ПРОГРАММА "МОЕ НАСТРОЕНИЕ"
методическая разработка (1 класс) по теме

Адаптация младших школьников к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moe_nastroenie.doc398.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  А. С.  ПУШКИНА

                        Факультет психологии и педагогики им. И.П.Иванова

Практика №2

                                            Агафонова Светлана Михайловна

                             

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОГРАММУ «МОЁ НАСТРОЕНИЕ»

    Дипломная работа по специальности – социальная педагогика

                                                                                         Научный руководитель:

                                                                                                   Платонова С.М.

                                                                                                   канд. пед. наук.

                                              -  2008 -

ГЛАВА 3. Экспериментальная работа по формированию эмоциональной

     сферы личности младшего школьника.    

По результатам начальной диагностики может быть проведён форми-рующий эксперимент с целью формирования у детей младшего школьного возраста положительного эмоционального фона и коррекция общения в клас-се. Формирующая часть эксперимента включает в себя два этапа:

     

1 этап: Разработка экспериментальной образовательной программы

                 «Моё настроение», которая включает в себя 10 тем по формирова-                                        

                 нию эмоциональной сферы у детей.

     2 этап: Апробация данной программы в условиях общеобразовательной

                 школы

3.1.        Образовательная программа для первоклассников  «Моё настрое-

ние».    

Нами была осуществлена разработка и апробация экспериментальной образовательной программы по формированию положительного эмоционального фона и коррекция недостатков эмоциональной сферы младших школьников «Моё настроение». Разработанная экспериментальная образовательная программа «Моё настроение» апробировалась на базе МОУ «Эгвекиноткая средняя общеобразовательная школа № 1» посёлка Эгвекинот Иультинского района Чукотского автономного округа.

                Образовательная программа «Моё настроение»

Целевое назначение программы: Программа предлагается младшим школьникам в сложный период жизни, когда ребёнок эмоционально остро переживает отношение к себе взрослых и сверстников. Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьни-ками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Когда важнейшие потребности ребёнка – соответствовать требовани-ям взрослых (учителей и родителей) и получать от них похвалу, занять дос-тойное место среди сверстников – не удовлетворяются, то он переживает эмоциональное неблагополучие, выражающееся в боязни школы или неже-лания её посещать. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые ещё эмоционально не готовы к роли школьника, для них период адаптации к школе может быть травмирующим, как и дальнейшее пребывание в ней.

              Особенность психологии ребёнка младшего школьного возраста заклю-чается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

                Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций при общении со сверстниками. Если не сделать этого, неуправляемая стихия чувств будет долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые трудности, что может привести к пагубным последствиям для развития  личности в целом.

              В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает разви-ваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок мо-жет успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей, что благоприятно отразится на общении с другими людьми. Предлагаемая программа направлена на решение этих задач.

Реализация программы «Моё настроение» нацелена на формирование эмоциональной сферы общения младшего школьника в едином воспитатель-но – образовательном процессе развития личности.

    Основными задачами программы являются:

  1. знание детьми многообразия мира эмоций и умение правильно определять свои и чужие эмоции, чувства;
  2. умение понимать эмоциональное состояние своё и других людей;
  3. умение рассказывать о своих чувствах, выражать их культурно;
  4. понимание необходимости замечать и учитывать эмоциональное состояние партнёра;
  5. способность определять причины того или другого эмоциональ-ного состояния;
  6. повышение уровня эмпатии;
  7. стремление быть добрым человеком, дарить радость;
  8. умение сдерживать негативные эмоции, не превращать их в гнев, злобу, агрессию, снимать своё напряжение через различные приёмы;
  9. способность к регуляции своего эмоционального состояния, к контролю за эмоциями во время общения.

- жизненно – практические задачи:

  1. давайте сделаем так, чтобы в школу все приходили с радостью и чтобы нам было в ней приятно;
  2. давайте будем помогать друг другу, если кому-то плохо.

- жизненно – практическая деятельность:

  1. внедрение традиции анализа эмоциональных переживаний в события и традиции жизнедеятельности класса;
  2. формирование благоприятного эмоционального микроклимата, отношений доброжелательности, взаимного уважения в классе.

Новизной программы является интеграция жизненно–практических и воспитательных задач и форм работы в едином процессе эмоционального развития личности младшего школьника. В программе эта идея нашла отражение в запланированных событиях жизнедеятельности класса, группы продлённого дня и последействии этих событий, переходящих в традиции жизнедеятельности.

  Программа «Моё настроение» предназначена для формирования эмо-циональной стабильности  в коллективе младших школьников, для развития положительных эмоциональных установок у детей, а также для предотвраще-ния и коррекции эмоционального неблагополучия детей младшего школьно-го возраста (6-8 лет)

Содержание: Программа представляет собой годичное путешествие по миру эмоций, чувств, поведенческих характеристик человека и связанных с ними взаимоотношений между людьми. В каждой теме дети переходят от понимания себя к способам самоизменения и к поведенческим проявлениям своих качеств.

Принципы осуществления образовательного процесса

- Системность образовательного процесса, заключающаяся в единстве целей, содержания, технологий, форм и методов.

- Единство целей педагога – воспитанника.

- Связь теории  и практики, обучения и жизни.

- Предоставление ребёнку права выбора и его обоснования.

- Вариантность в решении проблемных жизненных задач.

- Комплексность (воздействие через чувства, через сознание и через опыт)

-Проблемность: не давать готовых ответов, дать возможность детям оценить их выбор в каждодневной жизни.

Ожидаемый результат:

  1. овладение понятиями: эмоция, настроение, виды эмоций, пози-тивные эмоции, печаль, гнев, уныние, скука, грусть и т.д.;
  2. овладение основами эмоциональной регуляции поведения, умением контролировать свои негативные эмоциональные переживания;
  3. снижение напряжённости, конфликтности в классе, в группе про-длённого дня;
  4. побуждение учащихся к внимательному отношению к чувствам окружающих людей, пробуждение желания быть творцом чужой радости;
  5. предупреждение и снижение тревожности и страхов;
  6. повышение уверенности в себе, доверия к своим чувствам.

Методы отслеживания результативности

  1. Разыгрывание сюжетных сценок по заданной теме.
  2. Тестовое задание: определение эмоционального состояния людей при рассматривании фотографий, картинок с изображением.
  3. Наблюдение степени эмпатичности при прослушивании сказки, истории.
  4. Беседа: взаимоотношения в нашем классе.
  5. Наблюдение за детьми в процессе общения, взаимодействия со сверст-никами в игровой и учебной деятельности.
  6. Тест «Страхи в домиках».

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1.

«Мир эмоций и настроений»

       4

2.

 «Как справиться с плохим настроением?»

       4

3.

 «Как победить свой страх?»    

       3

4.

 «Такие разные чувства…»

       5

5.

 «Сочувствие»

       4

6.

 «Как добиваться успеха»

       3

7.

 «Учимся говорить себе «стоп»

       3

8.

 «Я умею владеть собой»        

       4

9.

 «Я формирую свой характер»

       4

10.

«Взаимоотношения людей»

       5

И Т О Г О:

39 часов

Методическое обеспечение программы

Технология обучения

На протяжении обучения дети не только знакомятся с различными эмо-циональными понятиями, выполняют игровые упражнения, но и участвуют в жизненно–практической деятельности.

Учитывая психологические, возрастные особенности детей младше-го школьного возраста и их неготовность к открытому обсуждению своих проблем, в программу вводится игровой персонаж, который становится цент-ральным при проведении игр и организации общения в рамках данной прог-раммы. Герой рассказов – мышонок Хрустик, тоже первоклассник, у которо-го возникали такие же проблемы в общении, в жизни, в понимании самого себя, как и у детей. Сегодня дети замыкаются в себе со своими бедами, не знают, как рассказать о том, что их тревожит, чего они боятся. Мы старались сделать занятия очень близкими и понятными детям по анализируемым эмо-циям, вызывающим их ситуациям, особенно на начальной ступени обучения.

