программа по внеурочной деятельности "Маленькие журналисты"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
программа по внеурочной деятельности объединения маленькие журналисты рассчитана на 1-3 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_zhurnalisty.rar | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Необходимость введения в практику дополнительного образования спецкурса по журналистике продиктована самой жизнью. Вступая во взрослую жизнь, школьники далеко не всегда владеют различными способами работы с информацией. Большая часть учеников, переходя в среднее и старшее звено школы, не умеет самостоятельно находить материал, грамотно обрабатывать его, вести беседу и выступать перед аудиторией. Курс «Основы журналистского мастерства» призван помочь ребятам справиться с этой проблемой.
Воспитательный компонент программы заключается в организации сплоченного коллектива редакции, каждый член которого добровольно выбирает обязанности по силам, меняя их по степени овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Работа по выпуску газеты приучает детей к ответственности, готовит их к взрослой профессиональной деятельности.
Развивающий компонент программы заключается в создании условий для самостоятельной работы и творчества учащихся посредством практических занятий и семинаров.
Обучающий компонент программы заключается в системе новых знаний, умений и навыков, необходимых для овладения учащимися основами журналистского мастерства.
Цель курса – способствование развитию личности каждого ребенка, занимающегося в секции, в сфере профессиональной ориентации, обучение ребят приемам грамотной деловой беседы, развитие навыков работы с информацией (поиск информации, отбор необходимых данных, их дополнение и перепроверка, точная передача информации средствами письменной речи).
Задачи:
- воспитание в учащихся желания и умения общаться с людьми любого возраста и социального статуса; формирование чувства ответственности за выполняемую работу,
- развитие организаторских способностей, необходимых для построения эффективной работы коллектива редакции,
- развитие навыков изложения и редактирования текста с помощью компьютера, навыков финансово-хозяйственной деятельности по материальному обеспечению газеты.
Каждый учащийся секции – корреспондент школьной газеты «Сорока - белобока». Совершенствуясь в профессиональном плане, ребята начнут публиковаться в местных СМИ, принимать участие в выездных конкурсах и конференциях. Курс рассчитан на группу детей начальных классов в составе 12-15 человек. Занятия проводятся в дневное время.
Межпредметные связи:
данный курс тесно связан с предметами «русский язык» и «литература» , т.к. способствует повышению грамотности, развитию устной и письменной речи;
Связь с предметом «информатика» прослеживается в том, что дети учатся работать с компьютером, редактировать , макетировать и т.д. Курс также связан с уроками изобразительной деятельности, т. к. рисунки для газеты дети рисуют сами.
Планирование на 1 год обучения
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | дата | Коррект. даты | Умения (У*) | Понятийные и инструментальные знания |
Общение | ||||||
1 | Вводный урок. | 1 ч. | Для чего люди общаются. | |||
Виды общения | ||||||
2 | Будем общаться. Приветствие. | 1 ч. | Определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения (в изученных пределах). | Устное и письменное общение (чем различаются). | ||
3 | Ответы на приветствие. | 1 ч. | Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях. | Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. | ||
Речевая деятельность | ||||||
4 5 | Слово веселит, слово огорчает, слово утешает. Поиграем вместе. | 1 ч. 1 ч. | Слушать учителя, его объяснения. Быть хорошим слушателем. | Слушание. | ||
6 7 8 | Загадки. Ключ к тексту. Очень важные слова. Знакомые незнакомцы. | 3 ч. 1 ч. 1 ч. | Сочинять считалки, загадки. Уместно, умело использовать громкость, темп речи в устных высказываниях. Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил. Произносить жанры малых форм, учитывая их особенности. | Говорение. Вывеска | ||
Текст. Речевые жанры | ||||||
