Детская субкультура как механизм социализации младшего школьника.
презентация по теме

Шипилова Ольга Владимировна

    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги ставятся вопросом, что нужно сделать ,чтобы ребёнок, входящий в мир его окружающий  стал уверенным, счастливым, умным успешным.    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных.  Данный материал предлагает  использовать р педагогической деятельности различные формы и виды работы в развитии детской субкультуре.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx95.14 КБ
Файл prezintaciya_k_pedsovetu_1_klass_shipilova.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

               

                          Муниципальное  бюджетное   общеобразовательное  учреждение

                                          Астраханской области, Икрянинского района        

                                          Начальная  школа - детский сад «Автомобилист»

             Педсовет   на    тему:

                   «Детская  субкультура как

   механизм социализации  младшего школьника.»

                                                                  Подготовила и провела

                                                                    учитель нач. классов

                                                                    Шипилова О.В.

                            Апрель   2012 уч.г.

    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги ставятся вопросом, что нужно сделать ,чтобы ребёнок, входящий в мир его окружающий  стал уверенным, счастливым, умным успешным. Общекультурная среда, формирование жизненного опыта ребенка, принятие возрастных норм поведения в группе сверстников, умение эффективно выйти из трудных ситуаций, решение своих эмоциональных проблем, умение влиять на других, познавать мир, себя и окружающих.Всё это ничто иное как детская субкультура.

   Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей. Она регулирует  взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителями основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует  их  через  соответствующие традиции, обычаи, ритуалы и социального опыта от поколения к поколению. Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические  способности организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношение со сверстниками, ребёнок оберегает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:

  - дразнилки и обзывалки, высмеивающие  ябедничество, плаксивость, жадность. Выполняют воспитательную функцию, помогают при нападках сверстников отстаивать себя в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость ;

  -колыбельные песни, потешки, прибаутки для маленьких имеют мировозренчиское значение, так как знакомятся с простейшей моделью мироустройства: дом- защита и  опасный внешний мир, который до определённого времени ребёнку знать не надо;

  -детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребёнку материализировать своё тайное присутствие, и утвердить себя через эти предметы: «я есть», « я могу». Что помогает пережить чувство одиночества, при формировании личности.

            В содержании современной детской субкультуре разные

                                                       - 1 -

 авторы(В.В.Абраменков, Т.И.Алиев, Н.М.Зарянова) выделяют различные компоненты. Обобщенный  анализ разных точек зрения позволяет выделить следующие компоненты детской субкультуры:

 -детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношений со сверстниками. Это правила  вступления в различные формы и виды деятельности и выхода из них, знаки собственности, взыскание долгов, право старшинства и  опекунское право в разновозрастных группах;

- детский фольклор( колыбельные песни, прибаутки,потешки, считалки…)

- детский юмор( анекдоты,розагрыши)смеховой мир детства ( перевёртыши, истории-небылицы);

- детское собирательство и коллекционирование

-детская мода ( составление веночков и букетов);

- интерес к  посещения страшных мест, свалок.

Всё перечисленное это процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения  воспроизводства  социокультурного  опыта. Важнейшая проблема  становления человека с точки зрения общества- обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.

  Социализация-это  адаптация личности к обществу  путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, присущих как обществу в  целом, так и  отдельным группам. Социализация- это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и  самореализации. В ходе которого создаётся новый социокультурный опыт.  Начальной школой  с первого дня пребывания ребёнка как ученика целенаправленно создаются условия, обеспечивающие приобщение  школьника в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия  между детьми  возраста и пола, завоевание личностного статуса отличного от  статуса ребёнка в семье. Перед педагогом стоит задача  приобщения к детской субкультуре:

- формирование  знаний, умений, навыков конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;

- создание условий для приобретения  важных качеств, как  самостоятельность,

                                                   -2-

       активность, социальная уверенность.

     Для этого надо использовать  такие формы работы в школе, в ходе которых происходит ознакомление с учебным заведением(экскурсии, целевые посещения  предметных кабинетов ),формы работы способствующие сближению и первоклассников и учеников 2-4 классов и учеников  среднего звена( встречи, беседы  со всеми учениками школы, недельные итоговые линейки, совместная трудовая деятельность).Всё перечисленное выше способствует гармонизации социализации- индивидуализации ребёнка в классе и группе сверстников, осознанию своего социального «Я».    Рассмотрим несколько форм приобщения  школьника к детской субкультуре.

ВЫСТАВКИ, по определению В.И.Даля,- собрание каких либо замечательных предметов.  Для выставки определяется  специальное место в  классе. Выставочный материал должен содержать информацию о владельце, экспонате(название, имя, фамилию владельца)

   

                                                                   - 3 -              

        Темы могут быть различными: моя любимая игрушка, осенние причуды, семейные фотографии, персональная выставка детских рисунков, бисероплетение, вышивка, моделирование. К семейным выставкам обязательно привлечь родителей для оказания помощи в оформлении выставки, с выставочными объектами должны соседствовать семейные фотографии(те которые отражают туризм, отдых, рыбалку…)А персональные выставки выявляют способности детей и их увлечения.