В программе «Моё настроение» мы используем идею совмещения индивидуального эмоционального опыта каждого ребёнка с опытом сказочного персонажа, других людей, его одноклассников, что становится базой для формирования сопереживания, взаимопонимания, преодоления чувства оди-ночества.

Многие младшие школьники не уравновешенные, гиперактивные, или наоборот замкнутые, поэтому программа требует индивидуального подхода к каждому ребёнку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основ-ном используются следующие методы: имитационные и ролевые игры; пси-хогимнастика; рисуночные методы; элементы групповой дискуссии; техники и приёмы саморегуляции; метод направленного воображения.

Отработка навыков общения на основе этических норм проходит в три этапа:

- получение информации о содержании того или иного навыка;

- применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка умения);

- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ре-бёнка.

Для отработки этих навыков используются такие формы работы, как проведение игр–заданий на развитие эмоциональной сферы, выполнение игро-вых заданий, формирующих положительный эмоциональный фон в классе, упражнения на снятие эмоционального напряжения и т.д. Важным моментом в организации педагогического процесса является создание благоприятной эмоциональной среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка.

Условия реализации программы:

-  Перед началом работы по программе педагогу имеет смысл провести беседы, консультации или семинары с учителями и обязательно встретиться с родителями детей. Контакты с другими учителями и родителями желательно поддерживать на протяжении всего курса.

-  Занятия включают в себя элементы социально – психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

          -  Занятия включают в себя элементы социально – психологического    тренинга, поэтому проводить их лучше в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

           -  Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут (время одного школьного урока).

 -  Оптимальная периодичность встреч участников программы – 1-2 ра-за в неделю. Общая длительность занятий – 10 – 12 месяцев.

-  Программа позволяет сделать участие каждого более активным, если есть возможность делить учебный класс на подгруппы.

-  Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребёнок имел возмо-жность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

-  Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последова-тельность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретённых навыков.

Сюжеты историй и рассказов, текстов для обсуждения объединяет иг-ровой персонаж – мышонок Хрустик. Дети «преодолевают» возникающие проблемы и «усваивают» приёмы саморегуляции вместе с ним. Сюжеты рас-сказов можно брать непосредственно из реальной жизни детей или приду-мывать их заранее. В ходе занятий рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми.

Каждая тема прорабатывается на 1-4 занятиях с использованием разных приёмов. Способы подачи материалов могут меняться в зависимости от соста-ва и особенностей каждой конкретной группы детей.

- Для проведения занятий по этой программе педагогу понадобятся:

- мягкая игрушка, лучше такая, которая одевается на руку;

- палас или ковёр на полу;

- магнитофон;

- аудиокассеты с музыкой для релаксации.

 Тема № 1.  «Мир эмоций и настроений» - 4 часа.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными эмоциями.
  2. Развивать умения правильно определять настроение, выражать эмоции и чувства посредством мимики и жестов.
  3. Научить адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Вопросы для обсуждения

Игры и упражнения

Формы и ме-тоды работы

События жизнедеятельности

Традиции жизнедеятельности

1

2

3

4

5

Легко ли было бы человеку, если бы он не испытывал чувств?

В чём индиви-дуальность и неповторимость чувств?

Зачем нужны неприятные эмоции?

Если бы у чело-века была воз-можность нажа-тием кнопки возбуждать свой центр удо-вольствий, он бы стал посто-янно пользо-ваться этой кнопкой?

Игра «Волшеб-ное зеркало»,

Упражнение

«Раскрась фигур-ки»,

Психогимнастика

«Ручеёк радос-ти»,

Этюд: «Новые игрушки»,

Игра «День рождения»,

Этюд: «Танец радости»,

Этюд: «Кто как

 радуется»,

«Танец утят».

Беседы.

Игра: угадай эмоцию.

Рисуем свои эмоции.

Игровой час

«Наш гость Карлсон»

Сюрпризный момент

(появление мышонка Хрустика)

Беседа на тему:

«Какие чувства испытывают лю-ди?», «С каким настроением мы приходим в школу и почему?»

Знакомство с пан-но «Моё настрое-ние», заполнение этого панно, в ко-тором разный цвет соответствует раз-ному настроению.

В конце недели де-ти делятся своими грустными и радо-стными события-ми, которые были на этой неделе

Анкета «Что меня радует и огорчает в классе».

Обсуждение ре-зультатов анкеты.

Тема № 2.  «Как справиться с плохим настроением?» - 4 часа.

Задачи:

  1. Помочь осознать преимущество оптимистического отношения к жизни.
  2. Показать, что жизнь хороша и что исход событий зависит от настроения.
  3. Формировать умение овладения приёмами улучшить своё настроение через внушение и мимику, через движение, дыхание, слово.

Содержание

Игры и упра-жнения

Формы и методы работы

События жизнедеятельности

Традиции

жизнедеятельности

          1

         2

          3    

          4

         5

Можно ли грустить, ког-да улыбаешь-ся?

Почему люди подолгу бы-вают тоскли-выми, огор-чёнными, грустными, печальными?

Как изменить плохое наст-роение, на хорошее.

Подумайте о грустном и улыбнитесь.

Бывают ситу-ации, кото-рые нам не нравятся, которые мы не можем изме-нить. Можем ли мы изменить своё отношение к этим ситуациям?

Может ли человек выби-рать, о чём думать и как думать.

О чём пословицы: Печалиться – здоровью вредить.

В добре по-живёшь, всю печаль забудешь.

Попробуй быть счастли-вым и вся грусть прой-дёт.

С печалью помогут справиться хорошие и чуткие дру-зья.

Упражнение

«Улыбнись», «Сломалась игрушка»

Упражнение

«Даже если…»,

«В любом случае…»

Этюд:

 «Ласковое солнышко»

Игры: «Солнечный зайчик»,

Упражнение

«Хорошо - плохо»

Дид. игра: «Я радуюсь, ко-гда…»

Упражнение: «Сюжетные картинки».

«Собери мо-заику»

Игра: «Наст-роение».

Подвижная игра

«Походка и настроение».

Игра: «Два клоуна»

«Дружба на-чинается с улыбки»

Упражнение:

«Лицо загора-ет»,

«Тренируем эмоции»,

«Подарим друг другу улыбки».

Сюжетная иг-ра «Лечим радостью»

Этюд: «Праз-дничное наст-роение»

Подвижные игры: «Пти-чки в доли-не», «Ловиш-

ки», «Передай

мячик с нас-троением».

Беседы

Использование рассказа «Вот  С-ли бы всё было не так…»

Запоминание правила: «Мысли нужно выбирать, как цветы-  Выбирай только красивые (поло-жительные).

Рисуем настрое-ние и наблюдаем за собой..

Игры и упражне-ния на умение управлять своим настроением.

Упражнение: при помощи фраз «Даже если…» и «В любом случае…» изменять своё настроение.

Просмотр мульт-фильмов: «Кто сказал:  «Мяу?», «Рукавичка», «Ох и Ах!»

Разыгрывание сценок, сюжетов, где присутствуют грустные, печаль-ные персонажи.

Домашнее зада-ние: работа с ра-

 раскрасками (ра-скрашиваем весё-лого и грустного Хрустика)

Тестовое задание «Когда человек грустит и печалит-ся» (Изображение грустного и печа-льного человека в различных ситуа-циях).

Беседа на тему: «Как помочь себе, когда плохо».

Создание двух цве-тков, чтобы при помощи фраз: «Даже если…» и «В любом случае…» учиться изменять своё на-строение.

Плакаты «Такие мысли помогут мне» и «Такие мысли мне меша-ют» (дети учатся

справляться с пло-хими мыслями, ду- мая о хорошем).

Создание «Волше-бного сундучка», куда можно поло-жить свою грусть и печаль.

Обсуждение в группе вопроса: «Как я помог себе?».

Выставка рисунков, отражающих разное настроение.

Чтение стихотворе-ний, рассказов, син-квейнов, эссе, соз-данных в разных эмоциональных со-стояниях.