9 10 | Знаки в тексте. Маленькие тексты. | 2 ч. 3 ч. | Видеть и различать знаки в тексте. Знать, для чего нужны знаки препинания. Видеть и различать знаки в тексте. Знать, для чего нужны знаки препинания. | Точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки. Многоточие. | ||
11 12 | О ком? О чем? Как построен текст. | 2 ч. 5 ч. | Определять, насколько уместен избранный прием ознакомительного чтения для данной ситуации. Пользоваться подходящими приемами ознакомительного чтения. | Чтение **. Ознакомительное чтение. (Мы знакомимся с книгой, журналом, газетой.) Некоторые приемы ознакомительного чтения. | ||
13 | Начало – конец. | 3 ч. | Анализировать шрифтовые выделения (в том числе и цветом) в текстах учебников. | Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чем нам говорят шрифт, иллюстрации.) | ||
14 15 | Заголовки бывают разные. Заголовки – отгадки. | 3 ч. 3 ч. | Замечать разные недочеты в речи говорящего. | Текст и заголовок текста. | ||
16 | Заголовки, названия… | 3 ч. | Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения. | В чем состоит вежливость. | ||
17 | Главная мысль текста. | 5 ч. | Определять тему и основную мысль текста. | Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. | ||
18 | Давайте дружить со словами. | 3 ч. | Вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы. | Разговор по телефону. | ||
19 | Текст – что это такое? Повторение изученного. | 2 ч. | Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст. | Что такое текст. | ||
20 | Работа с текстом. | 4 ч. | Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста. | Тема и основная мысль текста. | ||
21 22 | Ключевые слова. Красная строка, абзац, | 4 ч. 3 ч. | Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста. | Ключевые (опорные) слова. | ||
Письменный текст | ||||||
23 | Свободные тексты. Анализ свободных текстов. | 5 ч. | Выражать мысли письменно. Правильно оформлять текст на письме. | Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. | ||
24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 | Текст на заданную тему. Стили текста. Тексты – описание. Тексты – повествование. Свободные тексты – повествования и описания. Какие бывают тексты. Повторение. Экскурсия в библиотеку. Детские журналы. Профессия - журналист. Кто помогает журналисту? Что такое интервью? Какие бывают вопросы? Вопрос – ответ. Ежели вы вежливы. Правила этикета в разговоре. Иллюстрации в журнале. Смешное и серьёзное в журнале. Мой журнал (проектная работа) Защита проектов. Чему мы научились | 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 2 ч. 1 ч. 5 ч. 2 ч. 3 ч. 2 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 3 ч. 3 ч. 6 ч. 3 ч. 2 ч. | Выражать мысли письменно. Правильно оформлять текст на письме. Различать стили текстов (повествование и описание) Составлять простейшие тексты – описания. Составлять простейшие тексты – повествования. Составлять простейшие тексты – повествования и описания на свободную тему. Познакомиться с детской прессой. Познакомиться с детской прессой. Знать о работе журналиста. Знать о профессиях людей, выпускающих журнал. Уметь грамотно задавать вопрос, логически строить интервью. Уметь грамотно отвечать на вопрос, строить диалог. Знать правила этикета при разговоре. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости. Отличать жанры журнальных статей. Применять знания на практике. Уметь грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. | Тема и основная мысль текста. Повествование и описание. Редактор, иллюстратор, дизайнер, корректор Прямые, косвенные, (открытые и закрытые) вопросы Приветствие |
Учебно-тематическое планирование на 2-3 год обучения
Тема | Общее количество часов | Теория | Практика | Экспериментальная или исследовательская работа | ||||
1 год | 2 год | 1 год | 2 год | 1 год | 2 год | 1 год | 2 год | |
Базовые понятия журналистики | 8 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | - |
История журналистики | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - |
История движения начинающих журналистов | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | - | - |
Редакционный коллектив | 8 | 10 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 |
Газетные жанры | 8 | - | 3 | - | 3 | - | 2 | - |
