сценарий внеклассного мероприятия "России верные сыны", посвященный Дню народного единства
методическая разработка по теме

Хагурова Саида Гаруновна

 

Цель: познакомить с историческими фактами «смутного» времени; развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_po_teme_rossii_slavnye_syny.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий по теме "России славные сыны", посвященный Дню народного единства

Хагурова Саида Гаруновна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Цель: познакомить с историческими фактами «смутного» времени; развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.

Ведущий 1: 4 ноября Россия отметила государственный праздник – День народного единства. Представляем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «России славные сыны», посвященную этому событию. (Слайд 1)

Ведущий 2: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались песни, стихи...

(Слайды 2-7)

Чтец 1:

Под большим шатром

 Голубых небес

 Вижу – даль степей

 Зеленеется

 И на гранях их

 Выше тёмных туч

 Цепи гор стоят

 Великанами….

Чтец 2:

Широко ты Русь

 По лицу земли

 В красе царственной

 Развернулася!

И во всех концах

 Света белого

 Про тебя идёт

 Слава громкая

Уж и есть за что

 Русь могучая

 Полюбить тебя

 Назвать матерью.

(Слайд 8)

Ведущий 1: Родина и единство... Единство. Единение народов. Вот в чём сила России. Но всегда ли народы России жили в единстве?

Ведущий 2: К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись, не только цари и правители, но даже формы правления.

Ведущий 1: В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок.

Ведущий 2: А как говорят в народе: пришла беда – отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей.

Ведущий 1: Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили её поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили.

Ведущий 2: Но порядок в стране так и не установился, потому что не было в стране единства. Вскоре объявился ещё один самозванец Лжедмитрий II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Ведущий 1: Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти её.

Чтец 3:

От бескрайней равнины Сибирской

 До Полесских лесов и болот

 Поднимался народ богатырский,

 Наш великий российский народ.

 Выходил он, свободный и правый

 Отвечая войной на войну,

 Постоять за родную державу,

 За могучую нашу страну.

Чтец 4:

В дни крамол, смут из пепла, из обломков

 Россия встанет. Близок день.

 Спасителей любовно восхвалят,

 Проливших кровь за счастие народа.

 И, будучи горды героями, их подвиги

 Навечно в памяти потомки сохранят.

(Слайды 9-12)

Ведущий 2: Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Ведущий 1: Освободили Москву от интервентов в 1612 году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Ведущий 2: В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям-освободителям – Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник на Красной площади в городе Москве.

(Слайды 13, 14)

Ведущий 1: Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов. Он, спасая царя, завёл отряд поляков в непроходимое лесное болото, за что и был зверски убит.

Чтец 5:

«Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги! –

 Сусанину с сердцем вскричали враги: –

 Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

 Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

 Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

 Но тем Михаила тебе не спасти!

Друг за другом идут в молчаньи сарматы;

 Всё дале и дале седой их вожатый.

 Уж солнце высоко сияет с небес –

 Всё глуше и диче становится лес!

И вдруг пропадает тропинка пред ними:

 И сосны и ели, ветвями густыми

 Склонившись угрюмо до самой земли,

 Дебристую стену из сучьев сплели.

Вотще настороже тревожное ухо:

 Всё в том захолустье и мертво и глухо...

 «Куда ты завёл нас?» – лях старый вскричал.

 «Туда, куда нужно! – Сусанин сказал.

Убейте! замучьте! – моя здесь могила!

 Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

 Предателя, мнили, во мне вы нашли:

 Их нет и не будет на Русской земли!

 В ней каждый отчизну с младенчества любит

 И душу изменой свою не погубит».

«Умри же! – сарматы герою вскричали,

 И сабли над старцем, свистя, засверкали! –

 Погибни, предатель! Конец твой настал!»

 И твердый Сусанин весь в язвах упал!

 Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

 Она для России спасла Михаила!

Кондратий Рылеев 1822

Отрывок из оперы Глинки «Иван Сусанин»

(Слайды 15, 16, 17)

Ведущий 2: История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж и дом готов!

Ведущий 1: Соединяет людей и народы дружба. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства.

Ведущий 2: Родина и единство... Такой глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Ведущий 1: Праздник, посвященный Дню народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Главное – вместе!

