Программа по краеведению, 1 класс.
рабочая программа (1 класс) по теме

Саксановская Елена Вячеславовна

Программа разработана для 1 класса, с учётом 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr.po_kraevedeniyu_1_kl._saksanovskaya_e.v..doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Князева Нина Афанасьевна

 

Краткая биография

Князева Нина Афанасьевна (31.01.1948, г. Кунгур), кандидат педагогических наук (1987), доцент. В 1971 г. закончила факультет начальных классов Пермского пединститута. Работала учителем начальных классов в школах г. Чебаркуля Челябинской области и Перми. В 1981-1993 гг. работала на кафедре педагогики и методики начального обучения ПГПИ. С 1993 г. заведующая кафедрой педагогики начального обучения и воспитания в Пермском педуниверситете. Занимается проблемами школьного краеведения. Ею разработан курс "Краеведение в методике преподавания в начальной школе", создана программа краеведческих занятий, апробированная в школах Перми, в Нытвенской гимназии, начальной школе пос. Звездный и др.
В 1994 г. Н. А. Князева создала при кафедре лабораторию по проблемам школьного краеведения. В 1997 г. лаборатория была включена в Российскую ассоциацию "Воспитание". Н. А. Князева участвует в научно-практических конференциях по проблемам краеведения, организовала 10 таких конференций в педуниверситете. Член общества "Краевед Прикамья", член ученого совета Пермского областного краеведческого музея, где возглавляет сокцию по проблемам школьного краеведения. Первой в регионе сделала попытку создать для начальной школы комплекс учебных пособий по краеведению "Маленький пермяк". Ей принадлежит около 60 научных трудов.

 

Годы жизни

Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

 Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». 

2. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

  1.  Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
  2. Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
  3. Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

 

Вид деятельности

краевед  4. Содержание программы Тематический план на третий год обучения

№ п/п

Тема

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Отслеживание результатов

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Правила безопасного поведения на занятиях.  Беседа. Игра.        

Устные ответы. Игра.

2

Что возьму с собой в поход? Правила безопасного поведения в походе.

Правила безопасного поведения в походе.  Беседа.
Игра.

Устные ответы. Игра.

3-4

Однодневный  туристический поход. Сбор природного материала. Наблюдения за осенними изменениями в природе.

Наблюдения в природе. Сбор природного материала. Подвижные игры на свежем воздухе.  

Устные ответы. Игра. Составление схемы маршрута (высокий уровень), кто затрудняется – рисунок.

5-6

Моя семья. Семейные традиции.  

Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) Творческий отчет.

Устные ответы. Презентация (5-8 слайдов) о своей семье. Творческий отчет.

7-8

Бабушки и дедушки. Родословная.

Практическая деятельность по составлению родословной. Поисковая работа. Беседа.

Устные ответы. Схема родословной своей семьи.

9

Имя твоё.

Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой.

Устные ответы. Составление листа с описанием значения своего имени в портфолио.

10-11

Моя школа – мой дом.

Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения.

Устные ответы. Тест.

12-13

Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

Беседа. Индивидуальная, самостоятельная работа по составлению плана.

Устные ответы. Творческий отчет.

14

Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города.

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения.

Устные ответы.

15-16

Мой город. Из истории образования города. Воткинская ГЭС.

Экскурсия на ГЭС. Беседа. Наблюдения.

Устные ответы. Рисунки. Рассказ-экскурсия по родному городу.

17-18

Промышленные предприятия города.

Заочная экскурсия по городу. Фронтальная беседа.

19

Мой край на карте страны.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

Устные ответы.

20-22

Народы Прикамья.

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах.

Устные ответы. Творческий отчет.

23-24

С днем рождения Пермский край! Мой вклад в дело процветания края.

Игра-викторина. Работа,  в группах, в парах.

Устные ответы. Игра-викторина.
Творческий отчет.

25-28

Однодневный поход «Зимние забавы».

Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе.

Устные ответы. Игра.

29-31

Удивительная природа. Растительный мир Прикамья.

Экскурсия в краеведческий музей. Беседа. Индивидуальные сообщения. Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному. Рисунок. Обзор периодической печати по теме.

Устные ответы. Игра. Рисунок.
Тест.

32-33

Животный мир Прикамья.

34-37

Творчество писателей Прикамья.

38-40

Экскурсия на СЮН.

Экскурсия. Беседа. Наблюдения.

Устные ответы.

41-43

Красная книга Прикамья.

Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в городскую библиотеку. Обзор литературы по данной теме. Беседа. Практическая, индивидуальная работа по созданию странички Красной книги. Сообщения.

Устные ответы. Творческий отчет. Тест.

44-45

Экскурсия в Зеленое хозяйство города.
Выгонка декоративных растений.

Экскурсия.
Беседа. Практическая работа.

Устные ответы.

46-48

Широкая масленица.

Игры на свежем воздухе.

Устные ответы. Игра.

49-51

Экскурсия в пожарную часть. Сохрани свой город от пожаров.

Экскурсия. Практическая работа.

Устные ответы. Игра.

52-54

Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».

Исследовательская работа.

Устные ответы. Исследовательская работа.

55-56

Заповедники и заказники Прикамья.
Заповедник Чайковского района.

Беседа по теме.

Устные ответы. Тест.

57-58

Экскурсия в музей Космонавтики МОУ СОШ №4. Мой город в истории освоении космоса.

Экскурсия. Просмотр фильма-презентации по теме.

Устные ответы. Рисунок.

59-61

День птиц. Акция «Синичник».

 Практическая деятельность по созданию синичника.

Устные ответы. Творческий отчет.

62-63

Реки Прикамья. Кама — голубая дорога Прикамья.

Практическая  работа с картой Пермского края. Определение местонахождения и названия рек края.

Устные ответы. Тест.

64-65

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи.

Экскурсия в краеведческий музей. Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ» Практическая работа, индивидуальная работа.

Устные ответы. Творческий отчет.

66-68

Экологическая тропа. В лес за здоровьем!

Прогулка-экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе. Беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края.

Устные ответы. Творческий отчет. Итоговый тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению 3-4 класс Липецкая область.

Программа "Краеведение" 3-4 класс расчитана на 1раз в неделю.(34 нед.). Программа вклёчает и тематическое планирование....

авторская образовательная программа по краеведению "Родимая сторона - мать" для начальных классов

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.Программа призвана обог...

Программа по краеведению, 1 класс.

Программа разработана для 1 класса, с учётом 1 час в неделю....

Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...

Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:·         Федеральный закон от 10 июля 1992 год...

Рабочая программа по краеведению Удмуртии 3 класс

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование...

Рабочая программа для 2 класса по курсу краеведения "Мы - дети природы"

Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен в Базисном учебном плане общеобразовател...