КВН по русскому языку для 4 классов. "Великий и могучий русский язык".
занимательные факты (4 класс) по теме

Мероприятие рассчитано на участие двух команд. Интересно его проводить между 4 классами. Повторяется много правил русского языка. Требуется заранее подготовить нескольких детей не участвующих в игре, но рассказывающих интересные сведения о происхождении некоторых слов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_po_russkomu_yazyku.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

КВН по русскому языку «Великий и могучий русский язык»

        Цель:

               - пробудить интерес к познанию, к книге;

               - расширить кругозор учащихся в области русского языка, стимулировать          

                 появление вопросов;

               - учить работать в микроколлективе;

               - развивать смекалку, догадливость, творческие способности.

        Оборудование: иллюстративный материал (оформление доски), раздаточный        

                                       материал, ребусы.

        I Организационный момент

Учитель: Здравствуйте дорогие  ребята и уважаемые взрослые!

  Сегодня мы проводим КВН по русскому языку, и вы сможете показать свои знания по этому предмету, смекалку, эрудицию.

(Участвуют две команды: «Имя существительное» и «Имя прилагательное»)

 

          II Вступительная часть.

              1. Рассказ учителя и выступления учащихся.

  Русский язык – один из богатейших языков мира. Его с охотой изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, своему народу.

        Послушайте высказывания о русском языке.

Ученик: Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где

               нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой)

Ученик: Учите русский годы кряду,

               С душой, с усердием, с умом!

               Вас ждёт великая награда,

               И та награда – в нём самом. (Сабир Абдулла)

Ученик: Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня,    

              меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.    

               (А.Н.Толстой)

        2 Представление команд и жюри.

- В нашем конкурсе принимают участие две команды. Также мы выбрали членов жюри –    

  это родители и учителя.

  Сейчас каждая команда должна угадать своё название.

1 команде: Давно живу я в мире этом,

                   Даю названия предметам. (Имя существительное)

2 команде: Даю я признаки предметам,

                   Они со мной весьма приметны.

                   Я украшаю вашу речь

                   Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное)

- Поприветствуем команды и пожелаем им удачи.

   III Конкурсная программа

 

Конкурс 1 «Реклама»

- Домашним заданием было – сочинить рекламу своей команды. Попробуйте теперь    

  добавить в рекламу и название своей команды. На обдумывание даю 2 мин.

Конкурс болельщикам:

- Пока команды готовятся, отгадайте несколько ребусов. За верно разгаданные ребусы болельщики получают жетон, набравшие большее количество жетонов – получат приз.

                                          (Ребусы на плакате на доске)

Выступление и оценивание команд.

- Наш язык обогащается новыми словами, которые приходят к нам из других языков мира. Есть слова утратившие своё значение. Они уходят из языка (соха) или получают новое значение (спутник). Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Посмотрим, какова история происхождения слов грамматика и рубль.

Ученик: Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма – буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется и умение писать и читать.

Конкурс 2 «Грамотеи»

- Сейчас мы проверим вашу грамотность. Каждая команда получает задание:

        Камыш_, ж_раф, ножниц_, верш_на, мотоц_кл, ц_ган, прекрас_ный, чудес_ный, ужас_ный, сч_ты, ж_лтый, крыж_вник, щ_чка, галч_нок, ш_в, больш_й, луч_, богач_, доч_, без встреч_, усач_, меч_.

Конкурс для болельщиков

- Вставьте в слово нужную букву.

          Оценивание команд, итоги конкурса подводит жюри.

Ученик: Во времена Древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.

Ведущий: Вы слышали выражение «гонять лодыря»? А знаете, откуда оно произошло?

Ученик: В первой половине 19 века в Москве на Остоженке стоял дом, окружённый большим садом, спускавшимся до Москвы – реки. Знаменитый в то время врач Лодер лечил состоятельных людей минеральными водами (главным образом от ожирения). В сад Лодера приезжали в собственных колясках и экипажах. Лечение состояло в том, что больной выпивал минеральную воду и бегал. От фамилии врача Лодера, гонявшего богачей, и пошло выражение «гонять лодыря» - бездельничать.

Конкурс 3 «Фразеологизмы»

- Объясните значение фразеологизмов.

1 команде:                                                                              2 команде:

Мозолить глаза –                                                                 Зарубить на носу -

Точить лясы –                                                                      Писать как курица лапой -

Клевать носом –                                                                  Ходить на голове -

Бить баклуши –                                                                   Считать ворон -

Вешать нос                                                                          Наговорить с три короба -

Конкурс для болельщиков.

        Сценка.

Ведущий: Поссорились на перемене ребята. Кричат:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

- Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!

Ведущий: Тут прибежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать, а они на него напустились.

