Внеклассное мероприятие в 4 классе "Следов войны не заметут столетья..." в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"
классный час (4 класс) по теме

Синёва Ольга Геннадьевна

 

Данное мероприятие посвящено 200 -летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Оно способствует формированию у младших школьников  чувства гордости за свою Родину и благодарность великим людям, служившим России. Мероприятие направлено  на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся младших классов интереса к истории. На данном мероприятие  учитель использует мультимедийную презентацию, которая  позволяют ученикам более полно представить картину исторических событий девятнадцатого века. Младшие школьники  обобщают полученные знания по данной теме. С помощью использования ИКТ у учащихся повышается интерес к изучению истории нашей Родины.. Использование ИКТ помогает учителю более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiyskiy_konkurs_nedarom_pomnit_vsya_rossiiya.rar2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся

 «Недаром помнит вся Россия»,

посвященный 200-летнему юбилею

 Отечественной войны 1812 года.

Внеклассное мероприятие

в 4 классе

«Следов войны

не заметут столетья…»

в форме интеллектуальной игры

«Что? Где? Когда?»

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №28

г. Балаково Саратовской области

Синёва Ольга Геннадьевна

Цель мероприятия: повторение и закрепление знаний учащихся о событиях

                                    Отечественной войны 1812 года

Задачи:

               Образовательная:

  1. создать условия для формирования представления о войне 1812 года;

показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны); формировать умение извлекать из различных источников информацию по данной теме.

    Развивающая:

  1. развивать у  учащихся интерес к истории, используя   современные технологии на внеклассном мероприятии, развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,  обобщать, делать выводы.


Воспитательная:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине, к её героям; чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.

                

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон,  аудиозапись

                            отрывка из симфонической увертюры П.И.Чайковского «1812 год», песня

                           «Аты – баты шли солдаты», изображение «филина Фомки» - символ игры

                           «Что? Где? Когда?», орден «филина Фомки»,  рисунки  солнышка, тучки,

                            мордочки человечков, рисунки трёх цветов  (на каждого ученика),  

                            бородинский хлеб.

Ход мероприятия

 I. Самоопределение к деятельности (организационный этап)

    Психологический настрой

Учитель:  Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.  Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

Повторяйте за мной: «Мы хотим быть здоровыми, мы можем быть здоровыми, мы будем   здоровыми! Мы все здоровы!» Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу! Пусть мероприятие принесёт вам радость! Вот теперь можно и начинать. Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полно, работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и  будете стараться. Но сначала покажите, с каким настроением вы пришли на мероприятие. Слайд №2 (Дети показывают солнышко или тучку, или мордочку человечка (улыбающего или грустного)

 - Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее тучкой (прикрепляю на доске магнитами).
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

     

         II. Сообщение темы мероприятия

– Наше мероприятие будет проходит в форме интеллектуальной   игры. Тема мероприятия  на слайде №1 Прочитайте: «Следов войны не заметут столетья…» Посмотрите на экран слайда №2 . Кто здесь изображён? (филин) Это «филин Фомка»»- символ интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Филин -  мудрейшая птица, посмотрите на эмблему игры. А вот о следах какой войны мы сегодня будем вести разговор на мероприятии, вы должны отгадать, собрав рассыпавшие буквы (на экране появляются анаграммы): «ЯАННЕВТСЕЧЕТО

АНЙОВ  2181 АДОГ»

Учащиеся: Отечественная война 1812 года

За игрой будет внимательно следить филин Фомка и за правильные ответы вручать

 

орден «филина Фомки»

(Класс разделён на две команды-знатоков)

Победит та команда, которая больше получит орденов филина Фомки. Я желаю удачи всем игрокам!

III. Актуализация знаний


Звучит отрывок из Симфонической увертюры П.И.Чайковского « 1812  год»  
(Слайд №4)

       Учитель:

 -Догадайтесь, почему  1812  год изображён в языках пламени и так тревожно звучит музыка? (Выслушиваются мнения детей)  Слайд №5

-Вы правы.  В этом году началась одна из самых кровопролитных для России войн, Отечественная война 1812 года.   Готовясь к нашему мероприятию, вы имели возможность пользоваться всевозможными источниками: энциклопедиями, книгами, фотоальбомами, Интернетом. Итак, мы начинаем нашу игру. Внимание на экран! (слайд №6)

Первый вопрос вам задаёт завуч нашей школы Лягалина И.Л.:

- Дорогие ребята, как вы понимаете слово «Отечество»? (ответы детей)

Дети: Отечество –  родная земля, отчизна, где кто родился, вырос, корень, земля народа, к коему кто по рождению, языку и вере принадлежит; родина в обширном смысле.