Создание «Мусор-ного ведра»

(Суть: дети пишут на листочках «Мне грустно» или «Мне плохо», читают вслух, обсуждают с педагогом и детьми нужны ли нам эти мысли, затем педа-гог просит скомкать листочки, порвать их со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны!» и выбросить в мусорное ведро).

Тема № 3.  «Как победить свой страх?» - 3 часа.

Задачи:

  1. Дать представление о страхах (чего бояться, чего не бояться).
  2. Показать негативное значение многих страхов для здоровья человека.
  3. Помочь перебороть свой страх перед неизвестностью, социальным не  успехом.
  4. Формировать уверенность в себе и научить «не бояться бояться».

Вопросы  для обсуждения

Игры и упражнения

Формы и методы работы

События жизнедеятельности

Традиции

жизнедеятельности

          1

         2

          3    

          4

         5

Что такое страх?

Почему одни люди боятся того, чего не боятся дру-гие, и наобо-

рот?  

 Нужен ли страх?

Можно ли сделать стра-шное нестра-шным?

Хорошо ли всегда быть смелым?

Всякая ли смелость зас-луживает ува-жения?

Стыдно ли просить помо-щи, если тебе страшно?

Почему глаза боятся, а руки делают?

Почему боятся неизвестного?                  

Упражнение: «Расскажи свой страх».

Подвижная игра: «Жмур-ки».

Игры: «Кораблик», «Дракон»,  «Пожар».

Упражнение: «Посадим свой страх в клетку».

Игры: «Собака лает и хватает за пятки», «Найди способ выйти из кру-га».

Упражнение: «Тёмная ком-ната»

Подвижные игры: «Необы-чное сраже-ние», «Мышь и мышеловка», «Качели».

Игра: «Пчёлка в темноте».

Упражнение: «Маленький храбрец».

Психотехника: «Волшебный клубочек».

Упражнение: «Воспитай свой страх».

Игры и упражне-ния на снятие страхов.

Творческое заня-тие по рисова-нию своих стра-хов.

Совместная работа педагога с детьми.

Проведение раз-влекательного мероприятия со «Знайкой» (кор-рекция страхов).

Заключительный праздник:«Путе-шествие в «зоо-парк страхов».

Совместное обсуждение си-туаций, в кото-рых дети испы-тывали страх.

Разыгрывание стихотворения  С.Маршака «Чего боялся Петя?»

Конкурс по «Рас-сказыванию стра-шилок».

Беседа на тему: «Когда нам бывает страшно».

Чтение и обсуж-дение рассказа Е.Пермяка «Самое страшное»,      «Тук – тук –тук»,                  Н.Носов «Живая шляпа»

Работа с баночка-ми с надписями: «Я справился» и «Я не справился» (Суть: опускать в них фишки, пугов-ки: в случае побе-ды над страхом – в первую баночку, а в случае неудач – во вторую баноч-ку)

Беседа на тему: «Стыдно ли про-сить помощи, ког-да тебе страшно».

Проведение игро-вого занятия «Я могу многое!»

Общение с героя-ми русской народ-ной сказки «У страха глаза вели-ки».

 «День смелости» (Суть: проводится в любой день неде-ли. Дети придумы-вают конкурсы и игры). Присвоение наградного банта «Смельчака».

Создание «экрана смелости»: нарисо-ваны картинки с различными стра-хами, на протяже-нии двух недель дети ставят геомет-рические фигуры:     -  -боимся;      - нам немного страшно;           –  - не боимся, под рисунками).

 Путешествие в «Зоопарк страхов» (Суть: снятие нап-ряжения и боязли-вости, развитие уверенности в себе и в своих силах).

Тема 4.  «Такие разные чувства…» - 5 часов.

Задачи:

  1. Ознакомить детей с понятием «чувство»;
  2. Побудить детей к контролю над своими чувствами;
  3. Формировать и развивать у детей умение управлять своим настроением;
  4. Дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и чувствами;
  5. Развивать способность детей к рефлексии, к ориентации на голос своей совести.        

                        

Вопросы для обсуждения

Игры и упражнения

Формы и ме-тоды работы

События жизнедеятельности

Традиции жизнедеятельности

          1

           2

           3

            4

           5

Бывают ли во-звышающие и низменные чувства? От чего зависят чувства, которые переживает человек, прежде всего?

Может ли че-ловек песси-мист стать оптимистом? Как ему это сделать?

Почему, когда нам плохо, всё вокруг кажется мрачным?

Можно ли избавиться от ревности? От зависти?

Упражнение:

«Мысли и чу-вства»,

Упражнение:

«Три настрое-ния»

Игра: «Встреча настроений»,

Игра: «тренируем эмоции»,

Игра «Весёлый хоровод»,

Игра – упражнение «История про Обидки и Грустинки»,

Игры: «Волшебный стул»,  «Портрет», «Узнай по словесному описанию»

Словесная игра «Когда человеку бывает печально, то он …»,

Беседы

Работа с текс-том «Хрустик грустит, оби-жается, зави-дует». Запоминание правила: «Если хочешь, чтобы у тебя было  хорошее настроение, думай хорошо о себе и о людях»

Оформление панно «Моё настроение»

Итоговый праздник «День именинника»

Поиск одноко-ренных слов к слову «радость» (радуга, подарок)

Задание:

В течение недели последить за своими чувствами, отметить какими они были и почему.

Нарисовать мы-шонка Хрустика, когда он испытывает разные чувства: обиду, стыд и т.д.

Изготовление дома баночки с надписями: «Я справился с негативными чувствами» и «Я не справился» (Суть: опускать в них фишки, пуговки: в случае победы над сложной ситуацией – в первую баночку, а в слу-чае неудач – во вторую баноч-ку).

             

Откровенный раз-говор: из-за чего мне бывает обидно или стыдно.

Придумывание плакатов совместно с детьми или рисунки по предложенной теме.

Продолжение работы с настенным панно

«Моё настроение»

Обсуждение в классе комфорт-ности пребывания детей в школе по результатам заполнения панно.

 «День взаимопомощи», когда дети помогают тем, кто отметил на панно, что он грустит.

Тема № 5.   «Сочувствие»  -  4 часа.

Задачи:       

  1. Дать представление о понятиях сочувствие, сопереживание, эмпатия.
  2. Формировать стремление и умение быть заботливым.
  3. Повысить способность детей к эмпатии.
  4. Побудить детей стремиться быть творцами чужой радости.
  5. Помочь детям понимать состояние другого человека, его причины и искать способы помощи.

Проблемные вопросы

Игры и упражнения

Формы и методы работы

События жиз-недеятельности

Традиции жиз-

недеятельности

          1

         2

          3    

          4

         5

От чего зависит, вызывает ли страдающий че-ловек сочувст-вие?

Почему есть люди, которые плачут, сочувс-твуя героине бразильского или отечест-венного сериа-ла, но не помо-гают соседу, ко-торый обратил-ся за помощью?

Почему люди охотно помога-ют переселен-цам, которые остались без крова, приносят им вещи, но начинают злиться на них, когда они встают на ноги и на-чинают жить лучше тех, кто им когда-то помогал?

Ролевая игра «Знакомство».

Упражнение: «Рисуем карти-нки в уме».

Упражнение для релаксации.

Подвижная иг-ра: «Море вол-нуется»

Игра: «Волшебные реки»

Упражнение: «Расскажи нам».

Этюд: «Заход солнышка»

Этюд: «Дракон кусает свой хвост»

Упражнение: «Подари пода-рок другу из сказки».

Скажи компли-мент сказочно-му герою.

Беседа на тему: «Если тебе тру-дно, то…».

Использование рассказа «Конт-рольная рабо-та»

Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Приключения мышонка», «Чьи в лесу ши-шки?», «В гос-тях у солныш-ка».

Совместная деятельность детей и педаго-га по разыгры-ванию ситуа-ций, придуман-ных детьми, ко-гда кто-то пере-живает и на это по-разному реа-гируют окружа-ющие.

