Внеклассное мероприятие "Путешествие в шахматную страну"
материал (3 класс) по теме

Цель: 1) познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре,

познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями;

2) развивать внимание, речь, логическое мышление;

3) воспитывать уважение друг к другу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_shahmatam-_seminar.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по шахматам

на муниципальном семинаре

среди учителей начальных классов

общеобразовательных учреждений

г. Нижнекамска р.Татарстан

                                                                      Мавляутдинова Лилия Азгамовна

                                               учитель 1 категории

                                                                средней общеобразовательной

                                                                   школы №1 им. Максимова Н.М.

                                                         с углубленным изучением

                                                  отдельных предметов

25 февраля 2010 г.

Внеклассное мероприятие «Путешествие по шахматной стране»

Цели:

  1. Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями.

  2. Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память. Развивать мелкие мышцы рук, умение работать в группах.

  3. Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Форма проведения: путешествие.

Оборудование:

  1. Шахматная доска

  2. Шахматные фигуры

  3. Цветик-семицветик

  4. Ноутбук

  5. Экран

  6. Мультимедийный аппарат

Действующие лица: все шахматные фигуры- 16 детей, девочка- Клеточка, Старик Хоттабыч, девочка- Шахматная доска, дети.

Ход мероприятия

(На сцене сидят дети)

Дело было вечером

Делать было нечего

Кто на лавочке сидел

Кто на улицу глядел.

Толя пел,

Борис молчал, Николай ногой качал.

Скучно было детворе.

Знаю я одну игру,-

Сказал ребятам Петя.-

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть Ладья и Ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех Король-

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры название угадать?

Ребята, а вы догадались

О какой игре идет речь? (шахматы)

Тогда о чем говорится в загадке,

Вы догадаетесь сразу.

Не люди, не звери,

Не часы, а ходят? (шахматные фигуры)

Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и ее героями- фигурами,

Мы предлагаем вам совершить путешествие по Шахматной стране. А очутиться в Шахматной стране нам поможет цветик- семи цветик. Закройте глаза, сядьте поудобнее, путешествие начинается.

(звучит музыка « В гостях у сказки»).

Лети, лети лепесток.

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Будь по моему вели.

Вели, чтобы мы очутились

В Шахматной стране!

(Дети уходят, на сцене появляется девочка-Клеточка)

Клеточка:  Добрый день, ребята! Меня зовут Клеточка. Меня прислал Шахматный Король, чтобы я провела экскурсию по шахматной стране. Вы готовы? Тогда внимание!

Шахматы- одна из древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.

Шахматная игра была придумана в Индии, и, когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных положений в ней. А изобрел ее скромный ученый Сета. Вот такая история.

Клеточка:  Путешествуем дальше и следующая беседа будет посвящена главному, без чего не состоит игра. Это шахматная доска.

( выходит девочка- Шахматная доска)

Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются 2 армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы.

Шахматная доска аккуратно рассечена на равные клетки- квадратики. Это- поля. Светлые квадратики- это белые поля, темные квадратики- это черные поля. (показ)

Клеточка:  Это клеточки мои сестренки. Всех нас вместе шестьдесят четыре.

А вот и мой друг старик Хоттабыч.

Старик Хоттабыч: О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие. Я попал в дивную школу, а это (указывая на детей) – цветы жизни.

Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из мудрейших, славные учителя! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине, прежде чем услышал сладкие слова для моих ушей: «Шахматы!» Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы? (да)

- Ну, молодцы!

Клеточка:  А сейчас мы познакомимся с шахматными фигурами.

(звучит музыка из к\ф «Шерлок Холмс»)

Под музыку входят Король и Королева. Шлейф несут пешки ( 4 пешки за королем и 4 пешки за королевой).

Королева: Вот властелин идет, Король.

Король: Но правит все же Королева.

Мы партии познаем соль

Когда найдем защиту слева.

Королева: Мой Король- отважный воин

Пешке помогать идет.

