Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по шахматам "Путешествие по Шахматной стране"
    классный час (3 класс) на тему

    Интересное путешествие по шахматной доске.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_shakhmatam_po_teme.docx24.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие по шахматам по теме

    "Путешествие по Шахматной стране"

    Цели урока:

    1) Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре.

    Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями.
    2) Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память.
    3) Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.

    Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

    Форма проведения: игра-путешествие.

    Оборудование:

    • шахматная доска,
    • шахматные фигуры,
    • шары,
    • тетрадь с загадками,
    • задания от Загадая,
    • надпись “Шахматная страна”,
    • цветик-семицветик.

    Действующие лица: ведущие, девочка-Клеточка, мальчик-Загадай, фигуры – Ладья, Слон, Ферзь, Конь, Пешки, Король.

    Ход мероприятия.

    Ведущий:

    Скучно было детворе
    Ранним утром во дворе.
    Знаю я одну игру, – 
    Сказал ребятам Петя. – 
    Где б я ни был – и везде
    В неё играют дети.
    В игре той есть Ладья и Ферзь,
    Слон, конь и пешек ряд,
    А возглавляет всех Король –
    Его хранит отряд.
    Хочу задание вам дать:
    Игры название угадать?

    Ведущий: – Ребята, а вы догадались о какой игре идёт речь? (шахматы)

    Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь сразу.

    “Не люди, не звери, не часы, а ходят?”

    (Шахматные фигуры)

    Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и её героями – фигурами, мы предлагаем вам совершить путешествие по Шахматной стране. А очутиться в Шахматной стране нам поможет цветик – семи цветик. Закройте глаза, сядьте поудобнее, путешествие начинается.

    (Звучит музыка)

    Лети, лети лепесток.
    Через запад на восток,
    Через север, через юг,
    Возвращайся сделав круг.
    Лишь коснёшься ты земли -
    Будь по моему вели.
    Вели, чтобы мы очутились
    В Шахматной стране!

    Клеточка: – Добрый день, ребята! Меня зовут Клеточка. Меня прислал Шахматный король, чтобы я провела вам экскурсию по шахматной стране. Вы готовы? Тогда внимание! Первая наша беседа будет посвящена Истории возникновения шахмат.

    ПОД МУЗЫКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТАРИК ХОТТАБЫЧ, ПРИГОВАРИВАЯ ЗАКЛИНАНИЯ И ОГЛЯДЫВАЯСЬ.

    Старик Хоттабыч.: О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие, я попал в дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы жизни!

    Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из мудрейших, славные учителя! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы?

    ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

    Ведущий: – Кто из вас знает, кто изобрёл эту чудесную игру?

    Старик Хоттабыч:

    – Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по порядку.

    Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить. , когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных положений в ней.

    Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.

    ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться.

    1-й РЕБЕНОК:

    У кого же мне узнать,
    Кто мне может подсказать,
    Где могу я научиться
    Сильно в шахматы играть?
    Папа мне сказал:– Сынок,
    Иди в шахматный кружок.
    Там научишься играть.
    И возможно, будешь многих
    Через время побеждать.

    2-Й РЕБЕНОК:

    Эта древняя игра
    Так коварна и хитра,
    Что без знания секретов
    Не придёт побед пора.
    Чтобы в шахматы играть
    Нужно всё о них узнать,
    Как различные фигуры
    Перед боем расставлять.
    Помнить, как их называть
    И куда переставлять.
    Строго правила игры
    Соблюдать и уважать.

    Клеточка:

    – Путешествуем дальше и следующая наша беседа, будет посвящена главному, без чего не состоится игра. Это шахматная доска.

    Ведущий:

    – На ней ведётся шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно рассечена на равные клетки – квадратики. Это – поля. Светлые квадратики – это белые поля, тёмные квадратики – это чёрные поля. (Показ)

    Клеточка:

    – Это Клеточки – мои сестрёнки. Всех нас вместе шестьдесят четыре. Мои сестрёнки приготовили для вас песенку.

    (Исполняется песня)

    Клеточка:

    – А вот и мой друг Загадай. Он всегда ходит со своей толстой тетрадкой. А называется она “ Загадки из тетрадки”.

    В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будете понемногу решать их и научитесь играть в шахматы.

    Загадай:

    Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски? (квадратная)
    На каких полях ничего не растёт? (на шахматных)
    Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
    В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)

    1.

    Если в шахматы играешь, 
    То, конечно, это знаешь –
    Будет лучший результат, 
    Если ты поставишь…

    2.

