Воспитательная программа "Я и мир"
рабочая программа (3 класс) на тему

Костенко Елена Геннадьевна

"Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание –

это наша счастливая старость;
плохое воспитание –

это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,

 перед всей страной". (А.С.Макаренко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_i_mir.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа «Я и Мир»

Костенко Елена Геннадьевна,

высшая категория,

учитель начальных классов

МКОУ Коченёвская СОШ №2

Заповедь профессионала

"Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание –

это наша счастливая старость;
плохое воспитание –

это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,

 перед всей страной".

                           

А.С.Макаренко

Кодекс классного руководителя

Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю.

  1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма. Больше человеческого общения.
  2. Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который Вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
  3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы к одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
  4. Лучше больше хвалить и меньше ругать. Исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
  5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
  6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними.
  7. Родитель ребёнка не твой ученик, не твой враг, а друг,     советчик, единомышленник.
  8. лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители- учитель – семья.
  9. Главное – не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований

10.Дети в классе – твоё отражение: старайся постоянно работать   над собой.

11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

   

КОНЦЕПЦИЯ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

« Человек  , познай и сотвори себя».

Главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить школьника к трём главным ролям в жизни- ГРАЖДАНИНА, РАБОТНИКА, СЕМЬЯНИНА.

  Для этого у учащихся , уже с младшего школьного возраста необходимо формировать такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:

  1. Интерес к самому себе.

Пробудить у ребёнка интерес к самому себе. Он должен научиться задавать себе вопросы( Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь?) и отвечать на них, он должен научиться любить себя.

  1. Самопризнание себя как личности.

Помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребёнку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость.

  1. Управление самим собой.

Каждая воспитательная ситуация должна предоставлять ребёнку право выбора правильного решения и формировать ответственность. Умение самостоятельно , без посторонней помощи решать свои проблемы.

  1. Уважение чужого мнения.

Воспитательные мероприятия должны формировать у учащихся культуру общения, развивать коммуникативные умения.Учить ребят формулировать  и высказывать своё мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки. Научить не бояться ошибок, ибо каждый человек имеет право на ошибку.

Нужно научить младших школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам.

     5.Любознательность и вовлечённость в деятельности.

Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Такая жажда деятельности формирует ещё важное качество личности, как трудолюбие. Значит необходимо стимулировать участие учащихся в школьных и классных делах.  

     6.Эмоциональная устойчивость.

Научит управлять отрицательными эмоциями. Учить младших школьников прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду , не растить в себе желание отомстить, наказать.

   

Кроме развития качеств личности, у учащихся необходимо формировать и культуру личности, а именно:

Во-первых, формировать культуру жизненного самоопределения: экономическую и политическую; демократическую и правовую; нравственную и экологическую; художественную и физическую; культуру семейных отношений.

Во-вторых, совместно с учащимися необходимо  заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на основе этого своих собственных

ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную жизненную позицию школьника.

В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и твёрдой жизненной

позиции.

Для успешного развития личности необходима интересная и необычная

внеклассная деятельность. Она должна строиться на следующих принципах:

  1. Принцип открытости. Прислушиваться к мнению детей.
  2. Принцип привлекательности будущего дела. Увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела.
  3. Принцип деятельности. Младшие школьники – это учащиеся, которые в
  4.  школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во
  5. всех мероприятиях, чтобы получить похвалу от учителя и родителей. Детям интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т.п. Поэтому необходимо предлагать разнообразные внеклассные мероприятия.
  6. Принцип свободы участия.  Выбор задания учащимися с учётом их
  7. интересов, личных качеств и возможностей.
  8. Принцип обратной связи.  Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
  9. Принцип успешности.  Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Необходимо видеть каждого ребёнка во внеклассной работе и по

достоинству её оценить. Если ребёнок видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается , то в последствии он будет ещё активнее и успешнее.

Исходя из выше сказанного, на сегодняшний день наиболее актуальны следующая цель: формирование положительной «Я – концепции» задачи:

-Развитие умения общаться и сотрудничать.

-Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.

-Развитие эмоциональной и волевой сферы.

-Развитие мотивационно-потребностной сферы.

-Сохранение здоровья ребёнка.

Воспитательная работа по программе «Я и Мир»

Учителя начальных классов высшей категории,

классного руководителя Костенко Е.Г.

