Занятие по речи для кукольного театра
план-конспект урока (3 класс) по теме

Семенова Наталья Анатольевна

 

Одной немаловажной частью в работе актера-кукловода является владение техникой речи, умение четко, громко и понятно произносить текст, давать окраску голосу, создавать речевую характеристику своим героям.

     Данное занятие поможет педагогам в интересной игровой форме познакомить воспитанников с играми и упражнениями, которые помогут детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию), научить точно и выразительно передавать мысли автора, а также развить воображение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rechi_dlya_kukolnogo_teatra.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речи   для кукольного театра

 Тема занятия: « Речь – как средство передачи мыслей и чувств»

Цель занятия: раскрытие значения речи как важнейшего средства общения.

Задачи:        

 1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи

 2.Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);

 3. Развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.

 4. Создать атмосферу активности  на занятии;

   Методическое обеспечение: 4 кубика(20*17) на сторонах которых, располагаются:

1. рисунки кукол: перчаточной, тростевой, марионетки, поролоновой;

2. Надписи: Куклы, ширма, пьеса, речь.

3.Надпись: дыхание, голос, дикция, интонация

4. Надписи: «Риторика – наука, обучающая искусно говорить,

   «ритор»-  красноречивый  человек.

5. Вопросительный знак.

6. Слова  К.С. Станиславского: «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим».

Ход занятия

I.Организационный этап

Педагог: Добрый день, ребята! Наше занятие мы начинаем с традиционного полукруга. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу справа и слева. Помните, как поется в знакомой нам песне? (звучит песня)   Я буду начинать предложения, а вы его продолжите.

«От улыбке хмурый день светлей,

 От улыбки в небе радуга проснется,

 Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернется»

  Давайте  ребята и мы «поделимся» нашими улыбками со всеми кто находится в нашем кабинете. Повернемся и улыбнёмся им. Теперь с улыбкой и хорошим настроением мы будем продолжать наше занятие.

(Обучающиеся рассаживаются на свои места)

II. Основной этап 

Педагог: (повторение пройденного материала)

 Ребята, вы когда-нибудь играли в кубики? (ответ)

А у кого из вас они были? (ответ)

А  какие кубики у вас были?  Что на них было изображено? (ответ)

А для чего вам родители покупали их? (ответ)

Вот и сегодня я предлагаю вам поиграть в кубики. Только  вам они помогали: выучить алфавит, научиться складывать и вычитать, познакомиться с животным миром и т.д. А нам наши кубики помогут познакомиться с новой темой. И так,  вы готовы познакомиться с моими кубиками? (ответ)

Тогда слушайте условия нашей игры:

Условия: Прошу вас разделиться на четыре команды. Каждая команда получит  кубик. На этом кубике вы найдете ответы на мои вопросы. Кубики с ответами  мы будем складывать на столе. Команды получите кубики.

Итак, начинаем раскладывать кубики.

 Ребята! За тот период, что мы с вами занимаемся, вы немало узнали о кукольном театре.  Давайте  вспомним:

 1.  Какие куклы живут в нашем кукольном театре?

(1сторона - дети находят на кубке  виды кукол и выкладывают их на столе)

- Почему эти куклы так называются?

- Какие из них относятся к верховым и напольным?

2. А скажите, если бы  кто-то из вас решил поставить кукольную сказку, что вам для этого понадобилось? Найдите на кубе.

(2сторона -  воспитанники находят ответы: куклы, ширма, пьеса, речь)

  Педагог: Тема нашего занятия «Речь – средство передачи мыслей и чувств»

       Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да ещё  и видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных  - на нашу  речь.  И нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать нашей речью: и переливы музыки и плеск воды, шум деревьев и детский лепет. Речь дает возможность нам  поделиться своими переживаниями, радостью, восторгом, печалью. С помощью слов мы общаемся и понимаем друг друга.  

«Эка невидаль!» – сказал Мишка. «У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось, да два качается, а я всё равно говорю правильно! Вот послушай: Хыххки! Что, … правда здорово – хыхки! Вот  у  меня легко выходит: хыхки! Ой, хыхечка зелёная. Боюсь,  уколюсь  я». Но Алёнка как закричит: «Ты говоришь не правильно. Надо говорить не  хыхки, а сыски!»

