Экологическое мероприятие.Водоёмы нашего края.
методическая разработка по теме

Предлагаю использовать для проведения внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodoyomy_nashego_kraya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Негосударственное общеобразовательное учреждение Лицей №35 ОАО « Российские железные дороги».

                   Внеклассное   мероприятие.

                     3 «Б» класс.

                          Водоёмы нашего края.

                                                    Автор: Надежда Павловна Туманова,

                                                                 учитель начальных классов

                                                                 Лицея №35 ОАО «РЖД».

                                                               

Оборудование: карта Тверской области, иллюстрации водоемов, фотография истока Волги, схема колличества воды.

Ведущий: Если посмотреть на карту нашей области, то можно увидеть, что голубые ленты рек и озёр  встречаются очень часто. Действительно, наш край очень богат пресной водой.

-Назовите наиболее знакомые вам реки, озера.

- Где вам удалось побывать? Что особенно запомнилось?

- Как вы думаете, откуда берётся вода в реках и озерах?

1-ый ученик:

Каждая река имеет своё начало. Обычно источником  служат подземные воды, выходящие на поверхность маленькими фонтанчиками, родничками.

2-ой уч.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

3-ий уч.

Вот откуда берётся вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в реки и озера.

4-ый уч.

Чтобы существовать, людям нужна вода, и неудивительно, что с давних пор люди селятся по берегам рек.

Важна роль рек и в сельском хозяйстве. Люди, живущие около источников воды, имеют возможность выращивать хлеб и другие культурные растения, т.к. здесь достаточно воды для полива.  Каждый год реки разливаются и несут свои воды на окрестные луга, потом на них растут высокие травы, которые необходимы для корма животным.

 5-ый уч.

Тысячелетиями реки использовались для путешествий и в качестве торговых путей. И сейчас по ним перевозят огромное количество грузов и людей.

Издавна реки использовались в качестве транспортных путей, для орошения полей и снабжения людей питьевой водой.

 Ведущий:

Ребята, а  для чего ещё нужна вода? ( Дети отвечают, что вода нужна для питья, приготовления пищи, для хозяйственных нужд, мытья, стирки,

для различных предприятий и т. д. )

6-й уч.

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без воды.

Ведущий:

Деревянный настил, обрамлённый перилами и старинными фонарями, ведет к небольшому бревенчатому домику.Внутри домика есть колодец.В колодце-вода.Она бьёт здесь небольщим ключом.Это и есть исток Волги. Отсюда великая река берёт своё начало.

7-ой уч.

Выбежав из домика и, словно испугавшись солнечного света, вода тут же прячется в осоку. Но вот журчащие струи раздвигают траву и узким ручейком устремляются к заросшему ольшаником и березняком буераку.

Ширина будущей могучей голубой артерии здесь такая, что её свободно перешагивают мальчишки.

8-ой уч.

Речка, реченька ,река,

Ты пришла издалека.

Что ты делала в пути,

Прежде, чем  сюда прийти?

В роднике с одной синицей

Поделилась я водицей.

А потом- с цветущим садом,

А потом- с огромным садом.

Целый город вечерком

Напоила я чайком.

А потом у берегов

Убаюкала мальков.

Повстречала я плотину,

Покрутила я турбину.

Это мой речной поток

Вам даёт электроток.

9-ый уч.

Тысячи людей бывают ежегодно у истоков Волги, и каждый отмечает это по-

-своему трогательно.

Великой рекой восхищались многие писатели и художники.

Ученик:

А было так, часовня на болотце

И окающий говор знатока.

Откуда Волга- матушка берётся,

Великая российская река.

Окно воды- само себе начало,

И наши лица виделись в воде,

О, если есть божественность  начала,

То здесь оно ,бесспорно, как нигде.

Ведущий:

Волга- крупнейшая река Европы.Её длина 3530 километров.

Она протекает и в нашем городе Ржеве.

Что же беспокоит людей, живущих на Волге. ( Ответы детей).

- А как вы думаете, сколько нужно воды человеку?

Количество воды, расходуемое одним человеком за день-более 300 литров.

( Демонстрируется плакат с 30 ведрами воды по 10 литров в каждом).

- А как вы думаете, много ли воды на планете?

10-ый уч.

Воды на планете очень много. Если разделить мысленно Землю на три части, то две части займёт вода, а одну часть – суша.Но не всякая вода годится для наших нужд. Ведь большую часть составляют моря и океаны, а вода в них в основном солёная. Если представить, что вся вода на Земле – это трехлитровая банка, то пресной воды в ней всего половина стакана.

Ведущий: Как вы думаете, откуда приходит к нам питьевая вода?

