Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"
рабочая программа (1 класс) по теме

Кислицына Елена Васильевна

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной  нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что этот процесс требует определённой системы. Это привело к созданию Программы воспитательной деятельности, главной целью которой является воспитание личности, умеющей воспринимать и понимать основные нравственные ценности, понимающей смысл своей жизни, осознающей ценность семьи. А  решение этой проблемы возможно только совместно с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnaya_vopitatelnaya_sistema_kislicyna_e.v..doc496 КБ

Предварительный просмотр:

 МКОУ  средняя общеобразовательная школа с.Сорвижи

Арбажского района Кировской области

Программа

духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Лучики солнца»

                                                                                                                                   

                                                                                         

                                                                                           Автор-составитель

                                                                          Кислицына Елена Васильевна

                                                                     учитель начальных классов

                                                               2012 г.                        I квалификационной категории

Пояснительная записка.

Документ «Наш новая школа», утверждённый президентом РФ Д.А.Медведевым, отмечает главные задачи современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». А  в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной  в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации,  определён современный национальный воспитательный идеал .

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребёнка. Этот возрастной период характеризуется проявлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-эстетических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребёнка, оставаясь достаточно оптимистической  высокой, становится всё более объективной и самокритичной. Восприятие ребёнком мира, людей и самого себя формируется в первую очередь в семье, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями  т.д.; совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Здесь у него складываются нравственные чувства, здесь он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге  т.д.

Духовное воспитание в педагогике -это формирование ценностного отно шения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспита ние чувства долга, справедливости, от ветственности и других качеств, спо собных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Духовное воспитание в русской на родной педагогике - это развитие тру долюбия, формирование чувства чес ти, совестливости, порядочности, любви к Отечеству, преданности се мейному очагу.

Духовно-нравственная сфера лич ности ребенка требует самых осторож ных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом.

Для реализации программы используем целостный подход, принципы мотивированности и проблемности, методы и приёмы, соответствующие возрасту и личностному развитию детей.

   

Т.И. Власова медитационное за крепление образов, «одушевление» иг рушки, «парадоксальную» аналогию, самооценку и др.

СИ. Маслов

методы пробуждения адекватных эмоций, акцен тирования ценности, ценностных сопос тавлений.

А.А. Леонтьев «воспитание начинается тогда, когда мы, взрослые, совместно со школьни ками обнаруживаем проблему и ищем пути ее решения»,

интеллектуально-эмоцио нальное воздействие на ребенка, осно ванное на логике, доказательствах, способствующее формированию нрав ственных взглядов и убеждений

 Принцип проблемности

Принцип мотивированности

Целостный подход рассматри вает нравственное воспитание как единый процесс развития нрав ственной личности ребёнка, выде ляя в качестве структурных компо нентов нравственное просвещение, развитие нравственных чувств, фор мирование навыков и привычек нравственного поведения, характе ра, черт личности.

В его основе лежит следующий механизм: нрав ственное просвещение (представле ния о нравственных ценностях) -внутренняя мотивация (зарождение мотива для обладания нравственной ценностью) - отношение (проявление отношения к нравственной ценности, адекватное выражение эмоций) -практическая реализация (выраже ние знания через собственные поступ ки в отношениях с окружающими, собственном поведении.

Целостный подход

Когнитивный подход

рассматривает нравственное воспитание как процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о
нравственных нормах, умения давать содержательную характеристику
нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в собственном поведении.

(Л.М. Архангельский,
Н.И. Болдырев)

Оценочно-эмоциональный подход

 рассматривает нравственное воспитание как процесс восприятия информации о нравственности и выработки собственных ценностей (знаниевый уровень), но и отводит в нём активную роль эмоциям,
характеризующим отношение к нравственным ценностям, взаимоотноше-
ниям людей, устойчивость, глубину нравственных чувств (И.Ф. Харламов, П.Ф. Каптерев).

Поведенческий (деятельностный) подход трактует нравственное воспитание как процесс формирова ния устойчивых сознательных навы ков и привычек, нравственного пове дения, свободного нравственного са моопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности, стрем ления человека к нравственному идеалу. Основные компоненты нрав ственного воспитания в рамках дан ного подхода - формирование навы ков и привычек поведения, умения делать нравственный выбор в процес се жизнедеятельности (К.Н. Вентцель, СИ. Гессен, Б.Т. Лихачёв, Л.Н. Толстой)

 Идеи программы:

  1. приоритетом воспитательной системы класса является осознание безусловной ценности семьи как  первоосновы нашей принадлежности к Отечеству;
  2. гуманистическая направленность воспитания – основа   определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;  
  3.  воспитание нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

Создание в классе воспитывающей среды (Т.А. Куракин, М.П.Кузьминова, Ю.С.Мануйлов,

Л.И.Маленкова, Л.Н.Новикова, П.И.Педкасистый, Н.Л.Селиванова, Г.Н.Сериков, Е.А.Ямбург)

Создание благоприятного эмоционального фона (К.Изард, Л.И.Маленкова),

роль эмоций в формировании нравственных ценностей  (К.Д.Ушинский)

Психолого-педагогические теории

Коллективные творческие дела (И.П.Иванов)

Право учащегося на собственность в поведении и действии  (А.А.Бодалев, З.А.Млькова, Л.И.Новикова, Н.Е.Щуркова)

Целью программы является утверждение нравственных ценностей в сознании младших школьников через духовное возрождение семьи.

Основные задачи:

  1. Готовность и способность  к  нравственному самосовершенствованию, самооценке,  пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  2. Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
  3. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших;
  4. Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей.