Кодекс профессиональной этики российского журналиста | - | 6 | - | 2 | - | 2 | - | 2 |
Аналитическая группа жанров | 8 | - | 4 | - | 2 | - | 2 | - |
Внешнее и внутреннее оформление газеты | 8 | - | 2 | - | 4 | - | 2 | - |
Формы подачи материала | 8 | - | 2 | - | 4 | - | 2 | - |
Газетные шрифты | 8 | - | 4 | - | 2 | - | 2 | - |
Фотожурналистика | 8 | - | 4 | - | 2 | - | 2 | - |
Информационная группа жанров | - | 14 | - | 6 | - | 4 | - | 4 |
Реклама в СМИ | - | 10 | - | 4 | - | 4 | - | 2 |
Художественно-публицистическая группа жанров | - | 10 | - | 4 | - | 4 | - | 2 |
Разновидности иллюстраций | - | 6 | - | 2 | - | 4 | - | - |
История радио | - | 2 | - | 2 | - | - | - | - |
История ТВ | - | 2 | - | 2 | - | - | - | - |
Практическая работа по выпуску журнала | 16 | 20 | - | - | 16 | 20 | - | - |
Итого | 66 | 66 | 30 | 32 | 42 | 44 | 16 | 12 |
Содержание программы (2 год обучения)
Тема | Ключевые понятия | Методы и формы организации деятельности | ЗУН | Форма контрольного среза | Дата проведения | Кол-во часов | |||
Базовые понятия журналистики (8 ч) - Проблемный семинар «Для чего нужна современная газета» - Какой должна быть школьная газета - Базовые понятия журналистики (лекционное занятие) - Чем отличается газетная статья от журнальной (исследовательская работа) | Источник, способ подачи и потребитель информации | Лекция, проблемный семинар «Для чего нужна современная газета?», организация работы творческой группы | Знание понятия «журналист», «информация», навыки целеполагания, умение распознавать разные способы подачи материала | тест | 2 2 2 2 | ||||
История журналистики (4 ч ) - Рукописные газеты - Проектные работы «Моя газета» | Пражурналистика, рукописная газета, журнал | Лекция, беседа, защита собственных проектов, выработка концепции газеты | Знание определений, фактов, умение видеть концепцию газеты | Опрос, защита проектов | 2 2 | ||||
История движения начинающих журналистов (4 ч) - Детская пресса - Создание Устава редакции | Деятельность Коменского и Новикова, фестиваль юношеской прессы | Рассказ, знакомство с Лигой начинающих журналистов, создание устава редакции | Умение сравнивать различные виды газет, навыки общения с коллегами | Практическая работа | 2 2 | ||||
Редакционный коллектив ( 8 ч ) -Редакционный коллектив и обязанности членов редакции (лекционное занятие) - «Какова моя роль в создании газеты?» (проблемный семинар) - Запуск первого номера газеты - Конкурс статей | Обязанности членов редакции | Проблемный семинар, распределение обязанностей, запуск первого номера журнала | Знание и практическая отработка функций членов редколлектива | Разработка эскиза номера, конкурс статей | 2 2 2 2 | ||||
Газетные жанры (8 ч) - Обзор газетных жанров -Информационная статья, её особенности - Аналитическая статья, её отличия -Художественно- публицистическая журналистика | Информационная, аналитическая, художественно-пулицистическая журналистика | Беседа, написание и редактирование статей | Умение различать и применять различные группы жанров | Завершение конкурса работ | 2 2 2 2 | ||||
Аналитическая группа жанров (8 ч) - Статья, рецензия на статью -Комментарий. Журналистское расследование -Проводим журналистское расследование -Защита аналитической статьи | Статья, корреспонденция, обзор печати, рецензия, комментарий, версия, журналистское расследование | Беседа, анализ СМИ, написание и защита статей | Умение использовать аналитические способности при написании статей | Практическая работа | 2 2 2 2 | ||||
Внешнее и внутреннее оформление газеты (8 ч) - Основные понятия, использующиеся при оформлении статьи - Умение использовать знание определений (урок- практикум) - Разработка макета газеты - Защита макета газеты | Логотип, колонтитул, «подвал», полоса, разворот, вкладыш | Разработка макета газеты | Умение на практике использовать знание определений | Практическая работа, защита макета | 2 2 2 2 | ||||
Формы подачи материала (8 ч) - Встреча с журналистами газеты «Вечерние Челны» - Разные способы подачи материала (урок-практикум) - Спецвыпуск (проектная работа) - Конкурс тематических страниц | Подборка, тематическая страница, спецвыпуск, обменная страница | Беседа, встречи с опытными журналистами | Умение использовать разные способы подачи материала | Конкурс тематических страниц | 2 2 2 2 | ||||
