Внеурочное занятие на тему «Семья и семейные традиции»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Нуртдинова Лилиана Рамисовна

      Цель данного мероприятия: обмен положительным опытом семейного воспитания, распространение его.  Оно позволяет лучше узнать друг друга, помогает определить семейные ценности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нуртдинова Лилиана Рамисовна

Внеурочное занятие на тему «Семья и семейные традиции»

Говорите чаще о семье….

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость;  плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».

Макаренко

  Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

          Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

В жизни каждого человека  огромное значение имеет семья . В семье закладываются основы важнейших человеческих качеств. Особенностью семейного воспитания является то, что дети постоянно видят пример для подражания в лице своих родителей. Этот пример не всегда бывает положительным, но и отрицательным. Подражая взрослым, ребенок учится строить свои отношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за ее пределами. Поэтому очень важен положительный опыт семейного воспитания.

      Цель данного мероприятия: обмен положительным опытом семейного воспитания, распространение его.  Оно позволяет лучше узнать друг друга, помогает определить семейные ценности.

Внеурочное занятие  «Семья  и  семейные традиции».

      Цели:

1. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
2. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
3. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
4. Сплочение классного коллектива.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы будем говорить о самом важном в жизни каждого человека. Каждый из вас  должен будет  вырастить цветок.  А вот что за цветок, мы сейчас узнаем.

-Посмотрите на доску.  Разгадайте ребус.

7-я

Семья.

2. Беседа «Что такое семья»

Что такое семья? (варианты ответов)

Сегодня наш разговор пойдет о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Слова на доске.

Как появилось слово «семья»? 

 

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

Люди, живущие вместе и связанные кровным родством или браком, называются семьёй. Семья – маленькая часть общества, в которой человек приобретает первые знания и умения. Основа семьи – это любовь, уважение и внимание друг к другу.

Очень много красивых строчек можно найти о семье. Но мне захотелось познакомить вас со следующими строчками. Стихотворение заранее по строчкам раздается детям. Читают наизусть.

  1. Семья – это счастье, любовь и удача, 

Семья – это летом поездки на дачу. 

  1. Семья – это праздник, семейные даты, 

     Подарки, покупки, приятные траты. 

  1. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 

Мечты о хорошем, волнение и трепет. 

  1. Семья – это труд, друг о друге забота, 

Семья – это много домашней работы. 

  1. Семья – это важно! 

Семья – это сложно! 

Но счастливо жить одному невозможно! 

  1. Всегда будьте вместе, любовь берегите, 

Обиды и ссоры подальше гоните, 

  1. Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 

Какая хорошая Ваша семья!

   

-Вы назвали 7 важных строчек. Подумайте.  В какой строчке вы смогли разглядеть  свою семью.

(называют строчки из стихотворения)

-А кто хочет, чтоб все эти строчки были о вашей семье.

-В какой строчке говориться, что один человек жить счастливо не может.

Но счастливо жить одному невозможно! 

-Почему так говорят?

-Скажите, а 2 человека-  это семья.

- Есть такое понятие -многодетная семья 

Семья из Воронежской области, отмечена в Книге рекордов Гиннеса,  как самая большая семья России. Вв ней 20 собственных детей. Это семья Шишкиных.

Еще одна  многодетная семья .

 Николаевы — Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович .

– Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 21 год  с тех пор, как Николаевы — Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович — взяли в семью первых пятерых сирот.

Семья - это целый мир, отдельная вселенная, в которой есть свой устав, свои правила и нравы.  Ради своей семьи человек способен горы свернуть. А как же приятно осознавать, что семья, которую мы создаем и лелеем самая счастливая и крепкая, самая независимая и дружная. 

3. Беседа о традициях.

-Все ли семьи одинаковые?   (нет)

– Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, количеством, национальностью, отношениями, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение .

   Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом.

   Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

-Посмотрите. Что это за игра. Пазлы.  (Изготавливаются из любой журнальной страницы, на которой изображена семья. Листок разрезают )

-Нам нужно разбиться на маленькие группы. (по 4 человека)

-Как только вы соберете пазл, подумайте, о какой семейной традиции здесь идет речь. Назовите её и расскажите о ней.