Достижение целей программы обусловлено:

  1. созданием необходимых условий для укрепления родственных контактов при наличии  общего интереса к  истории семьи, её родословной;
  2. формированием нравственной позиции школьников с использованием  воспитательного потенциала гуманных межличностных отношений;
  3. развитием творческой деятельности  и познавательных интересов учащихся.

Этапы реализации программы:

  1. Диагностический: исследование  особенностей личности, межличностных отношений, понимание мотивов поведения дают возможность организовать воспитательную работу более рациональной.
  2. Содержательно – деятельностный: реализация комплекса видов  форм воспитывающей деятельности.
  3. Рефлексивный: выявление результативности реализуемой программы, обобщение итогов, определение перспектив.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ

  1. Воспитательный результат– непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

  1.  Воспитательный эффект– влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

     Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

1.

Диагностичесий этап

Предмет диагностики

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Самооценка

 

Методика «Лесенка»

 

Методика А.И.Липкиной «Три оценки»

Методика С.Л. Рубинштейна

«Мой круг общения», «Кто виноват?», «Радости и огорчения в моей жизни»

Графический приём Т.Ю Андрущенко

Изучение мотивационной сферы учащихся

«Градусник», «Краски»,

«Фотография»

Методика «Настроение»

Методика «Ранжирование»

Анкетирование,

Методика «Номинация»

Изучение детского коллектива

Методика «Солнце, тучка, дождик»

Методика «Социометрия»

Методика «Круги на воде»

Проективная методика

Исследование личности учащегося

Методика «Сказки»

Методика «10 моих «Я»

Методика «Что у меня на сердце»

анкетирование

Воспитан-

ность учащихся

Методика «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя»

Тест «Воспитан- ный ли я? «Как  вам от-носятся окру-жающие?»

Изучение удовлетворён-ности учащихся школьной жизнью

Методика  «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева

Анкета «Моё мнение о классе»

Нравственные приоритеты учащихся

Диагностика нравственных приоритетов учащихся.

Методика неоконченных предложений.

Ранжирование понятий по степени личной значимости

Уровень развития нравственных качеств учащихся

Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся. (Метод: наблюдение)

Тест «Как к вам относятся окружающие?»

Удовлетворён-ность родителей школьной жизнью

Комплексная методика для изучения удовлетворённости родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения. (А.А.Андреев)

2.

Содержательно – деятельностный этап

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

(1 уровень)

Приобретение школьником  социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в современной жизни. (Механизм: учитель – ученик)

                    Занятия в кружках и спортивных секциях

Классные собрания

Права и обязанности школьника

Школьный дневник. Как с ним работать?

Домашние задания и как мы к ним относимся

Наши читательские умения

Что такое поручение?

Режим дня школьника

Традиции класса

Как мы дежурим в классе

Как надо вести себя в библиотеке?

Наш класс на перемене

Анализ участия класса во внеклассном мероприятии. Умеем ли мы ответственно относится к порученному делу.

Наш класс в жизни школы

Как вести себя в столовой?

Как мы выполняем свои поручения

Мы переходим в 5 класс

Классные часы

Это – Я! (самопредставление)

От улыбки солнечной одной

Жадность. Что это такое?

Друг в моей жизни

Что такое «хорошо и что такое «плохо»?

О лени и лентяях

Правда и ложь – какие они?

Душевность и бездушность

Страна, в которой я живу

Об обидах и причинах обид

Что значит в жизни похвала

Читательская конференция «Будь человеком»

О невежах и вежливости

Эгоисты. Кто они такие?

Что такое характер?

Мои мечты и мои желания

Моя семья

Мой папа – защитник.

Один день из жизни моей семьи

Я имею право

Чем люди отличаются друг от друга

Когда говорят «извините»…

Что такое справедливость?

Ты и твои друзья

(2 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Механизм: ученик – ученик)

Традиционные классные мероприятия

1 сентября – День знаний

Лучше друга нет на свете, чем бабушка моя  (1 октября - День пожилых людей)

Праздник, посвящённый Дню матери

День защитников Отечества

День здоровья

Прощание с Азбукой

Помощь в проведении праздника в 1кл.

Праздник , посвящённый 8 Марта

Этих дней не смолкнет слава (к Дню Победы!)

Праздник «До свидания, первый класс!»

Помощь в проведении праздника в 1кл.

Выпускной вечер «До свидания, начальная школа!»

Участие класса в общешкольных мероприятиях.

Выставка цветов.

Концерт к Дню учителя

Осенний праздник.

Акция «Помогите птицам! Мастерим и вывешиваем кормушки»

Конкурсы рисунков, стихов, сочинений

Участие в спортивных соревнованиях

Новогодняя ярмарка. Новогодний карнавал.

Часы творчества (поделка небольших сувениров , открыток для вручения своим мамам, бабушкам, сёстрам, папам, ветеранам и т.д.)

Выставка детского творчества

Месячник военно-патриотической работы.

Ролевые игры, практикумы, викторины …

Этическое игровое шоу «По стране вежливых слов»

Конкурс «Знаток

Фольклора»

(В жюри приглашены родители)

Игровой практикум по культуре речи «Как по-русски говорят? Вот задачка для ребят!»

Игровой практикум «Будь воспитанным везде – не один ты на земле»

Час общения «Добрые слова о моей игрушке»

Деловая игра «Дарите комплименты»

Игровая викторина по басням «В  каждой басне есть намёк, добрым молодцам урок!»