    Мы могли на ней бы плыть
    С русским князем по воде,
    Но позволено ходить
    И по клеточкам…

    3.

    Это есть не пораженье,
    Не фиаско, и не крах,
    А всего лишь нападенье –
    Королю объявлен…

    4.

    Быть особо защищённым –
    У него такая роль,
    Это правило резонно,
    Потому что он – …

    5.

    Обитает не в саванне,
    И не так огромен он,
    Но такое же названье
    У фигуры этой – …

    6.

    Он, не цокает, конечно,
    Но легко перешагнём
    Через ряд фигур и пешек
    Этим шахматным…

    7.

    Кто не любит прыг да скок?
    Кто ходить привык без спешки
    И берёт наискосок?
    Ну конечно, это – …

    8.

    Это правило известно,
    Короля нам есть нельзя,
    Но свободно можешь есть ты
    Вместо этого…

    9.

    Вот я выиграл почти,
    И заранее был рад,
    Но сопернику зайти
    Удалось в ничейный…

    10.

    Иногда король с ладьёй
    Ходят вместе очень ловко,
    Шахматисты ход такой
    Называют…

    Клеточка:

    – Продолжим беседу о шахматной доске. В шахматы играют два противника. Их ещё называют Партнёры. Жителей страны называют фигурами. Сейчас мы с ними познакомимся. На свете есть много сказочных стран. Некоторые из них называются "королевствами" – в них правят короли. Шахматная страна – тоже королевство. Мы с вами отправляемся в это королевство и поближе познакомимся с его жителями. (Танец)

    Клеточка:

    – Ну, а сейчас мы познакомимся с Шахматными фигурами.

    (Выходят ребята-фигуры)

    В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два (выходят два мальчика, в руках держат фигуры королей):

    На шапке – пика острая,
    Завидна моя роль:
    Всех выше, выше ростом я
    Конечно, я: (Король)

    Мы очень похожи друг на друга и отличаемся только цветом.

    Король любит гладкий, расчищенный путь:
    В любую он сторону может шагнуть,
    Однако легко ты заметишь дружок,
    Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
    Всего одно поле – вот шага длина,
    Не очень проворен Король – старина.
    Зато начеку королевская рать –
    Задача её – Короля охранять.
    Ведь если б Король беззащитный погиб.
    Фигуры войну продолжать не могли б.
    Запомни: Король всех главней, всех важней,
    Нет в Шахматном войске важнее вождей.

    Клеточка:

    - Жители этой страны тоже делятся на белых и чёрных, смотря по тому, какому королю они служат

    Ладья

    Вот внимательно гляди, 
    Башня круглая такая,
    И бойницы сквозь зубцы.
    По краям доски – (Ладьи)
    Мы стоим как башенки.
    Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
    Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
    Так от края и до края может двигаться она
    Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
    Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

    Слон

    У каждого короля нас слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов мы не похожи.

    Очень трудно ошибиться:
    Шапка острая на нас
    Стоим рядом (не садимся!)
    И с ферзём и королём.
    Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)
    Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
    А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
    Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
    До конца игры слоны – цвету одному верны.

    Ферзь

    Мы главные советники королей. Нас называют ферзями.

    Стоим рядом с королём,
    Но не путать со Слоном,
    И с ладьёй сравнить нельзя
    Суперсильного: Ферзя.

    Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
    И шаг у Ферзя широк.
    Ферзь может ходить как Ладья и как Слон
    И прямо и наискосок.
    Направо, налево, вперёд и назад…
    А бьёт он и вдаль и в упор.
    И, кажется, будто Ферзю тесноват,
    Доски чёрно-белый простор.
    Ферзь очень опасен вблизи и вдали – 
    Ты больше внимания Ферзю удели.

    Конь

    А нас можно сразу узнать – у нас есть и глаза, и уши, и грива.

    Мы ушасты и гривасты,
    Смело скачем сквозь огонь
    Ну, отгадывай, не хвастай:
    Да конечно это: (Конь).

    Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
    Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
    Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.

    Пешка

    Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовёмся. Мы пешки. Сверху – кругленький орешек и воротничок! Нас много – 8 белых и 8 чёрных. Каждая из нас в бою всегда храбро дерётся. И если кто-то из нас отличится в сражении, то может "подрасти" и стать фигурой.

    Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
    Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
    На войну, не на парад, Пешка держит путь.
    Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
    Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой.
    Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
    А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
    Ну, а как же Пешка бьёт?
    Бьёт наискосок!