Газетные шрифты (8 ч) - Газетные шрифты (лекционное занятие) - Газетные шрифты (практическое занятие) - Оформление макета - Зачётный урок по теме «Газетные шрифты» | Гарнитура, кегель, интелиньяж | Оформление макета | Знание и умение применять разные шрифты | зачет | 2 2 2 2 | ||||
Фотожурналистика(8 ч) - Роль фотографии в газете и журнале (проблемный семинар) - Отличия фоторепортажа и фотоочерка - Фотозаметка и фотозарисовка - Конкурс фотографий | Фоторепортаж, фотоочерк, фотозаметка, фотозарисовка | Работа с фотографиями | Умение работать в фотожанрах | Конкурс фотографий | 2 2 2 2 | ||||
Практическая работа по выпуску газеты (16 ч) - Написание статей для газеты - Конкурс статей - Подборка фотографий для газеты - Интервью -Литературное творчество в газете - Оформление развлекательной странички для первоклассников - Макет газеты - Работа в школьной редакции | Информационная, аналитическая, художественно-пулицистическая журналистика | Беседа, написание и редактирование статей | Навыки литературного творчества | Практическая работа | 2 2 2 2 2 2 2 2 | ||||
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Тема | Ключевые понятия | Методы и формы организации деятельности | ЗУН | Форма контрольного среза | Дата проведения | Кол-во часов |
Базовые понятия журналистики (повторение) | Источник, способ подачи и потребитель информации | Лекция, проблемный семинар «Для чего нужна современная газета?», организация работы творческой группы | Знание понятия «журналист», «информация», «редактор», «корректор», «корреспондент», навыки целеполагания, умение распознавать разные способы подачи материала | тест | 4 | |
История журналистики (повторение) | Пражурналистика, рукописная газета, журнал | Лекция, беседа, защита собственных проектов, выработка концепции газеты | Знание определений, фактов, умение видеть концепцию газеты | Опрос, защита проектов | 2 | |
История движения начинающих журналистов (повторение) | Деятельность Коменского и Новикова, фестиваль юношеской прессы | Рассказ, знакомство с Лигой начинающих журналистов, создание устава редакции | Умение сравнивать различные виды газет, навыки общения с коллегами | Практическая работа | 2 | |
Редакционный коллектив | Обязанности членов редакции | Проблемный семинар, распределение обязанностей, запуск первого номера журнала | Знание и практическая отработка функций членов редколлектива | Разработка эскиза номера, конкурс статей | 10 | |
Кодекс профессиональной этики российского журналиста | Мораль, этика, профессиональный долг | Лекция, семинар | Знание кодекса, умение применять его | тест | 6 | |
Информационная группа жанров | Краткая и расширенная информация | Беседа, практическая работа | Умение работать с информационной группой жанров | Защита найденной информации | 14 | |
Реклама в СМИ | «Кодекс норм рекламной практики» | Беседа, экскурсии в рекламные фирмы | Умение создавать рекламный материал | Конкурс школьной рекламы | 10 | |
Художественно-публицистическая группа жанров | Литературное творчество | Беседа, практическая работа | Навыки литературного творчества | Защита творческих работ | 10 | |
Разновидности иллюстраций | Карикатура, шарж, плакат, монтаж, диаграмма, карта, репродукция | Беседа, разработка оформления номера | Навыки оформления | Защита оформительских работ | 6 | |
История радио | Радиорубка «Авроры», Нижегородская радиолаборатория | Беседа, экскурсия | Знание основных фактов | тест | 2 | |
История ТВ | Изобретения Розенга, Китаева, Московский телецентр | Беседа, экскурсия | Знание основных фактов | тест | 2 | |
Практическая работа по выпуску журнала | Информационная, аналитическая, художественно-пулицистическая журналистика | Беседа, написание и редактирование статей | Навыки литературного творчества | Практическая работа | 20 |
Предполагаемые результаты
Результатом работы секции является освоение ребятами базовых навыков работы журналиста, организация редакционного коллектива, ежемесячный выпуск школьной газеты и участие коллектива в научно-практических конференциях НОУ, выездных мероприятиях лиги начинающих журналистов, городских и региональных этапах конкурса детской и юношеской прессы «Золотое перо».