- Догадались, какое слово произносили Миша и Алёнка? (ответ)

    Нам кукольникам,  приходится много произносить разного  текста.  Порой встречаются очень трудные слова. Вот попробуйте за мной произнести несколько таких слов:

Взяточничество, тупогубоширокорот, дифференцированный,….

А порой и тексты:

  (читать  четко, спокойно, выговаривая каждое слово)

«Из – под  Костромы, из - под Костромищи,  везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева;  мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил,  скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

Чтобы справляться с любыми сложностями в нашей речи, надо постоянно тренировать её, развивать  и тренировать речевой аппарат, и совершенствовать свойства голоса.

С чего же мы сегодня будем  начинать тренировку  нашей речи?

Будьте  внимательны, я вам буду подсказывать. А помогать мне будет скороговорка «Карл у Клары украл  кораллы, ….»

  (Педагог делает вдох и произносит скороговорку)         

Вопрос:  «Что   дает силу голосу и помогает мне произнести эту скороговорку?» Найдите на своих кубах. (№ 3- ответ «Дыхание)

  Все звуки, произносимые нами,  образуются на выдохе.

Поэтому очень важно во время речи уметь правильно дышать.

Правильно дышать – это значит:

а)  незаметно для окружающих делать вдох,

б) вовремя «запасаться» воздухом,

в) постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.

Существует  4 типа дыхания:

- верхнее,

- грудное,

- диафрагмальное,

- диафрагмально –рёберное

Упражнение  1  Для отработки дыхания без звука.

-Вдох, выдох/ 2 раза

-«Лепестки роз» - сдуть с ладони воображаемые лепестки.

 - «Имя» - Вдох, на длинном выдохе написать своё имя.

- «Художник» - Вдох, на выдохе рисуем любую картинку.

 Упражнение  2.  Для отработки дыхания со  звуком «Звукоподражатель»

- «Самолёты  взлетают» - звук  «У-У-У»

- «Машины едут»  -  звук  «Ж-Ж-Ж»

- «Ползет змея » - звук  «Ш-Ш-Ш»

- «Муха бьется в стекло» - звук  «З-З-З»

   (Педагог произносит скороговорку то тихо, то громко)

Вопрос: - «Что обладает громкостью, силой, выразительностью?» Найдите на кубах (№3 - ответ  «Голос»)

Большую  половину времени мы говорим. Если дышим мы автоматически, то голосом мы должны  управляем. Красивый голос  обладает силой звука, гибкостью, полётностью, тембром, широтой диапазона.

 Голосовые упражнения.

  1. «Баюканье» - (убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы)    «М»- « Баю, баюшки , баю,

                           не ложись  на краю,

                           придет серенький волчок

                           и утащит за бочок….»

  1.  «Подсказка» и  « На другом берегу»  (текст любой пословицы)

-  Произнести текст так, как  будто вы зовёте кого-то,  который находится на другом берегу. 

-  Представьте, что вы подсказываете своему однокласснику.

 (Педагог произносит скороговорку, выговаривая четко и ясно каждую букву)

 Вопрос: « Отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков,

           слогов и слов в речи. Что это? Найдите на кубах. (№3 ответ-«Дикция»)

     Слово «дикция» в переводе с латинского языка  обозначает «произношение». Мы будем работать над произношением.

Упражнение 1 «Звукоряд». На выдохе произносить звукоряд.

И         БИ        БИБ          БИ-БИ-БИ  - БИП

Э         БЭ         БЭБ          БЭ-БЭ-БЭ  -   БЭП
А         БА         БАБ          БА-БА-БА  -  БАП
О         БО         БОБ         БО-БО-БО  -  БОП
У         БУ         БУБ          БУ-БУ-БУ  -  БУП
Ы        БЫ        БЫБ        БЫ-БЫ-БЫ – БЫП

Для отработки дикции будем использовать  стишки:

Упражнение 2     «Барабанный бой»

Пара барабанов,  пара барабанов,

пара барабанов,  била бурю.

Пара барабанов,  пара барабанов,

пара барабанов,  била бой»

  (Педагог произносит текст скороговорки с разной интонацией)

 Вопрос:  « Ритмико-мелодичное и логическое членение речи. Что это?» Ответ найдите на кубах (№3 - ответ «Интонация»)

Подсказка:

 -  Наши кукольные герои используют её в своей речи?