Творческое зада-ние: нарисовать звезду, планету или замок Добра.

Знакомство с пра-вилом: «Я смо-гу!».

Игра: «Помоги героям сказок»

Вечер затей, на котором через сюрпризы, игры дети улучшают настроение друг друга.

Инсценирование русских народ-ных сказок, в ко-торых есть злые и добрые герои.

Игра «Волшебная палочка»

Обсуждение “Ко-му и как помогает современный су-пергерой”.

Подготовка к празднику сюр-призов для ро-дителей.

Итоговый праз-дник с родите-лями: «Мы на-шим родите-лям».

Проведение в классе игры Гномы и Вели-каны: каждому по жребию дос-таётся кто-то, о ком он должен тайно заботить-ся в течение дня, придумы-вая приятные для человека сюрпризы, по-сылая записки и т.д. В конце дня происходит уга-дывание, кто о ком заботился.

Тема № 6.    «Как добиваться успеха»  -  3 часа.

Задачи:       

  1. Дать представление о понятии «успех».
  2. Формировать уверенность в себе.
  3. Закрепление навыка представление о составляющих успеха.
  4. Помочь детям применять полученные знания.

Содержание

Игры и упражнения

Формы и методы работы

События жизне-деятельности

Традиции жиз-

недеятельности

          1

         2

          3    

          4

         5

В жизни бывают различные непри-ятные ситуации, но нужно верить в то, что всё бу-дет хорошо.

Чтобы добиться чего-то, нужно верить в успех, но не только.

Надо ещё и доби-ваться этого доб-рыми делами, усилиями и тре-нировкой.

Чтобы добиться успеха в делах,  необходим поло-жительный наст-рой.

Вспомните о том, как нам помогают хорошие мысли.

Чтобы добиться цели, чтобы заду-манное удалось и всё получилось, необходимо в это верить.

Слово «удача»,

образуется от слова «удаётся».

Стоит поверить в успех и начать добиваться цели, как всё получает-ся.

 

Упражнение: «Я смогу!».

Ролевая игра «Знакомст-во».

Упражнение: «Рисуем кар-тинки в уме».

Упражнение для релакса-ции.

Подвижная игра: «Море волнуется»

Игра «Волшебные рисунки»

Упражнение: «Расскажи нам».

Этюд: «Заход солнышка» (снятие пси-хоэмоцио-нального на-пряжения).

Этюд «Дракон кусает свой хвост» (подвижная игра на лов-кость и спло-чённость).

Упражнение: «Подари по-дарок другу».

Беседы.

Тестовые зада-ния.

Использование рассказа «Контрольная работа» (обсуж-дение прочи-танного, размы-шление над во-просом: в каких случаях нужно быстро решать и делать, а в каких – нужно хорошо и осно-вательно поду-мать и только потом делать?).

Просмотр мультфильмов: «Приключения мышонка», «Чьи в лесу шишки?», «В гостях у солны-шка».

Домашнее зада-ние.

Творческое за-дание.

Совместная де-ятельность де-тей и педагога, творческое за-дание (разыг-рывание ситу-аций,  приду-манных деть-ми).

Беседа на тему: «Если тебе труд-но».

(Суть: предло-жить детям поду-мать над вопро-сом: «Помогают ли «светлые» мы-сли делать вы-бор?»).

Творческое зада-ие: нарисовать «звезду удачи».

Знакомство с пра-вилом: «Я смогу сделать то, что мне надо сде-лать!».

Развлечение на тему: «Помоги героям сказок». (Цель: закрепле-ние умений сопе-реживать, гово-рить о своих чув-ствах открыто, уметь выслуши-вать других лю-дей, уметь прихо-дить на помощь тому, кто нужда-ется.

Итоговый спор-тивный праздник с родителями: «Папа, мама и я – спортивная семья».

«Круглый стол»

В конце недели дети и педагог собираются, чтобы обсудить вопрос: Зачем нужны дейст-вия, дела, тре-нировки?

Приглашение в гости «затей-ника».

(Суть: повто-рить изученные эмоции в игро-вой форме).

Сбор «Посидим, погово-рим».

(Суть: в конце недели дети рассказывают о настроениях, когда им уда-лось достичь успеха).

Подготовка к празднику: «Папа, мама и я – спортивная семья»

(Суть: совместно с педагогом дети придумывают конкурсы для родителей, готовят призы, проводят репе-тиции).

Тема № 7.  «Учимся говорить себе «стоп»  -  3 часа.

Задачи:

  1. Дать представление о таких отрицательных эмоциях, как злоба, гнев, ярость, недовольство.
  2. Сформировать негативное отношение к несдержанности в проявлении отрицательных эмоций.
  3. Вызвать интерес к изменению своего состояния и поведения.

Вопросы для обсуждения

Игры и упражнения

Формы и методы работы

События жизне-деятельности

Традиции жизне-деятельности

          1

         2

          3    

          4

         5

Нужно или нет уметь «держать себя в руках»?

Ссоритесь ли вы со своими друзьями?

Драться или нет?

 Когда надо показать свою силу?

В каких слу-чаях драка оправдана и необходима?

Трудно ли остановиться в момент ссоры?

Нужно ли этому учиться?

Зачем нужен тайм – аут в подобных случаях?

Можно ли изменить агрессивную группу лю-дей?

Тот ли поря-док, который поддержива-ется силой кулака?

Упражнение: «Когда нам бы-вает…»

Игра «Злючка»

Этюд: «Король Боровик не в духе»

Игра «Смешин-ки и злючки»

Упражнение: «Уходи злость»

Игра «Два сер-дитых мальчи-ка»

Упражнение: «Возьми себя в руки».

Упражнение: «Коврик злос-ти».

Игра «Волшебный мешочек»

Упражнение: «Почеши свои кулаки».

Игры «Ласковые лапки», «Два барана», «Исто-рия про Танечку и Ванечку»

Техника «Разрывание бумаги»

Упражнение «Поссорились и помирились».

Игра «Встреча настроений»

Игра «Добрый и злой волшебни-

ки».

Игры и упражне-ния на снижение агрессии.

Упражнения для релаксации.

Рисуем злость.

Чтение рассказа

«Кто хозяин в песочнице?», дальнейшее обсуждение.

Фантазия «Смешинки и злючки».

Чтение художественных произведений: К.Чуковского «Бармалей», А.Барто «Мой сосед Иван Пет-рович» и т. д. После прочтения совместное обсу-ждение и инсце-нирование отры-вков.

Карикатурный конкурс (дети ри-суют себя злыми, недовольными, гневными в сме-шных выраже-ниях и формах, в виде сказочных героев, геометри-ческих формах и т.д.)

Беседа на тему:

«Когда нам быва--ет гневно, злобно, яростно».

Беседа на тему: «Агрессивный че-ловек теряет своё здоровье».

Панно «Наш класс» - человек во весь рост,  на которого дети прикрепляют кру-жки, если они были агрессивными в течение дня  – красные, если нет – голубые. В конце недели подводятся итоги, был ли наш большой человек (класс) агрессивным.

Беседа на тему: «Нужна ли драка или нет» (драки между животными, между людьми).

Ролевой творчес-кий суд над дракой.

Итоговый праздник: «Смешинки и злючки».

Цель: закрепить у детей умение сде-рживать свои эмо-ции и не превра-щать их в агрес-сию.

«Круглый стол» (Суть: дети обсуж-дают своё поведе-ние в конце неде-ли).

Детям, кто за не-делю не проявлял агрессии по отно-шению к сверстни-кам даётся «ме-даль сдержанно-сти».

«День без злости и обид» Введение

«штрафной ренты» (Ребёнок, который подрался, или обидел кого-нибудь, платит штраф. В конце недели подводятся итоги).

«Клуб доброты». В клуб принимают только тех детей, которые были добрыми и внимательными к своим сверстникам.)

Обсуждение «Как мы избавились от злости».

Тема № 8.   «Я умею владеть собой»  - 4 часа.