 Главное – дружно!

 Главное – с сердцем, горящим в груди!

 Нам равнодушие не нужно!

 Злобу, обиду прочь гони!

Ведущий 2: Русский народ помнит и чтит своих героев.

Ведущий 1:

Сегодня вспомним с вами мы воинов Руси,

 Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!

(Выступление учеников сопровождается презентацией)

(Слайды 18-21)

1. Князь Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В 1240 году он разгромил войско шведов на реке Неве, за что и получил это прозвище. А через 2 года одержал победу над немецкими рыцарями. За его подвиги церковь причислила его к лику святых. Враги надолго запомнили его слова «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет!» И всегда так было! И всегда так будет!» Князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения.

 В годы Великой Отечественной войны был учреждён орден Александра Невского. Орденом Александра Невского награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечившие успешные действия своих частей.

(Слайды 22-24)

2. Князь Дмитрий Иванович Донской правил на Руси в непростое время: Русь стонала под игом монголо-татарского ига, грозили войной литовцы.

 Получив благословение от Сергия Радонежского, князь Дмитрий выступил против хана Мамая. В 1380 году состоялась Куликовская битва.

 «И встретились полки…и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных…» – писал летописец.

 Поэт Александр Блок посвятил Куликовской битве эти строки:

На пути – горючий белый камень,

 За рекой – поганая вода.

 Светлый стяг над нашими полками

 Не взыграет больше никогда…

(Слайды 25, 26, 27)

3. Петр Первый Великий (Пётр Алексеевич Романов) государственный деятель, реформатор, полководец. В годы царствования он повёл Россию по пути глубоких преобразований: в экономике, государственном строе и культуре. При Петре были созданы регулярная армия и военно-морской флот.

 Пётр вёл энергичную внешнюю политику: в результате войны с Турцией к России был присоединен Азов. В ходе Северной войны, присоединил к России земли по берегам Невы, в Карелии и Прибалтике, ранее завоеванные Швецией. На Неве в мае 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, давшая основание будущей столице России – Санкт-Петербургу.

 Провел реформы государственного управления. При Петре появилось множество школ и специальных учебных заведений. Всеми государственными преобразованиями руководил сам царь, ставший в 1721 г. первым императором Всероссийским.

(Слайды 28, 29, 30)

4. Суворов Александр Васильевич – генералиссимус. 50 лет своей жизни посвятил военной деятельности, участвовал в 7-ми войнах не зная поражений, провел 60 сражений, с его именем связанны самые блестящие страницы русской истории. Его «Наука побеждать» воспитало целое поколение полководцев. Его правила, мы помним и сегодня:

«Сам погибай, а товарища выручай!» «Труса лечи опасностью…»

 В годы Великой Отечественной войны был учреждён орден Суворова, которым награждался только высший офицерский состав за блестяще организованные и проведённые военные операции.

(Слайды 31, 32, 33)

5. Русский флотоводец адмирал Федор Федорович Ушаков – создатель и командующий Черноморским флотом. В русско-турецкой войне и в войне с Францией его эскадра одержала несколько блестящих побед, несмотря на то, что силы противника превосходили в несколько раз.

 В годы Великой Отечественной войны были учреждены орден и медаль Ушакова, а Русская православная церковь причислила его к лику святых.

 Орденом Ушакова награждаются офицеры Военно-Морского Флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была достигнута победа над численно превосходящим врагом.

 Медалью Ушакова награждаются матросы и солдаты, старшины и сержанты, мичманы и прапорщики Военно-Морского Флота и морских частей пограничных войск. Награждение медалью Ушакова производится за личное мужество и отвагу.

(Слайды 34, 35, 36)

6. Михаил Илларионович Кутузов. Самую громкую славу полководцу принесла Отечественная война 1812 года с французской армией. Наполеон завоевал всю Европу, а Россию не смог. Солдаты очень любили Кутузова, верили ему и шутили: «Пришел Кутузов бить французов».

 В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден Кутузова, второй после ордена Суворова по порядку старшинства “полководческий” орден. Орденом Кутузова награждались командиры Красной Армии за хорошо разработанный и проведённый план операции – фронтовой, армейской или отдельного соединения, в результате чего противнику нанесено тяжёлое поражение, а наши войска сохранили свою боеспособность.