Ее грудью защищает

И в обиду не дает.

Король: Я люблю гладкий, расчищенный путь:

В любую сторону могу я шагнуть.

Однако легко ты заметишь дружок,

Что в силах я сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле- вот шага длина,

Не очень проворен я – старина.

 Зато начеку королевская рать-

Задача её - Короля охранять.

Ведь если бы я беззащитный погиб.

Фигуры войну продолжать не могли б.

Из-за спины Короля выглядывают пешки:

Запомни: Король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей. (Хором)

Королева: А у меня есть и другое название- Ферзь, что в переводе значит – «советник».

Ферзь в шахматах можно сказать чемпион.

И шаг у Ферзя широк.

Ферзь может ходить как Ладья и как Слон.

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

И бьет он вдаль и в упор.

И, кажется, будто Ферзю тесноват,

Доски черно-белый простор.

Из-за спины Ферзя выглядывают пешки:

Ферзь очень опасен вблизи и вдали-

Ты больше внимания Ферзю удели. (Хором)

Старик Хоттабыч: Отгадайте мою загадку : Маленькая, удаленькая, все поле прошла и фигуру нашла. (Пешка)

Клетка:  Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка).

А вот и они, наши уважаемые пешки.

Из-за спины фигур короля и ферзя выходят  пешки:

Черные пешки входят строевым шагом и поют песню:

Король упал, а это значит:

Сражаться больше смысла нет,

И королева горько плачет,

Бессильно опустив лорнет.

        Припев:

Пешки, пешки, что же скажут пешки?

Каждая пешка знает свою роль:

Если пешки – крепкие орешки,

Непобедим наш шахматный король!

Непобедим наш шахматный король!

Пешки выстраиваются в ряд перед Королем и Ферзем (говорят по 1 строчке).

                                                                       Пешка – маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Двинуться вперед.

                                                            Всю доску пройти должна

Пешка до конца –

Превратится там она

В генерала, не в бойца

Старик Хоттабыч:  А вот когда эту загадку отгадаете, сразу гостя вызывайте.

Выходят 2 Ладьи:                                                 1) Стою на самом краю,

                                                Путь откроют – пойду,

                                                                               2)Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу.

                (Ладья).

Ст. Хаттабыч:        Уважаемая ладья! Вставайте на свое место. Слышите, топот копыт раздается…

Из-за сцены скачут 2 Коня:

                                                                      1)Прыгает Конь, подковы звяк!

                                                Необычаен каждый шаг:

                                                Буква «Г» и так и сяк.

                                                Получается зигзаг.

                                                 2)И подковы у лошадки

                                                Необычны и смешны:

                                                Притаится, словно в прятки

                                                И скакнет из-за спины.

Клетка: Кто это, ребята? И вы, заморские гости, вставайте на свои места. Слышите, топот не умолкает…

Входят Слоны:                               1)Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом он водит.

                                                          2) Когда мы встанем в строй,

                                                    Нас спутает любой.

                                                  Но лишь начнется бой,

                                                  У каждого – путь свой.

Клеточка:        А это кто, ребята? (Слоны).

Старик Хоттабыч: Вставайте и вы гости на свои места. Вот и подходит к концу наше представление. Все шахматные фигуры встали  на свои места. Фигуры построились, «готовы к игре».

Клетка:                                Итак, белый отряд, черный отряд –

                                        Друг против друга два войска стоят.

                                        Строгий порядок в отряде одном,

                                        Точно такой же – в отряде другом.

                                        В каждом отряде, ты сам погляди –

                                        Оба угла занимают Ладьи.

                                        Рядом с Ладьями Кони видны,

                                                    Рядом с Конями встали Слоны.

                                                    Кто же посередине?

Ферзь и Король:                Ферзь с Королем –

                                        Самые главные в войске своем.

