Классный час на тему: " Семь Я. Семейные традиции"
классный час (4 класс) по теме

Имамутдинова Римма Рамзильевна

 ЦелццЦЦЦЦЦ  М     ЦЕЦели классного часа дают задуматься ученику о воспитании любви и уважение к близким: папе и маме,бабушке,дедушке; убедить в необходимости изучать историю своей семьи. пробудить интерес к своим предкам; развивать речь и мышление детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_tradicii.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Семь Я.

Семейные  традиции»

Разработано и проведёно учителем начальных классов,

2 квалификационной категории,

Имамутдиновой Р.Р.

Дата проведения: 01.09.2012г.

Место проведения: МОБУ СОШ с. Сухоречка

Классы: 2 и 4

 

Тема: Семь Я. Семейные традиции.

Цели: 

            1. Воспитание любви и уважения к близким: папе, маме, бабушке,

               дедушке.                                                                                                                                                                        

  2. Убедить в необходимости изучать историю своей семьи, пробудить

      интерес к своим предкам.          

  3. Развивать речь и мышление детей.

Задачи:

-раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха

-развивать навыки ответственного поведения в семье

-показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

Оборудование урока:  листы формата А3 для составления коллажа; рисунки, вырезки по теме урока, ножницы, клей, реквизит для инсценирования - небольшая кукла, маленькие солнышки на каждого участника, музыкальное сопровождение урока: песня  «Дорога добра», красивая инструментальная музыка для минутки тишины.

Учитель: Поразмышляем вместе над мудрыми мыслями

О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Я предлагаю вам сейчас объяснить смысл  нескольких из них.

Доброе семя – добрый всход

В родной семье и каша гуще

В своей семье и сам большой

(Воспитатель читает пословицы по очереди, воспитанники  дают свои комментарии)

 А вот их истинный смысл  

Доброе семя – добрый всход

Семя добрый всход дает,

Если на добре растет.

Если добрая семья,

Если ты живешь, любя,

Скоро из тебя взойдет

Добрый и чудесный всход!

В родной семье и каша гуще

Побывал в домах я многих:

Много разного видал,

Кашу всякую едал.

Но в семье родимой нашей

Самая густая каша.

Дома близкие мои

Варят кашу из любви.

В своей семье и сам большой

В своей семье любой велик,

И каждый к этому привык.

Здесь почитают не за знанья,

Здесь окружают пониманием.

Пусть даже ты не преуспел,

В глазах родных – ты все сумел,

Ты сделал все, что только мог,

Здесь не услышишь ты упрек.

 Быстро лето прошло, пролетело.

                   Сколько было весёлых забот,

                   А теперь надо браться за дело,

                   Вот уж осень стоит у ворот,

                   С нею будут заботы иные,

                   Ветки в золоте радуют глаз,

                   И по всей необъятной России

                   Дети снова идут в школьный класс.

- Сегодня мы снова собрались все вместе в нашем уютном классе. Я поздравляю Вас с началом Нового учебного года. (учитель представляет новеньких учеников)

- По загадкам прошу отгадать тему Дня Знаний.

  1. Кто ставит на пятку заплатку?

Кто гладит и чинит бельё?

Чьи волосы снега белее?

А руки желты и сухи?

Кого я люблю и жалею?

О ком я читаю стихи? (бабушка)

  1. С кем же я ходил на пруд

Там у нас рыбалка,

Только рыбы не клюют,

Что, конечно, жалко!

Дня четыре или пять

Не приносим рыбы…

Скажет бабушка опять:

« И на том спасибо!» (дедушка)

  1. Много их на белом свете,

Всей душой их любят дети,

Только, у каждого, она одна,

Всех дороже Вам она

Кто она?

Отвечу я: это мамочка моя.

  1. Он всё может, всё умеет,

Всех храбрее и сильнее

Штанга для него, как вата

Ну, конечно, это- папа.

     5. Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё        

    равно любят.(ребёнок)

-Тема урока Знаний «Семь Я».

-Что такое семья?

         Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка…Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

-Почему слово семья я написала раздельно?

         2008 год был объявлен годом семьи. В настоящее время государство озабочено тем, что в последнее время в семьях воспитывается по 1-2 ребёнка, это означает, что смертность в нашей стране выше, чем рождаемость. Нужно увеличить рождаемость, чтобы в каждой семье воспитывалось по 3-4 и больше детей.

         Семья в которой 3 и больше детей считается многодетной. В нашем классе  многодетных семей 3. Этим семьям государство оказывает социальную помощь: бесплатное питание в столовой, бесплатные книги в библиотеке, проездные билеты на транспорт, к 1сентября в управлении социальной защиты им выдают дополнительно деньги на каждого ребёнка, они меньше платят  квартплату, их обеспечивают бесплатными путёвками, иногда за границу.

         Хорошо когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья. А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.

Поразмышляем вместе

В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.

(раздаются тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они почитали)

Текст для 1 группы

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана.

В казане бишпармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бишпармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!   (М. Курманалин)

Текст для 2группы

Отрывок из детского сочинения

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание  зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

Текст для 3 группы

Отрывок из детского сочинения

       Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Благополучная семья – это семья в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.

-А всегда ли так хорошо бывает дома? (нет)

-Давайте посмотрим, возникают ли у вас дома проблемы. И сделаем это так: у меня на столе лежат фигурки красного и синего цвета ( треугольники).