Цель программы: 

развитие представлений ребёнка о возможных способах толерантного взаимодействия, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей. Развитие потенциальных возможностей ребёнка, формирование установки на сотрудничество, построение позитивных отношений, содействие здоровому образу жизни, воспитание  гражданско-патриотической позиции.

Задачи:

•  создать условия для саморазвития учащегося;

•  воспитание гуманистически ориентированной личности;

•  внедрить в практику поведения школьников стандартов и культуры толерантного поведения;

•  воспитать стремление к самообразованию, творчеству;

•  воспитать потребность в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;

•  формировать общекультурные умения и навыки, способности и склонности к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру, ответственного отношения к жизни;

•  воспитание гражданской правовой культуры, воспитание любви к Родине;

•  воспитать нравственно-целостную личность с активной «Я-концепцией»;

•  подготовить учащихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде, воспитать в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культуры

     

Актуальность программы:

Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт ребёнок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности(терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Погружаясь в новые социальные ситуации, ребёнок сталкивается с необходимостью найти свой индивидуальный способ презентации, поведения и общения. Индивидуальность каждого – психологический бриллиант, требующий огранки, шлифовки и бережного хранения. Повышение психологической компетентности ребёнка, обеспечивающей его толерантность, - забота взрослого: родителя, воспитателя, учителя.

        

Сегодня необходимо обеспечить развитие способностей ориентироваться, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нём.

Предлагаемая программа состоит из занятий, на которых в игровой форме дети  осваивают основные элементы взаимодействий:

«Я-другие», «Я-природа», «Я- мир вещей», «Я- культура», «Я-Я», «Я-Родина».

В ходе занятий развиваются потенциальные возможности каждого ребёнка, формируются установки на сотрудничество, построение позитивных отношений с детьми и взрослыми. Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)

Ожидаемые результаты:

  1. Создание дружного коллектива детей. Создание положительной репутации класса.
  2. Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса.
  3. Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.

Пути решения воспитательных задач:

познавательная и воспитательная внеурочная деятельность

Школьная культура атмосферы

Стиль взаимоотношений

Диалоговые формы общения

Опора на семью, семейные традиции  

Собственный пример

Творческая деятельность

 

Направление деятельности:

«Я-Родина»

(Гражданско-патриотическое)

«Я- мир вещей»

(Учебно-познавательное)

«Я-культура»

(Художественно-эстетическое)

«Я-Я»

(1.Физкультурно-оздоровительное

2 Трудовое. )

«Я-другие»

(Духовно-нравственное)

«Я-природа»

(Экологическое)

Условия эффективной реализации программы:

  1. Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на обучение в начальном звене; на становление ученика как творческой личности.
  2. Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.
  3. Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности;
  4. Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности;
  5. Поиск новых путей развития личности школьников

Возрастные модификации программы:

1 ТИП: 1-2 классы

  1. акцентирование на расширении представлений о природе;  
  2. ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре…;  
  3. развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной(ценностно-ориентационной), общественной.         

2 ТИП: 3-4 классы

  1. акцентирование на расширении представлений о человеке;  
  2. изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности: физические, психические, социальные качества и особенности отношений к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, в путешествиях, наедине с собой и т.д.;  
  3. обучение школьника способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание, самодеятельность) во всех видах деятельности: общении, познавательной, трудовой, художественной, спортивной и других.

Стратегические направления развития воспитательной программы класса.

  1. Создание условий для адаптивного воспитания.
  2. Создание условий для организации внеурочной жизни класса.
  3. Психологическое сопровождение воспитательной программы класса.

І Создание условий для адаптивного воспитания.

  1. обучение учащихся рефлексивной деятельности: познанию, проектированию, созиданию;
  2. освоение инновационных технологий, позволяющих создать ситуацию успеха учащихся;
  3. подготовка методических пособий, разработка авторских сценариев, способствующих адаптивному воспитанию школьников.

II. Создание условий для организации внеурочной жизни класса.

  1. создание единого воспитательного пространства;
  2. развитие у учащихся чувства личной причастности к жизни, гражданственности, ответственности, патриотизма по отношению к своей семье, народу, Родине;
  3. преемственность и единство основного и дополнительного образования как условия развития целостной личности; развитие самоуправления.