Задачи:

  1. Закрепление навыка изменения отношения к ситуации.
  2. Овладение детьми понятием «выбор», принятие идеи ответственности за свой выбор.
  3. Овладение умением спокойно вербально отвечать на дразнилки.
  4. Осознание ситуаций нарушения этических норм общения, конфликта как ситуаций выбора и овладение техниками их позитивного разрешения.
  5. Накопление опыта анализа своих поступков и поступков других людей.

Проблемные вопросы

Игры и упражнения

Формы и методы работы

События жизнедеятельности

Традиции

жизнедеятельности

          1

         2

          3    

          4

         5

Чего хочет человек, кото-рый дразнит другого?

Зависит ли желание драз-нить человека от самого человека?

Почему слово не воробей и можно ли его вернуть?

На все ли неприятные слова надо обижаться?

Конфликт – это хорошо или плохо? Возможна ли жизнь без конфликтов?

Кто больше ви-новат в споре, в ссоре? Конфликт и ссора – это одно и то же?

Почему так трудно изви-ниться? Нужно ли учиться из-виняться?

Как сделать правильный выбор?

Игра «Я справлюсь».

Упражнение: «Я сильный!» «Я слабый!».

Игра – упражнение: «Ответ дразнителю».

Упражнение: «Досчитаю до трёх».

Упражнение: «Не оби-дишь!».

«Рисуем кар-тинки в уме»

Ролевая игра «Дразнитель-жертва»;

«Магазин».

Игра «Волшеб-ные слова».

Подвижная игра «Скучно, скучно так сидеть».

 Игра-упражне-ние «Догадайся из какой коробки?».

Игра-упражне-ние «Догадайся о выборе ро-ли…».

Беседы.

Использование художественной литературы: рас

 сказ «Мне пло-хо»

Обсуждение ситуаций, когда обидные слова вылетают сами из-за плохого настроения.

Чтение и обсу-ждение рассказа «Хрустик отве-чает обидчику».

Создание пра-вила: «Выбирая, думай, что бу-дет потом».

«Часто ли приходится делать выбор?».

Прочтение рас-сказа Н.Носова

«Огурцы».

Рисование чаши терпения.

Беседа на тему:

«Когда нам бывает обидно».

Групповая работа “Трудные ситуа-ции из жизни”

Создание «Ромашки»- правильный выбор. На пяти лепестках ромашки педагог пишет е ситуации, которые дети должны разрешить. Если класс сможет разрешить их правильно, значит мы вырастили ромашку взаимопонимания.

Развлечение на тему: «Делу время  - потехе час».

Итоговый вечер досуга: «День ангела» (Суть: созда-

ние комфортной, эмоциональной об-становки, снятие напряжения, развитие эмпатии, взаимопомощи, уверенности в себе, уверенности в том, что ты кому-то нужен, ты не один).

Обсуждение в группе продлён-ного дня вопроса: «Кто помог мне?».

 Анонимное анке-тирование «Проблемы общения в нашем классе».

Сбор-планирова-ние жизни класса на триместр в соо-тветствии с проб-лемами общения, которые есть в классе. Выбор дел, которые помогут справиться с этими проблемами.

Беседа по рассказу

Н.Носова «Огур-цы» (Наглядный пример «выбора»

на практике)

«Круглый стол»

(Суть: понимание

 - 3 коробки с выбором действия:

Большая – их же-лание, средняя – выбор (свой), ма-

ленькая – итог –

результат.)

Проведение вечера досуга: «Если с другом ты…».

Тема № 9.  «Я формирую свой характер» - 4 часа

Задачи:

  1. Формирование ответственного отношение к своему характеру.
  2. Умение охарактеризовать свой характер
  3. Понимание, что характер формируется через накопление поступков.
  4. Побуждение к преодолению своих слабостей, совершая волевые усилия.
  5. Побуждение к работе над собой.

Содержание

Игры и упражнения

Формы и ме-тоды работы

События жизне-деятельности

Традиции жиз-

недеятельности

          1

         2

          3    

          4

         5

Почему люди стес-няются говорить добрые слова?

Всегда ли верно правило: «Не делай другим того, что ты не хотел бы, чтобы сделали тебе?»

Помогают ли детям в жизни слова: «Я смогу!», «У меня получится!», «Я справлюсь!», «Всё будет хорошо!»?

Является ли чело-век творцом своего характера?

Какие факторы влияют на характер человека?  

В каком случае че-ловека за его прос-тупок можно прос-тить?

Игра «Волшебные маски».

Дид. игра: «Я радуюсь, когда…»

Упражнение: «Сюжетные картинки».

Подвижные игры: «Птички в долине»,

«Ловишки»,

«Передай мячик», «Жмурки»

Игра «Чехарда».

Беседы о положитель-ных и отри-цательных чертах харак-тера.

Советы мы-шонку Хрус-тику о его общении с друзьями, об-ладающими разным хара-ктером.

Игры: «Угадай кто?» Игра в мне-ния.

Игра в ассо-циации.

Беседа на тему: «Может ли чело-век стать доб-рым волшебни-ком?»

Путешествие по станциям на пое-зде «Характер».

Анонимное ан-кетирование: Качества харак-тера, которые мне особенно нравятся, не нравятся, в ком из ребят класса они есть. Обсуждение результатов.

Откровенный разговор «Расскажи мне обо мне».

Подготовка к празднику «Путешествие в страну добро-творчества».

Тема № 10  «Взаимоотношения людей»  5 часов

Задачи:

  1. Получение представления об истории и значении этикета.
  2. Побуждение к соблюдению норм вежливости, традиций этикета.
  3. Обобщить и закрепить полученные знания и навыки.
  4. Вручить сертификаты «Я умею владеть собой».

Содержание

Игры и упражнения

Формы и методы работы

События жизне-деятельности

Традиции жиз-

недеятельности

          1

         2

          3    

          4

         5

Одинаков ли этикет в одной стране?

Нужно ли сего-дня знать эти-кет?

Существует ли школьный эти-кет?

От чего зависит, является чело-век вежливым?

От чего и от ко-го зависят отно-шения людей друг к другу?

Ко всем ли лю-дям мы относи-мся одинаково? Почему?

Кто виноват, ес-ли у человека нет друзей?

Игра «Скажи соседу комп-лимент».

Упражнение «Мысли и нас-

троение»

Игры:«Фанты»

 «Зеркало».

Музыкальное упражнение: «Хорошее нас-троение».

Этюд «Танец радости».

Игра «День ро-ждения сказоч-ного героя».

.

Исследование этимологии слов: добро, зло, вежливость, бла-городство, честь, доброта.

Дискуссия «Добро должно быть с кулака-ми?»

Угадай однок-лассника по сце-нке о его буду-щем.

Конкурс предло-жений: что мож-но сделать дома для наших роди-телей, чтобы им было приятно?

Создание стен-газеты «Мир наших чувств».

(используются различные фото-графии, рисунки детей, фотогра-фии с праздни-ков).

Выставка рисун-ков по теме праздника.

Разговор: изме-нился ли наш класс за этот год?

Каким мы хо-тим, чтобы был наш класс?

Как его изме-нить?

Прощание с мышонком Хрустиком

Проведение праздничного вечера “Путешествие в страну добро-творчества”

Присвоение званий «Лучший весельчак», «Лучший юморист», «Мисс Хорошее настроение», «Смешинка», «Мисс Улыбка» и т.д.

Награждение детей сертифи-катами «Я умею владеть собой».

3.2.        Опыт реализации образовательной программы «Моё настроение»

               Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста – это один из важнейших критериев полноценного развития лич-ности в дальнейшем. Поэтому работа по формированию умений в эмоци-ональной сфере младшего школьника крайне необходима и важна. Работа ещё не завершена, но начальная стадия труда, проведённого по данной теме, дала свои положительные результаты. Дети стали более общительными, вни-мательными друг к другу, менее агрессивными и робкими, более уверенными в себе  и своих силах. Научились без всякого страха выражать свои чувства и эмоции. А также понимать чувства окружающих их людей. Работа началась с конца сентября месяца и продолжается на сегодняшний день.