Поисковая работа «Моя родословная»

Игра-путешествие «Путешествие в страну Мультфильмию»

Беседа «Что такое любовь к близким?»

Викторина по правилам дорожного движения для малышей и постарше

Развивающая ролевая игра «Планета истинных друзей»

(3 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия (Механизм: ученик – социум)

Ежедневные добрые дела «Улыбка» (общение  в семье, школе,  магазине,  библиотеке, Доме культуры, спорткомплексе, на улице)

Совместные проекты родителей  детей

«Моя азбука»

Посадка деревьев

с родителями около своего дома или на своей улице

Проведение классных мероприятий родителями. Игра «Что? Где? Когда?»

Участие родителей в классных часах.

Заочное путешествие «Я там был»

Совместное участие детей и родителей в общешкольных конкурсах «Моя семья»

Участие в конкурсах и концертах, проводимых Домом культуры, библиотекой.

Участие в акциях «Школьный двор», «Зелёный наряд села» (посадка деревьев), «Чистое село», «Чистый берег Вятки» (в летнем лагере)

Помощь ветерану (выполнение посильной работы)

Участие в митингах, посвящённых Дню Победы (9 мая) и Дню памяти (22 июня)

Работа с родителями

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Тематические родительские собрания

Психологическая  физическая готовность детей к школе

Как относиться к школьной отметке

Воспитание и родительское время

Физиологическое взросление и его влияние на формирование личностных качеств ребёнка

Трудности школьной адаптации

Нравственность. Значение семьи в её развитии

Что такое мотивация?

Искусство наказывать и прощать

Эмоции положительные и отрицательные

Роль общения в семье и со сверстниками

Компьютер в жизни младшего школьника

Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учению

Воображение и его роль в жизни ребёнка

Секреты вежливых людей (Совместное заседание КВН детей и взрослых)

Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте

Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте

Совместные мероприятия

Помощь классному руководителю в организации и проведении мероприятий, в  подготовке кабинета к учебному году

Первый урок «Здравствуй, школа!»

Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?»

классный час

Заочное путешествие «Я там был»

Помощь детям в выполнении работ к выставкам и конкурсам, к  ярмарке

Совместные проекты родителей  детей

«Моя азбука»

Поисковая работа «Моя родословная»

Помощь в изготовлении новогодних костюмов

Праздник «До свидания, первый класс!»

Выпускной вечер «До свидания, начальная школа!»

Индивидуальная работа

Посещение уроков родителями

Посещение квартир учащихся. Беседа «Индивидуальные особенности ребёнка»

Общение по телефону на неотложные темы

Индивидуальные беседы

Выходы в проблемные и неблагополучные семьи

Консультации на психологические темы «Как помочь ребёнку»

Рекомендации  по семейному воспитанию: «памятки», «советы», специальная литература по интересующему вопросу

3.

Рефлексивный этап

Изменение социальной  духовно-нравственной позиции младших школьников; определение системы дальнейшей деятельности.

 

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной  нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что этот процесс требует определённой системы. Это привело к созданию Программы воспитательной деятельности, главной целью которой является воспитание личности, умеющей воспринимать и понимать основные нравственные ценности, понимающей смысл своей жизни, осознающей ценность семьи. А  решение этой проблемы возможно только совместно с родителями. Стараюсь  наиболее полно использовать этот ресурс с первых дней знакомства с родителями своих будущих первоклассников, отношения строю на основе сотрудничества и сотворчества. Работу классного руководителя строю с опорой на правило: «только школа, встречающая родителей с улыбкой может сделать её посещение привлекательным и желанным».  Заинтересованное посещение школы родителями стимулирует учащихся и в учёбе, и в творческой деятельности, наполняет их чувством гордости. Родители учащихся – мои первые помощники. Многие  мероприятия в классе не проходят без их помощи. Родительские собрания стараюсь проводить интересно, готовлю по их запросам беседы, обязательно даю родителям информацию о детях, об их достижениях, развитии личностных качеств, знакомлю с результатами различных диагностик, тестов, анкет. О всех проблемах ребёнка беседую только индивидуально.  

Я всегда верю в доброе начало, заложенное в каждом ребёнке, принимаю детей такими, какие они есть. Отношусь к ним с уважением, чувствую даже провинившегося ребёнка, стараюсь обеспечить каждому комфортность и социальную защищённость.

В 2010-11 учебном году я продолжаю работать классным руководителем во 2 – 4 классах. Это 5 мальчиков во 2 классе и 7- в 4 классе. По своей социальной структуре, оба класса непростые (см.Социальный паспорт классов) В обоих классах есть дети, прибывшие в класс среди учебного года из другой области, поэтому возникает проблема принятия их детьми в сложившийся коллектив. Именно от классного руководителя зависит, как будет решена данная проблема. Главным в своей работе считаю создание условий для личностного становления школьника, оказание ему поддержки и помощи в решении его жизненных проблем.

С 1 класса ввожу элементы самоуправления. Это изучение своих прав и обязанностей, совместное составление плана работы, выполнение различных поручений, отражение деятельности в классном уголке. Название и идеи Программы «Лучики солнца» стали основой выбора девиза «Солнышко лучистое, мы твои лучи, быть людьми хорошими ты нас научи», под которым живёт классный коллектив. Учащиеся в классе чувствуют себя хозяевами, сами составляют график дежурства и следят за его соблюдением, принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, оформлении кабинета, поддерживают чистоту и ухаживают за цветами.

В процессе реализации Программы, направленной на духовно-нравственное развитие детей, учитываю,  прежде всего,  результаты различных диагностик и анкет,  позволяющих определить уровень состояния личностных особенностей, самооценки, мотивационной сферы, воспитанности, удовлетворённости школьной жизнью детей и родителей.

