Час откровенного разговора
методическая разработка (2 класс) по теме

 

Семья – особый социальный институт, где воспитанием занимаются все взрослые: отец, мать, бабушка, дедушка. Но все ли они правильно действуют? Деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контакта с детьми.  Не совпадение точек зрения, взглядов, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям в воспитании ребенка.

 Взаимодействие с семьей с целью сближения  и сплочения родителей и детей является важным направлением работы классного руководителя. Реализуя это направление, организуется проведение целенаправленных родительских собраний с применением инновационных технологий. Предлагаемый сценарий мастер - класса «Час откровенного разговора» может быть использован только  при наличии конкретных фактических материалов, характеризующих взаимоотношение ребенка с родителями. Работая с семьей, классный руководитель изучает постановку семейного воспитания через такие методы, как наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, деловые игры, анализ детских работ о семье. В диагностике взаимоотношений родителей и детей используются проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas__otkrovennogo_razgovora.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Отдел образования Исполнительного комитета Дрожжановского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Стародрожжановская средняя школа №1» Дрожжановского муниципального района

Мастер- класс на тему:

Час откровенного разговора

( Инновационные методы проведения родительского собрания)

           Выполнила классный руководитель 2-а класса

Якупова Заухария Джаудетовна

                                   

       

2008

Пояснительная записка

    Семья – особый социальный институт, где воспитанием занимаются все взрослые: отец, мать, бабушка, дедушка. Но все ли они правильно действуют? Деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контакта с детьми.  Не совпадение точек зрения, взглядов, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям в воспитании ребенка.

 Взаимодействие с семьей с целью сближения  и сплочения родителей и детей является важным направлением работы классного руководителя. Реализуя это направление, организуется проведение целенаправленных родительских собраний с применением инновационных технологий. Предлагаемый сценарий мастер - класса «Час откровенного разговора» может быть использован только  при наличии конкретных фактических материалов, характеризующих взаимоотношение ребенка с родителями. Работая с семьей, классный руководитель изучает постановку семейного воспитания через такие методы, как наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, деловые игры, анализ детских работ о семье. В диагностике взаимоотношений родителей и детей используются проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей.

           Основным материалом для организации работы послужил рассказ Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!» из учебника «Литературное чтение», по которому и занимаются дети этих родителей. Выбор оправдывается тем, что существует возможность исследовать сложившиеся обстоятельства с позиции ребенка, посмотреть на мир его глазами и определить, на сколько велик этот разрыв. Следует отметить, что этот же материал позволит родителям ознакомиться  с содержанием программных требований и пережить те же эмоциональные состояния, чувства. Применение необходимого оборудования (цветных карандашей, зеркальца, дополнительной литературы и др.) отведет от монотонности и поможет сменить виды деятельности.

          Учитывая данные обстоятельства, рекомендуется провести   мероприятие в конце второй четверти, когда классный руководитель будет располагать необходимым материалом по проблеме, а рассказ автора уже будет пройден.

         В ходе данного мастер – класса формируется активная педагогическая позиция родителей, они вооружаются педагогическими знаниями  и умениями,

а побуждение родителей к активному участию в воспитании детей приведет к сближению и сплочению каждой семьи.

Мастер – класс на тему : «Час откровенного разговора»

Характеристика аудитории

 Родительский коллектив  второго «А» класса единый сплоченный коллектив, способный разрешать важные проблемы учебно – воспитательного процесса. Они активные участники родительских собраний, классных мероприятий, посещают заседания попечительского совета и родительского комитета класса и школы. Многие из них умеют открыто высказывать свои принципиальные точки зрения и защищать свои интересы. Отсутствуют раздор и склоки, ведь их объединяет одна цель : помочь своим детям хорошо учиться, добиться более высоких результатов во всех направлениях. Но  не всегда это рвение приносит положительные и желаемые результаты, так как терпение и умение воспринимать своего ребенка таким, какой он есть, лопаются, как мыльные пузыри. К сожалению, основными и более частыми посетителями всех мероприятий класса являются мамы. Папы гости наших конференций, обычно организуемых ко Дню Защитника Отечества. Большую радость доставляет то обстоятельство, что все дети воспитываются в полных семьях.