 Речь идёт об  интонации. Интонация делает нашу речь богаче, выразительнее, придает ей индивидуальный характер. Сейчас и вы в этом сами убедитесь.

Задание 1: Произнести с разными  интонациями фразу:  «Я получил  два»

   (с утверждением, удивлением, восхищением, со злостью, со страхом, с  ленью, с разочарованием, с грустью, с угрозой, с обидой,  задумчиво, весело, горестно)

Следующее задание вам подготовили наши куклы. Они прислали вам сундучок, в котором находятся  перчаточные куклы и задание.

  Задание 2: «Концерт»
  Произнести  от имени кукольного героя детский стишок,  используя  разные интонации (выполняют задание на ширме)

А знаете ли вы?

   Очень давно, 250 лет тому назад, в школе изучали науку, которая учила говорить. Как она называлась? Попробуйте найти на кубике это название (риторика) 

Найдите, как риторика учила говорить? (№4 – ответ «искусно»)    

(На уроках риторики учили: сообщать, призывать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать,  приветствовать)

       Если риторика учит искусно говорить, то как называли человека, владеющего этой наукой? Найдите на кубе  название (№4 - ответ «ритор»)

Как же переводится «ритор» ? (№4 – ответ «красноречивый человек»)

(Он должен уметь  говорить: отчетливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, искусно)

Вы видите, как важно для нас кукольников, иметь хорошую, четкую и понятную речь.  Но на этом знакомство с речью у нас не заканчиваются. Посмотрите, у каждого из ваших кубов  на одной из сторон   нарисован   вопросительный знак. Каждый из знаков продолжит знакомство с речью на следующих наших занятиях.  Один из них познакомит с  тембром  голоса, другой – с темпом  речи, третий – с жестами  и мимикой, а четвертый – с артикуляционной гимнастикой (сторона№5)

  III. Рефлексия

 Педагог:  Наше занятие подходит к концу. Начали мы его с улыбки, а вот какое настроение у вас сейчас – мы узнаем. Каждый из вас получит вот такой рисунок. На нём не хватает одной детали, которая придаст ему, то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце занятия. Ваши рисунки помесите на свободной стороне вашего куба

(Воспитанники  рисуют)

IV. Заключительный этап

Педагог:   

Закончить наше занятие я хочу словами К.С.Станиславского:

   «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим.»

                «Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво …»     (К.С.Станиславский).

(№6 – Педагог переворачивает последнюю сторону кубиков)

На следующем занятии мы продолжим знакомство с речью, а сейчас я вам говорю до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По ступенькам мастерства" методическая разработка итогового занятия кукольного театра

Данное  занятие – обобщение знаний воспитанников  по разделам программы. Форма  проведения занятия: урок – творчества, составленный в виде поднимания по ступенькам, каждая из которых со...

Занятие театрального кружка "Кукольный театр . Русская народная сказка "Теремок"

Цель:- создать условия дяля формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности. Задачи:Ø развития  тво...

"В гостях у кукольного театра"(методическая разработка учебного занятия для кукольного театра)

Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить детей с кукольным театром и его историей. Игры, упражнения и творческие задания развивают: речь и речевой аппарат, мышление,...

Конспект занятия кружка "Речевичок". Тема: Кукольный театр по сказке "Колобок"

ЦЕЛЬ: Развивать артикуляционный аппарат. Прививать интерес к кукольному спектаклю. Расширять интонационный диапазон. Обогащать речь детей.ОБОРУДОВАНИЕ:Мягкие игрушки изображающие героев сказки.ХОД ЗАН...

Конспект занятия кружка "Речевичок". Тема: Кукольный театр по сказке "Колобок"

ЦЕЛЬ: Развивать артикуляционный аппарат. Прививать интерес к кукольному спектаклю. Расширять интонационный диапазон. Обогащать речь детей.ОБОРУДОВАНИЕ:Мягкие игрушки изображающие героев сказки.ХОД ЗАН...

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...

Методическая разработка занятия кукольного кружка "В гостях у кукольного театра"

Знакомим детей с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол, побуждаем их к импровизации, используя перчаточные куклы, создаём творческую атмосферу на занятии....