Результатом своей деятельности по воспитанию считаю следующее:

  1. благоприятный психологический климат в классе, способствующий личностному развитию, реальному росту самоконтроля и умения оценивать свои и чужие поступки с нравственной стороны;
  2. активное участие родителей в жизни класса, позволяющее детям осознать  безусловную ценность семьи, взаимопомощь, почитание, заботу;
  3. понимание духовных и нравственных ценностей, на основе которых происходит постепенное осознание гражданской принадлежности к своему государству;

Мониторинг достигнутых результатов проводился как по формальным показателям, так и по данным анкетирования, тестов, диагностик учащихся и их родителей.

Изучение самооценки при поступлении в школу (теперь 4 класс) показало, что большинство ребят с неадекватно завышенной самооценкой. Такие дети стараются выделиться, обратить на себя внимание, если не успехами, то делают это, нарушая правила поведения. Стремятся к лидерству, но в группе могут быть не приняты, т.к. направлены «на себя»,   не склонны к сотрудничеству. Формирование адекватной самооценки, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия  - основа формирования самоконтроля. Так, методика самооценки личности (С.Л.Рубинштейн), на сегодняшний день позволяет отметить у 72% этих учеников адекватную самооценку. (Приложение 8)

О личностном развитии говорит участие ребят во всех школьных мероприятиях и по мере возможности в районных, сотрудничество с сельской библиотекой, Домом культуры и геронтологическим отделением, существовавшим до 2009 года.  (Приложение 1)

Высокий показатель мониторинга удовлетворённости учащихся и их родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения позволил сделать вывод о том, что в классе сложился благоприятный психологический климат адаптивной воспитывающей среды. (Приложение 3 и 6) Данная среда позволяет оптимизировать процесс воспитания, сделать его жизнерадостным и эффективным.

Анкетирование по изучению мотивационной сферы учащихся в 2009-2010 учебном году позволило определить, что  высокий уровень школьной мотивации у 28 %  и хороший -  у  52 % учащихся.  Это говорит о высоком уровне познавательной активности. Такие ученики добросовестны и ответственны. Один ученик – положительную, т.е. в школе ему  интересно общаться со сверстниками, познавательные интересы развиты мало. На вопрос «Ты часто рассказываешь о школьной жизни свом родителям?» 6 учащихся из 7 дали ответ «Часто». Это говорит о заинтересованности родителей, открытости детей и хорошем взаимопонимании между ними. На вопрос «Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?» все дали отрицательный ответ. «У тебя много друзей в классе?» и  « Нравится тебе свой класс?» - эти вопросы дают ответы о взаимоотношениях в коллективе. «Много»,  «Нравится», так отвечает большинство. (Приложение 7)

Разработанный и проведённый с учащимися  цикл классных часов нравственной направленности помог решать задачу воспитания духа,  ума и воли, а это значит учить

- различать добро и зло;

- видеть возможные варианты решения проблемы, стоящей перед человеком, предвидеть результаты своего выбора;

- понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека и других людей;

- умению прощать, сопереживать, сочувствовать;

- уважать и почитать родителей;

- быть патриотом своей Родины.

Личностно – ориентированный подход в проведении классных часов обеспечивает условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка, становления у него важнейших в современном мире умений: самостоятельно приобретать и творчески использовать свои знания; принимать самостоятельные и ответственные решения; планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать свои результаты; принимать ответственность за себя и своё окружение; строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки. Результаты этой работы показала диагностика нравственных приоритетов личности школьника. Из 15 предложенных для объяснения нравственных категорий, вызвали затруднение в одном случае «ненависть», «право», в другом – «враждебность». Все остальные учащиеся понимают и правильно объясняют понятия или соотносят со словами «плохо», «хорошо». При ранжировании нравственных понятий по степени личной значимости первые пять мест занимают: семья, друзья и здоровье, Родина, профессия, деньги. (Приложение 4) Знание ребёнком нравственных норм ещё не говорит о воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивами поведения. Необходимо активно-положительное, устойчивое отношение к нравственным нормам со стороны ребёнка, а также чтобы нравственное поведение разносторонне стимулировалось системой предъявляемых к нему требований. Так, при определении уровня воспитанности, учащиеся совместно с родителями оценивали качества личности, которые надо выработать у детей, чтобы хорошо учиться. Данная диагностика показала рост воспитанности учащихся за период с 1 по 3 класс. (Приложение 10)

Своей работой по Программе «Лучики солнца» подтверждаю закономерность нравственного воспитания, которую В.А.Сухомлинский сформулировал так: «Если человека учат добру -… в результате будет добро». Только учить надо постоянно, настойчиво, в игровых формах, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Чтобы выявить пробелы,  исправить ошибки и наметить дальнейшие ориентиры провела тесты «Воспитанный ли я?» (Приложение 9) и «Как к вам относятся окружающие?» (Приложение 5) Проведённые тесты показали, что есть проблемы в поведении, во взаимоотношениях с окружающими. В дальнейшем воспитании и развитии следует  обратить внимание на то, чтобы нравственные знания о способах поведения  и о самой нравственной норме  проявлялись в реальном поведении школьников.

Литература.