Старик Хоттабыч:                          А пред всеми: Ладьей и Конем,

                                        Перед Слоном, Королем и Ферзем…

Пешки (тоненькими голосами):        Пешки-малышки встали стеной                                                                       Нам начинать этот сказочный бой!

Клетка: Ну, а для вас игра продолжается.

Учитель: Приветствую вас, ребята, в клубе Знатоков шахмат. Для вас предстоит игра, в которой будет определен победитель - лучшая команда знатоков шахмат.

Задания для команд

 1 задание. Рассеянный художник узнал, как обозначаются шахматные фигуры.

И всё же при записи  сделал несколько ошибок.

Король-К    

Конь- Кр      

Ферзь- Ф

Ладья- С    

Слон- Л  

Пешка- П

  Вопросы для болельщиков

  1. У какого слона нет хобота?

           2) Какой король не умеет говорить?

2 задание.  Составь из следующих карточек названия шахматных дорожек, по которым передвигаются фигуры. Название дорожек запиши.

тик       го        аль      наль       таль  

вер      аго       ри       зон          ди

             Вопросы для болельщиков

1)Какая фигура спряталась    в слове «СПЕШКА»

2) Какая фигура спряталась    в слове «ЗАСЛОНКА»

3 задание.  На шахматной доске спрятались названия шахматных фигур. Прочитать их можно в направлениях, по которым разрешено передвигаться фигурам. Название каждой фигуры, кроме хитреца-коня, расположено на одной дорожке. Покажи названия фигур стрелками.

л

к

о

р

о

л

ь

у

а

с

т

р

о

н

о

м

д

п

л

о

щ

а

д

ь

ь

е

н

о

т

а

з

я

я

ш

м

а

н

р

а

в

с

к

а

т

е

р

т

ь

ш

а

р

ф

к

о

н

р

о

ж

е

р

е

л

ь

е

Вопрос для болельщиков:

1)Какая фигура спряталась в слове «КОНЬКИ»?

2) Зачеркни первые 7 букв в слове ГОРИЗОНТАЛЬ и ты узнаешь фамилию прославленного чемпиона мира по шахматам.

4 задание. Рассеянный художник сел на балконе в кресло и стал писать на листке бумаги названия фигур, но шум, доносившийся с улицы, всё время отвлекал его, и кроме нужных букв он вписал множество ненужных. Закрась лишние буквы в каждой строке таким образом, чтобы оставшиеся буквы образовали слова, обозначающие шахматные фигуры.

КРЕСЛОНОТЫ

БАЛКОНДЕНЬ

УСПЕХШКАФ

БАЛБАДЬЯ

ФЕРМАКНЯЗЬ

ЛИНКОРОЛЬХА

5 задание. Специально для тебя рассеянный художник составил кроссворд «От пешки до короля». На этот раз он не ошибся- не ошибись и ты. Переставь буквы таким образом, чтобы получились названия всех шести шахматных фигур, и впиши их в клеточки кроссворда.

6/1

1

По горизонтали:
2.СОНЛ
6.ЛОКЬРО
5.РЗЕФЬ
2

4

По вертикали:
1.ОНКЬ
3.ШАПКЕ
4.ЛЬЯДА

3

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в шахматную страну"

Цель данной работы: дать представление детям о игре в шахматы, о истории её возникновения, знакомство с шахматными фигурами....

Внеклассное мероприятие КВН « Шахматный мир »

Данная разработка внеклассного мероприятия и презентация помогут Вам активизировать работу по формированию у учащихся интереса к шахматной деятельности в начальной школе....

Внеклассное мероприятие "Ход Шахматной королевы"

Цели:Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями.Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку,...

Путешествие по Шахматной стране

Разработка занятия внеурочной деятельности...

Конспект занятия В гостях у жителей шахматной страны 2 класс

Конспект занятия В гостях у жителей шахматной страны 2 класс...

Внеклассное занятие "Путешествие в шахматную страну"

Данное внеклассное занятие я использую при обучении младших школьников игре в шахматы в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка Роста"...