             Занятия включают в себя элементы социально–психологического тре-нинга, поэтому проводились в кабинете, в котором участники могли сво-бодно располагаться и передвигаться. Продолжительность занятий не превы-шает 40 минут, 1-2 раза в неделю. Тематика и планы занятий менялись в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Таким образом, работа над темой «Учимся говорить себе «стоп» планировалась шестой по порядку, но по необходимости, мы подняли эту тему на четвёртое место. Для проведения занятий по этой программе используются:

  1. мягкая игрушка мышонок Хрустик;
  2. палас или ковёр на полу;
  3. магнитофон;
  4. аудиокассеты с музыкой для релаксации.

            Сюжеты историй и рассказов (текстов для обсуждения) объединяет иг-ровой персонаж, герой рассказов – мышонок Хрустик. Тоже первоклассник, у которого возникали такие же проблемы, как и у детей. Мы старались сделать занятия очень близкими миру детей – игровыми, так как игра ещё очень бли-зка детям, особенно на начальной ступени обучения. Каждому ребёнку дава-лась возможность «пообщаться» с игрушкой (мышонком), включиться в иг-ровую ситуацию, чтобы почувствовать себя свободнее. Игра помогает соз-давать на занятия благоприятную атмосферу общения. Объединяет детей и взрослых, помогает в установлении контактов, снимает эмоциональное нап-ряжение, улучшает психофизическое состояние и помогает настроиться на интенсивную работу. С помощью творческих игр и заданий мы формировали познавательные интересы к определённым сторонам действительности, что в свою очередь, могло способствовать повышению школьной успеваемости. Общение в непринуждённой обстановке помогало формированию речевой активности учеников.

              После чтения истории о Хрустике, при обсуждении, мы просили детей «помочь» герою рассказов, тем самым привлекая детей к поиску выхода из различных сложный ситуациях, очень близких детям по их повседневной жи-зни. На занятиях было важно подвести ребят к выводам о том, что жиз-ненные ситуации могут быть различными, не всё зависит от нашего желания, однако мы можем изменить свои мысли, а значит, и своё настроение и сос-тояние. Для того, чтобы детям было легче понять достаточно сложную для учащихся начальной школы установку на саморегуляцию, мы использовали наглядно–образные опоры. Например, объяснение по выбору позитивных  мыслей дополняли правилом: мысли нужно выбирать, как цветы – только хорошие (красивые).

              Закреплялись такие навыки придумыванием плакатов совместно с деть-ми или просто рисунками по предложенной теме. Чтобы навыки, полученные на занятиях, использовались детьми в повседневной жизни, детям задавались домашние задания. Они заключались в том, чтобы последить за своими мыс-лями в разных ситуациях, попробовать дома или на уроках изменять свои мысли (при помощи полученных навыков), когда этого требует ситуация.

               Фиксировать свои успехи детям предлагалось фишками: после каждого случая, когда им удаётся справиться с проблемой, можно бросить фишку в баночку с надписью: «Я справился». На занятиях ребята делились своими ус-пехами, рассказывали, как они справляются с проблемами, сколько у них фи-шек в баночке. Полученные знания отрабатывались на занятиях – тренингах, где дети самостоятельно обыгрывали различные, предложенные социальным педагогом, ситуации. На тренингах учащиеся не только получали практи-ческие знания о том, как важно регулировать свои эмоции, но и упражнялись в способности проявлять эмоции в поведении (через мимику, интонации и жесты), упражнялись регулировать свои эмоциональные состояния.

               В процессе проведения занятий постепенно дети учились не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно делать выводы, обобщать и ана-лизировать, логически рассуждать. Общаясь с игровым персонажем, ребята задавали Хрустику вопросы, давали свои советы, рассуждали о добре и зле. Так, например, по теме «Такие разные настроения» планировалось три за-нятия. На первом занятии дети знакомятся с понятием «настроение», узнают о том, что может им испортить настроение в школе или дома, знакомятся с героями рассказов историй, обсуждают проблемы главного персонажа рас-сказов, учат правило создания хорошего настроения: «Подумай о хорошем и будет хорошо!»,  перечисляют мысли, которые могут испортить настроение (тёмные), а какие улучшают настроение (светлые): «Тёмные» мысли:                   «Светлые» мысли:

                     Я плохой                                 Я справлюсь

                     Я не умею                               Я научусь

                     Я боюсь                                   Всё будет хорошо

Чаще всего дети называли проблемы, связанные с тем, что не получается в школе или дома. Например:

       Света И. 7л. : «Я огорчаюсь, когда не могу красиво написать».

       Таня Л. 7л.: «Когда меня дразнят, то я плачу».

       Артём Б. 7л. 6м.: «Мне обидно, если меня наказывают и не отпускают гулять».

               Затем мы обсуждали с детьми, как исправить плохое настроение, какие мысли в этом помогают, и учили детей избавляться от сильных, отрица-тельных эмоций. Для закрепления понятий о том, как исправлять плохое нас-троение, ребята получали задание на дом – последить за своим настроением, а если оно по какой – то причине испортится, то постараться исправить его при помощи «светлых» мыслей. На втором занятии происходило закрепление знаний и обработка навыков управления своим настроением, обучение приё-мам рефлексии – анализа своих мыслей. На третьем занятии по теме «Такие разные настроения» дети упражнялись выражать свои эмоции через мимику (покажите без слов), при помощи цвета (раскраски разных настроений), при помощи музыки (определить настроение музыкального отрывка). При этом постоянно поощрялась активность детей, желание отвечать, выполнять уп-ражнения и участвовать в обсуждении. Для поощрений использовались раз-ноцветные наклейки, а в конце занятий самые активные дети танцевали с ге-роем – мышонком, беря в руки игрушку – персонаж; они становились ве-дущими.

                Поощрения повышали самооценку детей, особенно тревожных, поэто-му оценка ответов, действий, поступков ребят в основном была позитивной. Мы старались не сравнивать результаты, которых добивались дети, выполняя те или иные задания, отмечая достижения каждого ребёнка. За период работы по нашей программе все дети побывали в роли «ведущего» и получили нак-лейки–поощрения по той или иной теме. На занятиях по новой теме посто-янно закреплялись знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях по другим темам. Так, развитие и закрепление навыков по теме «Настроение» происходит на других занятиях, где дети учатся находить выход из трудных ситуаций, используя только «светлые» и «блестящие» мысли. Например, в ситуации, когда (по сюжету рассказа) Хрустика дразнили другие мышата, де-тям предлагалось помочь нашему герою найти выход, вспомнив похожие случаи из своей жизни. Дома ребятам предлагалось обсудить эту историю с близкими и придумать план, как вести себя в такой ситуации. Ребята пред-лагали самые разные варианты выхода из сложной ситуации:

  1. не обращать внимания на то, что дразнят;
  2. пожаловаться взрослым;
  3. убежать или тоже дразниться и так далее.

              Каждый вариант, предложенный ребёнком, обсуждался, поощрялись предложения, в которых были использованы только хорошие («чистые») мы-сли. Обращалось внимание детей на то, что такие предложения, как «убе-жать» или «тоже дразниться», - из плохих, «тёмных» мыслей. После обсуж-дения всех вариантов, предложенных детьми, социальный педагог читал окончание рассказа о Хрустике. Этот вариант также обсуждался, а затем от-рабатывался на тренинговых занятиях.

