Эколого-этнографическое образование младших школьников
статья по теме

Являясь «зеркалом» общественной жизни страны, школа отражает и концентрирует многие  явления. И, входя в класс, учитель, так или иначе ставит перед собой ряд вопросов: Как строить воспитательный процесс в такое сложное время?  Как привить детям уважение и интерес к национальным традициям и религиям, не противопоставляя их друг другу? Как показать общность нашего происхождения и развития, сходство обрядов, традиций, бережного отношения к природе? Как сформировать ответственное отношение к окружающей среде, мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности. Как развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologo-etnograficheskaya_rabota.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Эколого-этнографическое образование младших школьников .

Зобкова Г.А, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 города Красноармейска Саратовской области»

Являясь «зеркалом» общественной жизни страны, школа отражает и концентрирует многие  явления. И, входя в класс, учитель, так или иначе ставит перед собой ряд вопросов: Как строить воспитательный процесс в такое сложное время?  Как привить детям уважение и интерес к национальным традициям и религиям, не противопоставляя их друг другу? Как показать общность нашего происхождения и развития, сходство обрядов, традиций, бережного отношения к природе? Как сформировать ответственное отношение к окружающей среде, мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности. Как развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды?  
Лучшее средство -  вступить в мир народной культуры . Понять народные обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, прочувствовать этические принципы. Но, невозможно научить уважать традиции других народов, не зная собственных. Необходимо ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, своего края, города, школы. Надо работать над развитием гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей. Учить видеть красоту природы, чувствовать ее, понимать, изучать,  беречь.

Это вполне под силу учителю начальных классов. Только он владеет всем спектром предметных методик и ведет широкий круг дисциплин, поэтому именно ему легче осуществлять это внутри уроков интегративного типа, на самостоятельном предмете, либо в системе дисциплин, объединенных межпредметными связями. С 2004г начальная  школа работает по ОС «Школа 2100», которая предлагает огромное поле деятельности для эколого-этнографического образования детей.

Например, уроки обучения грамоте. Весь учебник и прописи наполнены пословицами, поговорками, скороговорками, потешками. Здесь дети знакомятся с русскими народными колыбельными, с  происхождением русских географических названий, русских фамилий. Вводится понятия «Отечество», «Родина» «малая Родина», «народы и народности России». Предлагаются для чтения интереснейшие рассказы по теме «Природа» Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей и их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру, поведения, действования  в нем.

А на уроках литературного чтения  во2 классе ( Маленькая дверь в большой мир) мир,  который открывают для себя дети расширяется. Читая произведения  фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки,  пословицы и поговорки)  и авторские сказки, второклассники как бы входят в «единое духовное пространство» и узнают , что мир велик и многообразен и в тоже время един. Когда бы и где бы не жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло…Для этого в учебник специально  включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

В 3 классе тексты, которые читают дети, связаны с природным ( природа и животные в разные времена года) и историческим календарем (день Победы и др.).

 Возможно проведение интегрированных уроков литературы  и музыки («Хороводные песни и виды хороводов»)

 В методику уроков русского языка заложена работа со словами, связанными с фольклором и встречающимися на смежных уроках (сказка, народ, творить, фольклор, песня, хоровод, деревня и др.), в соответствии с целями и тематикой учебной программы (фонетический, морфологический разбор, поиск однокоренных слов, лексическое значение слов, в то числе и старорусских, сотворчество фраз, предложений и т.д.).

 Уроки математики включают в себя решение и придумывание задач с фольклорными сюжетами в соответствии с учебной темой. Вариантов – множество.

На уроках  «Ознакомления с окружающим миром» школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. Изложение сравнительно полной картины мира позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя уч-ся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Человек неотделим от тех переживаний, которые он испытывает от отношения ко всему, что происходит вокруг него. Значит надо помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно поэтому в курсе «Ознакомления с окружающим миром»  решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение  учеником своей позиции может ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек и природа», «человек и общество» Единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности – человека способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересовано и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. Понятие «малая Родина» красной нитью проходит через все темы с 1-го по 4-ый классы. История,  природа , экология родного края, народы рядом с которыми живем, местные обычаи и традиции. Экскурсии в природу,  во время которых ведется наблюдения за сезонными изменениями в природе,  исследуется почва,  изучается растительный и животный мир, выявляются проблемы экологии. Более глубокое изучение природы родного края – вот задачи, которые решаются во время экскурсий в школьный музей , в городской музей краеведения .

Целенаправленное изучение природы, эклогической ситуации на территории родного края помогает младшим школьникам осваивать моральные нормы отношения к природе.

 На уроках физкультуры дети систематически знакомятся с народными играми :«Горелки», «Гуси и волк», «Коршун» и т.д.

 Уроки изобразительного искусства и  художественного труда предполагают моделирование «Фольклорной деревни» — аппликация из бумажных «бревен»  русской избы и выстраивание из аппликаций деревенской улицы, возможно также конструирование макета избы, знакомство с произведениями величайших художников России и мира, рисование  образов русской природы (березы), сцен из народной жизни (хоровод, святки), образцов декоративно прикладного искусства.

