Праздник "Спасибо, Грамота, тебе!"
классный час (1 класс) на тему

Праздник, посвящённый окончанию обучению грамоте в первом классе "Спасибо, Грамота, тебе!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spasibo_gramota_tebe.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «Спасибо, «Грамота», тебе!»

1 класс

Цели:1. Подвести итог  по обучению грамоте, повторить все буквы, закрепить

               знания, полученные на уроках обучения грамоте.

           2. Развивать речь учащихся, память, мышление, сообразительность.

           3. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, взаимовыручку.

Подарки для детей: Дипломы об окончании учебника “Грамота”, художественные книги.

Грамзаписи песен: В.Шаинского “Чему учат в школе”, “Первоклашка”, “Где водятся  

                               волшебники?”

Фонограммы: Фонограммы песен,  отрывки из музыкальных произведений по теме

ТСО: Магнитофон.

Ведущие праздника: Первоклассники, старшеклассники, учитель, сказочные герои:

                                    Буратино, Мурзилка, Незнайка, Золушка, Винтик и Шпунтик,

                                    Василичса Премудрая, Марья Краса-длинная коса, Царевна-

                                    Лягушка.

Наглядность: Класс украшен шарами, рисунками детей на каждую букву, плакатом

                        “Русский алфавит”, приготовлены карточки для различных конкурсов

                        с пословицами, с разрезными слогами.

Сигналом к началу праздника звучит звонок (колокольчик).

На сцене 11 участников.

Учитель:

- Дорогие, ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали  благодаря своему старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге – “Грамоте” (показ книги учителем). Но “Грамота “ познакомила  вас не только с  буквами. Её страницы  учили вас  быть дружными, воспитанными, добрыми учениками, умеющими выполнять школьные правила. Вспомним некоторые из них:

1. Вставайте дружно всякий раз,

    Когда учитель входит в класс.

2. Парта – это не кровать,

    На ней нельзя лежать.

   Ты сиди за партой стройно

    И веди себя достойно.

3. Ответить хочешь – не шуми,

    Ты только руку подними.

    Учитель спросит – надо встать,

    Когда он сесть позволит – сядь.  

Учитель:

- Прошел сентябрь, и вы  с гордостью говорили слова, которые записаны на доске. Прочитайте их:

Мы теперь не просто дети,

Мы теперь – ученики!

Дети хором читают слова, записанные на доске.

Звучит фонограмма, отрывок из песни В. Шаинского “Первоклашка”.

1. Мы помним тот звонок весёлый,

   Что прозвенел нам в первый раз,

   Когда вошли впервые в школу,

   В свой самый лучший первый  класс,

   Когда нас встретил у дверей  учитель –

   Наш верный друг на много дней

   И шумная семья большая

   Подружек новых и друзей.

   Садясь за парту осторожно,

   Чтоб школьной формы не измять,

   Мы “Азбуки” свои открыли,

   Открыли чистую тетрадь.

Учитель:

- И, конечно же, всем было интересно, чему же учат в школе? Послушайте песню

В Шаинского “Чему учат в школе?”

Звучит фонограмма песни В.Шаинского “ Чему учат в школе?”

2. 11 долгих лет пройдёт,

     Надо 11 лет учиться,

     Не лениться, а трудиться.

     Год за годом промелькнёт,

     И от школьного порога

     В жизнь откроется дорога.

3. Машинисты и ткачи,

     Трактористы и врачи,

     Лесорубы и врачи,

     Повара и кузнецы,

     Водолазы и певцы,

     Все когда-то в первый раз

     Приходили в первый класс.

Учитель:

- И все начинали учиться  по “Грамоте” Во всех школах нашей страны  учатся тысячи первоклассников, все они научились читать и в эти дни расстаются с учебником “Грамота”.

4. Над страной весенним утром

    Занимается заря.

    В школе праздник –

    Славный праздник,

    Праздник “Грамоты“ у нас!

    Первоклассники рядами

    Стройными идут,

    Первой книге, мудрой книге

    Отдают салют.

5. Поступила осенью я в 1 “Б”.

    Я считаюсь школьницей с 1-го числа.

     Ровно в 8-м  утром  каждый раз

     Очень много школьников входит в первый класс.

6. 21 школьник – дружная семья,

    Все шагают  парами,

    В первой паре – я.

    Мне учиться очень нравится,

    Отвечать я не боюсь.

    Я могу с задачей справиться,

    Потому что не ленюсь.

7. Мне теперь не до игрушек,

    Я по “Грамоте” учусь.

    Соберу свои игрушки и братишке подарю.

