Классный час "Что такое толерантность? Учимся быть терпимыми."
классный час (3 класс)

 Варварина Оксана Николаевна

Материал классного часа учит быть толерантными и терпимыми к окружающим и близким людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_tolerantnost.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Что такое толерантность? Учимся быть терпимыми.»

Цель классного часа:   сформировать у младших школьников толерантное отношение  к людям разных национальностей, к друг другу.

Задачи:

  • воспитывать чувство уважения к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • познакомить  детей с понятием “толерантность» ((возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • развивать критическое мышление, навыки работы в группе, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Возраст обучающихся – 3 кл.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация, мультфильм,

Ход  мероприятия

1.Организационный момент урока.  

Здравствуйте, ребята. А знаете,  что  вы ведь не просто поздоровались, а подарили  друг другу  частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте! Здоровья желаю!» Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”. Начинаем наше занятие.

- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.

- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

- Прошу подняться ребят, у которых  тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

- Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)

- А что же нас объединяет? (страна, село, школа)

- Значит «Мы разные, но мы вместе». Это девиз нашего сегодняшнего классного часа.

- А тему определим позже.

- Послушайте  китайскую притчу, которая поможет нам сформулировать тему классного часа. Притча называется «Ладная семья». Слушайте внимательно.

«Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «любовь, прощение, терпение». А в конце листа: «сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение». -И все? -Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже"».

- Какие три слова стали законом в семье, где царил мир и согласие? (Любовь, прощение, терпение)

- Как вы думаете, о чем будем беседовать сегодня на классном часе? (дружба, доброта, терпение, любовь, уважение). Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом. А каким мы узнаем, разгадав шифр из цифр.

 1 2 3 4 5 6 7 1 7 2 8 1 9

2.Знакомство с понятием «толерантность»

Оно зашифровано цифрами (запись на цветных лучиках). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов. (слайд)
1 - проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость
2 – легкое устанавливание контактов (общительность)
3 - мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
4 - радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
5 - устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
6 - стремление сделать другому добро (доброта)
7 - сострадание (милосердие)
8 - почтительное отношение (уважение)
9 - готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
Дети с помощью учителя называют положительные качества и прикладывают лучики к своим солнышкам, расшифровывают слово, собирая по буквам

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Словарик толерантной личности

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. В России -  Международный день толерантности отмечают 16 ноября. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах.

Его создали для того, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия, терроризма и экстремизма.

Слово  «Толерантность» имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. От имени  этого  мудрого министра  появилось слово  ТОЛЕРАНТНОСТЬ, что в переводе с английского означает терпение.

В современном мире, где вам предстоит жить, вы не раз услышите его.   И наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

 Толковые словари разных стран объясняют это понятие по разному.

Английский – готовность быть терпимым, снисходительным.

Испанский – способность принимать решения или мнения, отличные от собственных.

Китайский – принимать других такими, какие они есть,  быть великодушными по отношению к другим.

Арабский – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они сеть и прощать.

Русский -  умение терпеть (мириться с чем-либо), принимать (признавать) существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо.

Как вы понимаете, что такое толерантность? (высказывания детей)

А теперь попробуем разобрать ситуацию:

1. Представьте себе, вы идете по узкому тротуару и впереди вас медленно идут две старушки. А вы очень торопитесь. Вы вежливо обратились, чтобы они пропустили вас вперед, но они не услышали. Как вы себя поведете в такой ситуации исходя из нашего понятии «толерантность»?

А) Попросите еще раз

Б) Оттолкнете и пойдете дальше

В) Протиснетесь между ними

Г) Другие варианты.

2. Представьте себе, что одноклассник оскорбил вас, назвав дураком.

Вы реагируете:

А) Говорите «Сам дурак»

Б) Попросите одноклассника  извиниться перед вами

В) Пожалуетесь родителям или учителю

Г) попробуете объясниться с одноклассником.

Д) Другие варианты

 Понятие толерантность очень широкое. Но сегодня мне бы хотелось поговорить о ваших взаимоотношениях со своими сверстниками. Я хочу чтобы вы задумались о том, умеете ли вы общаться друг с другом, умеете ли прощать, часто ли вмешиваете в свои ссоры взрослых. И ответить на вопрос, толерантны ли мы?    

Б.Заходера «Мы - друзья»

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, но все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том, что он и я -

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем:

Даже вместе… отстаем!

Дружба дружбою, однако,

И у нас случилась драка…

Дрались честно,

Как положено друзьям:

- Я как стукну!

- Я как тресну!

Он как даст!

- А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду -

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Борькина сестра

Облила нас из ведра!

А она еще смеется:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Обсуждение стихотворения

- Что случилось с друзьями?

- Предположите, почему произошла драка.

- Можно ли было её избежать? Как?

- Происходит ли с вами такое?

