"По ступенькам мастерства" методическая разработка итогового занятия кукольного театра
методическая разработка по теме

Семенова Наталья Анатольевна

Данное  занятие – обобщение знаний воспитанников  по разделам программы. Форма  проведения занятия: урок – творчества, составленный в виде поднимания по ступенькам, каждая из которых составляет один из разделов программы.

 В ходе занятия воспитанники выполняют различные задания на каждой ступеньки. Задания включают в себя как теоретические вопросы, так и практическую работу.

Занятие  рекомендуется для использования в работе педагогам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_stupenkam_masterstva.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 «По ступенькам мастерства»

(итоговое  занятие)

 

2014 г

План-конспект занятия кукольного театра

Педагог: Семенова Н. А.    

Категория участников: младший школьный возраст

Год обучения: 3-й год

Тема занятия:  Итоговое  занятие

Цель занятия:  Подведение  итогов учебного процесса

.

Задачи:

Обучающие:

1.Обобщить знания воспитанников по разделам программы.

2.Закрепить знания детей об афише, как части художественного оформления спектакля

Развивающие:

1. Развивать творческую активность, фантазию, воображение и образное мышление.

2.Развить у воспитанников осмысленный подход к работе: самооценка, настойчивость, сравнение, мотивацию к познанию и творчеству.

        

Воспитывающие:  

1. Побудить детей к импровизации, используя театральные куклы;

2. Создать творческую атмосферу на занятии.

Тип учебного занятия:  проверка, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Форма проведения занятия: урок – творчества

Методы обучения: словесный, наглядный, продуктивный, метод проекта, учение через обучения, игровой, метод мотивации и стимулирования, информационные технологии.

Оборудование и материалы: ширма, столы, декорации, магнитофон, доска, куклы детей, тростевые куклы, ватман карандаши, фломастеры, картинки животных, деревьев, домов, таблички с надписями разделов программы и заданий, афиши представлений, ноутбук,

Подготовительная работа:

-Работа с литературой.

-Разработка и написание конспекта.

-Подбор музыкального оформления.

-Индивидуальная работа с воспитанницей кукольного театра Михайлиной Я.

Ход занятия

I  Организационный этап

Педагог: Добрый день ребята! Все наши занятия  начинаются с традиционного полукруга. Подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к занятию. Посмотрите друг другу глаза, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения другому.

                                      ( Воспитанники  выполняют задание)

II  Основной этап

                                                  (Звучит музыка)

Педагог: Сегодня мы подведем итоги нашего учебного процесса. Ещё немного и  закончится учебный год. За плечами 8 месяцев нашей кропотливой творческой  работы. За это время, вы на наших  занятиях многое узнали, многому научились.

      Каждое занятие вы приобретали знания, навыки и умения, которые помогали вам подниматься по ступенькам Мастерства. Всё, чему вы научились в течение этого    времени, вы  вложили в раскрытие образа своего героя в итоговой работе на спектаклем «Часы с кукушкой» автора С. Прокофьева.   Что же это за ступени Мастерства.   Давайте вспомним их.

(На доске висят четыре листа, возвышаясь один над другим, как ступеньки. Педагог снимает чистый лист с первой ступени и читает надпись)

Педагог: «История театра кукол»

    Этот раздел расширил ваши знания о куклах и познакомил вас с тростевой куклой. Он с историей театра кукол «Петрушка», с русскими  бродячими петрушечниками и с  народными кукольными мастерами. Вы узнали

многое о  кукле и можете хорошо ориентироваться в её видах. Назовите, к какому   виду относятся эти куклы.

(Показываются  слайды  видов кукол по ноутбуку.