    Я бросила куклу, играть не хочу,

    Мне некогда очень, я куклу учу.

    Из букв я сама составляю слова,

    Из них написала: ”Трава и дрова”.

    Дрова на дворе,

    Трава на лугу.

    Теперь, как большая читать я могу.

    Даже маленький ребёнок,

    Не умеющий читать,

    Только вышел из пелёнок –

    Просит книгу прочитать.

Учитель:

- Сегодня мы проводим необычный урок. Сегодня мы  вспомним, чему мы учились в течение всего учебного года.

8. Ежедневно по утрам

     Заниматься надо нам,

     Мы с доски не сводим глаз,

     А учитель учит нас:

9.   Ель, топор, лопата, руки.

     (Показ  слов, записанных на доске.)  

      В каждом слове слышим звуки.

      Звуки эти разные:

      Гласные, согласные.

10. Гласные тянутся в песенке звонкой,

      (Показ гласных букв.)

      Могут заплакать и закричать.

      В тёмном лесу звать и аукать

      И в колыбельке ребёнка качать.

11. А согласные согласны

      (Показ согласных букв.)

       Шелестеть, шептать, свистеть,

       Даже фыркать и скрипеть.

       Но не хочется им петь.

Дети садятся за парты.

Учитель:

- Ребята! Урок у нас сегодня необычный, к нам в гости пришли наши друзья, которые нам помогали весь год. Посмотрите, кто к нам пришёл!

Выходит девочка в костюме Королевы “Грамоты” с учебником “Грамота”.

Королева “Грамота”:

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я – Королева “Грамота”, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные. Мы все – жители волшебной страны “Букварины”, которая расположена на страницах вашей “Грамоты”. Изучая грамоту, вы изучаете Азбуку. А, кстати, кто-нибудь знает, откуда взялось слово «Азбука»? Ну, название “Букварь” – понятно, в нём буквы. А “Азбука”? Прислушайтесь, какое красивое имя! Так что оно значит? (Если ребята не могут ответить, королева объясняет сама.) Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась  она тогда иначе – Аз. Вторая буква, так похожая на современную Б, называлась – Буки. Аз и Буки – вот и  получилась “Азбука”. И пришла я к вам  сегодня не случайно. Сегодня вы отправитесь в далёкое путешествие – в мир книг, в страну  Литературию. Я пришла проводить вас. Пришла со мной и моя королевская дружина – все тридцать три богатыря, которым я поручаю сопровождать вас в путешествии. Они никогда вас  не покинут и помогут в трудную минуту. Но при одном условии: всех их вы должны знать по именам! Моя верная дружина – это буквы. Сейчас мы проведём перекличку – по очереди будем называть все буквы алфавита. Если назовём правильно, то буквы оживут и обязательно отзовутся.

- Итак, объявляется первый конкурс:

 ”Живые буквы”.

Учитель:

- Вспомним все буквы, которые помогали нам научиться читать, и назовём их. Назовём первую букву!

На сцену по очереди выходят дети. У детей короны с буквами и таблички с рисунком на заданную букву.

Зал: А.

Буква А (выбегая на сцену): Абрикос, арбуз, айва – очень сладкие слова, и все на букву А.

Учитель: Следующая буква…

Зал: буква Б.

Буква Б (пристраиваясь к букве А): Букве Б и страх неведом: бой, баран, боец, победа!

Далее называются и представляются все буквы алфавита.

В: Вот буква В, видна вдали – красивая, витая, как будто  крендель испекли, приезжих  

    поджидая.

Г: Гриб растёт среди дорожки – голова на тонкой ножке.

Д: Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.

Е, Ё: Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка – тоже.

        Буква Е передохнула, как тотчас же на неё пара птенчиков вспорхнула – получилась

        буква Ё.

Ж: Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет.

З: На эту букву посмотри, она совсем как цифра три. В звезде найдёшь ты  букву З, и в

    золоте, и в розе, земле, алмазе, бирюзе, заре, земле, морозе.

И: Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.

Й: Эта буква не простая, голос краток и сердит, потому что запятая на плечах его сидит.

К: Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

Л: Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш.

М: Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.

Н: Там я букву Н найду, где гамак висит в саду. На коне наездник мчит: настоящий он

     джигит.

О: Ослик был сегодня зол, он узнал, что он – Осёл!

П: На хоккее, на футболе, буква П – ворота в поле.

Р: Роет землю серый крот, разоряет огород.

С: Шёл конь, подковами звеня, как буква С следы коня.

Т: Таракан живёт за печкой, то-то тёплое местечко.

