Статья. Как успеваемость в школе зависит от семейных ценностей.
статья (4 класс)

Как  успеваемость в школе зависит от семейных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uspevaemost_v_shkole_zavisit_ot_semeynyh_tsennostey.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Как успеваемость в школе зависит от семейных ценностей.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка.

Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам – советы американского педагога и психолога Девида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.

Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

Сформированность учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий.

       Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения и рисунки, схемы и т. п.), и есть дети,предпочитающие словесное объяснение.

     Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

    Какие же общие умения важны для успешного обучения?

Среди них можно отметить следующие:

– слушать учителя;

 – выделять главную мысль сообщения;

– связно пересказывать содержание текста;

– отвечать на вопросы к тексту;

– ставить вопросы к тексту;

 – делать содержательные выводы на основе полученной информации;

 – письменно выражать свою мысль;

– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

 – адекватно оценивать результаты собственной работы.

     Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и вывод.

    Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся. Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д.       

       Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.

Индивидуальные особенности и склонности детей.

    К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

    Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддержать. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе. 

 Хотите вырастить одаренного ребенка?

В помощь вам – советы американского педагога и психолога Девида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.

 · Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

· У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

· Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.

· Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

· Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.

· Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.

· Я стараюсь показать ребенку интересные места.

· Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.

· Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.

 · Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

 · Я никогда не наказываю ребенка унижением.

· Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.

· Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

· Я приучаю ребенка к чтению с детства.

· Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.

· Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.

 · Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки. Я хвалю ребенка за учебную инициативу.

 · Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

· Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

 · Я помогаю ребенку быть личностью.

 · Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

· Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: « Я это тоже не умею».

· Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему. Если вы согласны с 20 % этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным. Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50 % у вас все должно получиться, у вас есть на это шансы. Если вы выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»

В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющи...

Статья "Семья и семейные ценности"

Тематический классный час для учащихся 1 класса. Цель:Определить понятие "семья" и "семейные ценности".раскрыть понятие "счастливая семья",выявить её особенности,воспитывать уважение в членам своей се...

Пути формирования семейных ценностей средствами содержания предмет "Окружающий мир" в УМК "Перспективная начальная школа".

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно. последовательно ...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Конспект занятия по формированию фамилистических ценностей на тему :"Семья и семейные ценности" (1 класс)

Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.Задачи:1. познакомить учащихся с основными трад...