Занятия – «Учимся быть терпимыми»
классный час (3 класс) на тему

Рыжкова Нина Дмитриевна

На занятии с учениками в различных формах формируется толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, дети учится находить компромисс в решении конфликтных ситуаций, приобретают навыки разрешения конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учимся быть терпимыми28.42 КБ
Файл zanyatie.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

3 занятия – «Учимся быть терпимыми»

Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.

 

Ход занятия_1

  1. Вступительное слово воспитателя.

Толерантность в нашем классе.

  • Как вы себя чувствуете в классе?
  • Комфортно ли вам?
  • Подумайте, а все ли мы обладаем качествами уважительного отношения к одноклассникам?

(ответы детей. Мы ссоримся)

Воспитатель.

 Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Материалы: небольшой мяч.

Ведущий-воспитатель предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

 Воспитатель.

– Почему нужно быть терпимыми?

– Что вы понимаете под словом терпимость?

 

Игра «Чем мы похожи» (вызывают по-очереди к доске «Таня, у нас с тобой очень похожи глаза»)

А можно ли сказать, что мы все похожи? Нет. Мы все разные. Чем? …..

Воспитатель:   Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

– Можно ли жить мирно и не ссориться?

– Как это сделать?

Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.

Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.

– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух:

∙ Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

∙ Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

∙ Не делай другому того, от чего больно тебе.

∙ В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

∙ Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

∙ Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

∙ Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

∙ Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

 

Ход занятия_2

Воспитатель: Ребята. Выбираем роли, читаем по ролям, исполняем.  

МУДРЕЦЫ И СЛОН

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. 
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт 2: нежность, сердечность, хвастовство, грубость, милосердие, зазнайство, душевность, благосклонность, уважение, верность.

Конверт 3: искренность, прощение, равенство, самоотвержанность, мужественность, вспыльчивость, , раздражение, отзывчивость, конфликт, справедливость.

Конверт 4: поддержка, вежливость, сотрудничество, выдержка, скупость, ложь, благородство, зависть, добросовестность, тактичность, терпение, нетерпимость

  • Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
  • А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
    (ответы детей)

Ход занятия_3

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас на птичий двор из сказки Г.Х. Андерсена.

Читаем по ролям.

Сценка о гадком утёнке.

  • Ну вот, ещё целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!
  • И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
  • Оставьте его!- сказала утка – мать. – Он ведь вам ничего не сделал
  • Это верно, он такой большой и странный!- отвечала забияка
  •  Ему надо задать хорошую трёпку!
  • Славные у тебя детки!- сказала старая утка с красным лоскутком на лапке
  • Все очень милы, кроме вот этого…Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
  • Никак нельзя, ваша милость!- ответила утка-мать. – Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался.
  • И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка.
  • Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна. Я думаю, он возмужает и пробьёт себе дорогу!
  • Остальные утята очень-очень милы!- повторила старая утка. – Ну, будьте же как дома. 
    Вот они стали вести себя как дома. Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все - и утки и куры.
  •  Он больно велик! – говорили все, а индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, над гребешок у него так весь и налился кровью.
  • Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем для всего птичьего двора! Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему:
  •  Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
    А мать прибавляла:
  •  Глаза бы мои на тебя не глядели!
  •  Я такой безобразный! – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда.

Работа в группах – выработать правила поведения

1 гр. – соседи по птичнику

2 гр. – братья и сестры

3 гр. – родители

4 гр – гадкий утенок

 Вопросы:

- Толерантно ли отнеслись к гадкому утёнку на птичьем дворе?
- А был ли кто-нибудь кто проявил качества толерантности по отношению к утёнку?
- А как бы вы поступили? (ответы детей)
- А были ли вы когда- нибудь в такой ситуации ?
Можно сделать вывод: толерантность- благосклонность и уважение к другому. (слайд 8 )

Смысловая поддержка

- Сейчас мы поработаем в командах. У каждой команды на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Соберите высказывание и подумайте, о чем говорит каждая из них.

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
  • «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе»
  • https://www.youtube.com/watch?v=47XfXUaLIEg  необычные приветствия YouTube

Физкультминутка

  • Когда приходим в класс, мы приветствуем друг друга. А как вы приветствуете друг друга? В разных странах приветствуют по-разному.

https://www.youtube.com/watch?v=47XfXUaLIEg   

Посмотрим необычные приветствия YouTube

  • Давайте научимся (дети встают парами напротив друг друга).

Поприветствуем по Японски: сложить руки (как в молитве на уровне груди) и поклониться.

Так как в Великобритании: пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга.

По Тибетски: показать язык.

По русски: обнять друг друга.

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

 Китайская притча «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

Прочел владыка и спросил: - и все?

- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

 Рефлексия.

Встать в круг, взяться за талию соседей, нагнуться вперед, назад. Вы не падаете? Потому что у вас есть поддержка!

Для занятий использованы материалы сайтов:

http://zheschool3.ru/index.php/vospitanie/131-mir    И

https://www.youtube.com/watch?v=47XfXUaLIEg   необычные приветствия YouTube



Предварительный просмотр:

3 занятия – «Учимся быть терпимыми»

Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.

 

Ход занятия_1

  1. Вступительное слово воспитателя.

Толерантность в нашем классе.

  • Как вы себя чувствуете в классе?
  • Комфортно ли вам?
  • Подумайте, а все ли мы обладаем качествами уважительного отношения к одноклассникам?