  1. С.П.Акутина. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками./ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2007.- №3. – С. 5-24.
  2. Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. – М., «Вако» - 2004. – 239с.
  3. Н.Ф.Дик. Особенности воспитательной и внеклассной работы с учащимися начальных классов./ Н.Ф.Дик.// Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс». – 2008.- С. 16-28.
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников: проект /РАО; руков. проекта Л,П.Кезина, А.А.Кузнецов, А.М.Кондаков. – М.:Просвещение,2009. – 35с.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ РАО; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39с. (Стандарты второго поколения)
  6. Е.А.Костюкова. Нравственное образование в начальной школе. – М., Чистые пруды . – 2010. – 31с.
  7. А.Н.Кохичко.О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей. /Научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс До и После» -2010. - №1. – С. 7-11.
  8. Настольная книга учителя начальных классов./ Авторы-составители Л.С.Бескоровайная, О.В.Перекатьева – Ровтов-на-Дону: изд-во «Феникс». – 2002. – 350с.
  9. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: изд-во «Владос». – 1995.- 528с.
  10. Е.Н.Степанов. 4-я лекция «Воспитательная система класса»/ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2006.- №4. – С. 5-19.
  11. Н.П.Шитякова. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников./ Научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс До и После» -2007. - №11. – С. 3-11.

Приложение 1

Социальный паспорт 2 и 4 классов

2010 -2011 учебный год

Вопрос

2 класс

4 класс

1

Дети из неполных семей

1.Кислицын Юрий

2.Костенков Данил

3.Тимофеев Никита

1.Шулепов Станислав

2

Дети - инвалиды

1.Шастин Николай

3

Группа риска

1.Смертин Максим

4

Дети, страдающие физическими недостатками

1.Шастин Николай

5

Дети из неблагополучных семей

1.Кислицын Юрий

2.Костенков Данил

3.Тимофеев Никита

1.Смертин Максим

6

Дети, проживающие с бабушкой (без родителей)

1.Костенков Данил

1.Шулепов Станислав

7

Дети неработающих родителей

1.Кислицын Юрий

2.Костенков Данил

3.Тимофеев Никита

1. Гагаринов Михаил

8

Дети из многодетных семей

1.Смертин Максим

2.Шастин Николай

Участие в общешкольных мероприятиях

мероприятия

2007-2008 уч.г.

2008-2009уч.г.

2009-2010уч.г.

Выставка цветов.

Чикишева Даша 3кл.

Сысолятина Натали 3кл.

Смертин Артём 1кл.

Чикишева Даша 4кл.

Сысолятина Натали 4кл.

Смертин Артём 2кл.

Смертин Артём 3 кл.

Конашина Мария 1кл.

Федяев Артём 1кл.

Поздравление пожилых людей

Учащиеся 3класса

Учащиеся 4 класса

Учащиеся 3 класса

Концерт к Дню учителя

Все учащиеся

Все учащиеся

Все учащиеся

Осенний праздник.

Все учащиеся

Все учащиеся

Все учащиеся

Акция «Помогите птицам! Мастерим и вывешиваем кормушки и скворечники

Багин Игорь 3кл.

Захаров Павел3кл.

Смертин Артём 2кл.

Смертин Артём 3кл.

Шастин Коля 3кл.

Конкурсы рисунков

Все учащиеся

Все учащиеся

Все учащиеся

Участие в спортивных соревнованиях

Все учащиеся

Все учащиеся

Все учащиеся

Новогодняя ярмарка.

Все учащиеся

Все учащиеся

Все учащиеся

Новогодний карнавал.

Все учащиеся

Все учащиеся

Все учащиеся

Военно-спортивная игра «Зарница»

Все учащиеся

Все учащиеся

Олимпиады по предметам

Все учащиеся

4 класса

Все учащиеся

Все учащиеся

3 класса

Выставка детского творчества

Чикишева Даша 3кл.

Сысолятина Натали 3кл.

Смертин Артём 1кл

Багин Игорь  3кл.

Захаров Павел 3кл.

Чикишева Даша 4кл.

Сысолятина Натали 4кл.

Багин Игорь 4кл. Смертин Артём 2кл.

Шулепов Стас 3 кл.

Смертин Артём 3кл.

Фотоконкурс и конкурс рисунков «Мой край родной»

Карачёва Евгения 4кл.

Захаров Павел 4кл.

Конкурс поделок из природного материала

Смертин Артём 2кл.

Сластников Илья 2кл.

Шулепов Станислав 2кл.

Сысолятина Натали 4кл.

Чикишева Дарья 4кл.

Конкурс стихов о войне

Шулепов Стас 3кл.

Сластников Илья 3кл.

Смертин Артём 3кл.

Конкурс «Моя семья»

Семья Смертина Артёма 3кл,

Пелипей Ивана 3кл.

Акция «Школьный двор»

Все учащиеся

Все учащиеся

Все учащиеся

Акция «Зелёный наряд села»

Смертин  Максим 3кл.

Сластников Илья 3кл.

Митинги, посвящённых Дню Победы (9 мая) и Дню памяти (22 июня)

Все учащиеся

Все учащиеся

Все учащиеся

Выпускные вечера одиннадцатиклассников

Багин Игорь  3кл.

Захаров Павел 3кл.

Чикишева Дарья 3кл.

Сысолятина Натали 3кл.

Багин Игорь  4кл.

Захаров Павел 4кл.

Чикишева Дарья 4кл.

Сысолятина Натали 4кл.

Игра «Безопасное колесо»

Багин Игорь  3кл.

Захаров Павел 3кл.

Чикишева Дарья 3кл.

Багин Игорь  4кл.

Захаров Павел 4кл.

Чикишева Дарья 4кл.

Смертин Артём 3кл, Сластников Илья 3кл., Шулепов Стас 3кл., Шастин Николай  3кл.

