Программа воспитания классного коллектива "Надежда"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

 

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания определя­ется самой жизнью, состоянием подрастающего поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях.

В современных условиях нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Сегодня одной из главных задач школы является формирование у детей общече­ловеческих духовных ценностей и ориентиров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_klassnogo_kollektiva_nadezhda.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания определя ется самой жизнью, состоянием подрастающего поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях.

В современных условиях нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Сегодня одной из главных задач школы является формирование у детей общече ловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них - вечные нравст венные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим.

Как известно, младший школьный возраст - период, наиболее благопри ятный в духовно-нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, разбирается в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», то есть вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребён ка, происходит естественный отбор нравственных ценностей, оказывающих решающие влияние на всё его последующие развитие.

Наша задача - не дать угаснуть Божьему дару, не остудить благородные порывы, пока не привык ещё малыш равнодушно отводить глаза и проходить мимо лично нуждающихся в сострадании. А это может произойти уже на первой ступени обучения, если у ребенка нет «тренировки» в нравственном

поведении, если в начальной школе процесс воспитания осуществляется

безразличными людьми. Потери от такого воспитания невосполнимы.

Современные учебные программы для начальной школы насыщенны учебным материалом, так что на воспитания, привитие духовно-нравственных качеств не остаётся времени. Поэтому характер нравственных взаимоотношений, который существует в процессе обучения, закрепляется и видоизменяется во внеурочной деятельности. Так как именно внеурочная деятельность богата самыми разнообразными формами и содержанием.

В связи с этим хочется поделиться некоторыми практическими нара ботками и предложить альтернативную программу «Надежда» для реализации духовно-нравственного направления раздела «Внеучебная деятельность» в свете требований Федеральных госу дарственных образовательных стандартов второго поколения.

Цель программы;

- формирование духовно-нравственных отношений растущего человека
к миру и к самому себе.

Задачи:

-        найти путь к душе ребёнка, к собственному «Я», пробудить в нем

творческое начало и эмоциональную отзывчивость;

  1. формировать у детей общечеловеческие духовные ценности и ориен тиры;
  2. развивать умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей, создавать гармонию в любой  жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её и на отношения с людьми;
  3. повысить у детей самооценку своих реальных достижений;
  4. воспитывать чувство гордости за свой родной край, уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к матери альным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Программа рассчитана на 4 года обучения (начальная школа): 34 учеб ных часа в год для каждого класса. Периодичность занятий: 1 час в неделю.

Содержание программы учитывает возрастные особенности младшего школьника и предполагает использование различных форм и методов рабо ты. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных конкурсов, викторин, праздников, круглых столов, выставок детского творчества, фотовыставок, театрализации, экскурсий, коллективно-творческих дел.

Программа осуществляет взаимосвязь «ступеней роста» детей: получаемые задания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их. Ра бота построена комплексно и целенаправленно. Материал подобран модульно. Это дает возможность прослеживать происходящие изменения в духовно-нравственном становлении ученика. Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё «Я».

Принципы, на которых строится воспитательная работа:

  1. принцип открытости;
  2. принцип привлекательности будущего дела;
  3. принцип деятельности;
  4. принцип обратной связи;
  5. принцип сотворчества;
  6. принцип успешности.

Ожидаемые результаты.

Качества личности, которые необходимо сформировать у учащихся:

Интерес к самому себе

Самопризнание себя как личности

Управление самим собой

Желание действовать и совершать

Эмоциональная устойчивость

Любознательность и вовлеченность в деятельность

Уважение чужого мнения

В результате целенаправленной работы по организации духовно-нравственного воспитания учащиеся приобретут такие общечеловеческие ценности как милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственности. Пополнят свои интересы социально-значимым со держанием, основанным на опыте поколений. Приблизятся к культуре, тра дициям, общечеловеческим ценностям своего народа. Будут расти граждана ми своего отечества, людьми, уважающими себя и других. Станут полезными и нужными своей семье, своему обществу.

В ОУ созданы все условия для успешной работы по данному направле нию, как внутри учреждения, так и через интеграцию с учреждениями до полнительного образования: библиотекой, музеем, эколого-биологическим центром, детской художественной школой, школой искусств.

Основное содержание.

Вся программа «Надежда» выставлена из четырёх взаимосвязанных блоков - «Я, моя семья, мои друзья», «Мой край родной», «Природа глазами души», «Я - человек гражданин России».

Опираясь на поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками, складывается целостная система духовно-нравственного воспитания личности. 

Содержание программы

Блок 1 «Я, моя семья, мои друзья». (34 часа)

Цель; освоение правил совместной жизнедеятельности в школьном коллективе; формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям.

Содержательные линии.

Мы и наши родители. Чудо материнской любви. Роль отца в семье. Ба бушка и дедушка - источник мудрости. Наши сестра и братья. Я – будущая надежда семьи. Семейное счастье. Тепло родного дома.

Я и мои одноклассники. Общаемся вместе. Учусь дружить. Взаимоот ношения в коллективе.

Формы реализации направления «Я, моя семья, мои друзья»;

беседы, игры, викторины, словесное рисование портрета, «семейный альбом», день добрых сюрпризов, конкурс рисунков, рассказы детей, семей ные праздники, часы общения.

Предполагаемый результат;

приобретение опыта общения с людьми;

проявления сильных сторон характера;

выполнение рам учащегося в школе поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;

осознание роли сына или дочери. Которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье, воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.

