Духовно-нравственное воспитание младших школьников
методическая разработка (4 класс) на тему

Солодянкина Светлана Юрьевна
«Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек». Белинский В. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_seminara_po_nravstvennomu_vospitaniyu.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация младших школьников через реализацию программы

по духовно-нравственному воспитанию.

                                                                                     Солодянкина Светлана Юрьевна

                                                                               учитель нач. кл. ГБОУ СОШ № 233

                                                                «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек».

                                                                                                                       Белинский В.

      Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. При этом достойная духовно-нравственная позиция личности не может быть избирательной, ограниченной одной или несколькими сферами, она должна проявляться всегда и везде. Иначе говоря, о проблемах и задачах воспитания духовности и нравственности как о массовом явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным социальным условиям, сложившимся в обществе.

      Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

       Общеизвестно, что возраст от трёх до шести — это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагогики-практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

        Другая причина необходимости духовно-нравственного воспитания детей заключена в проблеме раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. Результат — эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он — безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Желание и стремление добиться успеха любой ценой становится для него жизненным ориентиром, которому он подчиняет своё время, силы, способности и всего себя без остатка.

   Социальная среда ребенка - это окружающие его люди и сообщество, их деятельность, связи, отношения. Это общественная атмосфера, это мораль и нравственные нормы, воплощенные в реальном ближнем и дальнем окружении конкретного ребенка. Именно социальная среда и обеспечивает процесс социализации детей.        

     С одной стороны, все известные исследования, направленные на изучение вопросов нравственности и нравственного воспитания, связаны с разработкой содержания, средств и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, отсутствуют специальные научные исследования, посвящённые разработке и конструированию педагогических технологий духовного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В своей работе педагоги нашей школы  опираются на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированные Ш.А. Амонашвили: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, мысли и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…». Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Именно поэтому нами была разработана и опробована «Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы».

      Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.  Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом  образовательное учреждение  создает условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся,  на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и  уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

    Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

    Ведущая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.

    В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся  раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей. Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой школе, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей.

    Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами воспитания и социализации детей и молодежи. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два - три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.

    Современный ребенок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

    Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и   т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения,  потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

    Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

    Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

    В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

    Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего, следует скорректировать сложившееся в течение последних десятилетий понимание воспитания преимущественно как управления процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеурочной деятельности. Современная воспитательная система – это уже не только приведенная в систему воспитательная работа, представленная набором технологий, разрабатываемых в основном в рамках дополнительного образования. Подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий , и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах,  падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни. Изоляция детских субкультур является причиной нарастания конфликтов внутри самой школы.  

      Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы  направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни»  является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад  школьной жизни можно рассматривать , как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов  (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней  (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с  моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.      Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

      Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров нравственного поведения. Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости для детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: нередко они его не осознают, потому что недостаточно действуют, поскольку живут преимущественно в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.

     Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов  (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России); получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных  российских  народов  (через содержание  курсов Этнографического музея и Русского музея). Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

     Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

    Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

     По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

-уважительное отношение к традициям русского народа.

-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

-способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

-знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

    Результаты воспитания и социализации младших школьников имеют рекомендательный характер и могут уточняться педагогами и  родителями учащихся.

   Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....