 Семьи разные: многодетные (2), смешанные (1), разновозрастные, отличаются по образовательному уровню, некоторые соблюдают семейные традиции, благодаря старшему поколению – аксакалам рода. По профессиональному признаку можно отметить учителей, бухгалтеров, руководящих работников, инженеров шоферов. Присутствуют домохозяйки, разнорабочие, но все они сегодня вспомнят свое детство и возможно найдут точки соприкосновения со своими детьми.

Цель:

  1. способствовать сплочению семьи, сближению ребенка и родителей через стремление к взаимопониманию.

Задачи:

  1. признание права ребенка на свободное выражение своих взглядов и мыслей;
  2. формирование принятия ребенка с его «Я»;
  3. расширение творческих возможностей родителей;
  4. воспитание стремления поддерживать доверительные взаимоотношения в семье.

Применяемые методики, технологии, оборудование:

     -приемы беседы, позволяющие раскрыть идею рассказа;

     -инструментальность ( работа с зеркальцем, карандашами);

     -алгоритмы  и указания, предусматривающие выделение значимой части     текста;

     -заполнение анкеты;

     -   приемы обучения поиску информации в системе дополнительных           источников;

  1. поисковая работа в группах;
  2. Литературное чтение. Н.А. Чуракова. Учебник для 2 кл., часть1, с.75-77. М., Академкнига/ Учебник, 2006. (рассказ Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!»);
  3. Душенко К.В. Большая книга афоризмов.Изд.4-е,исправленное.-М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО- ПРЕСС, 2001. (разделы «Дети и родители», «Воспитание детей», «Мать», «Отцы и дети»);
  4. анкета для родителей;
  5. инструменты: зеркальце, синий и желтый карандаши;
  6. дополнительная литература : Каюм Насыйри «Книга о воспитании», наставления о воспитании Ризаэтдина бин Фахретдина.        

         

С О Д Е Р Ж А Т Е Л Ь Н А Я        Ч А С Т Ь

Классный руководитель:

Вступительная беседа

  1. Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть вас  и с удовольствием ознакомлю с темой нашего сегодняшнего разговора. Посмотрите, за окном кружится и легко ложится на землю пушистый снег, как бы располагая нас к непринужденной беседе. Катека лямило ла рамо. (Безусловно, родители с некоторым замешательством и недопониманием смотрят на учителя, но продолжение следует.) Аппрокимаса? Кто из вас переведет то, что я сейчас протороторила? (Если некоторые родители примут игру, предложенную классным руководителем, и продолжат ее в том же направлении, это будет просто замечательно! Но если вас встретят молчанием, то не стоит отчаиваться и продолжите работу). Чтобы понять то, о чем мы сегодня будем говорить, обратимся к учебнику. Откройте с.2. Просмотрите содержание. Название какого рассказа больше подходит тому, что вы услышали сейчас?

     Родители:

  1. Название рассказа Дж. Родари         «Бриф! Бруф! Браф!»

Классный руководитель:

Предлагаю ознакомиться с этим рассказом. Я буду читать, а вы внимательно  следите за чтением, можно читать шепотом.

 (Чтение рассказа. См. приложение №1.)

 А теперь выполним следующие задания:

-прочитаем вслух слова старого синьора на новом языке. Кто может их перевести? Как они звучат: бодро или вяло? Весело или скучно? Мальчишки приняли бы старого синьора в свою компанию? Что у него  с ними общего? А что мешает старой синьоре общаться с ребятами на новом языке? Как вы думаете, Незнайка сумел бы освоить фантастический язык? А Мальвина? А кто из вас может говорить на аналогичном языке? (Проводится небольшой эксперимент: родители говорят, спрашивают и отвечают на выдуманном языке.)

        Постановка проблемы.