Воспитанники должны называть их)

Педагог:  А сейчас прошу ответить на мои вопросы. (Вопросы по разделу) Вы научились    делать кукол не только из бросового материала, но и сделали            своих кукол  техникой папье-маше

          (Педагог показывает перчаточные куклы, сделанные руками ребят)

Педагог: И мы переходим к  следующей  ступени  Мастерства. Это – «Основы   сценической речи».   Зачем   кукольнику необходима сценическая речь? (вопрос воспитанникам)

Ответ: Чтобы громко, четко произносит текст.

Педагог: Правильно. Текст, который приходится произносить вам в спектакле от имени   своих героев должен звучать:

Громко – чтобы было слышно его в любом зале (большом или маленьком)

Четко и внятно - чтобы его могли понять не только взрослые но и маленькие зрители.

Педагог: Учитывая все эти моменты, мы включили в занятия разные игры, упражнения, гимнастики, массажи, которые помогли нам сформировать правильное четкое  произношение. На ширме находятся те задания, которые мы проходили.     Ваша задача – выбрать и объяснить их.

               (Каждый воспитанник берет одно из заданий и объясняет его)

Педагог: А сейчас мы вспомним некоторые упражнения.

               (Дети вместе с педагогом проводят небольшую разминку)

Практическая часть: 1. Проводятся упражнения на дыхание: 

                                        вдох, выдох, задержка дыхания, сдуть пушинку;

                                         упр-е «Лопнувший шар (С)».

    2.Упражнения артикуляционной гимнастики

        «Кошечка», «Расчестка»;

         «Маятник»,

       «Карамелька», «Болтушка».

  3. Упражнения звуковой разминки 

       И – Э – А – О – У – Ы – Е – Ё – Я – Ю.                                 

        Биб

       Дид

       Мим

       Гиг

       Рир

         - Пара барабанов, пара барабанов

          Пара барабанов била бурю,

          Пара барабанов, пара барабанов

          Пара барабанов била бой.

         

       - Как на пишущей машинки,

         Две хорошенькие свинки,

         И постукивают, и похрюкивают.

         Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк,

         Туки-туки-туки-тук.

Вопрос: Как кукловоду самому привести свой речевой аппарат к работе? (ответы)

Педагог: Вы хорошо справились с заданием и мы можем шагнуть на  следующую   ступеньку – «Игрового тренинга».

     В этот раздел включены игры, которые помогали вам развивать необходимые    для кукловода качества.

 

Задание: Выберите из всех перечисленных игр, те с которыми вы знакомы и почему они      нам необходимы.

                                (Воспитанники отвечают на вопросы педагога)

Педагог: Как вы справляетесь с этими заданиями, мы сейчас увидим

                    ( Педагог проводит игры «Пристройка», «Что изменилось»)

Педагог: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Ну,  а мы продолжаем двигаться   по  ступенькам Мастерства. Следующая ступенька не простая.  На ней поместилось очень  много вопросительных знаков. Все они -  маленькие   секреты одного большого раздела «Секреты театра кукол»

   Как двигается кукла? Как она поёт, танцует, прыгает, смеётся и плачет?

 Постигли ли вы эти секреты, вам сейчас предстоит показать. Но, прежде чем вы  пойдете за ширму,  давайте вспомним  о правилах  работы кукловода за ширмой.

              Итак, отрывок из сказки « ………………………………..»

                                          (Показ отрывка сказки)

Педагог: Ну,  вот ребята, чтобы подготовить кукольное представление, сколько надо знать и многому надо научиться. Казалось бы всё, можно поставить точку,  но    ещё есть один  нерешенный вопрос.

    Поможет нам с ним справиться наша воспитанница, Мастер-кукольник  Михайлина Ярославна. Ей я предоставляю своё место.

Воспитанница :Ребята! Ответьте, каким образом все узнают о том или ином спектакле или   представлении (дети отвечают) Да, это как бы реклама спектакля.

     В старину любая реклама осуществлялась зазывалами. Специальные люди – зазывалы ходили по городам, деревням и зазывали зрителей на представление.

