программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм
методическая разработка на тему

Бегина Альфина Георгиевна

Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и сотрудничества для активного, увлекательного, творческого отдыха и общения детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МОБУ гимназии №6

О.В. Безверхая

Программа летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«ОЛИМПИОНИКИ»

«Общелагерные Спартианские игры»

Автор программы:

Учитель начальных классов  Бегина А.Г.

г. Сочи

  2011г.

Воспитательная программа летнего пришкольного лагеря  дневного пребывания "Олимпионики"



Пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
“Добро пожаловать, Спартианская игра” 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря  отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, соуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.

Данная программа посвящена “Спартианству” – которое является одним из важнейших составляющих современного мира. Ребят ждут соревнования, конкурсы, игры, увлекательные рассказы о том, как на протяжении веков зарождались современные виды спорта, об истории Олимпийских и Спартианских игр, о самых разнообразных спортивных играх нашего времени, распространенных на всех континентах Земли. Познание культуры предполагает не только размышления о ее глубинах, восприятие ее национального богатства, но и умение сопереживать увиденному и услышанному.

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и сотрудничества для активного, увлекательного, творческого отдыха и общения детей и молодежи, а вместе с тем для того, чтобы содействовать их оздоровлению, гуманистическому воспитанию, целостному (гармоничному и универсальному, всестороннему) развитию.

Ориентируясь на общечеловеческие ценности, спартианское движение ставит своей целью возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину – доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой и здоровьем, а также талантливостью в различных видах творческой деятельности.

Важным элементом этого нового гуманистического движения являются спартианские игры.

Название этих Игр – «Спартианские» – связано не с древнегреческим городом Спарта, а со словом «СПАРТ» («SpArt»), которое придумано автором программы этих Игр профессором В.И. Столяровым. Это слово расшифровывается двояко: 1) как сокращение, составленное из первых букв русских слов: «Соревнование Поклонников Активного Разностороннего Творчества»; 2) как производное от английских слов: «Spirituality» – «духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство..

В основе этих Игр не спорт в его традиционном понимании, а СПАРТ – альтернативный, инновационный «спорт», интегрирующий традиционный спорт с искусством и другими видами творческой деятельности, «спорт» для радости и целостного развития личности.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. “Здоровому каждый день – праздник”, – гласит восточная мудрость. Вот поэтому тему для нашего пришкольного оздоровительного лагеря взяли “Спартианскую”. Считаем, что в основе игротеки летнего оздоровительного лагеря должны быть спортивные и подвижные игры, направленные не на выявление самого-самого..., а на проявление различных способностей и талантов, на понимание своей значимости в игре.

Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой деятельности.

Цель программы – создание системы Спартианского воспитания в рамках летнего оздоровительного лагеря

Задачи:

  1. Разработать комплексную программу Спартианских игр, интегрирующих в себе спорт, искусство, образование.

  1. Разработать сценарии проведения Спартианских игр.

  1. Разработать критерии оценивания и поощрения достижений  участников Спартианских игр.

  1. Провести диагностику сформированности  духовно – нравственных  качеств, активной гражданской позиции.

  1. Стимулировать участие и создавать условия для участия в спортивных состязаниях не только физически развитых, спортивно одаренных, но практически всех школьников, включая детей и подростков с ослабленным здоровьем.

  1.  Воспитывать у школьников культуру соперничества.


Главные особенности программы летнего оздоровительного лагеря “Олимпионик”


– включение в программу нетрадиционных соревнований и конкурсов, предполагающих сочетание спорта и искусства;
– организация соревнований, в ходе которых перед каждым участником ставится задача “победить самого себя, а не других”;
– проведение так называемых “новых игр”, в которых отсутствует разделение участников на победителей и проигравших;
– при определении лауреатов учитываются не только результаты выступления участников, но также нравственные и эстетические аспекты их поведения.

Важнейшим направлением в работе лагеря в эту смену станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, олимпийским традициям и здоровому образу жизни, вовлечение их в спартианское движение через активное участие в Спартианских играх.

“В воспитании нет каникул” – эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.

Спартианские игры – это форма реализации олимпийского движения в летнем оздоровительном лагере “Олимпионики” (спорт, искусство, духовность).


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



“Общелагерные спартианские игры” мы разбили на 4 цикла:


1. Предигровую (дети знакомятся с игровыми площадками лагеря, создают свои команды, дают им названия, знакомятся с историей Спартианских игр, готовятся к церемонии открытия Игр).

2. Знакомство с различными видами спорта. Соревнования  в беге, прыжках и метании.

3. Знакомство с историей игровых видов спорта. Турниры по различным подвижным и спортивным играм, эстафеты с использованием предметов и без них.

4. Знакомство с интеллектуальными видами спорта, куда входят спортивное ориентирование, шахматно-шашечный турнир.