        Уважаемые родители, а сейчас задумайтесь над тем, в каком образе вы чаще предстаете перед своими детьми: в образе сморщенной, сердитой старой синьоры или же  в образе улыбчивого, доброго старого синьора?      

Работа над текстом, вычленение значимой части цветными карандашами. Распределение цветов между героями.

Как вы думаете, каким цветом мы закрасим слова старой синьоры? Почему? А слова старого синьора? Почему?

Вывод:

Слова синьоры холодны, отталкивающие, поэтому закрасим синим карандашом, от слов синьора веет теплом, это солнышко, конечно, желтым.

(Родители работают над текстом, отпечатанным на отдельных листочках.)

 Подведение к теме и раскрытие ее аспектов.

 Давайте подумаем, мы сами, взрослые люди, кого  из этих  двух героев выбрали бы  в собеседники. Почему некоторые из нас могут наладить контакт, а некоторые не утруждают себя этим? Мы коснулись  очень важной темы и нам необходимо ее проработать, ведь мы будем говорить об ИСКУССТВЕ ОБЩЕНИЯ с собственными детьми. Как вы думаете, какие недостатки мешают нам быть ближе к своим детям?

Ответы родителей:

  1. у нас не хватает терпения их выслушивать;
  2. мы не совсем им доверяем, всегда кажется, что дети придумывают оправдания, хотят уйти от ответственности;
  3. усталость часто делает нас самих равнодушными к словам детей, иногда думаешь, скорей бы закончил болтовню;
  4. наш эгоизм берет верх и дети предоставлены сами себе;

Отметим факторы, облегчающие общение: благорасположенность собеседников друг к другу, взаимопонимание между ними, достаточное  время на общение, умение говорить уважительно и доверительно. Слушать – значит воспринимать и пропускать через себя. Слушают не только ушами, слушают глазами и кожей, слушают умом и сердцем – всей душой. Перед вами лежит анкета, ознакомьтесь с ней и заполните.

   Заполнение анкеты. (См. приложение №2.)

Поисковая работа  в группах. Родителям предлагается разделиться на три группы и выписать из дополнительной литературы рекомендации, относящиеся к теме мастер – класса.

1 группа -  работа с книгой «Большая книга афоризмов»

2 группа – работа с книгой «Китаб эт-тэрбия»

3 группа – работа с наставлениями Ризаэтдина бин Фахретдина.

Итоговое выступление родителей.

Представитель из каждой группы подводит итог работе группы и доводит до остальных выделенную информацию. Что у нас получилось:

                           Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.

                                            Антуан де Сент – Экзюпери

                           Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

                                             Пабло Пикассо

                           

                             Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой воспитатель.

                                              Мария Эбнер – Эшенбах

           Релаксация

  1. Возьмите зеркальце. Придайте своему лицу разные выражения и остановитесь на тех, которые вам понравились. Ведь именно они понравятся и вашим детям, когда вы будете говорить с ними. И не забудьте, слова сами по себе представляют лишь 7% информации. Самое важное можно передать интонацией (38 %), мимикой, жестом (55%), наконец – молчанием.

Ожидаемые результаты:

  1. тема мастер – класса поможет повысить коммуникативную культуру родителей;
  2. родители научатся излагать свои мысли так, чтобы они были доступны, не порождали тревогу у ребенка;
  3. развитие творческих возможностей родителей поможет построить доверительные отношения в семье;
  4. вспомнив детство, родители поймут, что их детям сейчас нужна чуткость.

Приложение

                                         

                             Лист № 1

        Дж. Родари.  Бриф! Бруф! Браф!

          Двое ребятишек мирно играли у себя во дворе. Они придумывали особый язык, чтобы можно было разговаривать только друг с другом и чтоб никто больше не понимал их.

          - Бриф, бруф! – сказал первый мальчик.

          - Бруф, браф! – ответил другой. И они весело рассмеялись.

          На балконе второго этажа сидел добрый синьор и читал газету. А в окно напротив него выглядывала старая синьора  - синьора так себе: ни плохая, ни хорошая.

           - Какие глупые эти ребята! – сказала синьора.

           Но синьор не согласился с нею.

