Уважение и понимание: основы терпимости (толерантности)
классный час по теме

Андреева Елена Анатольевна

Классный час для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvazhenie_i_ponimanie.rar223.19 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме:

Уважение и понимание:
основы терпимости (толерантности)


Цель:
 способствовать развитию у младших школьников таких качеств, как уважение и понимание, составляющих основы терпимости (толерантности).

Оборудование: плакаты с высказываниями: «Счастье – это когда тебя понимают», «Что нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание?»; мультимедиа установка для презентации.

Ход урока:

  1. Слово классного руководителя.

В России проживают представители свыше 160 национальностей.

На территории Краснодарского края проживают представители более ста народов.

Самоуважение и уважение к другим являются непременными свойствами терпимого человека. Терпимость и ответственность – черты, без которых невозможно обойтись в справедливом и мирном обществе. Каждый человек должен обучаться жить в мире, знать права человека и основы демократии.

Все наши взаимоотношения в значительной мере влияют на формирование у каждого из нас самоуважения и сознания собственной значимости.

II. «Лакированная коробочка».

Учитель достает маленькую лакированную коробочку и предлагает ученикам открыть ее и узнать, что в ней содержится.

Дети открывают коробочку, достают карточки с высказыванием: «Радость не в вещах. Она внутри  нас», «У каждого возраста есть свои  игрушки».

Класс переходит к обсуждению. Учитель побуждает детей высказывать свою точку зрения (выражать свое мнение, а не повторять слепо то, что написано в учебнике или сказано учителем). Каждый ребенок знает, что он уникален, что у него есть свои идеи, что он способен глубоко мыслить и что, самое главное, педагог уважает в нем готовность работать и не бояться ошибок. Каждый делает свой вклад в общую работу, как может.

III. «Сходства и различия людей».

Учитель распределяет детей на пары и предлагает им устроить маленькое представление: по очереди разыграть сценку, как будто они беседуют после уроков, характеризуя будущего (вымышленного) одноклассника, который со дня на день прибывает к ним в класс. В чем он похож на них и чем отличается?

Обсудите, как описанные схожие и отличные черты влияют на отношение детей к новому члену коллектива, предположите, какие взаимоотношения сложатся между детьми и новичком.

Дети снова разбиваются на пары. Учитель предлагает им обсудить себя. Просит каждого описать себя тремя предложениями, например: «Я высокий. У меня есть старшая сестра. Я люблю читать».

- Как вы думаете, что у детей есть общего и чем они отличаются друг от друга?

- Что вы чувствуете, когда замечают свое отличие от других и свое сходство с ними.

- Бывало ли в вашей жизни так, что вы ощущали себя непохожими на других? Опишите при этом свои чувства.

- Как вы ладите с похожими и не похожими на вас одноклассниками?

- Расскажите, каким образом вы хотели бы выразить свое расположение к тем одноклассникам, которые отличаются от вас.

IV. «На чём основано взаимопонимание».

– В жизни нам часто приходится обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели.

Без взаимопонимания не может быть ни дружбы, ни общения. Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько мы правильно оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их. Попробуем выяснить, насколько мы владеем умением судить о людях.

Учитель даёт словесный портрет одного ученика из класса и предлагает ребятам отгадать, кто это. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика (в характеристике надо отразить физические данные, внешность, манеры поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, привычки).

Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.

Посмотрите на своего соседа. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чем думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами.

V. Итог.

– Эти упражнения помогли нам понять, что сходства и различия являются частью нашей жизни и что все люди чем-то похожи друг на друга, а в чем-то отличаются. В многообразии – сила нашего общества.

Ребята, а что вы можете сказать по теме нашего занятия в заключение?

Использованные материалы:

Классные часы в начальной школе  –  Издательство «Учитель», 2007.

Классный час подготовила:

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 им. Т.П.Северова  г. Туапсе Андреева Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская научная конференция педагогов Статья "Воспитание толерантности, межэтнической терпимости и чуткости "

Данная статья поможет учителю наладить воспитательнкю работу в многонациональных классах, раскроет приёмы толерантного воспитания. Теоретические приёмы раскрывают опытные педагоги и воспитатели, а пра...

К вопросу о воспитании терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе

Статья освещает основные аспекты гуманности в процессе воспитания: воспитание доброты и терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе...

Доклад на общешкольном родительском собрании на тему"Учимся быть терпимыми" (о толерантности).

Данная тема помогает понять родителям, что такое толерантность. Способы предотвращения конфликтов в семье.Вывление черт толерантной и интолерантной личности. На мой взгляд -это очень увлекательный, по...

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья  по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов...

Классный час "Что такое толерантность? Учимся быть терпимыми."

Материал классного часа учит быть толерантными и терпимыми к окружающим и близким людям....