Воспитательная программа "Я и мир"
рабочая программа (3 класс) на тему
"Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание –
это наша счастливая старость;
плохое воспитание –
это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной". (А.С.Макаренко)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_i_mir.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа «Я и Мир»
Костенко Елена Геннадьевна,
высшая категория,
учитель начальных классов
МКОУ Коченёвская СОШ №2
Заповедь профессионала
"Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание –
это наша счастливая старость;
плохое воспитание –
это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной".
А.С.Макаренко
Кодекс классного руководителя
Классный руководитель – это не работа, это образ жизни. Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю.
- Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма. Больше человеческого общения.
- Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который Вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
- Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы к одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
- Лучше больше хвалить и меньше ругать. Исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
- Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
- Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними.
- Родитель ребёнка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
- лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители- учитель – семья.
- Главное – не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований
10.Дети в классе – твоё отражение: старайся постоянно работать над собой.
11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
« Человек , познай и сотвори себя».
Главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить школьника к трём главным ролям в жизни- ГРАЖДАНИНА, РАБОТНИКА, СЕМЬЯНИНА.
Для этого у учащихся , уже с младшего школьного возраста необходимо формировать такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:
- Интерес к самому себе.
Пробудить у ребёнка интерес к самому себе. Он должен научиться задавать себе вопросы( Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь?) и отвечать на них, он должен научиться любить себя.
- Самопризнание себя как личности.
Помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребёнку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость.
- Управление самим собой.
Каждая воспитательная ситуация должна предоставлять ребёнку право выбора правильного решения и формировать ответственность. Умение самостоятельно , без посторонней помощи решать свои проблемы.
- Уважение чужого мнения.
Воспитательные мероприятия должны формировать у учащихся культуру общения, развивать коммуникативные умения.Учить ребят формулировать и высказывать своё мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки. Научить не бояться ошибок, ибо каждый человек имеет право на ошибку.
Нужно научить младших школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам.
5.Любознательность и вовлечённость в деятельности.
Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Такая жажда деятельности формирует ещё важное качество личности, как трудолюбие. Значит необходимо стимулировать участие учащихся в школьных и классных делах.
6.Эмоциональная устойчивость.
Научит управлять отрицательными эмоциями. Учить младших школьников прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду , не растить в себе желание отомстить, наказать.
Кроме развития качеств личности, у учащихся необходимо формировать и культуру личности, а именно:
Во-первых, формировать культуру жизненного самоопределения: экономическую и политическую; демократическую и правовую; нравственную и экологическую; художественную и физическую; культуру семейных отношений.
Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на основе этого своих собственных
ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную жизненную позицию школьника.
В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и твёрдой жизненной
позиции.
Для успешного развития личности необходима интересная и необычная
внеклассная деятельность. Она должна строиться на следующих принципах:
- Принцип открытости. Прислушиваться к мнению детей.
- Принцип привлекательности будущего дела. Увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела.
- Принцип деятельности. Младшие школьники – это учащиеся, которые в
- школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во
- всех мероприятиях, чтобы получить похвалу от учителя и родителей. Детям интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т.п. Поэтому необходимо предлагать разнообразные внеклассные мероприятия.
- Принцип свободы участия. Выбор задания учащимися с учётом их
- интересов, личных качеств и возможностей.
- Принцип обратной связи. Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
- Принцип успешности. Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Необходимо видеть каждого ребёнка во внеклассной работе и по
достоинству её оценить. Если ребёнок видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается , то в последствии он будет ещё активнее и успешнее.
Исходя из выше сказанного, на сегодняшний день наиболее актуальны следующая цель: формирование положительной «Я – концепции» задачи:
-Развитие умения общаться и сотрудничать.
-Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.
-Развитие эмоциональной и волевой сферы.
-Развитие мотивационно-потребностной сферы.
-Сохранение здоровья ребёнка.
Воспитательная работа по программе «Я и Мир»
Учителя начальных классов высшей категории,
классного руководителя Костенко Е.Г.
Цель программы:
развитие представлений ребёнка о возможных способах толерантного взаимодействия, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей. Развитие потенциальных возможностей ребёнка, формирование установки на сотрудничество, построение позитивных отношений, содействие здоровому образу жизни, воспитание гражданско-патриотической позиции.