Основные направления и формы работы в лагере “Олимпионики”:


– гуманизация физкультурно-спортивной работы (Спартианские игры, малые Олимпийские и творческие игры);
– укрепление связи спорта с искусством на основе интеграции учебных программ профилирующих предметов (физическая культура, музыка, литература, история, изобразительное

 искусство);
– организация связи различных видов воспитания (нравственного, трудового, эстетического и других) в ходе воспитания олимпийского;
– организация жизни ребят на основе положения Спартианского кодекса




Задачи воспитательной работы


1. Выявление творчески одаренных детей, обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в спорте, искусстве и других видах деятельности;

2.Преодоление социального отчуждения лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями, детей  с отклоняющимся поведением и других лиц, нуждающихся в социальной помощи и защите;

3. Спортивно-гуманистическое и олимпийское образование детей,

приобщение их к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма;

4. Приобщение к здоровому образу жизни и физической культуре, повышение физкультурно-спортивной активности тех, кто увлекается искусством, наукой, другими видами духовной, творческой деятельности

5. Формирование у учащихся знаний о мировой культуре. Знакомство с историей Спартианского движения.

6. Диагностирование и тестирование состояния здоровья, уровня физической подготовленности, особенности психики, способностей детей.,

7. Организация разнообразной досуговой деятельности

8. Вовлечение  в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере.

9. Практическая и теоретическая подготовка понятий у детей:

  1. Земля – общий дом человечества, ее надо беречь;
  2. Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина;
  3. Культура – великое богатство, накопленное человечеством;
  4. Мир – покой и согласие между людьми;
  5. Знание – результат разнообразного творческого труда.

Основы воспитательной деятельности лагеря


1.Актив лагеря преобразуется в комитет по проведению Спартианских игр. В него войдут по одному представителю от каждой команды. Главная задача комитета – содействовать реализации гуманистического потенциала спорта и предотвращать возможность его антигуманного использования через систему Спартианских игр.

2. В каждом отряде назначается капитан команды.

3. Вожатые ежедневно ведут учет, какая команда получила больше медалей.

4. Все результаты соревнований на Играх вывешиваются на специальном информационном стенде, на  котором отражается количествомедалей по командам. Информация меняется каждый день.

5. Воспитатели проводят беседы оСпартианских играх. Ежедневно в эфир выходит радиогазета “Олимпийский лекторий”(на линейке), подготовленная библиотекарем, учителем физической культуры и комитетом лагеря “Олимпионики”.

6.Творческаяработа в лагере направлена на отражение спортивной темы. В конце смены провести выставку работ участников.

7. В библиотеке лагеря готовится специальная тематика в помощь педагогам.




ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В ходе реализации данной программы ожидается:

 1.      Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

2.      Укрепление физических и психологических сил детей

3.      Развитие лидерских и организаторских качеств

4.      Приобретение новых знаний

5.      Развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

6.      Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

7.      Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

8.      Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

9.      Приобретение новых знаний и умений (разучивание песен, игр)

10.      Расширение кругозора детей.

11.      Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.










МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Подготовительный этап (июнь)

1. Проведение родительского собрания:

« Летний отдых детей».

2. Формирование контингента лагеря (сбор заявлений).

3. Составление общей характеристики контингента в целом и каждого в отдельности для последующей работы с ними.

4. Формирование педагогических кадров согласно штатному расписанию (начальник лагеря, 4 воспитателя, 2 работника столовой, врач).  

5. Разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на реализацию летнего отдыха детей.

6. Подготовка к летнему отдыху помещений, инвентаря.

7. Прогнозирование комплекса мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости школьников.

Организационный этап (1-2 дня)

1. Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей.

2. Запуск программы «ОбщелагерныеСпартианские игры».  Открытие лагерной смены.

3. Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.  Создание атмосферы настроения общения.

Основной этап (июль)

  1. Реализация основной идеи смены -  привлечение детей к различным видам спартианских игр, развитие интереса к  историиспартианского движения.
  2. Оздоравливание детей (зарядка, витаминизированная пища, курс приёма кислородных коктейлей)
  3. Прогулки и экскурсии, посещение кинотеатра.
  4.  Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.

Заключительный этап

1.Подведение итогов смены.

2.Анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных о деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

3.Сдача документации в управление образования и науки.


План воспитательной работы в летнем пришкольном оздоровительном лагере “Олимпионики


Блоки

Задачиблока

Направление

Основы знаний о спартианском движении

Формирований знаний по истории спартианских игр и движения в целом.

Рассказывоспитателя, викторины, игры

Физкультурно-оздоровительный

Формирование ЗОЖ, укрепление духовного, физического и психологического здоровья.

Утренняя гимнастика, подвижные игры, соревнования, День здоровья, приём кислородных коктейлей.

Художественно-эстетический

Приобщение детей к духовной культуре, развитие мотивации

Сценки, конкурсы рисунков, поделок на спортивную тему, литература, история, ИЗО, чтение книг,экскурсии.