Воспитательная работа проводится в рамках решения проблем формирования и функционирования коллектива редакции, участия его в различных конкурсах и выездных программах.
Планируется привлечение родителей к организации этой деятельности и их непосредственное участие в организации праздников, выездов, экскурсий.
Выпуск газеты предполагает создание особой культурной среды редакции, формирование норм этики, оформление кабинета редакции или редакционного стенда.
Охрана здоровья школьников заключается в чередовании различных форм работы, соблюдения перерыва в занятиях, проведении инструктажа по ПДД, пожарной безопасности и правилам поведения в общественных местах.
Литература для педагога
1. Н.Есин . «История русской журналистики», М.: Просвещение, 1989.
2. Н.Маркина , «Энциклопедия юного журналиста», М.: Логос, 2000
3. Т.Авлова, «Тайны словесного искусства», С-П.:Специальная литература, 1997
4. Н.Шанский, «Лингвистический анализ художественного текста», С-П.: Просвещение, 1990
5. Л.Шустрова, «Практическая стилистика русского языка», М.:1993
Литература для учащихся
- Александров А. Среди веселых «Чижей» и веселых «Ежей» / Сб.: О литературе для детей.— Вып. 18.—Л., 1974.
- Алексеев С. Мир детской книги (о работе редакции журнала «Детская литература»)/Литературная газета, 1982, 11 августа
- Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг., М., Университет, 1982
- Богатырева Ю.Н. Из истории создания печатной пионерской газеты (1922-1928 гг.). Л., 1972.
- Бурнакин А. Детские журналы / «Новое время», 22 июня 1912.
- Модзалевский К. Что такое книга и детский журнал и чем они должны быть. Русская школа, 1981
- МЫ Литературно-художественный развлекательный журнал.
- ПАМПАСЫ Современный, динамичный, интерактивный, развивающий литературно-публицистический журнал для подростков. Самая свежая информация о жизни, увлечениях, проблемах детей с 8 до 14 лет.
- Рахтанов И. Рассказы по памяти.—М., 1971
- СВИРЕЛЬ Ежемесячный детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
программа работы клуба юных журналистов "Пульс"
3.4. Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям Учащиеся должны: иметь представление- о технологии поиска информации:- текстовым материалом служат:- подписи к картинка...
Рабочая программа кружок ДО Юный журналист
пояснитеьная записка и планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный журналист"
Рабочая программа внеурочной деятельностиГосударственное Бюджетное Образовательное Учреждение /Средне Специальное Учебное Заведение«Челябинский педагогический колледж №1» Утверждена:_____________...
Программа по внеурочной деятельности "Юный журналист"
"Юный журналист» (рабочая программа внеурочной деятельностидля детей 1-4 классов)Программа рассчитана на 1 полугодие...
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-4 классов"Юный Журналист"
Цель курса: Развитие творческих способностей учащихся начальной школы, навыков устных и письменных публицистических выступлений, формирование граждан...
Программа курса внеурочной деятельности "Юный журналист" (5-6 класс)
Программа рассчитана на обучающихся 5-6 класса...