(Слайды 37, 38)

7. Пётр Иванович Багратион из старинного рода грузинских князей. Его военная служба началась с 17 лет. У него были талантливые учителя: Суворов, Кутузов. В 1812 году в войне с Наполеоновской армией он мужественно вёл бои, чтобы остановить врага. В Бородинской битве он был смертельно ранен.

(Слайды 39-41)

8. Михаил Петрович Лазарев. Великий мореплаватель и флотоводец – первооткрыватель Антарктиды. В 1833 году командуя Черноморским флотом, героически сражался с турецкой эскадрой. Противник потерпел сокрушительное поражение, и в этом была заслуга Лазарева.

(Слайды 42, 43)

9. Георгий Константинович Жуков – всемирно известный полководец. Именно благодаря его стратегии, наша страна победила в кровопролитной войне с фашистской Германией. Он был настоящим патриотом и в мирное время Жуков Георгий Константинович честно и преданно служил Родине.

(Слайды 44-54)

Чтец 6:

Роса состоит из росинок,

 Из капелек пара – туман,

 Песок – из мельчайших песчинок

 Россия – из россиян.

Мы вместе: адыги, волжане, уральцы,

 Поморы и степняки –

 Похожи на крепкие пальцы

 Большой работящей руки.

 Мы вместе: калмыки, чуваши,

 Буряты, якуты, мордва.

 Опорой единственной нашей

 Всегда остаётся Москва.

Земля и вода – неразрывны,

 Как берег или река,

 Неразделимы ливни,

 И ветер, и облака.

У радуги – нет половинок.

 И если волна – то волна,

 И нету полуросинок,

 Вот так и Россия – одна.

Чтец 7:

Берегите Россию –

 Нет России другой.

 Берегите её тишину и покой,

 Это небо и солнце,

 Этот хлеб на столе

 И родное оконце

 В позабытом селе...

 Берегите Россию,

 Без неё нам не жить,

 Берегите её,

 Чтобы вечно ей быть

 Нашей правдой и силой,

 Всею нашей судьбой.

 Берегите Россию –

 Нет России другой.

Ведущий 1:

Всё проходит. Остаётся Родина –

 Та, что не изменит никогда.

 С ней живу любя, страдая, радуясь

 Падая и поднимаясь ввысь…

Ведущий 2:

И ещё немало будет пройдено,

 Коль зовут в грядущее пути.

 Но светлей и чище чувства Родины

 Людям никогда не обрести…

Использованная литература:

1. Стихотворения русских поэтов.

 2. Материалы интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая линейка, посвященная Дню народного единства и согласия - 4 ноября.

Данный материал предназначен для ознакомления обучающихся 3 - 4 классов с историей государственного праздника - 4 ноября, а также связи с православным праздником - Казанской иконы Божьей матери....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства.

Познакомить учащихся со значением народного ополчения в истории страны XVII века, дать понятие лексического значения слова "патриот"; воспитать патриотические чувства к Родине....

Занятие кружка ОПК в 1 классе , посвященное Дню народного единства

Занятие кружка  проводится в 1 классе, посвящено  Дню народного единства.В разработке использованы загадки, пословицы о дружбе.Дети разыгрывают сценку, слушают притчу о дружбе. Слово предост...

Сценарий викторины, посвященной Дню народного единства «Когда мы едины, мы непобедимы!» для 2 класса

Цель: способствовать развитию патриотизма, уважения к окружающим и любви к Родине.Задачи:- обобщить и систематизировать знания детей о России, истории нашего государства, празднике «Дне народног...

Сценарий спортивного мероприятия, посвященное Дню народного единства "В единстве наша сила!"

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.  Закрепилять знания о флаге, гербе и гимне России. Развивать интерес к народным играм. Воспитывать уважение к людям ра...

Сценарий мероприятия посвященного Дню народного единства для учащихся 4-х, 5-х классов, интерактивная игровая программа «Россия – единство народов».

Данная интерактивная игровая программа направлена на  формирование чувства гражданственности и помогает сформировать у детей чувство патриотизма, чувство ответственностьи за судьбу своей Родины.Д...

Внеклассное мероприятие для 3 класса "День народного единства"

Презентация для 3 класса "День народного единства"...