Правильный ответ на слайде №7

Учитель: Следующий вопрос, уважаемые игроки, вам задаёт учитель русского языка и литературы Устинова В.П. Внимание на экран: (слайд №8)

- Ребята, между какими государствами и с какой целью происходила война 1812 года? (ответы детей)

Дети: Отечественная война 1812 года была между Францией и Россией.

Наполеоновская армия совершила нашествие на Россию с целью завоевать её.

Россия стала защищаться и изгнала наполеоновскую армию.

 Правильный ответ на слайде №9

Учитель: А вот ответ на свой вопрос хочет от вас получит ученица 8 класса нашей школы Турункина Анастасия. Внимание, вопрос:

- Ребята, кто был главнокомандующим войск России и Франции? (слайд №10)  

Выслушиваются ответы детей. За каждый правильный ответ игроки получают  орден филина Фомки. (слайды №11, №12)

Дети: В конце XVIII века к власти во Франции пришел человек необычной судьбы – Наполеон Бонапарт. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил в 16 лет военную академию в Париже. В 24 года он уже был генералом, a в 1804 году Наполеона провозгласили императором Франции. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала, в результате чего Наполеон стал властелином Европы. Но ему хотелось завоевать мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остается Россия, но я раздавлю её»,  -  заявил Наполеон.

Наполеон собрал 600-тысячное войско из подвластных ему народов и двинул их    к России. «Я иду в Москву, - говорил он, - и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»

В самом деле, все предвещало французам успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость.

Дети: В 1812 году наполеоновская армия вторглась в Россию. Хорошо подготовленная армия быстро стала продвигаться вглубь страны и русский император Александр I  назначил командовать русской армией Михаила Илларионовича Кутузова, старого, мудрого генерала. Он никогда не был любимцем царя. Александр не мог простить ему поражения под Аустерлицем, самостоятельности, а самое главное – популярности в народе. Тем не менее царь был вынужден уступить мнению общества. Подписав указ о назначении Кутузова главнокомандующим, он произнес «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки». С обеих сторон после битвы были большие потери, но война на этом не закончилась. Перед Кутузовым встала серьезная задача: защищать Москву, куда стремился Наполеон, или отдать город врагу.Он собрал военный совет, на котором было решено отдать Москву врагу, но отдать ее пустую, то есть вывезти из нее всех жителей, все продовольствие, чтобы Французской армии нечем было поживиться.

Учитель: Четвертый вопрос для вам приготовил магистр  игры «Что? Где? Когда?» Александр Абрамович Друзь. Вопрос требует ваших дополнительных знаний. Внимание аа экран: (слайд № 13)

- Назовите численность русской и французской армий на начала войны 1812 года. (слайды №14, №15)

Дети: Численность французской армии-638 000 человек 

  Численность русской армии- 240 000 человек

Учитель: А вот  вопрос №5  хочу я вам задать:

- каковы потери нашей армии и французской? (выслушиваются ответы детей)  слайд №16

Дети: Потери французской армии- 60 000 человек. Потери русской армии- 40 000 человек

IY. Физминутка

Выполнение глазодвигательных упражнений (слайды №17, №18, №19)

Y. Продолжение игры

Учитель: Очень интересный вопрос №6  для вас приготовил директор нашей школы

Кузнецов К. Б. Внимание на экран: (слайд №20)

- Где и когда произошло решающее сражение?

Дети: В сложившейся ситуации Кутузов решил дать генеральное сражение недалеко от Москвы, у села Бородино.

 Рано утром 7 сентября 1812 года завязалась великая Бородинская битва. В течение 6 часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон – свыше 38 тысяч русских солдат и 58 тысяч французских.

 Русская армия отступила, но сохранила боеспособность. Наполеон не сумел добиться главного – разгрома русской армии. Кутузов развернул «малую войну» силами армейских партизанских отрядов. К концу декабря остатки армии Наполеона были изгнаны из России. Император Наполеон вспоминал позже: «Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми». (слайды №21-№23)

Учитель: вопрос №7  предлагает вам учитель истории гимназии № 2 Прозорова О.В. Внимание На экран: (слайд №24)

- Назовите командующих 1-й, 2-й, 3-й  русской  армией. Дети рассказывают о командующем 1-й русской армией: Барклае-де-Толли М.Б.;

о командующем 2-й русской армией: Багратионе П.И.;

о командующем 3-й русской армией: Торма́сове  А. П.  (слайды №25-№27)

Учитель: Вопрос №8 для вас приготовила учитель начальных классов нашей школы Чубрикова Е.А.