У: У – сучок. В любом лесу ты увидишь букву У.

Ф: Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.

Х: Ходит по лесу хорёк - хитрый, маленький зверёк.

Ц: Цапля важная, носатая, целый день стоит как  статуя.

Ч: Первой букве в слове чтение букве Ч – моё почтение!

Ш: Шалуны! Прибавьте шагу! Скорей несите мушкетёру шпагу!

Ъ и Ь знаки: Ь знак живёт беспечно, он без кепки ходит вечно. А упрямый Ъ знак носит

                      кепку только так.

Ы: Вот шагает буква Ы, без Ы не выучитесь вы .

Э: Над лугами в синеве пролетает буква Э.

Ю: Юнга – будущий матрос, южных рыбок он привёз.

Я: Буква Я всегда была всем и каждому мила.

    Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!

Королева “Грамота”:

- Я рада, ребята, что вы так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники. А сейчас спросим у них, кто сегодня дежурный. (Выбегает буква В.)

Учитель:

- Подумайте, почему именно эта буква оказалась сегодня дежурной?

Затрудняетесь с ответом? Эта буква – буква нашего класса, вы учитесь в 1 “В” классе. Посмотрим, хорошо ли вы знакомы с этой буквой. С этой буквы начинается много слов. Вспомните и назовите слова, которые начинаются с буквы В. Дети вспоминают и называют слова, начинающиеся с буквы В.

Учитель:

-  Мы убедились, что ребята хорошо знают буквы, знают много слов. Но слова состоят из слогов. Посмотрим, как вы, ребята, умеете составлять слова из слогов.

Королева “Грамота”:

- Наш следующий конкурс  -

“Школьники строят слова”

Дети берут слоги из конвертов и составляют  слова:

1. шко-ла

2. у-рок

3. зво-нок

4. пе-ре-ме-на

5. у-че-ни-ки

Учитель:

-Я произношу  слово, а вы выстраиваетесь в соответствии со слогами, которые вы взяли из конверта. Все вместе дети прочитывают полученные слова.

Королева “Грамота”:

- Наш следующий конкурс покажет, как хорошо вы научились читать. Он называется  “Закончи  пословицу”.

 Один ученик читает часть пословицы, записанной у него на карточке.

Другой ученик – читает продолжение этой пословицы.

У детей карточки с пословицами.

Кто много читает, …тот много знает.

Поздно встанешь,…мало сделаешь.

Книгу читаешь,…как на крыльях летаешь.

Ученье и труд…всё перетрут.

Королева “Грамота”:  

- Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл! Да это же ваш новый учебник – “Книга для чтения”! Познакомьтесь с этой книгой!

Книга для чтения”:

-  Здравствуйте ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой – окончанием чтения “Грамоты”! Желаю вам   успехов в учёбе. Но я тоже приготовила вам испытание. Я сама хочу убедиться, как хорошо вы умеете читать. Прочитайте хором предложения, записанные на доске.

На доске записаны предложения.

Землю красит солнце, а человека труд.

Без труда мечта мертва.

Без труда ничего не даётся никогда.

Кто любит труд, того люди чтут.

Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Книга для чтения”:

-Молодцы, ребята! Какое слово повторяется во всех этих предложениях? (Труд.) Правильно, на страницах “Грамоты” Вы познакомились с трудом взрослых. Вспомните, о каких профессиях вы читали. (Повар, строитель, учитель, пекарь, кузнец, плотник, водолаз, лётчик, водитель, шахтёр, космонавт и т.д.) А кем работают ваши родители? (Ответы детей.)

- Какая же самая нужная профессия?

Дети хором говорят слова:

”Все работы  хороши –

  Выбирай на вкус!”

Книга для чтения”:

- Наш следующий конкурс…

Выбегает Незнайка.

Незнайка:

- Уважаемые, подождите! Я тоже хочу с вами поиграть. Я с ребятами на каждой странице “Грамоты” побывал. Я теперь знаю все буквы, все слова, даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?

Королева ”Грамота”:

- Ну, как, ребята, послушаем? Наш новый конкурс так и назовём – “Незнайкины cтихи”. Слушайте внимательно и, если Незнайка ошибётся, поправьте его.

Незнайка:

- Ну, слушайте!

                  Тает снег.

                  Течёт ручей.

                  На ветвях полно врачей.

Королева “Азбука”:

- Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?

Зал:

- Грачей.

Незнайка:

- Ну, подумаешь, разочек ошибся, слушайте дальше:

                  Синеет море.

                  Перед нами

                  Летают майки над волнами…

                  Ну что, опять ошибка? Не может быть? А как надо?