                Конечно, в процессе работы возникали ситуации, которые невозможно заранее предвидеть и запланировать, в таких ситуациях мы использовали им-провизацию. Это касалось случаев, когда проблема, над которой шла работа на конкретном занятии, имелась у кого–то из учеников. Многие мальчики не умели справляться со своими негативными эмоциями и обижали своих одно-классников. Так появилась тема занятия: «Скажи себе:«Стоп!» Был придуман сюжет рассказа про Задиру, с которым никто не дружил, и это его ещё боль-ше злило. Один из драчунов в классе, Эдуард Б., принимал самое активное участие в обсуждении рассказа о том, почему никто не дружит с задирами. Оказалось, что ему тоже очень обидно, что с ним никто не дружит. Задание на дом после этого занятия заключалось в том, чтобы проследить за своим поведением и проверить, умеют ли ребята останавливаться и говорить себе «Стоп!» в ситуациях обиды и желания отомстить, ударить, оскорбить. Пред-лагалось придумать, как можно по–другому отреагировать на обиду. Пред-ложенные детьми варианты обсуждались. Работа в этом направлении велась достаточно длительно, но положительные результаты появились. Эдуард Б. стал сдержаннее и доброжелательнее не только с одноклассниками, но и дома.

               Многие темы обсуждались и отрабатывались с детьми в непринуж-дённой обстановке через игру. Мы убедились в справедливости утверждений, что игра – очень надёжный метод, как «прививка для будущей жизни», надё-жно оберегающая ребят от возможных серьёзных проблем не только сейчас, но и в дальнейшем. Например, на занятии по выработке приёмов саморе-гуляции в критических ситуациях в ролевой игре дети разыгрывали ссору, и всем предлагалось придумать, как их помирить. Таким образом, дети полу-чали возможность ставить себя на место других, оценивать своё поведение со стороны, развивать способность управлять своими эмоциями, не нападать на других, когда тебе плохо. Обязательно включались упражнения на форми-рование способности к эмпатии, доверию, сопереживанию, умению отвечать за свои поступки, а не сваливать вину на других.

              Таким образом, можно сказать, что апрбированные  темы по программе «Моё настроение» дали как положительные, так и отрицательные резуль-таты. Дети глубже познакомились со своим эмоциональным миром, научи-лись выражать, определять, вербализировать свои эмоции и чувства на уро-вне 6-8 летнего возраста. А также научились выражать свои эмоции при взаи-модействии со сверстниками. Трудности заключались в том, что к некоторым детям необходим индивидуальный подход. Эти дети более замкнутые в себе, закрепощённые, более агрессивно настроенные, чем все остальные дети. Мо-жно сказать и следующее, хотя у этих детей и произошли положительные изменения в эмоциональном развитии, но работа с ними ещё просто необ-ходима. Также хотелось бы на некоторые темы уделять больше времени, чем запланировано.

             Но, тем не менее,  по отзывам педагогов, мы знаем, что дети часто под-держивают друг друга, используя правила из программы: «Подумай о хоро-шем и будет хорошо!» На предметных уроках используют различные приёмы саморегуляции, разученные на наших занятиях.

              Добрые отзывы мы слышим и от родителей учеников, когда ребята пы-тались обучать своих родных регуляции настроения.

              Всё это подтверждает связь эмоциональной сферы с показательными процессами и выводы учёных (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С,Л,Рубин-штейна), считавших, что эмоции обуславливают динамическую сторону поз-навательных процессов.

3.3.  Оценка результативности проведённого эксперимента.

         Оценка эффективности результатов экспериментальной работы по фор-мированию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста проводилось по тем же методикам, что и начальная диагностика. К таким методам относятся: разыгрывание сюжетных сценок по заданной теме; рас-сматривание фотографий, картинок с изображением эмоционального сос-тояния других людей; наблюдение за детьми в процессе взаимодействия со сверстниками в различных видах деятельности.

              Итоговая диагностика даёт представление о результативности проде-ланной работы. Основная её цель заключается в сравнении уровней сформи-рованности умений, таких как  изучение эмоциональных проявлений у детей при разыгрывании сюжетных сценок, определение умения понимать эмо-циональное состояние других людей, изображённых на картинке, интервью с детьми, определение умения сдерживать отрицательные эмоции и не прев-ращать их в агрессию, направленную против сверстников.

Таблица № 7. Сравнение уровня сформированности  выразительности и богатства экспрессивно–мимических средств общения и умения сопере-живать другим людям.

 №

Экспериментальная подгруппа

        Уровень    сформированности        на начало

        Уровень

сформированности

на конец

  1

Артём Б.

  средний

  средний

  2

Денис А.

  низкий

  средний

  3

Эдуард Б.

  средний

  средний

  4

Света И.

  средний

  высокий

  5

Полина К.

  средний

  высокий

  6

Татьяна Л.

  высокий

  высокий

  7

Полина М.

  низкий

  средний

  8

Дима Н.

  низкий

  средний

  9

Никита Н.

  низкий

  низкий

10

Леонид У.

  низкий

  низкий

11

Сергей Х.

  низкий

  низкий

                                                                   Высокий - 1, средний - 4,  Высокий - 3, средний - 5,

                                                                   низкий - 6                             низкий - 3                    

               

 №

       Контрольная

         подгруппа

        Уровень      сформированности        на начало

        Уровень

сформированности

на конец

  1

Юлия А.

  средний

  средний

  2

Настя Г.

  низкий

  низкий

  3

Юлия Г.

  низкий

  низкий

  4

Виктор Д.

  средний

  средний

  5

Роман Л.

  средний

  средний

  6

Олег М.

  средний

  средний

  7

Иван П.

  средний

  средний

  8

Валя Р.

  низкий

  средний

  9

Алина Р.

  средний

  средний

10

Саша Т.

  низкий

  средний

11

Настя Ч.

  высокий

  высокий

                                                       Высокий - 1, средний - 6,     высокий - 1,средний - 8,

                                                                 низкий - 4.                             низкий - 2.

                      Характеристика результатов исследования.

                Контрольный срез показал, что у детей экспериментальной группы, ко-торые занимались по программе «Моё настроение», результаты по уровню формирования умения правильно выражать предложенное эмоциональное состояние и умение сопереживать другим людям – улучшились в сравнении с начальным результатом. На высоком уровне с заданием справился ещё два ребёнка. Средний уровень сформированности данного умения также измени-лся в лучшую сторону. Двое детей с низкого уровня перешли на средний уровень. Но на низком уровне по – прежнему остались три мальчика. С эти-ми ребятами необходимо далее продолжать индивидуальные занятия по фор-мированию данного умения.

                У детей контрольной подгруппы значительных изменений не произо-шло. На средний уровень с низкого поднялись Валя Р. и Саша Т. .

Таблица № 8.  Сравнение уровня сформированности умения понимать эмоциональное состояние других людей, изображённых на картинке.

 №

Экспериментальная подгруппа

        Уровень         сформированности        на начало

        Уровень

сформированности

на конец

  1

Артём Б.

   средний

   средний

  2

Денис А.

   низкий

   средний

  3

Эдуард Б.

   средний

   высокий

  4

Света И.

   средний

   высокий

  5

Полина К.

   высокий

   высокий

  6

Татьяна Л.

   высокий

   высокий

  7

Полина М.

   низкий

   средний

  8

Дима Н.

   низкий

   средний

  9

Никита Н.

   низкий

   низкий

10

Леонид У.

   низкий

   средний

11

Сергей Х.

   низкий

   средний

Высокий - 2, средний - 3,

низкий - 6.

Высокий - 4, средний - 6,

низкий - 1.

         

   

 №

         Контрольная

           подгруппа

        Уровень         сформированности        на  начало

        Уровень

сформированности

на конец

  1

Юлия А.

   средний

   средний

  2

Настя Г.

   низкий

   низкий

  3

Юлия Г.

   низкий

   низкий

  4

Виктор Д.

   средний

   средний

  5

Роман Л.

   средний

   средний

  6

Олег М.

   средний

   средний

  7

Иван П.

   высокий

   высокий

  8

Валя Р.

   низкий

   средний

  9

Алина Р.

   средний

   средний

10

Саша Т.

   средний

   высокий

11

Настя Ч.

   высокий

   высокий

Высокий – 2 , средний – 6,

низкий - 3.

Высокий - 3, средний - 6,

низкий - 2.

               

Характеристика результатов исследования.