- Вы можете обходиться без драк?

3. Принципы толерантности.

Выделяют семь основных принципов толерантности. А какие они мы узнаем, посмотрев мультфильм «Что такое толерантность?»

 Основные принципы толерантности:

1.Уважение прав других.

2.Принятие другого таким, какой он есть.

3.Сотрудничество, дух, партнёрство.

4.Сострадание, милосердие.

5.Прощение.

6.Любовь, терпение.

7.Уважение человеческого достоинства.

Игра.  

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы рисуете у себя на листочках красный кружок, если вам подходит первое выражение, чёрный– второе.

1.Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

2.Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

3.Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

4.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1.Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
 

5. Ты считаешь, что один товарищ тебя предал...

1. Ты мстишь ему.

2.Ты пытаешься объясниться с ним.  

6. Ты не согласен с кем-то...

1.Ты не даешь ему говорить.

2.Ты все-таки слушаешь его.         

7. В классе ты уже ответил...

1.Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.

2. Ты предоставляешь возможность другим ответить.

 8. Саша плохо одет...

1.Это неважно.

2.Ты подсмеиваешься над ним.

9. Пожилая женщина медленно идет.

1.Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

2.Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

10. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

1.Ты говоришь, что все девочки – нули.

2.Ты разговариваешь с ней.

11. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

1.Ты говоришь, что все мальчики – нули.

2.Ты разговариваешь с ним.

12. К тебе подходит ребенок-инвалид...

1.Ты естественным образом разговариваешь с ним.

2.Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

А теперь посчитайте, сколько у вас красных кружков, а сколько чёрных (Дети считают.)

– Если больше ответов

- ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. 

- ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

- ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым! 

        4. Рефлексия.

Ребята, что значит быть толерантным?

– Означает уважать других, невзирая на различия.

- Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Любить друг друга (слайд)

Я надеюсь, что мы с вами будем толерантными людьми. Оттого какими мы будем зависит, каким будет мир вокруг нас и только в наших руках сделать этот мир лучше. Спасибо за внимание. В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор.

А сейчас я хочу проверить толерантны ли вы

Давайте проверим, насколько мы толерантны.  Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.  И ставите на листе либо цифру 1, либо цифру 2. Только помните, что отвечаете вы сами себе, а перед собой нужно быть честными.

·Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударяешь его или тоже сломаешь его игрушку.

·Ты поссорился со другом.

1. Ты попытаешься объясниться с ним, разобраться в ситуации.

2. Ты обижаешься и не играешь с ним.

·С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

·Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты все сваливаешь на других.

·Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1.  Ты идешь с ними гулять.

2.  Ты устраиваешь истерику и остаёшься дома.

 А теперь посчитайте, сколько у вас цифр 1, а сколько цифр 2 (Дети считают.)

– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

- Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

В конце занятия давайте ответим на вопрос: «Нужно ли быть толерантными?»

4. Рефлексия.

    На доске вы видите дерево. Что вы можете о нём сказать? (дерево без листьев). Давайте нарядим дерево листочками. Но это не простое дерево, а дерево толерантности. И листочки на нём должны быть особенные. На своих партах вы видите два зелёных листочка. На первый взгляд они одинаковые, но прочтите слова, обозначающие качества человека, которые написаны на них, выберите тот листок, на котором написано качество толерантного человека, подойдите и прикрепите его к дереву.

А теперь давайте прочитаем, каким должен быть толерантный человек. (читаю качества, которые дети повесили на дерево)

Какие качества вы не выбрали?

Какими качествами вы хотели бы обладать?

Я надеюсь, что мы с вами будем толерантными людьми. Оттого какими мы будем зависит, каким будет мир вокруг нас и только в наших руках сделать этот мир лучше. Спасибо за внимание.

Рефлексия.   

 На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС на тему:"Учимся быть культурными"

«Учимся быть культурными»   «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». Гете Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, ...

Классный час на тему: «Учимся быть культурными»

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уваже...

Учимся быть терпимыми

Классный час о толерантном отношении друг к другу...

Доклад на общешкольном родительском собрании на тему"Учимся быть терпимыми" (о толерантности).

Данная тема помогает понять родителям, что такое толерантность. Способы предотвращения конфликтов в семье.Вывление черт толерантной и интолерантной личности. На мой взгляд -это очень увлекательный, по...

Классный час на тему «Учимся быть организованными»

Игровой час Цели: - способствовать воспитанию организованности у детей; - приучать планировать и организовывать свой труд; - работать собранно, ритмично; - предоставить ученик...

Занятия – «Учимся быть терпимыми»

На занятии с учениками в различных формах формируется толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, дети учится находить компромисс в решении конфликтных ситуаций, приобретают навыки разрешен...

Занятия – «Учимся быть терпимыми»

Какие нормы поведения считают толерантными....