    Загадай

    – А сейчас посмотрите на экран и догадайтесь, какие буквы спрятались в словах: Коньки, заслонка, спешка, оладьи?

    – Измените одну букву, чтобы получилось название фигуры: бадья, печка, корь, пушка.

    Чтоб играть и побеждать
    Надо доску знать на "пять"!
    Доску, положив на столик, 
    Ты представь, что это поле,
    Только в поле том не грядки-
    Клетки в шахматном порядке.
    Этот шахматный порядок
    Очень прост как ночь и день.
    Видишь: с белой клеткой рядом
    Клетка чёрная как тень!
    Доску правильно клади, 
    На углы всегда гляди,
    Чтоб у правого угла
    Клетка белая была!

    Клеточка:

    – А сейчас следующая наша страница. Мы поговорим чимпионах мира по шахматам– нашим соотечественниках.

    Чемпионы мира по шахматам( произносят участники мероприятия)

    Александр Александрович Алехин — ЧМ с 1927 по 1935 г.г. и с 1937 по 1946 г.г.
    Михаил Моисеевич Ботвинник — ЧМ с 1948 по 1957 г.г., с 1958 по 1960 г.г. и с 1961 по 1963 г.г.
    Василий Васильевич Смыслов — ЧМ с 1957 по 1958 г.г.
    Михаил Нехемьевич Таль — ЧМ с 1960 по 1961 г.г.
    Борис Васильевич Спасский — ЧМ с 1969 по 1972 г.г.
    Анатолий Евгеньевич Карпов — ЧМ с 1975 по 1985 г.г
    Гарри Кимович Каспаров — ЧМ с 1985 по 1993 г.г.

    Стремительное развитие электроники и компьютеров, интернета отразилось на шахматах. С помощью компьютеров стало легче готовиться к турнирам, компьютеры представляют реальную угрозу даже чемпионам мира.

    Клеточка:

    – На этом, я должна закончить свой рассказ. Меня ждут мои друзья и сестрёнки. Им без меня никак нельзя. До свидания, ребята, до встречи на шахматной доске!

    Ведущий:

    – Ребята, давайте поблагодарим Клеточку за интересный рассказ и попрощаемся с ней. Но своё путешествие на этом мы не заканчиваем. У каждого из вас будет проводиться урок, который так и называется – шахматы. На уроках вы будете продолжать начатое сегодня путешествие по Шахматной стране.

    Решать готовы любые задачи, 
    Идти готовы вперед и вперед, 
    Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет, 
    Тот никогда и нигде не пропадет. 
    Мы все добудем, поймем и откроем. 
    Нам незнакомы усталость и лень. 
    Лишь тот становится в жизни героем, 
    Кто сам себя побеждает каждый день.

    Старик Хоттабыч:

    – Ну, а в конце года, самых внимательных юных шахматистов ждёт новый турнир. Он и определит, кто же из вас является Королём шахмат. Желаем вам удачи в обучении. До новых встреч. До свидания!

    (Звучит музыка)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну Мультипотамию"

    Внеклассное мероприятие проводится с учащимися 2-4 классов. Мероприятие проводится в форме соревнований. Занятие содержит математические загадки, веселые задачи, ребусы, игры....

    Внеклассное мероприятие на тему: "Путешествие в Страну Здоровья!"(с презентацией)

        На этом внеклассном мероприятии ребята совершили путешествие в Страну Здоровья, где говорили о том, какие правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.  В начале мероприятия дети пр...

    Внеклассное мероприятие "Новогоднее путешествие по разным странам мира."

    На протяжении всего внеклассного мероприятия дети путешествуют по разным странам мира, рассказывая , как в той или иной стране отмечают замечательный праздник Новый Год. Все активно вовлечены в конкур...

    Внеклассное мероприятие по ПДД "Путешествие в страну А-Б" 1 класс

    Внеклассное мероприятие по ПДД "Путешествие в страну А-Б" может быть использованно учителями начальной школы. Цель мероприятия: учить обучающихся соблюдать правила дорожного движения. Задачи...

    Открытое внеклассное мероприятие по информатике. "Путешествие в страну информатики" 3 класс

    Путешествие в страну "Информатика" Цель: вызвать интерес детей к информатике, развивать творческие способности, логическое мышление, воспитывать любовь к информатике....

    Внеклассное мероприятие по теме «Зарядка в стране Олимп»

    Цели:1. Знакомство учащихся с режимом дня2. Формирование культуры здоровья учащихся, уважительного отношения к своему телу и своему здоровью....