              В отличии от результата исследования на начальном этапе диагности-ки, когда дети плохо понимали эмоциональное состояние других людей, бы-ли больше сконцентрированы на себе. Результаты данного исследования по-казали, что занятия в «Моё настроение» для экспериментальной подгруппы оказались плодотворными. Три человека с низкого уровня переместились на средний, два человека со среднего уровня – на высокий, и три человека оста-лись на своих местах – двое на высоком, а Никита Н. на низком.

Дети контрольной подгруппы значительных изменений не показали.

Валя Р. с низкого уровня поднялась на средний и Саша Т. со среднего – на высокий.

Таблица № 9.   Сравнение уровня сформированности умения сдерживать отрицательные эмоции и не превращать их в агрессию.

 №

Экспереминтальная подгруппа

        Уровень сформированности        на начало

        Уровень

сформированности

на конец

  1

Артём Б.

  низкий

  средний

  2

Денис А.

  средний

  средний

  3

Эдуард Б.

  низкий

  средний

  4

Света И.

  средний

  высокий

  5

Полина К.

  средний

  средний

  6

Татьяна Л.

  низкий

  средний

  7

Полина М.

  средний

  средний

  8

Дима Н.

  средний

  средний

  9

Никита Н.

  средний

  средний

10

Леонид У.

  низкий

  средний

11

Сергей Х.

  средний

  средний

Высокий - 0, средний - 7, низкий - 4.

Высокий - 1, средний - 10, низкий - 0

                 

 №

         Контрольная

           подгруппа

        Уровень сформированности        на начало

        Уровень

сформированности

на конец

  1

Юлия А.

  высокий

  высокий

  2

Настя Г.

  средний

  средний

  3

Юлия Г.

  средний

  средний

  4

Виктор Д.

  средний

  средний

  5

Роман Л.

  средний

  средний

  6

Олег М.

  низкий

  средний

  7

Иван П.

  средний

  средний

  8

Валя Р.

  высокий

  высокий

  9

Алина Р.

  высокий

  высокий

10

Саша Т.

  средний

  высокий

11

Настя Ч.

  средний

  средний

Высокий - 3, средний  - 7,

низкий - 1.

Высокий - 4, средний - 7,

низкий - 0.

                      Характеристика результатов исследования.

Контрольный срез показал, что дети экспериментальной подгруппы стали более сдержанными в выражении своих негативных эмоций. Каждый ребёнок улучшил свой результат. С низкого уровня поднялись на средний уровень три мальчика и одна девочка. В другой подгруппе улучшили резуль-таты – только двое.

Таблица № 10        Сравнение результатов начальной и итоговой диагно-            стики исследования

Экспериментальная подгруппа

Имя 

Уровень сформиро-ванности богатства экспрессивно-мими-

ческих  средств обще-ния  и умения сопере-живать другим людям

Умение понимать эмо-циональное состояние  других людей

Умение сдерживать от-

рицательные эмоции и

не превращать их в аг-

рессию

Было

Стало

Изм.

Было

Стало

Изм

Было

Стало

Изм

1. Артём Б.

1

1

0

1

1

0

0

1

+1

2. Денис А.

0

1

+1

0

1

+1

1

1

0

3. Эдик Б.

1

1

0

1

2

+1

0

1

+1

4. Света И.

1

2

+1

1

2

+1

1

2

+1

5. Поля К.

1

2

+1

2

2

0

1

1

0

6. Таня Л.

2

2

0

2

2

0

0

1

+1

7. Поля М.

0

1

+1

0

1

+1

1

1

0

8. Дима Н.

0

1

+1

0

1

+1

1

1

0

9. Никита Н.

0

0

0

0

0

0

1

1

0

10. Лёня У.

0

0

0

0

1

+1

0

1

+1

11.Сергей Х.

0

0

0

0

1

+1

1

1

0

Среднее

значение

0,6

1,1

+0,5

0,7

1,4

+0,7

0,7

1,2

+0,5

Контрольная подгруппа

Имя

Уровень сформиро-ванности богатства

экспрессивно-мими-

ческих средств обще-ния и умения сопере-

живать другим людям

Умение понимать эмо-циональное состояние других  людей

Умение сдерживать от-

рицательные эмоции и не превращать их в аг-рессию

Было

Стало

Изм.

Было

Стало

Изм.

Было

Стало

Изм.

1. Юлия А.

1

1

0

1

1

0

2

2

0

2. Настя Г.

0

0

0

0

0

0

1

1

0

3. Юлия Г.

0

0

0

0

0

0

1

1

0

4. Витя Д.

1

1

0

1

1

0

1

1

0

5. Рома Л.

1

1

0

1

1

0

1

1

0

6. Олег М.

1

1

0

1

1

0

0

1

+1

7. Иван П.

1

1

0

2

2

0

1

1

0

8. Валя Р.

0

1

+1

0

1

+1

2

2

0

9. Алина Р.

1

1

0

1

1

0

2

2

0

10. Саша Т.

0

1

+1

1

2

+1

1

2

+1

11. Настя Ч.

2

2

0

2

2

0

1

1

0

Среднее

значение

0,8

1

+0,2

1

1,2

+0,2

1,3

1,5

+0,2

Вывод:  Экспериментальная работа по формированию положительного эмоционального фона и коррекции недостатков в эмоциональной сфере общения младших школьников, проведённая на основе разработки и апробации образовательной программы «Моё настроение», основанной на интеграции жизненно-практических, воспитательных задач и форм работы привёл к положительным результатам в развитии эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста (6-8 лет). По результатам контрольного эксперимента можно констатировать, что у детей, занимавшихся по программе «Моё настроение», уровень сформированности умений выражать, определять и вербализировать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние других людей и уметь сопереживать другим, говорить о своих чувствах в общении со сверстниками, сдерживать свои негативные эмоции и не превращать их в агрессию, повысился, в отличии от других младших школьников. По сравнению с детьми контрольной подгруппы, школьники, с которыми проводилась работа, стали более коммуникабельными, раскрепощёнными, внимательными и отзывчивыми по отношению к окружающим. Дети стали заметно реже проявлять свои негативные эмоции по отношению к сверстникам в учебной, игровой и свободной деятельности. Агрессивность у некоторых детей значительно снизилась. Дети стали чаще улыбаться, радоваться общению со сверстниками, приходить в класс с хорошим, доброжелательным настроением.

Практическим результатом нашей работы стало то, что некоторые школьники с различными уровнями отклонения в эмоциональном развитии, такими как: повышенная агрессивность, различные проявления фобии, деп-рессивного состояния (подавленности, тоски, грусти, печали), стали менее подвержены эмоциональным недугам.

            Прийти к положительным результатам в формировании эмоцио-нальной сферы у младших школьников и коррекции недостатков в эмоцио-нальном развитии, нам позволили не только специально подобранные игры и упражнения, но и жизненно-практические формы и методы работы, которые были эффективно включены в единый педагогический процесс.

            В дальнейшем работа по программе «Моё настроение» будет продол-жаться, так как детям предстоят новые испытания – адаптация к школьной  среде в условиях капитального ремонта, который длится уже год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настроение человека и цвет

Внеклассное занятие "Зависит ли настроение человека от цвета" для 2-4 классов....

УМК "Все цвета кроме черного" по теме "Твое настроение" 2 класс.

Задания этого занятия направлены на то, чтобы учащиеся научились различать свое настроение и анализировать причины, которые вызывают смену настроения....

Осеннее настроение

Стихотворения об осени учащихся 2 класса...

День открытых дверей. ИЗО и худ. труд "Весеннее настроение"

Применение приема торцевания в коллективной работе на уроке для родителей и учеников....

Урок здоровья "Здоровое питание-отличное настроение"

Данный материал можно использовать на уроках по ОЗОЖ, а также как внеклассное мероприятие.В нем в занимательной форме разыгрываются с детьмиситуации по правильному питанию....

Из опыта работы. Классный час Тема: Настроение в школе. Как настроение?

Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими.- Очень важно, чтобы каждое утро у вас начина...

Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться.

Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться....