Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.
методическая разработка по теме

Методическая разработка на тему: "Самоподготовка как форма обучения учащихся в 1-4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samopodgotovka_2011goda_no2.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.

Воспитатель:

                             Букреева Юлия Владимировна

Валуйки, 2011 г.

   Самоподготовка – обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания под руководством воспитателя.

           Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирования положительного отношения к учебе. При этом учитывается возраст детей, их самообразовательные возможности, полученные на уроках, нормы затраты времени в соответствии с Сан ПиН 2.4.2 1178-02. Осуществление выше сказанного решается рядом задач дидактического характера:

  1. закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т.д.;
  2. выработка рациональных методов и приемов организации труда;
  3. обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;
  4. расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т.д.) В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:
  5. развитие воли, умения преодолевать трудности;
  6. формирование характера;
  7. выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;
  8. совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.

В I классе самоподготовки в прямом смысле слова нет. В это время рекомендуется проводить разнообразные дидактические игры и тренировочные упражнения (рисование орнамента с элементами букв и т. д.), готовящие детей к дальнейшей самостоятельной учебной работе. Собственно самоподготовка начинается только со второго полугодия в первых классах. Во II – IV классах на нее отводится полтора академических часа.

Реализация этих целей и задач позволит учащимся школы полного дня успешно осуществлять свои умения и навыки в дальнейшей учебной деятельности. Самоподготовка проводится в помещении класса. Для проведения самоподготовки следует обеспечить чистоту помещения и доступ свежего воздуха. Перед самоподготовкой учащихся нужно провести прогулку, включающую в себя элементы активного отдыха. Положительная мотивация в начале самоподготовки влияет на заинтересованность учащихся, веру в собственные силы, положительные эмоции. Поэтому для воспитателя одним из существенных моментов является настрой детей на работу, постановка задач, обсуждение рационального использования своего рабочего времени. Начинать самоподготовку следует с тех заданий, которые представляют наибольшую сложность, так как они требуют больших затрат сил и времени. Проверка проводится в различных формах, выбранных воспитателем: сверка с эталоном, взаимопроверка, индивидуальная проверка работы воспитателем ГПД. При этом воспитатель должен построить работу детей таким образом, что бы те не испытывали перегрузок. Для этого рекомендуется проведение физкультминуток, пауз релаксирующего свойства, смены видов деятельности. Во втором классе при проведении самоподготовки надо обсуждать с учащимися пошагово что, как, в каком порядке они будут выполнять. В 3 и 4 классах обсуждать выполнение каждого задания не потребуется. Однако направлять, контролировать и оказывать методическую помощь слабым ученикам придется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Организация самоподготовки в группе.

Самоподготовка - обязательное занятие группы. На ней выполняется только учебные задания учителей. В процессе её осуществляется закрепление умений и знаний воспитанников группы путём упражнений, в применении их на практике. В выборе заданий учащиеся не свободны. Здесь от них не требуют инициативы, а требуют только повиновения. Для того чтобы исполнительность у них дала желаемые для учителя результат, во время самоподготовки воспитателем устанавливается определенный порядок, который неукоснительно соблюдается всеми. Сам режим самоподготовки уже предполагает создание такой обстановки на занятиях, при которой достигается максимально положительный результат в выполнении заданий при полной самостоятельности воспитанников. Для создания нормального хода самоподготовки должны выполняться следующие правила:

Организационно-дисциплинарные.

1.Обязательность ежедневной самоподготовки.

2.Экономное и полное расходование времени, отведенного на занятия,

3.Обеспечение порядка на рабочем времени. Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников.

4.Неукоснительное соблюдение каждым правил запрета и правил разрешения.

Воспитанник должен усвоить, что нельзя:

  1. опаздывать на занятия;
  2. тратить не экономно время на самоподготовку;
  3. нарушать тишину;
  4. отвлекать товарища от работы;
  5. заниматься посторонними делами;
  6. обращаться с какими- либо просьбами и советами без надобности;
  7. выходить из кабинета, передвигаться по нему без разрешения;
  8. использовать методы работы вызывающие шум;
  9. создавать шум вне кабинета после получения разрешения выйти;
  10. беседовать с воспитателем в полный голос;  
  11. давать громко консультацию;
  12. списывать у своих товарищей;
  13. уклоняться от выполнения части заданий;
  14. недобросовестно выполнять домашнее задание;
  15. считать работу законченной без самопроверки, взаимной проверки и по возможности проверки самого воспитателя;
  16. при досрочном выполнении домашнего задания заниматься не учебной работой.

Воспитаннику разрешается:

  1. по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;
  2. пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
  3. с позволения воспитателя до начала самоподготовки менять рабочее место;
  4. с согласия воспитателя выходить на время из кабинета;
  5. самостоятельно выбирать методы выполнения задания;
  6. при необходимости обращаться шепотом за консультациями;
  7. оказывать помощь товарищам;
  8. делать перерывы для кратковременного отдыха;
  9. после выполнения задания повторять старый материал или работать с учебной литературой;
  10. подняв руку, обращаться с вопросами к воспитателю, беседовать с ним шепотом;
  11. проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
  12. при плохом самочувствии просить у воспитателя разрешения для дополнительного отдыха;
  13. выполнять персональное задание учителя для уроков (доклады и т.д.);
  14. готовиться к предметным олимпиадам без ущерба для домашнего задания;
  15. читать книги, рекомендованные для внеклассного чтения;
  16. после выполнения всех уроков готовить выступления для предметных кружков, мероприятий;
  17. заучивать стихотворения для конкурсов.

Гигиенические.

  1. установление нормального температурного режима;
  2. использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными воспитанников;
  3. влажная уборка помещений перед самоподготовкой;
  4. наведение чистоты и порядка в кабинете;
  5. соблюдение правил личной гигиены;
  6. соблюдение ЗСТ: сохранение правильной осанки, зрения, проведение физкультминуток;
  7. щадящее отношение к ослабленным болезнью детям;
  8. устранение шумовых раздражителей.

Дидактические.

  1. самоподготовка воспитанников проводится регулярно в одно и то же время с соблюдением санитарных норм ее продолжительности;
  2. задание выполняется каждым воспитанником учеником самостоятельно;
  3. проверка проводится   (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);
  4. производится поэтапное оценивание выполненной работы (самооценивание, взаимооценивание, оценивание воспитателем);
  5. со слабоуспевающими учениками организуется индивидуальная работа;
  6. объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

Воспитательные.

  1. отказ от применения каких-либо мер наказания;
  2. всемерное использования разнообразных форм одобрения стимулирующих любые виды самостоятельности при выполнении задания;
  3. содействие прилежной самостоятельной работе;
  4. недопущение во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих воспитанников от работы;
  5. разъяснение на самоподготовке неусвоенного на уроке материала лишь в крайних случаях и в ограниченном объеме;
  6. выражение принуждения только в скрытой форме;
  7. терпимое отношение к промахам воспитанников во время работы;
  8. поощрение настойчивости и упорства воспитанников при работе;
  9. привлечение воспитанников посильной помощи товарищей при условии выполнения ими своих уроков.

Основные требования  к проведению самоподготовки.

Информированность воспитанников

  1. Ученики знают, что задано на дом. В дневниках есть об этом запись.
  2. Быстро находят необходимое в учебниках.
  3. Им известно, как выполнять задание, где необходимо искать справку при затруднениях.
  4. Они показывают знание изученного на уроках материала.
  5. Действуют в соответствии с полученной от учителя инструкцией.
  6. Соблюдают последовательность действий.
  7. Не обращаются за разъяснениями к товарищам и воспитателю.
  8. Не испытывают нужды в посторонней помощи.
  9. Умело пользуются пособиями, инструментами и т. д.
  10. Быстро устраняют появившиеся в ходе работы ошибки.
  11. Проявляют уверенность в правильности выполнения задания.

Дисциплинированность:

  1. Все учащиеся являются на самоподготовку своевременно, без опозданий.
  2. Работают самостоятельно.
  3. Соблюдают тишину и порядок.
  4. Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.
  5. Без надобности не обращаются к воспитателю.
  6. Следят за позой и осанкой во время работы.
  7. Содержат в чистоте и порядке свое рабочее место.
  8. Следят за чистотой рук, опрятностью костюма, прически.
  9. Соблюдают правила почтительности и уважительного обращения с воспитателем.
  10. Выдерживают товарищеский тон в отношениях с соучениками.
  11. Бережно относятся к школьному имуществу, своим вещам и вещам товарищей.

Организованность:

  1. Bcе подготовлено к выполнению домашних заданий.
  2. На рабочем месте нет ничего лишнего.
  3. Экономно расходуют время на отдельные операции при выполнении задания.
  4. Четко планируют индивидуальный труд.
  5. Быстро и положительно реагируют на указания воспитателя.
  6. Умело исключают внешние помехи.
  7. Правильно понимают требования, которые предъявляет им организация самоподготовки.
  8. Придерживаются  установленного на самоподготовке организационного порядка
  9. Требуют организованности от своих товарищей.

Активность:

  1. Прилежно и в темпе работают над заданием.
  2. Аккуратно и обстоятельно выполняют все действия согласно заданию.
  3. Успевают все сделать вовремя.
  4. Успевают провести проверку своей работы.
  5. По своей инициативе используют справочный дополнительный материал.
  6. Действуют самостоятельно без посторонней помощи.
  7. Сэкономив время, продолжают заниматься учебной деятельностью.
  8. Помогают товарищам, консультируя их по способам выполнения работы.
  9. Участвуют во взаимной проверке правильности проделанной работы.
  10. Выявляют допущенные ошибки и объясняют их.
  11. Помогают воспитателю в уяснении задания, в организации взаимопомощи и взаимоконтроля.

Методов много. Одним словом, к организации самостоятельной работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме "Работа в группах-активная форма обучения учащихся»

Из опыта моей работы с учащимися начальной школы. Я поделилась с коллегами, как организую и провожу работу в группах с учащимися на уроках окружающего мира, осуществляя системно-деятельностный подход ...

Памятка о проведении прогулок в группе продленного дня

Цели и задачи.Порядок проведения прогулки.Виды прогулок.Подготовка прогулок.Обеспечение безопасности....

Дистанционное обучение. Викторина-презентация "Знаки дорожного движения", составленная воспитателем группы продленного дня Титовой Е.В.

Презентация способствует знакомству и запоминанию знаков на дороге. Учащиеся, отсутствующие на данном занятии в группе продленного дня, смогут самостоятельно ознакомиться с материалом. При неоднократн...

Формирование у учащихся умений понимания текста путём использования диалоговой формы обучения.Мастер-класс

             Знакомство участников мастер – класса с опытом использования диалоговой формы обучения при решении текстовых задач....

Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы

В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе....

День защитников Отечества -проведение праздника в группе продленного дня

Презентация для проведения праздника в 3 классе. Учащиеся узнают историю праздника, интересные факты и сделают  стенгазету....

Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств при проведении занятий в группе продленного дня

В статье автор рассматривает проблему воспитания у младших школьников патриотических чувств в группе продленного дня. Современная российская школа находится в процессе интенсивного развития, плодотвор...