Акция «Чистый берег Вятки»

Уч-ся, посещающие летний лагерь

Уч-ся, посещающие летний лагерь

Уч-ся, посещающие летний лагерь

Участие в районных мероприятиях

мероприятия

2007-2008 уч.г.

2008-2009уч.г.

2009-2010уч.г.

Выставка детского творчества

Чикишева Даша 3кл.

Сысолятина Натали 3кл.

Смертин Артём 1кл

Багин Игорь  3кл.

Захаров Павел 3кл.

Чикишева Даша 4кл.

Сысолятина Натали 4кл.

Багин Игорь 4кл. Смертин Артём 2кл.

Шулепов Стас 3 кл.

Смертин Артём 3кл.

Фестивали художественной самодеятельности

Багин Игорь  3кл.

Захаров Павел 3кл.

Багин Игорь  4кл.

Захаров Павел 4кл.

Интеллектуальная игра «Умка»

Сысолятина Натали 3кл.

Сысолятина Натали

4кл.

Чикишев Дарья 4кл.

Смертин Артём 2кл.

Пелипей Иван 2кл.

Смертин Артём 3кл.

Пелипей Иван 3кл.

Акция в защиту амурского тигра.

Статья в газету «Арбажские вести»- Смертин Артём 3кл.

Рисунок по прочитанной книге о Великой Отечественной  войне

Смертин Артём 3кл.

Сластников Илья 3кл.

Шулепов Стас 3кл.

Конкурс открыток к 65-летию Победы

Смертин Артём 3кл.

Рисунки по ПДД «Дорога глазами детей»

Пелипей Иван 2кл.

Смертин Артём 2кл.

Захаров Павел 4кл.

Багин Игорь 4кл.

Карачёва Евгения 4кл.

Чикишева Дарья 4кл.

Письмо пешеходу (водителю, пассажиру)

Шулепов Стас 3 кл.

Смертин Артём 3кл.

Шастин Николай 3кл.

Конкурс детских рисунков, посвящённый 360-летию пожарной охраны России

Сысолятина Натали 4кл.

Участие в мероприятиях Сорвижской зональной библиотеки

имени Т.Смертиной  и Дома Культуры

мероприятия

2008-2009уч.г.

2009-2010уч.г.

Клуб «Милосердие.

Вечер хорошего настроения «Сердце бейся, душа не спи»

Все учащиеся 4 класса

Вечер отдыха «Отдохнуть настало время» (для ветеранов педагогического труда)

Багин Игорь 4кл

Сысолятина Натали 4кл, Чикишева Дарья 4кл., Чешуин Максим 4кл., Захаров Павел 4кл.

Осенние посиделки «Милой бабушки портрет»

Все учащиеся 4 класса

Конкурс «Войны не знали мы, но всё же»

Сысолятина Натали 4 кл.

Конкурс чтецов «Цвети мой край родной»

Сысолятина Натали 4кл.

Захаров Павел 4кл.

Смертин Артём 2кл.

Конкурс стихов «Для мам» (ДК)

Смертин Артём 3кл.

Праздничное гулянье «Пусть осень будет золотой» (для ветеранов педагогического труда)

Все учащиеся 3 класса

Концерт, посвящённый Дню матери (ДК)

Багин Игорь 4кл

Сысолятина Натали 4кл Чикишева Дарья 4кл. Чешуин Максим 4кл. Захаров Павел 4кл.

Смертин Артём 3кл.

«Выставка –фантазия «Мы за чистое село»

Шлепов Станислав 3кл.

Смертин Артём 3кл.

Выставка –экспозиция «Семейная рассыпуха»

Шлепов Станислав 3кл.

Смертин Артём 3кл.

Выставка «Хлам –арт»

Шулепоа Станислав 3кл.

Конкурс рисунков к 65-летию Победы

Пелипей Иван 3кл.

Конкурсная программа для детей и родителей «На планете «МА»

Пелипей Иван 3кл.

Шулепов Станислав 3кл.

Сластников Илья 3кл.

Шастин Николай 3кл.

Участие в международных конкурсах по математике и русскому языку

«Кенгуру» и «Русский медвежонок»

Конкурс

2007-2008 уч.г.

2008-2009уч.г.

2009-2010уч.г.

«Кенгуру»

Пелипей Иван 2кл, 1место в школе.

Сысолятина Натали 4кл., 2 место в школе

Чикишева Дарья 4кл., 1место в школе

Смертин Артём 2кл, 2 место в школе

«Русский медвежонок»

Сысолятина Натали 3кл.

Чикишева Дарья 3кл

Пелипей Иван 2кл, 2место в школе.

Смертин Артём 2кл.

Сысолятина Натали 4кл.

Чикишева Дарья 4кл., 1место в школе

Шулепов Станислав 3кл.

Смертин Артём 3кл.

Посещение спортивных секций и кружков

2009 – 2010 уч.г

Ф.И.ученика

Мини –

футбол

Бокс

Большие гонки

Мура-вейник

Соловушка

Танце- вальный

1 класс

1

Кислицын

Юрий

-

-

-

-

-

-

2

Конашина

Мария

-

-

-

-

-

-

3

Сысолятин

Сергей

-

-

+

-

-

-

4

Тимофеев Никита

Проживает в с. Шараница

5

Федяев

Артём

-

-

+

-

-

-

3 класс

1

Гагаринов

Михаил

Проживает в с. Шараница

2

Пелипей

Иван

-

+

-

-

-

-

3

Сластников Илья

+

-

-

-

-

-

4

Смертин

Артём

-

-

+

-

-

-

5

Смертин Максим

+

-

-

-

-

-

6

Шастин Николай

-

-

-

-

-

-

7

Шулепов Станислав

-

-

-

-

-

-

Посещение спортивных секций и кружков

2010 – 2011 уч.г.