Зал: Чайки!

Незнайка:

- Тогда другое стихотворение прочитаю, вчера выучил.

                   Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

                   Но зато ему потом на крючок попался дом!

- Почему вы смеётесь и не хлопаете? Поэты так любят аплодисменты… Неужели  я опять не так сказал?

Зал:

- Надо сом, а не дом!

Королева “Грамота”:

- Эх, Незнайка, стихи заучивать не так просто. И ты опять допустил ошибку. Давайте поможем Незнайке. Сейчас мы с вами будем вспоминать стихи, написанные поэтом Шибаевым. Я начну, а вы будете заканчивать.

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Видел Настю-октябрёнка

Я на улице сейчас.

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но.. давно уже от Насти

Я не слышу слова…

(Зал: «Здрасьте!»)

А слово-то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но, представьте, зря от Вити

Ждал я слова - …

(Зал: «Извините!»)

А слово-то какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

-Экая досада!

Я портфель ей подарил.

Вижу очень рада.

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы…

(Зал: «Спасибо!»)

А слово-то какое – очень дорогое.

Королева “Грамота”:

- Молодцы, ребята! Хорошие стихи выучили. Слова хорошие и очень нужные в жизни вспомнили. Эти слова считаются волшебными! Ну, как, Незнайка, понял, как стихи учить надо?

“Книга для чтения”:

-  Теперь я не сомневаюсь в том, что вы готовы к путешествию в страну Литературию. А поведут вас туда ваши любимые герои. Какие именно, сейчас узнаем. Вы верите в волшебников? А где живут волшебники?

Звучит фонограмма - отрывок из песни В.Шаинского “Где водятся волшебники?”

“Книга для чтения”:

- Рядом с волшебниками живут и наши сказочные герои.

Звучит фонограмма:

Сейчас здесь начинается парад,

К нам нынче выйдут целым строем:

Те, с кем всегда ты встрече рад -

Твои любимые герои.

Вот шелестит уже страница… (Шелест страницы.)

Вот кто-то в дверь уже стучится… (Стук в дверь.)

На сцене появляются  дети-саршеклассники  в костюмах сказочных героев: Буратино, Незнайка, Винтик и Шпунтик, Мурзилка, Золушка, Василиса Премудрая, Марья-Краса - Длинная Коса, Царевна-Лягушка.

Учитель:

-Встречайте своих любимых героев! Угадайте, кто это?

С книжкою шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган…

Как зовётся эта книжка? (“Золотой ключик”)

Как зовётся тот мальчишка? (Буратино)

Буратино: Знаю, кто уроки учит,

                  Ключик золотой получит.

                  С ним в мир знаний, мне поверь,

                  Ты всегда откроешь дверь!

Мурзилка: 

Со страницы “Грамоты” к вам явился я.

Но вы знаете едва ли, что родился я в журнале.

Кто бы мне сейчас  назвал моё имя и журнал? ( Мурзилка из журнала “Мурзилка”)

Появляются Василиса Премудрая, Марья-Краса – длинная коса, Царевна-Лягушка в народных  костюмах.

Учитель:

Работать умели красиво и ловко

В деле любом проявляли сноровку.

Хлебы пекли и скатерти ткали,

Шили рубашки, узор вышивали,

Лебедью белой в танце плыли…

Кто мастерицы эти были? (Василиса Прекрасная, Марья-Краса – Длинная Коса,  Царевна-Лягушка)

Учитель:

- Эти красавицы приготовили для вас русскую народную песню в подарок.

Звучит русская народная песня в исполнении Василисы Премудрой, Марьи-Красы – Длинной Косы и Царевны-Лягушки.

Золушка:

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

 Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц потерял.

 А я башмачок потеряла тогда же.

 Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

Выходят два персонажа в мотоциклетных касках, специальных очках, кожаных куртках, с гаечными ключами.

Винтик и Шпунтик:

Прокатиться мы решили

С ветерком в автомобиле.

Правду в сказке вам сказали:

Сами мы его создали!

Ведь  такого нет нигде!

Ездит он на газ воде,

И сироп в нём вместо смазки,

Из какой, друзья, мы сказки? (“Незнайка в Солнечном городе”Н.Носов,Винтик и Шпунтик)

Королева “Грамота”:

- Эти сказочные герои поведут вас , ребята, дальше в страну Литературию. Но всегда с вами будет моя верная дружина, мои  буквы. Доброго вам пути! Сказочные герои приготовили для вас загадки.  Попробуйте их отгадать.

Сказочные герои загадывают детям загадки.