    Презентация

Это активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы коллектива, в работе дети налаживают отношения со сверстниками, овладевают разнообразными способами и средствами общения. Участвуют в общем деле и получают результат коллективного творения. Большую роль играет подготовка предварительной работа, в которую входят:

Тематика презентации рассматривает все интересы учащихся. Это экскурсии по фотовыставкам (городов, отдых , здоровый образ жизни, «я в детском саду», давайте познакомимся, мои увлечения, в гостях у сказки)

                                                                   -4-

Очень активно используются игровые проекты как форма взаимодействия  детей в деятельности и развивают способности организовать игру. Задача социализации игры- обогащение опыта детей, осознание норм и правил поведения, освоить разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстника. Сформировать у ученика умение сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими. Проекты могут быть  долгосрочные, которые включают ряд мероприятий и короткосрочные. В проектной деятельности обязательное требование получение продукта, которые в дальнейшем будут использоваться в детской деятельности.

Отдельной формой приобщения к детской субкультуре рассматривается события. События- форма, с помощью которой создаются условия для самореализации  ребёнка в группе сверстников и развитие у него адекватной самооценки своих возможностей.

  В словаре С.И.Ожегова событие трактуется как значительное явление, факт общественной, личной жизни. В педагогике события предполагают наличие в жизни детей ярких, эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. Основная задача такой формы это самореализация ученика в группе сверстников, развить адекватную

                                                                   - 5 -

оценку  своих возможностей и непременно воспитывать нравственные качества у младшего школьника. Использовать в работе предпочтительно упражнения  на обучение нормам и правилам поведения, культурного общения.

    Цель школы-формирование ключевых  компонентов, которые  являются универсальными и применяются в различных жизненных ситуациях. Этими компонентами  должен  обладать  каждый  ученик, чтобы  эффективно действовать в ситуациях профессиональных, личностной и общественной жизни. Все перечисленное нами выше  помогает нам с формулировать основные компоненты освоения учащимися способов деятельности в  неопределённых проблемных ситуациях. Умение самостоятельно вступать в контакт  с любым собеседником, поддерживать контакт в общении, соблюдать нормы и правила общения, а также использовать невербальное общение,  проявлять уважение и  терпимость  к чужому мнению. Высказывать и аргументировать собственное мнение, грамотно разрешать конфликтные ситуации всё это как ничто иное  - коммуникативный компонент.    

      Умение самостоятельно находить партнёров для сотрудничества и объединяться с ними в группы, распределять  между собой роли и задачи, координировать свои действия  с действиями других членов группы, решать общие задачи, разрешать противоречия всё это  развивает  кооперативные качества.

                                                        - 6 -

         Основа формирование детской субкультуры- это опыт учащихся, полученный в жизненных и  учебных  ситуациях, актуализированный на   уроках или во  внеурочной   деятельности; новый, приобретённый в ходе   проектной деятельности, ролевой игры, психологических  тренингов и т.д.

   

 

                                                             

       

                                                     

                                                         -7-

                            Литература:

  1.  Иванов Н.В., Бардинова Е.Ю., КалининаА.М.  Социальное развитие детей в ДОУ.  М:ТЦСфера,2008г.
  2. Хирьянова И.С.  Комплесный подход в учебном процессе начальной школы.Журнал управление начальной школой 2009 №10.
  3. Страницы интернета: Современная  детская  юношеская субкультура в Росс

ии.Т.Д.Попкова.

                                                             -8-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ начальная школа –детский сад «автомобилист» ПЕДСОВЕТ на ТЕМУ : « Детская субкультура как механизм социализации младшего школьника.» Подготовила учитель нач .классов Шипилова О.В. Апрель 2012 г.

Слайд 2

Детская субкультура особая система бытующая в детской среде представленной в мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения самих детей .

Слайд 3

Социализация-процес развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта(Ф.В.Мудрик) Адаптация личности к обществу путём усвоения социального опыта,ценностей,норм, установок присущих ,как обществу так и отдельных групп. Формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации.

Слайд 4

Осознание своего социального «Я»

Слайд 5

Компоненты детской субкультуры Выставка - собрание каких-либо замечательных предметов(В.И.Даль ) тематические авторские

Слайд 6

ВЫСТАВКИ В классе определяется специальное место, на работе содержаться информация о владельце, экспонате . Условия для раскрытия мира ребёнка

Слайд 7

Презентация- активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности общие интересы группы.

Слайд 8

СОБЫТИЯ- форма условий самореализации ребёнка в группе сверстников.

Слайд 9

КОМПОНЕНТЫ

Слайд 10

Детская субкультура- это опыт учащихся, полученный в жизненных и учебных ситуациях, актуализированный на уроках или во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.

В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....

Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.

«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...

Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"

Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируе...

Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника

Для описания процесса  развития психики необходимо рассматривать изменения, происходящие с  ребенком в период с 6-7 до 11-12 лет, то есть в период младшего школьного возраста....

Статья: психологические особенности и механизмы развития младшего школьника

Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника...

Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника

Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника...

Доклад на тему: «Особенности социализации младших школьников. Проблемы социализации»

Основной задачей педагога в младших классах является облегчение вхождение ребенка в общность с новыми правилами, где главным процессом является процесс обучения и отчасти труда. В этой связи в р...