Задачи:
• создать условия для саморазвития учащегося;
• воспитание гуманистически ориентированной личности;
• внедрить в практику поведения школьников стандартов и культуры толерантного поведения;
• воспитать стремление к самообразованию, творчеству;
• воспитать потребность в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
• формировать общекультурные умения и навыки, способности и склонности к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру, ответственного отношения к жизни;
• воспитание гражданской правовой культуры, воспитание любви к Родине;
• воспитать нравственно-целостную личность с активной «Я-концепцией»;
• подготовить учащихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде, воспитать в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культуры
Актуальность программы:
Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт ребёнок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности(терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
Погружаясь в новые социальные ситуации, ребёнок сталкивается с необходимостью найти свой индивидуальный способ презентации, поведения и общения. Индивидуальность каждого – психологический бриллиант, требующий огранки, шлифовки и бережного хранения. Повышение психологической компетентности ребёнка, обеспечивающей его толерантность, - забота взрослого: родителя, воспитателя, учителя.
Сегодня необходимо обеспечить развитие способностей ориентироваться, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нём.
Предлагаемая программа состоит из занятий, на которых в игровой форме дети осваивают основные элементы взаимодействий:
«Я-другие», «Я-природа», «Я- мир вещей», «Я- культура», «Я-Я», «Я-Родина».
В ходе занятий развиваются потенциальные возможности каждого ребёнка, формируются установки на сотрудничество, построение позитивных отношений с детьми и взрослыми. Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)
Ожидаемые результаты:
- Создание дружного коллектива детей. Создание положительной репутации класса.
- Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса.
- Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.
Пути решения воспитательных задач:
познавательная и воспитательная внеурочная деятельность
Школьная культура атмосферы
Стиль взаимоотношений
Диалоговые формы общения
Опора на семью, семейные традиции
Собственный пример
Творческая деятельность
Направление деятельности:
«Я-Родина»
(Гражданско-патриотическое)
«Я- мир вещей»
(Учебно-познавательное)
«Я-культура»
(Художественно-эстетическое)
«Я-Я»
(1.Физкультурно-оздоровительное
2 Трудовое. )
«Я-другие»
(Духовно-нравственное)
«Я-природа»
(Экологическое)
Условия эффективной реализации программы:
- Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на обучение в начальном звене; на становление ученика как творческой личности.
- Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.
- Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности;
- Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности;
- Поиск новых путей развития личности школьников
Возрастные модификации программы:
1 ТИП: 1-2 классы
- акцентирование на расширении представлений о природе;
- ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре…;
- развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной(ценностно-ориентационной), общественной.
2 ТИП: 3-4 классы
- акцентирование на расширении представлений о человеке;
- изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности: физические, психические, социальные качества и особенности отношений к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, в путешествиях, наедине с собой и т.д.;
- обучение школьника способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание, самодеятельность) во всех видах деятельности: общении, познавательной, трудовой, художественной, спортивной и других.
Стратегические направления развития воспитательной программы класса.
- Создание условий для адаптивного воспитания.
- Создание условий для организации внеурочной жизни класса.
- Психологическое сопровождение воспитательной программы класса.
І Создание условий для адаптивного воспитания.
- обучение учащихся рефлексивной деятельности: познанию, проектированию, созиданию;
- освоение инновационных технологий, позволяющих создать ситуацию успеха учащихся;
- подготовка методических пособий, разработка авторских сценариев, способствующих адаптивному воспитанию школьников.
II. Создание условий для организации внеурочной жизни класса.
- создание единого воспитательного пространства;
- развитие у учащихся чувства личной причастности к жизни, гражданственности, ответственности, патриотизма по отношению к своей семье, народу, Родине;
- преемственность и единство основного и дополнительного образования как условия развития целостной личности; развитие самоуправления.
III. Психологическое сопровождение воспитательной системы класса.
- организация групповых занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- осуществлять психологическое просвещение всех участников воспитательного пространства;
- использование в работе активных методов обучения и воспитания, снимающих физическое и психическое напряжение в учебной деятельности учебно-воспитательного процесса;
- создать условия для обеспечения преемственности при переходе учащихся на следующую возрастную ступень: детский сад-школа, 4 класс-5 класс.