- Всё смотришь, всё глядишь, наверное, и спишь с открытыми глазами.

- Стойте, ребята, не деритесь! Лучше разгадайте три загадки.

- Какие ещё загадки? Где ты их взял?

- Вы сами их загадали!

Ведущий: Может вы, ребята, заметили?

                  Объясните значение этих фразеологизмов.

                                   Выступление команд. Оценивание.

 

Конкурс 4 «Пословицы»

Ведущий: Сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы русского языка.

                  Каждая команда получает по карточке с началом пословицы, а конец надо    

                  досказать. Последнюю пословицу команде надо показать пантомимой, чтобы    

                  другая команда смогла её отгадать.

1 команде.

Век живи……………..

Нет друга – ищи …………..

Друзья познаются ……………

2 команде

Поспешишь………………

Семеро одного……………..

Цыплят по осени………….

1 команде (показать пантомимой):

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2 команде (показать пантомимой):

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Конкурс 5 «Фонетика»

- Какие слова переданы фонетической транскрипцией

[Прут]     [сй’эст]     [й’эст]      [бай’укат’] ?

Конкурс для болельщиков «Шарады»

         1. Жилище – первый слог,

             Затем - идёт предлог,

             А в целом я огромна

            И называюсь……..(домна)

          2. Мой первый слог – число с нулями,

              У всех людей – последних два,

              А вместе – догадайтесь сами,

             Всем городам она глава. (Столица)

           3. Корнем с «дорогой» роднится,

                В «сборе» приставка таится,

               Суффикс как в слове «дневник»,

               Целым же в космос проник. (Спутник)

Оценивание команд.

Конкурс 6 «Шарады»

1 команде: Корень из слова сказка,

                   Суффикс, что в слове извозчик,

                   Приставка из слова расход,

                   Окончание в слове дом. (Рассказчик)

2 команде: Корень в слове снежинка,

                    Приставка слова подъехал,

                     Суффикс в слове лесник,

                    Окончание в слове стол. (Подснежник)

Конкурс 7 «Части речи»

- Замените высказывание одним словом:

      1 команда – существительным

1.Суп со свёклой и другими овощами –

2.Дикие птицы и животные как предмет охоты –

3.Женское украшение, прикалываемое на воротник –

4. Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи –

5.Способность говорить –

 

      2 команда – прилагательным

1.Растения, которые находятся в комнате –

2.Работа, которая выполняется дома –

3.Машина, которая встретилась на пути –

4.Почта, которую мы получаем утром –

5.Путешествие, которое было летом –

Конкурс болельщикам.

  1. Тот, кто любит шутить.
  2. Житель Москвы.
  3. Тот, кто богат на выдумки.
  4. Женщина – повар.
  5. Музыкант, играющий на скрипке.
  6. Специалист по химии.
  7. Смелый человек.
  8. Любящий мечтать.
  9. Жадная девочка.
  10. Участник игры.

  IV Жюри подводит итоги КВН. Награждение команд.

        Награждение активных болельщиков.

Стихи.

  1. Родной язык! Он с детства мне знаком.

         На нём впервые я сказала: «Мама!»

         На нём клялась я в верности упрямой

         И первый вздох понятен мне на нём.

  1. Родной язык! Он дорог мне, он мой!

          На нём ветра в предгорьях наших свищут,

         На нём впервые удалось услышать

         Мне лепет птиц зелёною весной.

  1. Но, как родной, люблю язык я русский.

          Он нужен мне, как небо, каждый миг.

          На нём живые, трепетные чувства

        Открылись мне, и мир открылся в них.

  1. Я поняла на русском слово «счастье»,

       Большое счастье жить в стране большой

       С ним не боюсь я горя и ненастья,

     С ним не сгорю я ни в каком огне.

  1. Текут две речки в сердце, не мелея,

     Становятся единою рекой.

     Забыв родной язык, я онемею.

     Утратив русский, стану я глухой. (Г.Зумакулова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по русскому языку для 3 класса "Великий и могучий русский язык"

Занимательные, разнообразные  и развивающие задания КВНа способствуют воспитанию любви к русскому языку, развитию внимательности, сообразительности, умению работать в команде, выслушивать мнение ...

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"

Рабочая программа по курсу русский язык  "Мой могучий русский язык"...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в форме КВН «О великий, могучий русский язык!»

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать детям-мигрантам не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изуча...

Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.

Пошаговое  моделирование внеурочной деятельности.  Вертикальная тема :  Великий  и  могучий  русский  язык.  Название проекта: Коммуникативная  роль ...

Презентация к уроку русского языка на тему : «Великий и могучий русский язык»

laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....

Конспект урока по русскому языку на тему : "Великий и могучий русский язык " 3 класс

laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....