           - Я этого не  нахожу,- возразил он.

           - Не станете же вы утверждать, будто поняли, что они говорят?! – спросила синьора.

           - Отлично понял! Первый мальчик сказал: «Какой сегодня чудесный день!» А другой ответил: «Завтра будет еще лучше!»

           Синьора поморщилась, но промолчала, потому что в это время  ребята снова заговорили на своем языке.

           - Мараски, барабаски, пи мпиримо ски! – сказал первый мальчик.

           - Бруф! – ответил другой. И они снова засмеялись.

           - Неужели и на этот раз вы будете уверять, что поняли их? – рассердилась старая синьора.

           - Конечно! – ответил, улыбаясь, старый  добрый синьор. – Первый сказал: «Как хорошо, что мы живем на земле!» А второй ответил: « Мир так чудесен!»

           - Неужели он и в самом деле так чудесен?! – удивилась старая синьора.

           - Бриф! Бруф! Браф! – ответил ей старый синьор.

        (Перевод с итальянского И. Константиновой)

                           Лист №2

Положение и отношение ребенка в семье

(Анкета для родителей)

  1. Эмоциональное благополучие в семье – это

     

     2.Единство требований в семье – это

     3.Взаимоотношения ребенка с родителями

 

а) доверительные

                                                      б) уважительные

                                                      в) отчужденные

                                                      г) конфликтные

     4. Психологическая защита ребенка в семье – это

     5. Есть ли духовный контакт ребенка с родителями: задушевное, доверительное собеседование, совместное чтение, обсуждение фильмов, спектаклей, проведение досуга, спортивного отдыха, выходов в природу и др.?

     6. Какова авторитетность для школьника примера, суждений, требований, мнений родителей?

     7. Есть ли интерес родителей к внутреннему миру ребенка, знание круга его общения, его интересов, пристрастий, увлечений и вкусов?

                             Лист №3

Алгоритмы и указания к работе над текстом

  1. Прочитайте вслух слова старого синьора на новом языке.
  2. Попробуйте их перевести.
  3. Как они звучат: бодро или вяло? Весело или скучно?
  4. Мальчишки приняли бы старого синьора в свою компанию?
  5. Что у него с ними общего?
  6.  А что мешает старой синьоре общаться с ребятами на новом языке?
  7.  Как вы думаете, Незнайка сумел бы освоить фантастический язык?

А Мальвина? А вы?

     8.   Выделите слова, которые характеризуют старого доброго синьора, и

           закрасьте их  желтым цветом.

     9.  Выделите слова, которые характеризуют старую синьору, и закрасьте их

          синим карандашом.

  1. Соответствующими цветами обведите рамкой слова этих двух героев.
  2. Проговорите слова героев соответствующей интонацией и при этом наблюдайте за выражением лица в зеркальце.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"

Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...

Программа "Разговор о правильном питании"

Программа  по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов  (1 - 4 классы) и их родителей...

Разговор с матрёшкой

История появления русской матрешки....

Мастер-класс " Где найти витамины весной" ( В рамках реализации программы " Разговор о правильном питании")

Мастер - класс " Где найти витамины весной". Урок включает практическую деятельность младших школьников, театрализованную сказку " Теремок" на новый лад, работу по тетради " Разговор о правильном пита...

Презентация "Синайское откровение"

Презентация выполнена для учащихся начальных классов. Может быть использована как в урочной (на уроках ОРКСЭ), так и во внеурочной работе. В красочной форме дети узнают о том, как пророк Моисей получи...

Классный час в 3 классе с ЗПР по теме: «ОТКРОВЕНИЯ В КРУГУ ДРУЗЕЙ»

Стимулирование потребности в говорении, интереса ко мнению других: воспитывать умение  слушать своего товарища....

Сценарий часа откровения "Мама жизнь подарила тебе и мне..."

Материал сценария может быть использован на классных часах, посвящённых Дню Матери.Цель мероприятия: воспитание любви, доброго отношения, внимания к матери; содействовать детям в оценке, а возмож...