Ф.И.ученика

Мини –

футбол

Бокс

Большие гонки

Весёлое творче-ство

Солову-шка

Танце- вальный

2 класс

1

Кслицын

Юрий

-

-

+

_

-

-

2

Костенков

Данил

Проживает в с. Шараница

3

Сысолятин

Сергей

-

-

+

+

-

-

4

Тимофеев Никита

Проживает в с. Шараница

5

Федяев

Артём

+

+

+

+

-

-

4 класс

1

Гагаринов

Михаил

Проживает в с. Шараница

2

Пелипей

Иван

-

+

-

+

+

-

3

Сластников Илья

+

+

-

-

-

-

4

Смертин

Артём

-

-

+

-

-

+

5

Смертин Максим

+

-

-

-

-

-

6

Шастин Николай

-

-

+

-

-

-

7

Шулепов Станислав

-

-

-

+

-

-

Вывод:  увеличилось количество ребят, посещающих секции  кружки; увеличилось количество выбора кружков у  6 учащихся;  каждый из учащихся, проживающих в селе Сорвижи,  стал посещать хотя бы один кружок или секцию.

Приложение 2

Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащих

Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся; определение изменений, происшедших в личности школьника;

Метод:  наблюдение

 Ход проведения: проводилась в конце второго и третьего года  обучений.

 Уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика оценивалась на основе собственных  наблюдений учителя и записывалась в таблицу: «В» - высокий, «С» - средний, «Н» - низкий уровень.

 Духовно-нравственные качества личности:

1. Готовность придти на помощь.

2. Умение быть благодарным.

3. Уважение к старшим.

4. Дружелюбие.

5. Забота  о младших.

6.Ответственность за порученное дело.

7. Инициативность.

8. Терпимость.

9. Активность в учебе.

10. Творческая направленность.

11. Любовь к Родине.

12. Культура речи, общения.

13. Нравственность поступков.

14. Интерес к родной культуре.

15. Интерес к истории своего края.

16. Коллективизм.

17. Физическая  активность.

18. Школьный патриотизм.

  Эта методика позволяет видеть динамику развития  личности ребенка; анализировать состояние воспитательного процесса, как в отношении одного ученика, так и класса в целом; определить приоритетные направления в воспитательной работе  с классом и индивидуальной работе с учащимися.

   

2 класс (2008 – 2009 уч.г.)

Ф.И.ученика

Качества личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Гагаринов Михаил

с

с

в

с

с

с

н

н

с

н

н

с

с

с

с

с

н

н

2

Пелипей Иван

в

в

в

с

с

с

с

н

с

н

с

с

с

с

с

с

с

с

3

Сластников Илья

в

с

с

с

с

с

н

с

с

н

с

с

с

с

с

с

с

н

4

Смертин Артём

в

в

в

с

с

в

с

с

в

с

с

в

в

с

с

с

с

с

5

Смертин Максим

с

с

н

н

н

с

н

н

н

н

с

н

с

н

н

с

с

н

6

Шастин Николай

с

с

в

н

с

с

н

н

с

н

с

н

с

с

с

с

н

н

7

Шулепов Станислав

с

в

в

с

с

в

с

с

с

с

с

с

в

с

с

в

с

с

3 класс (2009-2010 уч.г.)

Ф.И.ученика

Качества личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Гагаринов Михаил

с

с

в

с

с

с

с

*

с

*

с

с

*

с

*

с

с

с

с

с

с

*

с

*

2

Пелипей Иван

в

в

в

в

*

с

в

с

с

*

с

с

*

с

с

 с

с

с

в

*

с

с

3

Сластников Илья

в

с

в

*

в

*

с

в

*

с

*

с

в

с

*

с

с

с

с

с

в

*

с

с

*

4

Смертин Артём

в

в

в

в

*

в

*

в

в

в

в

в

*

с

в

*

в

*

в

*

в

*

с

с

в

*

5

Смертин Максим

с

с

с

*

с

*

н

с

с

*

н

н

н

с

с

*

с

с

*

с

*

с

с

с

*

6

Шастин Николай

в

*

в

*

в

с

*

с

с

с

*

с

*

с

*

с

с

с

*

с

с

с

с

с

*

с

*

7

Шулепов Станислав

с

в

в

в

*

с

в

с

с

с

с

в

*

с

в

в

*

с

с

*

в

*

с

                                                                                                                                                             

*  - позитивные изменения

ВЫВОД:  Наблюдается позитивное изменение уровня духовно-нравственных качеств учащихся.

                                                                                                                Приложение 3

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы:

0 - совершенно не согласен;

1 - не согласен;

2 - трудно сказать;

3 - почти согласен;

4 - совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и по мощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоя тельности.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Анализ положительных и отрицательных ответов учащихся по зволит определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, что является весьма важным показателем и помогает определить отношение не только к школе, но и к классу, учителям, классному руководителю.

   

                                                                                                                    Приложение 4

      ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Методика неоконченных предложений. Продолжить предложения.

          Добро-это...

Открытость - это...

Зло-это...

Подлость-это...

Любовь-это...

Совесть -это...

Ненависть-это...

Наглость-это...

Дружба-это...

Порядочность - это...

Враждебность - это...

Право-это...

Честность-это...

Обязанность - это...