- А теперь, если у вас в семье с родителями или с братьями, сёстрами проблем нет, то возьмите синий треугольник, если возникают проблемы - красный.

(Выполнив работу, дети помещают треугольники на доску).

-Посмотрите, какая разноцветная картинка у нас получилась.

- Значит, в семье у вас есть проблемы. Какие? (Ребята говорят проблемы)

Учитель предлагает ученикам рассмотреть некоторые ситуации, которые могут произойти у них в семье.

А теперь, допишите на доске пословицы:

1.Где любовь да совет, там и горя…( нет)

2. Где мир и лад, не нужен и…( клад )

3.Лучший клад, когда в семье…( лад)

         -Семья- это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь пойдёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест.

 « Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» -удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец.

Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать одно и то же слово- «понимание», - пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Разминочка

  Вы все любите отдыхать. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат,  встаньте и хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает близким, встаньте и хлопните в ладоши

- Хлопните те, кто очень любит свою семью.

Творческая деятельность

Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о той традиции, о которой вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии.

(защита работ)

         - А теперь я предлагаю составить рассказ по неоконченным предложениям. Основой вашего рассказа станет синквейн.(учитель записывает понятие на доске).

Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к чему-то или кому-то.

         - Эти пять строк сочиняют по определённым правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.

Учитель открывает запись на доске.

Порядок написания синквейна.

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор выражает своё отношение к кому-то или чему-то.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

- Давайте разберём образец синквейна построчно на доске. Пусть первой строчкой в вашем стихотворении станет слово дом.

  1. Дом                                                            
  2. Надёжный, любимый.
  3. Охраняет, оберегает, защищает.
  4. Он нужен каждому.
  5. Любовь.

  1. Дом.
  2. Красивый, надёжный.
  3. Защищает, обогревает, любит.
  4. В доме уютно.
  5. Это главное.

А теперь, вы составьте синквейн со словом семья (дети пишут на листочках, потом зачитывают).

Каждая семья создаёт свои традиции, и они передаются из поколения в поколение. Молодая семья строится не на пустом месте, она имеет за плечами опыт родительских семей, семей своих близких. В одних семьях традицией является встреча Нового года, Рождества, Дня  Победы. В этот день соберётся вся семья, приготовят любимые кушанья. Другие семьи  своей семейной традицией считают посещение мемориала погибшим в годы Вов на Соколовой горе, посещение на Пасху церкви и кладбища. В- третьих семьях имеется какая-то фамильная драгоценность, которую передают от одного члена семьи к другому, н-р, кольцо. А в фильме «с лёгким паром» традицией главного героя было посещение на Новый Год бани.

-А какие традиции в ваших семьях?

В знатных семьях традицией было не просто сохранить память о предках, а составляли особый документ - генеалогическое древо, глядя на которое сразу можно понять, насколько древен и знатен род. (учитель показывает на доске пример составления генеалогического древа)

- Дома вы составите своё генеалогическое древо, начиная с прабабушки.

-Что нового вы узнали на уроке Знаний?

- А сейчас я предлагаю вам тест « Незаконченное предложение».

  1. Семья- это… _______________________________________________
  2. Мои родители - это…________________________________________
  3. Радость в моей семье - это…__________________________________
  4. Горе моей семьи - это…______________________________________
  5. Вдали от родного дома я буду вспоминать…____________________
  6. Из традиций моей семьи мне нравиться…_______________________
  7. Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…________________

     ___________________________________________________________

      8. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это…                            

                __________________________________________________________

           9.  Больше всего мои родители боятся, что…_______________________

(Результат статистического исследования по итогам вышеприведённого

теста будет представлен родителям на родительском собрании)

Споемте

Из ваших работ мне видно, что вы очень любите свои семьи. Все хотят чтобы вы выросли добрыми и хорошими людьми и поэтому они советуют вам идти за солнцем следом по Дороге добра. Давайте споем об этом песню. ( 1куплет поют сидя, 2 куплет – стоя, 3 куплет –  берутся за руки, образуя маленькие круги)

(исполняется песня «Дорога добра»)

Круг «От сердца к сердцу»

Вы сегодня нашли на занятии  пусть маленькое, но солнце своей семьи. Напишите на желтых лучиках теплое пожелание своей семье.

(Дети встают в круг в круг и зачитывают пожелания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Семья и семейные ценности"

В  данной  разработке  поставлен  вопрос,  который  нужно  раскрыть: "Что  такое  семейные  ценности  и   какова   их  роль  в  жизни  семьи?"...

Классный час на тему "Семья и семейные ценности"

Классный час направленный на осознание ценности семейных отношений....

Конспект классного часа по теме: «Семья и семейные ценности».

Задача урока состоит в том, чтобы помочь школьникам разобраться, что является основой семьи, помочь понять ученикам, как можно создать в своей семье благоприятную обстановку. Выяснить, о каких семейны...

Внеурочное занятие на тему «Семья и семейные традиции»

    Цель данного мероприятия: обмен положительным опытом семейного воспитания, распространение его.  Оно позволяет лучше узнать друг друга, помогает определить семейные ценности...

Конспект урока кубановедения во 2 классе по теме: "Семья и семейные традиции"

Данная разработка содержит конспект урока и дополнительные материалы к уроку....