( прогулки с семьёй, посещение театров, занятие спортом, семейные праздники, выезд за город,  поход за ягодами или  за грибами). Пазлы приклеивают на листочек, вывешивают на доску.

4.Поговорим об отношениях в семье.

-Посмотрите на свои столы. На них очень много лепестков. Выберите лепестки, которые на ваш взгляд показывают, какое отношение должно быть в семье между членами семьи.

-Назовите их: дружеские, завистливые, доверчивые, грубые, терпеливые, злопамятные, справедливые, любящие , уважительные, добрые, бескорыстные, плохие, ласковые….

-Выберите 7 самых важных на ваш взгляд понятий.

-Давайте соединим эти лепестки. У вас получился цветок. Приклеивают лепестки. Дорисовывают цветок.

-Скажите, если оторвать хотя бы один лепесток, что произойдет с цветком. (Он будет не полным, не очень  красивым).  

Каждая команда получает желтый листочек .

-Прочитайте вопросы. Ответить должен каждый. Не повторяйтесь.

  1. Что нужно сделать, чтобы отношения были дружескими (слушаться родителей, не кричать друг на друга….)
  2. Кто в семье должен уступать и почему?(младшие всегда уступают старшим….)
  3. Какому лепестку подойдет пословица «В семье согласно, так идёт дело прекрасно».
  4. Кто в семье должен помогать(все друг- другу)
  5. Как  проявляется уважение в семейных отношениях?

Физминутка

-Давайте сделаем один большой круг. По кругу под музыку  передаем мячик.  Как только музыка остановиться , нужно  быстро перечислить имена всех членов семьи и назвать, чем они любят больше всего заниматься. Начинает учитель.

Вот сколько нового мы узнали друг о друге.  Садитесь на места.

  1. Работа с пословицами

Прочитайте пословицу.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

-О каком качестве семьи идет речь? О силе.

О физической силе? Когда так говорят?

(Семья дружная, всё делают сообща)

Бывает много крыш в доме? (нет)

Что могут означать слова : когда над ней крыша одна.

(Когда в семье одна цель, общие взгляды и делают все сообща)

Попробуйте  и вы правильно составить пословицы.

Конверты со словами. Если используется интерактивная доска, то можно дать  задание соединить  две половинки.

  • В семье                                                             и каша гуще.
  • Семейное согласие                                             всего дороже.
  • Земля без воды мертва,                          человек без семьи - пустоцвет.
  • В семью, где лад,                                          счастье дорогу не забывает.
  • Вся семья вместе,                                              так и душа на месте.
  • Дерево держится корнями,                                        а человек семьёй.
  • Вместе тесно,                                                            а врозь скучно.
  1. Итог

-Какие выводы вы сделали по сегодняшнему занятию.

-Какие традиции вам понравились больше всего?

-Подумайте, чего не хватает в вашей семье?

-Посмотрите на цветок, который получился у вас. Помните, что и от вас  зависит, какие отношения будут складываться в вашей  семье.

-Ребята, а давайте на следующем занятии поговорим генеалогическом дереве.

Я попрошу всех поинтересоваться у своих родителей о своих бабушках и дедушках. Узнайте, как их звали. Сколько детей у них было. А мы на занятии попробуем разобраться, что это за дерево.

Вместе тесно, а врозь скучно. Когда вернетесь  домой, обязательно скажите, как вы соскучились по родным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: " Семь Я. Семейные традиции"

ЦелццЦЦЦЦЦ  М     ЦЕЦели классного часа дают задуматься ученику о воспитании любви и уважение к близким: папе и маме,бабушке,дедушке; убедить в необходимости изучать ист...

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: "Семья и экономика"

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Экономика: первые шаги".Направление внеурочной деятельности: социальное, общекультурное....

Конспект занятия "Семья и семейные традиции"

Беседа о семье и семейных традициях...

Конеспект внеурочного занятия на тему "Семья"

Технологическая карта внеурочного занятия...

Конспект урока кубановедения во 2 классе по теме: "Семья и семейные традиции"

Данная разработка содержит конспект урока и дополнительные материалы к уроку....

Конспект внеурочного занятия «Праздник в семье как отражение традиций народа»

Материал знакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, с традициями их празднования на Руси; даёт возможность совершенствовать навыки духовной и нравственной культуры путём...