План реализации программы летнего пришкольного оздоровительного лагеря “Олимпионики”


Первый день

Знакомство с игровыми площадками лагеря, комплектование команд. Правила поведения в лагере. «Маршрутная ромашка»

Второй день

Открытие лагерных “Спартианских игр”

 Лекторий «Легенды и мифы Древней Греции»

Посещение к/т «Сочи». Просмотр фильма «Книга мастеров»

Третий день

Танцевально-двигательные игры.

Эстафета «От игры- к спорту».

Четвёртый день

Знакомство с историей Королевы спорта – Легкой атлетикой. Соревнование “Навстречу Олимпиаде”

Пятый день

Олимпийские игры древности и современности.

Игры на развитие коммуникативных способностей.

 Посещение к/т «Сочи». Просмотр фильма «Как приручить дракона»

Шестой день

Мероприятие “Туристический калейдоскоп”

Соревнование по туризму

Седьмой день

Развивающая игра «Правила дорожного движения».

Знакомство с историей игровых видов спорта.

Восьмой день

Конкурс «Актерского мастерства».

Встреча с волонтёрами

Девятый день

День баскетбола

Спортивный интеллектуальный бой «Слабо?!»

Конкурс спортивных газет

Десятый день

Аукцион талантов.

 Посещение краеведческого музея

Одиннадцатый день

“День Нептуна” .

 Конкурс спортивного ориентирования

Двенадцатый день

Оздоровительные игры (танцы)

 Знакомство с историей шахмат и шашек.

Шашечно-шахматный турнир.

Посещение к/т «Сочи». Просмотр фильма «Любопытный Джорж»

Тринадцатый день

Викторина - конкурс по пожарной безопасности

на тему: «Осторожно! Опасно!».Беседа на тему: «Огонь – друг или враг человека»

 Игра-турнир по прыжкам через скакалку «Кенгуру»

Четырнадцатый день

“День здоровья”

“ Военно-спортивная игра “Зарничка”

Пятнадцатый день

Посещение к\т «Сочи». Просмотр м/фильма «Мадагаскар – 2» Закрытие Олимпийских игр. Подведение итогов.

 Награждение команд-победителей
Прощание с лагерем


   РЕЖИМ ДНЯ


9.00- 9.25         Приём детей, зарядка  

9.25-10.00               Завтрак.

10.00-13.00    Работа по плану отрядов.

 13.00-14.00      Обед.

14.00-15.00        Свободное время, рефлексия дня.






Ресурсное обеспечение программы:


Спортзал

Библиотека

Столовая

«Олимпионики»

Компьютерныйкласс

Музейгимназии

Комнатыдляработыотрядов


Кадровое обеспечение программы:


ГИБДД

Г. Сочи

Эколого-биологическийцентр г. Сочи

МЧС

«Олимпионики»

Учреждениякультуры

г. Сочи

Кинотеатр «Сочи»

СОК «Спартак»


Начальник

лагеря

Родители

воспитанников

Ребёнок

Воспитатели

Медицинскиеработники











ЛИТЕРАТУРА


  1. Журнал “Физкультура в школе” №3 2006 г.
  2. Кун Н.А. “Легенды и мифы Древней Греции” Фрунзе “Мектеп” 1984
  3. Книга для учителя “Физическая культура” сценарии праздников и игровых занятий. Москва “Первое сентября” 2002 г.
  4. Сивачева Л.Н. “Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием” Санкт-Петербург “Детство-пресс” 2002 г.
  5. Газета “Спорт в школе” №1 2004 г.
  6. № 11 2005 г.
  7. Газета для учителей начальной школы “Педсовет” № 4, 2006.
  8. Журнал «Проблемы школьного воспитания» № 1 2004 г.
  9. - «Позывные лета: калейдоскоп летнего отдыха детей»  Под редакцией Макаренко И. В.- М.: ЦГЛ, 2003г.
  10. - М.Е. Сысоева « Организация летнего отдыха детей» М.: гуманитарный издательский центр Владос, 2003 г.
  11. - «Настольная книга вожатого. Солнцеворот.» – 99. Н.Н. 2000 г.
  12. - «Сборник программ тематических смен летних лагерей дневного пребывания» СЦРО УОН г. Сочи.
  13. - Материалы летнего лагеря «Экоград»  Сборник под редакцией Матюшова Р.Т.
  14. - Ю.Н. Григоренко, М.А. Пушина. «Здравствуй наш лагерь!»  М.
  15. Педагогическое общество России 2003 г.
  16. - И.Л. Беляева «Семейный калейдоскоп» Ижевск 2003.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

программа летнего оздоровительного учреждения при МОУ СОШ

Разработка  программы летнего оздоровительного учреждения,планы мероприятий на две смены летнего лагеря при образовательном учреждении...

программа летнего оздоровительного лагеря при школе

   Для обучающихся 1-4 классов проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его с...