-Конечно же из Волги.А можно ли сейчас пойти на Волгу и спокойно напиться воды, как это делали люди раньше? Нет, потому что воду пить стало опасно. Даже если на вид она чистая, то это не означает, что в ней не содержатся болезнетворные бактерии.

- А откуда они там появились?

( Дети делают предположение)

-Действительно, по берегам реки Волги раскинулось множество больших и маленьких селений и городов. А в них работает множество заводов и фабрик, которые построены, чтобы мы удовлетворяли свои потребности.

Часто отходы производства сбрасывают прямо в воду. Поэтому вода загрязняется.

11 –ый уч.

На самом деле природа устроена так, что вода может очищаться сама. Она проходит сквозь естественные фильтры (почву, песок) и становится чистой. Но сейчас столько грязных вод стекает в реку, что сама природа уже не в состоянии сама справиться. Получается, что люди сами себе вредят.

12 –ый уч.

В настоящее время все водоёмы охвачены неожиданными по скорости преобразованиями, связанными с деятельностью человека.Подсчитано, что ежеголно используется 5 тысяч кубометров воды, при этом загрязняется примерно в десять раз больше. Многие страны уже испытывают нехватку пресной воды, но это не значит , что её нет на Земле. Беда в том, что мы не научились рационально использовать воду.

 13-ый уч.

Водоёмы загрязняются сточнми водами промышленных и комммунальных предприятий, Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями. Опасными загрязнителями одоёмов являются

соли  тяжёлых металлов- свинца, железа, меди, ртути.

14-ый уч.

Ионы тяжёлых металлов сначала поглощают водные растения. Далее по цепочке питания они поступают растительноядным животным, затем к хищникам. Иногда концентрация  этих металлов в теле рыб в десятки  и сотни раз превышает исходную концентрацию их в водоёме.

Без чистой воды ни туды и ни сюды.(инсценировка)

Ведущий:

Одну простую сказку,

А может и не сказку,

А может не простую

Хотим вам рассказать.

Как спорили сестрички-

Две равные водички.

И спорили так громко,

Пером не описать.

Чистая вода:

Без чистой водички- ни рыбки, ни птички.

 Грязная вода:

В тебе нет керосина, ни грязи, ни бензина,

И все твои подружки – пиявки да лягушки.

Ведущий:

И тут явился мальчик,

А может и не мальчик,

А может это девочка,

Что в общем всё равно.

И слушал он водичек,

Двух взвинченных сестричек,

Готовых всё живое

Вокруг пустить на дно.

Грязная вода:

Свет, Алёшенька, скажи,

Да всю правду должи;

Кто на свете всех милее,

Всех прекрасней и важнее?

У меня есть кеосин, есть и масло и бензин,

Есть тяжёлые металлы,

И другие минералы.

Ну, а в этой что водице?

Ей со мною не сравниться:

Нет ни вкуса в ней, ни цвета,

И, вообще она с приветом!

Алёша:

 Соблазнила ты меня,

Выбираю я тебя!

Чистая вода:

Коли я вам не нужна

И для вас я не важна,

Вот попробуйте ,друзья,

Обойдитесь без меня.

Грязная вода:

Наконец случилось чудо:

Здесь одна я плавать буду!.

Буду я с тобой гулять,

И везде сопроождать.

Дай-ка я тебя умою.

И в порядок приведу.

Будешь ты дружить со мною,
Я тебе, что хочешь дам!

Алёша:

 Мне мама говорила полить в саду цветочки

И протереть листочки,

И искупать котёнка,

А то он стал совсем, совсем,

Похож на поросёнка.

Ведущий:

Долго будут мучиться,

Что ж у них получится?

Алёша:

Что случилось не пойму?

Отчего и почему,

Вдруг такое приключилось?

Я его и поливал,

И листочки протирал,

Как же это всё ужасно!

Грязная вода:

Не волнуйся, не грусти,

У тебя всё впереди!

Ты покажешь чудеса,

У тебя взойдут леса!

А пока забудь про это.

Кис, кис, кис!

Ну, где ты? Где ты?

Алёша:

 Слушай, милая водица,

Дай ему скорей напиться.

Искупай его скорей,

Чтобы стал он веселей.

Ведущий:

Мало было им цветка,

Добрались и до кота.

Алеша:

Бедненький ты мой котёнок.

Грязный был как поросёнок,

А теперь один скелет,

И того почти что нет.

Грязная вода:

Ты нытьё мне это брось!

Я же всё таки твой гость.

Будь поласковей со мной,

Напою тебя водой.

Ведущий:

Ну,попался Алексей,

Бедный, бедный ротозей!

Алёша:

Ой, болит, болит живот!