III. Психологическое сопровождение воспитательной системы класса.

  1. организация групповых занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  2. осуществлять психологическое просвещение всех участников воспитательного пространства;
  3. использование в работе активных методов обучения и воспитания, снимающих физическое и психическое напряжение в учебной деятельности учебно-воспитательного процесса;
  4. создать условия для обеспечения преемственности при переходе учащихся на следующую возрастную ступень: детский сад-школа, 4 класс-5 класс.
  5. дифференцированный подход в воспитании и оценивание уровня достижений учащихся; создание портфолио учеников;
  6. осуществлять работу по профилактике здорового образа жизни;
  7. создание условий для психического здоровья учащихся;
  8. взаимодействие с педагогом-психологом, школьным врачом, социальным педагогом.

Методическое обеспечение.

Воспитательная программа "Я и Мир" рассчитана на 4 года для детей 7-11 лет.

Формы, методы, приёмы  воспитательной работы  

Программа предусматривает методы и приемы:

  1. беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);
  2. наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);
  3. практические (изготовление, лепка)
  4. игровые (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
  5. тренинг-приемы;
  6. наблюдение за деятельностью детей;
  7. проектные методы ,
  8. метод педагогических ситуаций

Приоритет отдается диалоговым формам общения

•  дискуссии, диспуты

•  ролевые, деловые, образовательные игры

•  экскурсии, походы

•  «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги

•  встречи

•  аукционы знаний

•  заочные путешествия

•  интеллектуальные марафоны, викторины

  1. проектные игры                          

•  театры-экспромты

•  уроки в музее

•  КВН

•  акции милосердия и т.д.

  1. написание сочинений, рисунки
  2. соревнования, конкурсы и т.п. 

Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий:

  1. методическая литература
  2. аудиовизуальная техника (магнитофон, видеокамера).
  3. печатная бумага форматов А-3, А-4, набор файлов.
  4. компьютер, ксерокс.
  5. фотоаппарат.
  6. игровой материал
  7. раздаточный материал

Перспективный план программы «Я и Мир»

класс

Блоки

Я-другие

Я - природа

Я – мир вещей

Я-культура

Я- Родина

Я-Я

Кол-во занятий

1

5

8

5

7

5

4

2

6

7

5

7

4

5

3

7

4

6

5

5

6

4

7

4

6

5

6

6

Требования к выпускнику начальной школы:

Личностные качества (черты характера):

  1. сознательная дисциплинированность;
  2. умение дружить;
  3. порядочность
  4. честность, правдивость

Отношение к окружающим:

  1. уважение, гуманность
  2. забота о других; милосердие
  3. интерес к людям, общительность;
  4. доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
  5. толерантность, уступчивость;

Интеллектуальное развитие

  1. информационный кругозор
  2. потребность применять знания на практике

Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

  1. добросовестность
  2. старательность
  3. осознанность

Человек - творец самого себя:

  1. "любящий себя" - значит уважающий себя и других;
  2. стремление к саморазвитию.

Культура поведения:

  1. умение жить вместе с другими;
  2. культура речи.

Здоровый образ жизни:

  1. отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
  2. любовь и интерес к спорту
  3. отсутствие вредных привычек
  4. знание способов поддержания здоровья;

Эстетическая культура

  1. умение видеть прекрасное в природе и жизни.

Отношение к природе:

  1. готовность охранять и защищать природу;
  2. бережное отношение к окружающей среде

Модель выпускника начальной школы.

Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи

Тематический план проведения кл.часов по программе «Я-Мир» для 3 класса

Тема классного часа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30

Узнаём друг о друге.

Учимся сотрудничать.

Кто Я?

Мои возможности.

Мир эмоций и чувств.

Уважая себя, уважай других.

Все люди разные.

Я и другие.

Как мы разрешаем конфликты.

Товарищество и дружба.

Секреты вещей.

Мальчики и девочки.

Давайте жить дружно.

Моё тело.

Здоровые и вредные привычки.

Животные-мои друзья.

Мир природы.

Экология вокруг нас.

Мой дом.

Мои любимые игры и игрушки.

Предметы,которые меня окружают.

Мой город(посёлок).

Культура разных народов.

Я и моё Отечество.

Я и моя история.

Золотые правила этики.

Мир профессий

Самопрезентация в обществе.

Подари другому радость.

Коллективный проект «Я-Мир»

        

Список литературы, использованный при написании программы. 

  1. В. Воронов Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей Москва: Школьная пресса, 2001;
  2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Пути к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб., 1998.
  3. Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
  4. Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоциональное развитие детей)- М.:ТЦ Сфера, 2007.-96с.
  5. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.,1993.
  6. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. - М.: Глобус, 2007. (классное руководство).
  7. Н.Е Степанов Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова "Новые технологии воспитательгого процесса". Москва, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...