторы. Для каждого русского человека слово «Россия» означает что-то. Мы, русские люди, гордимся и любим свою Родину.

1 ученик: Россия – Родина моя,
Как ты прекрасна, как мила!

                  Кругом бескрайние просторы,
     Кругом леса, поля и горы,
     Сады, цветущие весною,
     И пенье птиц над головою –
     Всё сердцу дорого! Не скрою:
     Не налюбуюсь я тобою!
     Век восхищаться я готов
     Великолепьем городов,
     Церквей злачёных куполов
     И роскошью больших дворцов.
     Нет, не найдёшь нигде милей
     И краше Родины моей!

Учитель: Многие из нас говорят: «Мы любим Родину!» Это очень важные слова. И надо  иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учёбой, жизнью. Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. Человеку всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины, России в ваших руках, ребята!


Символы Российской Федерации

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное  значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
- Когда сложились современные символы России?
Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

-Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
-Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.
-Назовите имена президентов РФ (слайды № 4, 5, 6).
-Назовите символ президентской власти.

                                                      Герб

Ученик:  У России величавой

                 На гербе орел двуглавый,

                 Чтоб на запад, на восток

                 Он смотреть бы сразу мог.

                 Сильный, мудрый он и гордый.

                 Он России дух свободный.
Учитель:  Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).
Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.
- Что мы знаем о создании гербов?

1 ученик: Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Учитель: Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?

4 ученик: Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.
В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы — столицы России. Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла.
На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

5 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

Учитель: Что символизирует герб? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
6ученик. 
Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.
От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет, -
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.
В сиянии возвышенного лика,
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.

Задание:

1) Назвать, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати на законодательных документах). Команда получает дополнительные баллы.

Флаг РФ

Учитель:  Дата принятия: 08.12.2000.
- Что такое флаг? Это символ государства.
- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

1ученик:  Государственный флаг, как символ страны, утвердился в России лишь в 19 веке. Предшественниками его были военные знамена и церковные хоругви. Самое древнее  славянское название  военного знамени – стяг. Это слово встречается в наших летописях. Раньше стяг представлял собой длинный шест с укрепленными на верхушке ветками деревьев, пучками травы и ли конских волос. Во время военных походов стяг служил для подачи команд или сбора дружинников вокруг князя или воеводы, но затем стал боевым символом дружины.

2 ученик:  Цвета и рисунки славянских племен до крещения Руси были разными, но основным цветом был красный. Почему красный цвет? Считается, что красный был одним из  любимых цветов наших предков. Не случайно так часто встречаются выражения «красное солнышко», «красна девица», «красный угол в избе». Красный значит красивый. Стяг считался душой, славой, честью князя и его дружины. Падение стяга во время  сражения сравнивалось с поражением войска. После крещения Руси боевые стяги стали священными. На огромных стягах изображались лики Святых. В 16-17 веках на знаменах изображались святые, звезды, единороги и другие символы.

3 ученик:  Вопрос о цветах флага встал в России впервые перед правительством царя Алексея Михайловича. В апреле 16668 года царь дал на корабельные флаги материю трех цветов: красную, белую и синюю. Именно эти три цвета стали государственными цветами России. Цвета эти были выбраны по традициям русского народа. В начале царствования Петра I русский триколор поднимался не только на военных кораблях, но и в некоторых случаях являлся и боевым армейским знаменем.

4 ученик:  Как официальный символ страны красный флаг был утвержден после Октябрьской революции. В 1918 году было предложено утвердить боевой красный флаг национальным  российским флагом. Таким и оставался государственный флаг нашей страны длительное время до 1991 года.

 5 ученик:  Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

8 ученик:
Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!

Задание: 

- на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ.
- Что мы знаем о Российском Флаге? Дата принятия: 08.12.2000
 

9 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Учитель: Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?
Следующий символ государства - это гимн.
                                                         ГимнРФ
10 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

1 ученик: Государственные гимны начали появляться в разных странах в середине 18-начале 19 веков. Гимны отражали историю страны, характер ее жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Слова других рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране. Какие песни пели на Руси? Наши далекие предки пели боевые песни в честь князей и их воинов, защищавших русскую землю от врагов. С появлением христианства в Древней Руси стали исполнять хвалебные гимны, прославляя Бога и святых. При Петре I в стране появилась новая музыка – военные марши. Они создавались для молодой российской регулярной армии и флота.

2 ученик: В 1791 году композитор Осип Козловский написал музыку на слова Гавриила Державина. Так появился марш – гимн «Гром победы, раздавайся!». Он покорил всех и стал звучать в царских палатах, в дворянский усадьбах, на военных парадах. «Гром победы» и звучал как гром – величественно и грозно, показывая русскую силу.

3 ученик: В декабре 1833 года гимн «Боже, царя храни» стал новым государственным гимном Российской империи. А в 1917 году, когда Николай II отрекся от престола, страной стало управлять Временное правительство. Россия стала республикой. На митингах все пели гимн французской революции «Марсельезу». В октябре 1917 года новая революция привела к власти партию большевиков. Они стали создавать новое государство – государство рабочих и крестьян. Своим гимном они избрали другую революционную песню «Интернационал».  

 4 ученик:  В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль - Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».
В 90 годы в нашей стране произошли изменения. Новой стране и новой власти нужны были новые государственные символы. Герб и флаг прежней России приняли, немного изменив их. Но гимн, прославляющий царя, которого нет, конечно, не подходил для нас. Нашли решение – музыку великого русского композитора Михаила Глинки. Музыку без слов, которая была написана в 1834 году. «Патриотическая песня» стала государственным гимном Российской Федерации. Но на долгие годы она не закрепилась. В 2000 году Государственным гимном России вновь становится музыка А. Александрова. Новые слова к этой музыке написал С.В. Михалков. Дата принятия: 07.03.2001

Учитель:  Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.
- Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.
Прослушивание (или исполнение) гимна РФ. (слова С.Михалкова)

Учитель:  Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
Сегодня наша страна вступила в третье тысячелетие новой эры. Государственные символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем зависит уже только от вас.

Итог классного часа.
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Финальная песня "Хохлома"

Домашнее задание: выучить слова гимна России, уважать и беречь родную природу и свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие " Россия - Родина моя."

Разработка внеклассного мероприятия.Праздник для уащихся 3 класса....

сценарий внеклассного мероприятия "России верные сыны", посвященный Дню народного единства

Цель: познакомить с историческими фактами «смутного» времени; развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма....

Внеклассное мероприятие "Россия Родина моя"

Внекласное мероприятие "Россия родина моя!", рзработано с учетом  программы по патриотическому воспитанию "С чего начинается родина?"...

Внеклассное мероприятие "Россия - дом Пресвятой Богородицы"

Мероприятие направлено на расширение и углубление знаний о Пресвятой Богородице и её значении для России. А так же на раскрытие образа матери через образ Богородицы к образу Родины – России....

Внеклассное мероприятие "Россия- Родина моя"

Направлено на формирование личности, имеющей чёткую гражданскую позицию и высокие нравственные идеалы....

Презентация к внеклассному мероприятию " Россия -Родина моя"

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в н...