Где же доктор здесь живёт?

Доктор:

Я смогу тебе помочь.

Прогони грязнулю прочь!

Я раскрою твой секрет,

Выпишу тебе рецепт?

Только чистая вода.

Помогает нам всегда.

Алёша:

Чистая водичка!

Умой скорей мне личико.

Возвращайся к нам скорей.

И обрадуй всех людей.

Всем известно: без воды.

Ни туды и ни сюды!

Чистая вода:

Я- чистая водичка,

Умою твоё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок,

Чтоб цветок прорастал,

Чтоб здоровый он стал,

Чтоб котёнок ожил,

Чтоб с тобой он дружил.

Ведущий:

Мораль из этой сказки,
А может и не сказки,

Надеемся, вам будет понятна, господа,

К логической развязке.

Пришли мы без подсказки:

Как нам необходима всем.

Чистая вода.

Ведущий.

В наших водоёмах живут рыбы.

Отгадайте какие?

1. Хвостом виляет, зубаста, а не лает.(щука)

2.На дне, где тихо и темно

Лежит усатое бревно.(сом)

3.На песочке греюсь тут.

Угадай,как меня зовут.(пескарь)

4. В реках, старицах, озёрах много зарослей, в которых

И в карьерах обитает,и прудов не избегает.

С промерзающей водой. И серебряной бывает,

И бывает золотой (карась)

5. Я – рыба. Вся моя семья живет в морях, лишь в речке – я. (налим)

15- ый уч.   Рыбам тоже нужна чистая вода. В наших водоёмах водятся ценные виды рыб:форель, угрь, щука, карп, толстолобик, судак.Многим рыбам для выращивания потомства нужна очень чистая вода.

16-ый уч.

Во всех водоёмах растут разные растения. Растения играют большую роль в водоёмах.Ими питаются рыбы, в высоких зарослях прячутся и гнездятся птицы, выводят своё потомство.

17-ый уч.

Течет река… Течёт река…

Течёт река издалека.

Как хорошо, когда река .

И широка , и глубока!

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река ,весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье, что за благодать!

Кому, попробуй ,передать!

Приятней плыть в живой волне

Рыбёшкам,или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

         Б.Заходер.

18-ый уч.

Родничок пропах землёй, травой и хвоей,

Вжаркий полдень холоден всегда,

А опустишь руку в голубое-

Заласкает светлая вода.

У его задумчивого пенья.

Я большой учился чистоте,

Первым, самым робким вдохновеньем,

Первой, самой радостной мечте.

Пусть вдали от низенького дома

Я,мужая, сделаюсь седым,

Я ещё приду к нему, живому,

И ещё напьюсь его воды.

             В.Солоухин.

Ведущий: Вот и закончилось наше занятие.Вы узнали много интересного о том, как необходима нам чистая вода, как нужно беречь и охранять наши реки, озёра, пруды.О красоте нашей реки Волги и озерах нашего края можно рассказать очень много.На берегах рек и озер расположены санатории, дома отдыха. Красоту эту надо беречь.

19 –ый уч.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Н.В.лободина.Экологическое воспитание в школе.Волгоград.

2.Л.С.Литвинова,О.Е.Жиренко.Нравственно- экологическое воспитание школьников.Москва.2007г.

3.Л.Г.Горькова.Сценарии занятий по экологическому восптанию. «ВАКО»

Москва.2005г.

4.Центр экологической инициативы .22 апреля-день Земли.г.Новосибирск.1997г.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра "Растения нашего края"

Игра составлена для обучающихся 4 класса. Можно использовать как обобщения по теме "Мой край"...

Экологическая викторина "Птицы нашего края"

Экологическая викторина  "Птицы нашего края " составлена для учащихся 3-4 классов . Её можно провести в рамках экологического месячника в школе.Цель викторины:- активизировать познавательный инте...

Экологическая игра-викторина "Птицы нашего края".

Экологическая игра-викторина "Птицы нашего края".3 класс.Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели окружающего мира....

План-конспект внеурочного занятия (ФГОС) «Экологические связи неживой и живой природы. Растения и животные нашего края»

Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края. Формирование интереса к изучению флоры и фауны региона и её значения в жизни человека, формирование экологической культуры...

Социальный проект экологического направления по теме: «С заботой о животных и птицах нашего края»

Цель: приобщить обучающихся к оказанию помощи бездомным животным и зимующим птицам.Задачи:- исследовать проблемы животных и птиц, с целью оказания им помощи;- выполнение проектов кормушек и скворечник...

Экологическая разработка «Зимующие птицы нашего края»

Экологическая разработка «Зимующие птицы нашего края»...