Дети очень наблюдательны. Интерес к живой и неживой природе проявляется очень рано. Их внимание привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир,  поэтому сбор природного материала, изготовление поделок из природного материала, составление тематических экспозиций (например: «Осенние фантазии») – это воспитание умения чувствовать природу душой, взаимодействовать с нею, любить и восторгаться ее многообразием.

 На разных предметах школьники обращаются к народной культуре. На уроках эстетического цикла в центре внимания — произведения фольклора, освоение и осмысление их художественного текста, средств выразительности,  разных видов народного творчества. Такие уроки практически являются интегративными уроками народного искусства. А на уроках математики, русского языка фольлорные образы, сюжеты включаются в учебную тему. В комплексе  дети постигают этнокультуру в ее целостности через ее различные элементы: язык, формы словесного, музыкального, хореографического, игрового фольклора, декоративно прикладного искусства, народного зодчества, знакомятся с особенностями традиционного быта, с проявлениями языческой и христианской религий, с обрядами и этноэтикетом.

Огромную помощь в этом направлении мы получаем  от работников городского музея краеведения. На базе музея проводятся уроки-экскурии по темам таких предметов, как литературное чтение, ознакомление с окружающим миром,  изобразительное искусство и  художественный труд. Во внеклассной работе – экскурсии, связанные со знаменательными датами в жизни страны.(слайды 1 -4)

 Большую роль в экологическом и этнографическом образовании, а так же в воспитании школьников с позиций толерантности, может сыграть школьный краеведческий музей.   Музей  школы сотрудничает с  историческим музеем города. Экспозиции школьного краеведческого музея используются при проведении уроков. Руководит работой музея А.П. Кулапина. Она ведёт большую поисковую, исследовательскую и оформительскую работу. Она проводит экскурсии по темам, уроки краеведения, уроки мужества, встречи с интересными людьми. Материалы музея используются при выпуске школьных стенгазет, тематических фотовыставок, посвящённых юбилейным датам.Экспонаты и материалы, содержащиеся в фондах краеведческого музея школы ( по истории школы , г. Красноармейска, быта местного населения )– результат собирательской работы, проводимой на территории города и района.. Экспонаты по этнографии и природе родного края ежегодно пополняются. (слайды 5 -12)

В школе работает семейный клуб «Домовенок», руководитель Чудаева Л.М. Народное искусство прочно связано с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии человека и природы. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках. С приходом Христианства множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, праздненств. Такой праздник – это проявление всех форм и видов культуры, начиная от принятых форм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев.  Народный праздник  дает человеку ощущение полного слияния  с природой. Совместно с бабушками и дедушками, родителями Чудаева Л.М. работает над сохранением национальных традиций, устанавливает связи между церковно-православной, календарно-обрядовой и современной культурами. (слайды 13 – 22)

Внеклассные мероприятия по эколого-этнографическому образованию включены в план воспитательных программ:

- Викторины для младших классов: Экологический букварь.Лекарственные растения. И др.

- Выставки поделок  из природного материала

- Выставки рисунков, плакатов "Зеленый мир", "Природа - наш дом" «Земля – наш дом»

- Фотовыставки «Мой любимый город»,  «Братья наши меньшие», «Береза – русская красавица»

- Экологические акции: «Чистый двор», «Чистый город», «Посади дерево», «Лучшая цветочная клумба»

- Сбор лекарственных растений (календула)

- Встречи с работниками лесного хозяйства (Работа в рамках школьного научно-исследовательского общества.  Животные родного края. Растения Саратовской области, занесенные в Красную книгу. Птицы  Саратовской области, занесенные в Красную книгу. Береза – русская красавица) (слайды 23 -26)

- Ролевые игры ( «Мы – заядлые рыбаки», «Рыбы наших водоемов»), дидактические,  имитационные игры, творческие задания, театрализованные представления.

Внеклассные мероприятия по эколого-этнографическому образованию включены в рабочие программы кружков («Юный пожарный». Рейд агитбригады «Берегите лес от огня» с показом фото лесных пожаров и их последствий в Красноармейском районе и фото « Красота осеннего леса.». Кружок «Правильное питание» - знакомство с русской кухней и др.кружки)

Младший школьник далеко не безучастен к делам и заботам своей малой родины. Он может и должен принять посильное участие в том, чтобы сделать её богаче и прекрасней. Для воспитания действенного патриотизма очень важно организовать посильные для детей дела по охране природы. Любовь к родной природе - драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних детских лет. И взращивается не призывами. Полюбить природу можно, лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение.  Природа гармонична. В ней все взаимосвязано, сплетено, подчинено единым законам. Эмоционально-образное восприятие природы издавна находило выражение в народном творчестве. Знание этнических особенностей народов своего края, их быта, обычаев, культуры поможет ребенку сделать правильный выбор в жизни. Как говорится в народной мудрости “Где родился, там и пригодился ”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....

Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы

В статье описана модель гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данная модель реализуется в нашей школе с 2006 года. Результаты обученности учеников гимнази...

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, ...

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»...