- дифференцированный подход в воспитании и оценивание уровня достижений учащихся; создание портфолио учеников;
- осуществлять работу по профилактике здорового образа жизни;
- создание условий для психического здоровья учащихся;
- взаимодействие с педагогом-психологом, школьным врачом, социальным педагогом.
Методическое обеспечение.
Воспитательная программа "Я и Мир" рассчитана на 4 года для детей 7-11 лет.
Формы, методы, приёмы воспитательной работы
Программа предусматривает методы и приемы:
- беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);
- наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);
- практические (изготовление, лепка)
- игровые (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
- тренинг-приемы;
- наблюдение за деятельностью детей;
- проектные методы ,
- метод педагогических ситуаций
Приоритет отдается диалоговым формам общения
• дискуссии, диспуты
• ролевые, деловые, образовательные игры
• экскурсии, походы
• «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги
• встречи
• аукционы знаний
• заочные путешествия
• интеллектуальные марафоны, викторины
- проектные игры
• театры-экспромты
• уроки в музее
• КВН
• акции милосердия и т.д.
- написание сочинений, рисунки
- соревнования, конкурсы и т.п.
Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий:
- методическая литература
- аудиовизуальная техника (магнитофон, видеокамера).
- печатная бумага форматов А-3, А-4, набор файлов.
- компьютер, ксерокс.
- фотоаппарат.
- игровой материал
- раздаточный материал
Перспективный план программы «Я и Мир»
класс | Блоки | |||||
Я-другие | Я - природа | Я – мир вещей | Я-культура | Я- Родина | Я-Я | |
Кол-во занятий | ||||||
1 | 5 | 8 | 5 | 7 | 5 | 4 |
2 | 6 | 7 | 5 | 7 | 4 | 5 |
3 | 7 | 4 | 6 | 5 | 5 | 6 |
4 | 7 | 4 | 6 | 5 | 6 | 6 |
Требования к выпускнику начальной школы:
Личностные качества (черты характера):
- сознательная дисциплинированность;
- умение дружить;
- порядочность
- честность, правдивость
Отношение к окружающим:
- уважение, гуманность
- забота о других; милосердие
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- толерантность, уступчивость;
Интеллектуальное развитие
- информационный кругозор
- потребность применять знания на практике
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность
- старательность
- осознанность
Человек - творец самого себя:
- "любящий себя" - значит уважающий себя и других;
- стремление к саморазвитию.
Культура поведения:
- умение жить вместе с другими;
- культура речи.
Здоровый образ жизни:
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- любовь и интерес к спорту
- отсутствие вредных привычек
- знание способов поддержания здоровья;
Эстетическая культура
- умение видеть прекрасное в природе и жизни.
Отношение к природе:
- готовность охранять и защищать природу;
- бережное отношение к окружающей среде
Модель выпускника начальной школы.
Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи
Тематический план проведения кл.часов по программе «Я-Мир» для 3 класса
№ | Тема классного часа |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30 | Узнаём друг о друге. Учимся сотрудничать. Кто Я? Мои возможности. Мир эмоций и чувств. Уважая себя, уважай других. Все люди разные. Я и другие. Как мы разрешаем конфликты. Товарищество и дружба. Секреты вещей. Мальчики и девочки. Давайте жить дружно. Моё тело. Здоровые и вредные привычки. Животные-мои друзья. Мир природы. Экология вокруг нас. Мой дом. Мои любимые игры и игрушки. Предметы,которые меня окружают. Мой город(посёлок). Культура разных народов. Я и моё Отечество. Я и моя история. Золотые правила этики. Мир профессий Самопрезентация в обществе. Подари другому радость. Коллективный проект «Я-Мир»
|
Список литературы, использованный при написании программы.
- В. Воронов Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей Москва: Школьная пресса, 2001;
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Пути к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб., 1998.
- Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
- Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоциональное развитие детей)- М.:ТЦ Сфера, 2007.-96с.
- Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.,1993.
- Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. - М.: Глобус, 2007. (классное руководство).
- Н.Е Степанов Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова "Новые технологии воспитательгого процесса". Москва, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"
В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
воспитательная программа для младших школьников
программа " Мы растем"...
Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...
Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"
laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...