1. Тридцать три богатыря к нам пришли сюда не зря.

    Изучая их секреты, ты на всё найдёшь ответы.

    Но скажи-ка нам пока,

    Как зовут их? (Азбука, буквы)

2.  Должен он пораньше встать,

     Чтоб за партой не зевать,

     В ранце книжки и тетрадки.

     А вопрос такой возник: кто такой он? (Это ученик)

3. Когда приходим мы в свой класс,

    Она встречает первой нас.

    Она добра, хоть и бывает строгой,

    В мир знаний, открывая нам дорогу!

    Кто это? Назовите! (Учительница)

4. Путешествую по странам,

    По морям и океанам,

    И по суше, и средь вод, -

    Мне не нужен пароход,

    Поезд, самолёт, автобус,

    Потому что есть, друзья,

    Шар волшебный у меня.

    Называется он … (Глобус)

5. Новый дом несу в руке.

    Двери дома на замке.

    А живут в том доме

    Книжки, ручки и альбомы. (Портфель)

6. Не куст, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита.

    Не человек, а рассказывает. (Книга)

7. Чёрный Ивашка,

    Деревянная рубашка.

    Где носом пройдёт,

    Там и след кладёт. (Карандаш)

“Книга для чтения”:

- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете загадки! И теперь я вижу, что вы действительно готовы к знакомству с новой книгой. Но вы всегда должны помнить о том, кому вы обязаны тем, что научились читать – это – “Грамота”.

Королева “Грамота”:

- Я рада, ребята, что вы не забыли обо мне. Помните всегда обо мне и моих верных помощниках – буквах, на прощание послушайте мой наказ.

Звучит фонограмма:

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишним.

А для тебя они – ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о  зверях,

Растеньях и машинах,

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

Тебе чудесные края

Откроют путь от А до Я!

Учитель:

- И сегодня мы должны поблагодарить “Грамоту” за всё, что она сделала для вас.

Дети (хором):

Мы, “Грамота”, сказать хотим,

За всё тебя благодарим,

За всё, что  сделала для нас,

 Мы это помним, это знаем,

 И вот взволнованно сейчас тебя мы провожаем.

1 ученик:

Спасибо, “Грамота” тебе

За все заботы обо мне.

За то, что книгу я держу,

За то, что в школу я хожу.

                 Я  с книгой этой в первый раз

                 Пришёл в наш светлый класс.

                 Я книгу эту полюбил,

                 Я  в ней все буквы изучил.

                 И как мне радостно сказать:

                  “Теперь умею я читать!”

Королева “Азбука”:

- Спасибо вам, ребята! На память обо мне я бы хотела вручить вам дипломы об окончании изучения “Азбуки” и пожелать вам дальнейших успехов в учёбе, а поможет вам в это – “Книга для чтения”, она научит вас мечтать, дружить, быть умными и мудрыми. Любите книгу, источник знаний!

Детям вручаются дипломы об окончании изучения “Грамоты”, книги для чтения.

2 ученик:

Мы “Грамоту” прочли до корки,

Нам по чтению  - “пятёрки”.

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения.

Нам сегодня выдают:

У-ДО-СТО-ВЕ-РЕ-НИ-Я!

В том, что “Грамоту” прочли,

Полный курс наук прошли,

И теперь без передышки

 Мы прочтём любые книжки!    

Королева ”Грамота”, ”Книга для чтения”, сказочные герои:

-Всем спасибо за внимание, за весёлый звонкий смех, за азарт соревнованья, обеспечивший успех! До свидания, до новых  встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люблю тебя моя Тюмень

Праздник к Декаде Творчества...

«Для тебя, любимая! Для тебя, родная!» (методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса)

Методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса...

“Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче… “

Епистиния Степанова: “Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче…“На больших руках усталой материУмирал её последний сын.Полевые ветры тихо гладилиСеребристый лен его седин.Гимна...

Заседание круглого стола «Я тебя слышу, я тебя понимаю.»

Заседание круглого стола«Я тебя слышу, я тебя понимаю.»...

Спасибо тебе, Грамота!

Спасибо тебе, Грамота!...

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе: «Какой способ путешествия тебе нравиться? Написание заглавной буквы В»

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе по обновленной программе: «Какой способ путешествия тебе нравиться?  Написание заглавной буквы В»...

Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: "Зима, любви к тебе я не скрываю, тебе стихи я посвящаю»

Урок комплексного применения знаний. На уроке создаются  условия для развития творческих способностей учащихся через повторение и обобщение пройденного материала,  через создание авторс...