Хитрость-это...

Вывод:

Диагностика показала понимание учащимися нравственных категорий,  в одном случае встретилось необъяснённое понятие «ненависть», «право», в другом – «враждебность»;

чаще всего в своих суждениях нравственные качества учащиеся  соотносят со словами «плохой» и «хороший».

РАНЖИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ

ПРОРАНЖИРУЙТЕ ПОНЯТИЯ ПО  СТЕПЕНИ ЛИЧНОЙ ЗНАЧИМОСТИ.

Друзья.                                        Родина.

Профессия.                                Деньги.

Слава.                                        Квартира.

Семья.                                        Любовь.

Богатство.                                Талант.

Здоровье.                                Способности.

                                                                                                             

Результаты:

Ф.И.уч.

Друзья

Профес-сия

Слава

Семья

Богатст-во

Здоро-вье

Родина

Деньги

Кварти-ра

Любовь

Талант

Способ-

ности

1

Гагаринов

Михаил

3

7

10

1

12

2

4

6

11

5

9

8

2

Пелипей

Иван

3

10

12

1

11

2

4

5

7

6

8

9

3

Сластнков

Илья

3

9

8

2

12

4

1

11

10

5

7

6

4

Смертин

Артём

2

7

10

1

12

4

3

9

8

11

5

6

5

Смертин

Максим

5

6

7

1

8

2

3

4

9

10

12

11

6

Шастин

Николай

2

5

6

1

7

3

4

8

9

10

11

12

7

Шулепов

Станислав

2

6

12

1

9

3

4

5

8

7

11

10

баллы

20

47

65

8

71

20

23

48

62

54

63

62

место

2

4

9

1

10

2

3

5

7

6

8

7

Вывод: нравственные понятия по степени личной значимости, занявшие первые 5 мест –

1 – семья

2 – друзья, здоровье

3 – Родина

4 – профессия

5 - деньги

                                                                                                               Приложение 6

Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения.

                                               (разработана доцентом А.А. Андреевым).      

                             

Цель: получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.

Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты.

Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.

 

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 – в полной мере;

4 – в значительной мере;

3 – на достаточном уровне;

2 – в незначительном уровне;

1 – практически нет.

 

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.

 

 5 4 3 2 1           1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).

 

 5 4 3 2 1         2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).

5 4 3 2 1          3. Ответственность (умение держать слово).

 

5 4 3 2 1          4. Воля (умение не отступать перед трудностями).

 

5 4 3 2 1          5. Хорошие манеры поведения.

 

5 4 3 2 1          6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).

 

5 4 3 2 1          7. Образованность.

 

5 4 3 2 1          8. ум (способность здраво и логично мыслить).

Обработка полученных данных.

В качестве показателя удовлетворенности родителей может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех родителей на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения.

Родители уч-ся 2кл.

баллы

сумма

результат

1

32

173

173 : 40 = 4,3

Высокая степень удовлетворённости

2

38

3

36

4

32

5

35

Родители уч-ся 4 кл.

238

238 : 56 = 4,4

Высокая степень удовлетворённости

1

31

2

38

3

34

4

30

5

33

6

36

7

36

                                                                                                                   

                                                                                                              Приложение 8

Исследование самооценки

1 класс (2007 -2008 уч.г.)

Методика «Лесенка»

Ребёнку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

 Вывод: большинство учеников(56%), поступивших в первый класс, не раздумывая , ставят себя  на самую высокую ступеньку –неадекватно завышенная самооценка;

28% учащихся после некоторых раздумий и колебаний ставит на самую высокую ступеньку – завышенная самооценка; 16% учащихся – обдумав задание, ставит себя на вторую или третью ступеньку – адекватная самооценка.

4 класс (2010 – 2011уч.г.)

Методика исследования самооценки личности (Рубинштейн)

100%   1            2             3            4             5            6            7             8            9             10

50%

0%

1 доброта                                               6 решительность

2 смелость                                             7 дисциплинированность

3 принципиальность                            8 настойчивость

4 скромность                                         9 аккуратность

5 честность                                           10 заботливость

Вывод: 72 % четвероклассников имеют адекватную самооценку

              28 % - завышенную самооценку

   

Сравнение:

Неадекватно завышенная

Завышенная

Адекватная

1 класс

56 %

28 %

  16 %

4 класс

 -

28 %

  72 %

Вывод: на 56% увеличилось  количество учащихся с адекватной самооценкой

                                                                                                                   Приложение 9

Тест «Воспитанный(ая) ли я?»

Поставьте против каждого высказывания знаки: «да» - «+» или «нет» - «-».

1. Если тебе приходиться неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под ногами»?

3. Отложи на минуту книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?

5. Свои нужды ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу, и когда они собираются приобрести ее?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе?

7. Родители угощают тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома?

9. У вас дома гости. Приходиться ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Если у тебя получилось так  + - - + + + + - - - , то ты хороший сын (хорошая дочь)

Вывод : у четвероклассников получилось разное количество несовпадений от 1 до 6, это говорит о том , что есть ещё над чем работать над собой. Были рассмотрены все случаи несовпадений. Выяснили их причины. ( Причины разные: не так понял вопрос, боюсь остаться дома один, я всегда так делаю и др.) каждый отметил то , над чем будет работать по самовоспитанию.

Приложение 10                                                                                                          

Уровень воспитанности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Я и мир вокруг»

Программа  предусматривает все стороны развития личности ребенка:-  патриотическое;-  нравственное;-  эстетическое;-  воспитание гражданственности, толерантности;-  эколо...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...