(ответы детей. Мы ссоримся)

Воспитатель.

 Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Материалы: небольшой мяч.

Ведущий-воспитатель предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

 Воспитатель.

– Почему нужно быть терпимыми?

– Что вы понимаете под словом терпимость?

 

Игра «Чем мы похожи» (вызывают по-очереди к доске «Таня, у нас с тобой очень похожи глаза»)

А можно ли сказать, что мы все похожи? Нет. Мы все разные. Чем? …..

Воспитатель:   Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

– Можно ли жить мирно и не ссориться?

– Как это сделать?

Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.

Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.

– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух:

∙ Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

∙ Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

∙ Не делай другому того, от чего больно тебе.

∙ В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

∙ Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

∙ Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

∙ Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

∙ Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

 

Ход занятия_2

Воспитатель: Ребята. Выбираем роли, читаем по ролям, исполняем.  

МУДРЕЦЫ И СЛОН

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. 
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт 2: нежность, сердечность, хвастовство, грубость, милосердие, зазнайство, душевность, благосклонность, уважение, верность.

Конверт 3: искренность, прощение, равенство, самоотвержанность, мужественность, вспыльчивость, , раздражение, отзывчивость, конфликт, справедливость.

Конверт 4: поддержка, вежливость, сотрудничество, выдержка, скупость, ложь, благородство, зависть, добросовестность, тактичность, терпение, нетерпимость

  • Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
  • А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
    (ответы детей)

Ход занятия_3

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас на птичий двор из сказки Г.Х. Андерсена.

Читаем по ролям.

Сценка о гадком утёнке.

  • Ну вот, ещё целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!
  • И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
  • Оставьте его!- сказала утка – мать. – Он ведь вам ничего не сделал
  • Это верно, он такой большой и странный!- отвечала забияка
  •  Ему надо задать хорошую трёпку!
  • Славные у тебя детки!- сказала старая утка с красным лоскутком на лапке
  • Все очень милы, кроме вот этого…Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
  • Никак нельзя, ваша милость!- ответила утка-мать. – Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался.
  • И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка.
  • Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна. Я думаю, он возмужает и пробьёт себе дорогу!
  • Остальные утята очень-очень милы!- повторила старая утка. – Ну, будьте же как дома. 
    Вот они стали вести себя как дома. Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все - и утки и куры.
  •  Он больно велик! – говорили все, а индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, над гребешок у него так весь и налился кровью.
  • Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем для всего птичьего двора! Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему:
  •  Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
    А мать прибавляла:
  •  Глаза бы мои на тебя не глядели!
  •  Я такой безобразный! – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда.

Работа в группах – выработать правила поведения

1 гр. – соседи по птичнику

2 гр. – братья и сестры

3 гр. – родители

4 гр – гадкий утенок

 Вопросы:

- Толерантно ли отнеслись к гадкому утёнку на птичьем дворе?
- А был ли кто-нибудь кто проявил качества толерантности по отношению к утёнку?
- А как бы вы поступили? (ответы детей)
- А были ли вы когда- нибудь в такой ситуации ?
Можно сделать вывод: толерантность- благосклонность и уважение к другому. (слайд 8 )

Смысловая поддержка

- Сейчас мы поработаем в командах. У каждой команды на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Соберите высказывание и подумайте, о чем говорит каждая из них.

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
  • «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе»
  • https://www.youtube.com/watch?v=47XfXUaLIEg  необычные приветствия YouTube

Физкультминутка

  • Когда приходим в класс, мы приветствуем друг друга. А как вы приветствуете друг друга? В разных странах приветствуют по-разному.

https://www.youtube.com/watch?v=47XfXUaLIEg   

Посмотрим необычные приветствия YouTube

  • Давайте научимся (дети встают парами напротив друг друга).

Поприветствуем по Японски: сложить руки (как в молитве на уровне груди) и поклониться.

Так как в Великобритании: пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга.

По Тибетски: показать язык.

По русски: обнять друг друга.

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

 Китайская притча «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

Прочел владыка и спросил: - и все?

- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

 Рефлексия.

Встать в круг, взяться за талию соседей, нагнуться вперед, назад. Вы не падаете? Потому что у вас есть поддержка!

Для занятий использованы материалы сайтов:

http://zheschool3.ru/index.php/vospitanie/131-mir    И

https://www.youtube.com/watch?v=47XfXUaLIEg   необычные приветствия YouTube


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся быть терпимыми

Классный час о толерантном отношении друг к другу...

Доклад на общешкольном родительском собрании на тему"Учимся быть терпимыми" (о толерантности).

Данная тема помогает понять родителям, что такое толерантность. Способы предотвращения конфликтов в семье.Вывление черт толерантной и интолерантной личности. На мой взгляд -это очень увлекательный, по...

Воспитательское занятие: "Учимся быть добрыми".

Формирование представлений детей об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений....

Занятия – «Учимся быть терпимыми»

Какие нормы поведения считают толерантными....

Коррекционно-развивающее занятие "Учимся быть внимательными"

Это коррекционно-развивающее занятие содержит различные задания, способствующие развитию внимания.Подходит для учащихся начальных классов....

Классный час "Что такое толерантность? Учимся быть терпимыми."

Материал классного часа учит быть толерантными и терпимыми к окружающим и близким людям....