      Перед входом в театральное помещение для привлечения публики на специальных подмостках разыгрывали мини – спектакли, короткие сценки. Афиша является как бы частью спектакля, вынесенной на улицу.

     Задача афиши – подготовить зрителей к спектаклю, дать общее о нем

представление, возможно просто заинтересовать.   Текст афиши рассказывает о спектакле и исполнителях, а изобразительная     часть символизирует основной смысл спектакля. Изображение и текст   должны  составлять единое. На нашей ширме есть несколько таких афиш.    

        Практическая часть: 

   Сегодня мы с вами должны сделать афишу для вашей  сказки. И она тоже займет место среди этих афиш. Только делать будем в   разном исполнении. Каждая группа  предложит свой вариант афиши.

         1 группа -  будет её рисовать,

        2 группа – использует более простой способ. Они будут составлять

          комбинированную афишу – из картинок и дорисовывать её.

        3 группа – я и двое моих помощников будем набирать её на ноутбуке.

                                                Творческой вам работы.          

  ( По окончанию работы каждая группа рассказывает о своем варианте)

III.  Подведение итогов

Педагог:     Вот мы и поставили последнюю точку. Посмотрите, как  много вы узнали, какой богатый опыт вы приобрели, осваивая

 ступени - Мастертва. Вы уже не те девчонки и мальчишки, которые в первый раз  пришли к нам в кукольный театр,  не умея владеть куклой. Вы прошли  путь   от Ученика до « Бакалавра кукольных наук». И сегодня мы вам вручаем  этот   знак отличия.

          (Воспитанникам вручаются эмблемы «Бакалавр кукольных наук»

Педагог:  И хочу вручить вам свой подарок.

   (Педагог  вручает детям коробку в красивой  упаковке и  просит её

          открыть. Из коробки дети достают  поролоновую куклу)   

Педагог: Сегодня вы получили звание  Бакалавра, но вот чтобы стать Магистром вы должны заставить эту куклу танцевать, двигаться,

петь. А ещё посмотрите,  на нашей ширме осталось много табличек                   с  названиями,  которые вам предстоит открыть для себя в                              следующем году.

IV.  Рефлексия

Педагог: Вот и подошло наше занятие к концу. Вы хорошо поработали. А как и полагается в театре по завершению представления звучат аплодисменты. Вот и сейчас, по вашим аплодисментам я определю,  понравилось оно вам или нет.  Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового занятия студии английского языка в 1 классе "The Little House in the Wood"

Методическая разработка сказки "Теремок" на английском языке. Её можно поставить с детьми 1 класса, которые только начали изучать английский язык.  Ребятам,проявляющим активный интерес к изучению...

Книга - окно в мир. Методическая разработка итогового игрового занятия.

Итоговое игровое занятие "Книга-окно в мир" является контрольным этапом проверки знаний учащихся по теме блока "Книга - прошлое, настоящее, будущее".  В методической разработке представлены подго...

Разработка открытого мероприятия. Театр С.Я.Маршака

С поступлением ребенка в школу , когда он овладевает навыками самостоятельного  чтения и родители начинают читать ему вслух намного меньше( а иногда и вообще отказываются от такого вида чте...

Авторская разработка для школьных театров здоровья

Данный сценарий поможет учащимся  организовать работу по пропаганде здорового образа жизни и повышать интерес к физической культуре и спорту в своей школе....

Авторская разработка для школьных театров здоровья "Вместе беда не беда!"

Сценарий предназначен для творческого коллектива младших школьников...

методическая разработка выступления экологического театра "Буратино на новый лад"

Методическая разработка выступления экологического театра «Буратино на новый лад»  предназначена  в  помощь  преподавателям,  руководителям экологических театров  при под...

Разработка итоговой комплексной работы для 2 класса ( ФГОС). Оценочный лист итоговой комплексной работы ученика ( цы) 2-а класса

Цель данной разработки итоговой коплексной работы- выявить уровень сформированности УУД второклассника....