Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»
материал по теме

В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющих непосредственное отношение к данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ogou.zip21 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Черноярский губернский колледж»

Черноярского  района     Астраханской области

                                 

                               Статья  

   «Проблема успеваемости младших   школьников  как  результат отсутствия сотрудничества  семьи и школы»

                                подготовила учитель начальных классов    

                                Рыжкова Наталья Александровна                                                                                                                  

             

            с. Солёное Займище – 2011г.

Проблема успеваемости младших школьников  как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы

Семья и школа являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения сотрудничать с  семьёй младшего школьника, находить с ней общий язык, опираться на её помощь и поддержку.

Ведущую роль в сотрудничестве семьи и школы играет именно педагог, для него воспитание является профессией. Он имеет специальную подготовку и владеет  арсеналом воспитательных средств, которые  умело  использует в различных педагогических ситуациях.

Сотрудничая с семьёй, учитель постоянно оценивает ребёнка, его поступки, успехи и неудачи в учении, отношения к своим обязанностям и т. д.

Взаимоотношения с родителями во многом достигается тем, насколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Здесь педагогу всегда надо иметь следующее: оценивать конкретный поступок школьника, а не личность ребёнка в целом, обязательно вместе с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения. И второе. Отрицательно оценивая ребёнка, учитель тем самым, вольно или невольно, оценивает родителей. Причём отец и мать оцениваются и как личности и как воспитатели. Правильное требование, правильная  оценка учителем ребёнка и воспитательных воздействий родителей должны быть облачены в педагогически целесообразную, тактичную форму. Только в этом случае будет достигнуто правильное отношение между семьёй и школой.

В отношении с родителями педагог вовлекается в ходе педагогического процесса в силу объективной необходимости. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет. Отношения «учитель – родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников, т. е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок. Однако, отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий, а именно:

- в отсутствии каких - либо контактов учителя с родителями их действия становятся разрозненными и несогласованными, что наносит ущерб обучению и воспитанию ребёнка;

- представления учителя и родителя друг о друге складываются, в этом случае, только со слов ученика, а потому нередко приобретают  искажённый характер;

- возникает чувство взаимного или одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что и приводит к конфликту.

Однако, в некоторых случаях, как уже говорилось выше, конфликт может рассматриваться и как показатель развития отношений  педагога и родителей. Самое важное для разрешения возникающих противоречий – найти механизмы их преодоления, что,  как правило, выводит взаимоотношения конфликтующих сторон на новый уровень - продуктивное сотрудничество.

Оказывая индивидуальную помощь в сотрудничестве семьи и школы, и воздействуя на родителей в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживают жалобы учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред.

Для того что бы найти выход из возникающих конфликтов между педагогом и родителями, учителю необходимо  соблюдать некоторые правила:

  1.  выровнять уровень педагогических знаний учителя и родителей;
  2. достичь единой информированности сторон о ребёнке;
  3. усилить систему внеклассной работы (участники и родители и ребёнок)
  4. создать единую систему педагогических воздействий  (единые требования к ребёнку и в школе и дома);
  5. выработать максимальное количество индивидуальных контактов с родителями;
  6. внимательно относиться к просьбам родителей  (за исключением случаев, если они могут принести вред ребёнку);
  7. искать причины возникновения проблем у ребёнка совместно с родителями;

Именно отсутствие  сотрудничества между  учителем  и родителями  влияет на успеваемость школьника! Если  результаты взаимодействия  положительные (учитель активно работает с семьёй, выясняет и решает проблемы неудач школьника вместе с его родителями, выделяют способы решения сообща и т. д.), то и уровень успеваемости ребёнка будет выше. Если  сотрудничества не наблюдается (учитель не обсуждает с родителями неудачи ребёнка, не подсказывает выход из сложившейся ситуации, не работает с семьёй во взаимодействии и т. д.), то, соответственно, и уровень  успеваемости школьника будет намного ниже!

Для успешного сотрудничества, кроме традиционных  методов (организация педагогического всеобуча, проведения родительских собраний, собеседования с отдельными родителями и т. д.) возможно, использовать следующие способы работы с родителями:

  1.  проведение анкетирования, тестирования, опросов, диспутов;
  2. анализ педагогических ситуаций, сочинений, рисунков о семье;
  3. приглашение родителей на уроки;

Можно предложить родителям анкету следующего содержания:

  1. Как часто вы посещаете школу? (еженедельно, ежемесячно, прихожу на родительские собрания, только по вызову, Ваш вариант)
  2. С какой целью вы это делаете? (узнать об успеваемости ребёнка, узнать о поведении, выяснить суть конфликта, получить педагогическую консультацию, пообщаться  с учителем, Ваш вариант)
  3. Удовлетворены ли Вы сложившейся системой обучения с учителем? (да, нет, не  в полной мере, Ваш вариант)
  4. Какие формы обучения с учителем Вы считаете наиболее приемлемыми? (родительское собрание, индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи на дому, беседа по телефону, общение в неформальной обстановке)
  5. Какие у вас отношения с учителем? (доверительные, близкие, официальные, отчуждённые, не складываются)
  6.  Как Вы относитесь к проведению родительских собраний? Нужны  ли они? (да, нет, затрудняюсь ответить)
  7. Если Вы считаете, что родительские собрания нужны, то, как часто их нужно проводить? (один раз в месяц, раз в четверть, в начале и в конце четверти учебного года, Ваши предложения)
  8. Есть ли у Вас потребность давать учителю советы по вопросам воспитания ребёнка?
  9. Следует ли учитель вашим советам? (да, нет, иногда)
  10. Ваши рекомендации и пожелания в адрес учителя.

Результаты анкетирования дают нам возможность представить отношения родителей к педагогу, к сотрудничеству между ними.

Сотрудничество семьи и школы -  это лишь составляющая часть  всего процесса обучения. Но только при условии взаимопонимания между родителем и учителем можно добиться высоких результатов не только в воспитании младших школьников, но и в обучения!

Использованная литература:

1.Алфёрова Г. В. Взаимопонимание педагога с семьёй учащихся. - Астрахань, 2000

2.Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах.-М., 1989.

3.Гринь Т. Залог успеха -  в сотрудничестве семьи и школы// Народное образование.,1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы влияния тревожности на учебную успеваемость младших школьников

В настоящее время увеличилось число  тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свид...

Статья "Проблемы и перспективы общеинтеллектуального развития младших школьников"

В статье использованы статистические данные психологических исследований по проблеме общеинтеллектуального развития современных младших школьников....

Психологическое консультирование родителей по проблеме успеваемости ребёнка в школе.

В рамках данной темы необходимо рассмотреть вопросы, связанные с психологической готовностью ребёнка к школе, которая имеет два основополагающих компонента: личностная готовность и интеллектуальная го...

статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"

статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"...

Статья "Актуальные проблемы детей младшего школьного возраста"

В данной статье перечислены основные проблемы детей младшего школьного возраста в процессе их обучения....

Статья: "Проблемы школьной дезадаптации учащихся младших классов с особенностями развития"

Из опыта работы учителя-дефектолога Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Московского района...

Статья. Как успеваемость в школе зависит от семейных ценностей.

Как  успеваемость в школе зависит от семейных ценностей....