Внимание на экран: (слайд № 28)

-Ребята, внимательно подумайте и ответьте: кто является решающей силой победы в войне: личность командира, армия или народ?

(ответы детей ) ( слайд № 29)

Дети: только когда весь народ объединяется на защиту Отечества – наступает победа!

После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Кутузов говорил:«Партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля…»
Партизанские отряды действовали в сложных условиях. На первых порах встречалось много трудностей. Даже жители сел и деревень сначала с большим недоверием относились к партизанам, часто принимая их за солдат противника. Нередко гусарам приходилось переодеваться в мужицкие кафтаны и отращивать бороды.
Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных
Партизанские отряды не стояли на одном месте, они постоянно находились в движении, причем никто, кроме командира, заранее не знал, когда и куда направится отряд. Действия партизан были внезапны и стремительны. Налететь, как снег на голову, и быстро скрыться стало основным правилом партизан.
Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных

YI. Физминутка (Выполнение физических  упражнений под песню «Аты-баты шли солдаты»)

YII. «Внимание, чёрный ящик!» (слайд №30)

Учитель:

-Что лежит в чёрном ящике? Это вы высокий головной убор из жёсткой кожи с козырьком. (это-кивер слайд №31)

YIII. Итог мероприятия

  1. Чтение детьми  отрывков стихов о войне 1812 года  М.Ю Лермонтова и А.С. Пушкина (слайд №32)
  2. В настоящее время  в честь войны 1812 года построен  храм  Христа Спасителя   и памятники героям Отечественной войны 1812 года. (слайды №33-34)
  3. Каковы итоги войны 1812 года (слайд №35)

IX. Рефлексия

   Учитель:

- Ребята, покажите своё настроение (слайд № 36)

-оцените свою работу на нашем мероприятии (слайд №36)

Красный цветок- я не доволен своей работой, я мог бы работать лучше;

Желтый цветок- я доволен работой на занятии;

Синий цветок – мне было интересно и я хочу узнать ещё больше.

Учитель: Наша игра закончена.  «Филин Фомка»» награждает грамотой команду знатоков, набравшую больше всех орденов «Филина Фомки». Всего доброго! Здоровья вам! Спасибо всем за проведённое мероприятие! (слайд № 37)

                 

   

Орден филина Фомки

Учитель: В честь великого сражения осталась еще одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб - бородинский.

Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом,  вспомните добрым словом русских  воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.

Использованные источники:

1.http://yandex.ru/yandsearch?text=%E2%80%A2%09hero-1812.narod.ru+&clid=9403&lr=11143

2.http://yandex.ru/yandsearch?text=%E2%80%A2%09voina1812.narod.ru%2F2.html+&clid=9403&lr=11143

3.http://yandex.ru/yandsearch?text=%E2%80%A2%09www.borodino.ru+&clid=9403&lr=213

4.http://yandex.ru/yandsearch?text=%E2%80%A2%09www.megabook.ru%2FArticle.asp%3FAID%3D659001+&clid=9403&lr=11143


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Великая Отечественная война"

Внеклассное мероприятие  «Великая отечественная война» . Цели: 1. Познакомить с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны....

Внеклассное мероприятие Осенняя сказка "Война грибов"

Юмористическая музыкальная стихотворная сказка о видах грибов, их внешнем виде, об осторожном их использовании....

Внеклассное мероприятие "Дети и война"

Методическая разработка внеклассного мероприятия, которое поможет прививить любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне.Показывает важную роль дет...

Внеклассное мероприятие "Детство, опалённое войной"

Данное внеклассное мероприятие способствует формированию  патриотического духа подрастающего поколения,знакомит учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны; подвигими пион...

Внеклассное мероприятие "Детство опалённое войной"

Сценарий классного часа с презентацией....

Внеклассное мероприятие «Хлеб и война» посвящённое Дню Победы .

       Внеклассное мероприятие в начальной школе было проведено в рамках городского семинара посвященное Дню Победы. Цель мероприятия: показать цену военного хлеба, что без ...

Сценарий к внеклассному мероприятию. "Детство, опаленное войной"

Воспитание чувства гордости за героическое прошлое страны, её народ...