Блок 2. «Мой край родной» (34 часа)

Цель: развитие у младших школьников интереса к истории и культуре своего края; воспитание любви к родному краю как к свое малой родине, бе режного отношения к материальным и духовным богатствам родного края.

Только человек, знающий и любящий свои «корни», свою «малую роди ну», может вырасти глубоко патриотичным, добрым, ответственным, стре мящимся сделать свой край более красивым, богатым и счастливым.

Содержательные линии:

Дом и школа. Родной край, город. Символика родного города и Ростов ской области. Труд людей моего города. Донской край в разные времена го да. Синих рек рукава... Главная река нашего края. Взгляни на родные просторы! Как нас бабушки лечили. Обряды на Дону. Народные традиции и праздники как источники познания окружающего мира и духовного обога щения человека. Яркие страницы истории Земли Донской (на примере каза чества). Культурно исторические памятники родного края. Правила поведе ния в обществе и во взаимодействии с природой. «Спасём и сохраним!»

Формы реализации направления «Мой край родной»;

Тематические беседы, конкурсы, викторины «Что? Где? Когда?», «Знай свой край»; устный журнал, диспуты, посиделки, разучивание казачьих пе сен, потешек, небылиц, создание книжки-малышки, ролевые игры, экскурсии в природу, на предприятия города, в музеи; конкурсы рисунков, создание проектов «История моей улицы», «Кто работает на родной земле», «Красная книга» ростовской области, коллективные творческие дела, составление ле тописи родного города, фестиваль «Вместе дружная семья».

Предполагаемый результат:

-        получение новых знаний о природе родного края, о его богатейшей
истории и культуре;

-        осознание значимости исторических событий для края, для людей,
проживающих в нем, формировать элементарной эрудиции ребёнка и его
кругозора.

-        приобщение учащегося к истокам казачьего народного творчества;
знакомство с новыми играми песнями;

  1. развитие творческих способностей учащегося при создании проектов.
  2. воспитание уважения к национальным традициям своего и других на
    родов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам род ного края, гражданственности и патриотизма.

Блок 3. «Природа глазами души». (34 часа)

Цель: через знакомство с миром воды, земли, цветов, солнца и неба по казать учащемуся как красота природы влияет на душу человека; неразрыв ную связь человека и природы; воспитывать эстетическое, нравственное практическое отношение к окружающей среде; умение вести себя в ней в со ответствии с общечеловеческими нормами.

Содержательные линии:

Мир природы, какой он? Общение с природой как элемент духовного развития. Солнце - свет души. Волшебная страна облаков. Радуга в сердце человека. Чистый голос воды. Разноцветное платье Земли. Природа и я. Я -часть природы. Моя планета - мой дом. Что мне дает природа? Как я могу ей помочь?

Формы реализации направления «Природа глазами души»;

экскурсии, наблюдения, чтение литературы о природе, просмотры фильмов, конкур сы знатоков природы, олимпиады, викторины, тематические праздники или утренники, выставки детского творчества, творческие композиции, конкурсы рисунков, заочные путешествия.

Предполагаемый результат:

  1. получение новых знаний о природе;
  2. приобретение опыта общения с природой;
  3. развитие творческого воображения;

  1. осознание значимости влияния красоты природы на душу человека;
  2. экологически грамотное отношение к природе, умение наблюдать при
    родные объекты, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в её охране.

Блок 4. «Я - человек и гражданин».(34 часа)

Цель: формирование гражданской и правовой направленности лично сти, активной жизненной позиции.

Основное положение: «Ты не только сын или дочь, но и гражданин своей России».

Содержательные линии.

Учимся общаться. О дружбе, доброте, отзывчивости. Настоящие и лож ные ценности дружбы. Устремлённость человека к высшим ценностям: истине, добру и красоте. Школа вежливого общения. Заботливость, преданность, понимание, любовь к маме. Сочувствие, милосердие, сопереживание как чер ты русского национального характера. Я - гражданин страны. Государствен ный флаг, (герб, гимн). Кодекс поведения: вежливость, достоинство, естест венность, такт. Причины ссор и конфликтов. Пути выхода из них. Взаимоот ношения детей и родителей. Человек как созидатель, человек как разруши тель. Нравственные ценности, выраженные в искусстве: добро, красота, справедливость, любовь. Ценность человеческой жизни. Ценность человече ского общения. Права и обязанности человека. Нарушение прав человека (на материале сказок). Права и обязанности школьника. Трудолюбие, смелость, сила воли как основные условия счастливой жизни.

Формы реализации направления «Я - человек и гражданин».

Тематические беседы, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, экскурсии по памятным местам, посещение музеев, праздники, посвящённые памятным датам, викторины по правовой тематике.

Предполагаемый результат:

- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нор мах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

-        получение школьником опыта переживания и позитивного отношения

к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура, труд), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

-        получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек дей ствительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Программа «Вместе весело шагать»  -  это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и  новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.  Содержа...

Программа воспитания и развития классного коллектива "Росток"

В данной программе представлена организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития, способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании I школьной сту...

Самоанализ реализации программы воспитания "Я, ты, он, она - вместе классная семья" 28.03.2019г.

Представлен анализ работы за три года работы по программе воспитания "Я, ты, он, она - вместе классная семья"...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ "Сплочение классно-родительского коллектива"

Программа воспитания "Сплочение классно-родительского коллектива"для учащихся 1-4 кл.(срок реализации 4 года)...

программа воспитания 4 класс классного руководителя

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечест...

Программа воспитания классного коллектива

Программа воспитания классного коллектива 3 класса...