Конспект внеурочного занятия «Праздник в семье как отражение традиций народа»
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Стрелкова Марина Николаевна

Материал знакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, с традициями их празднования на Руси;

 даёт возможность совершенствовать навыки духовной и нравственной культуры путём      знакомства с русскими народными традициями и обычаями;

 развивает  у учащихся интерес к истории своей Родины, воспитывает чувство патриотизма  на примере исторических событий из жизни русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

«Праздник в семье как отражение традиций народа»

Класс  4 «Б»

Учитель Стрелкова М.Н.

Дата проведения  01.03.2021

    Цели:

1) создание условий  для проявления творческой активности детей;

2) ознакомление учащихся с зимними праздниками народного календаря, с традициями их празднованием на Руси;

3) совершенствование духовной и нравственной культуры путём      знакомства с русскими народными традициями и обычаями;

4) развитие у учащихся интереса к истории своей Родины, воспитание на примере исторических событий из жизни русского народа.

Задачи:

Вызвать положительные эмоции;

дать возможность самовыражения;

развить творческий потенциал личности;

развить речевую активность и память. 

УУД:

Личностные

1. Ценить и принимать  базовые ценности: доброта, родина, природа, семья, мир.

2. Уважение к своему народу, к своей Родине. 

3.Чувствовать прекрасное и проявлять эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой, понимать свою роль в обществе.

4.Вести  здоровый образ жизни.

Регулятивные

1.Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

2.Уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою деятельность, прогнозировать возможные ситуации.

3.Уметь правильно поставить перед собой задачу.

4. Адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения ситуации.

5.Уметь пользоваться самостоятельно добытыми знаниями.

6. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния.

Познавательные

1. Расширять, углублять знания, развивать интеллектуальные способности, ориентир на повышение мотивации познавательной деятельности

2. Отвечать на простые и сложные вопросы, самим задавать вопросы.

3. Находить нужную информацию в учебной и дополнительной литературе, в различных источниках информации.

4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы,  оформлять рисунки, делать сообщения.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

6. Находить необходимую информацию в различных источниках информации.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Выстраивать доброжелательные отношения в коллективе.

4. Эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

5. Научиться договариваться друг с другом.

6.Четко выражать свои мысли, аргументировать, свои высказывания.

7. Учитывать мнения других людей.

8. Уметь дружить, общаться в семье, раскрыть свой творческий потенциал.

9.Успешно адаптироваться к социальной реальности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Мероприятие сопровождается презентацией. Во время показа слайдов звучит  музыка.

Ведущий:  Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте дети! Сегодня мы собрались с вами, чтобы перелистать странички уходящей зимы и вспомнить, как это было.

Ведущий: Зима, зима, где так долго была?

Зима: В мешке стужу несла,

            С неба холод трясла,

           У речки гостила –

            Мосты намостила,

            У избы побывала-

            Окна все разрисовала.

                                                           

           По полям – лесам ходила-

            Белой шубой всё накрыла…

            Все дороги снегом замела,

            У крыльца сугробы нагребла!

Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.

Зима: И всё-таки я до вас дошла-добралась, своих сыновей к вам привела. Знакомьтесь! Декабрь! Январь! Февраль!

Исполнение песни «Три белых коня».

Декабрь: Я год заканчиваю, зиму начинаю. В декабре солнце ходит всё ниже, дни становятся короче, а ночи всё длиннее. Но не всегда я декабрем назывался. Знаете ли вы ребята, мои другие имена (вопрос к классу)? Меня прозвали «студень» или «стужайло». А кто догадывается, почему (вопрос к классу)? Давным-давно слово «студить» означало «морозить». Отсюда и произошло название. Ребята, а кто знает какие праздники отмечают в декабре (вопрос к классу)

  Показ слайдов (праздники декабря).

Ведущий:

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Этот праздник основан на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский Храм.

 6 декабря - день святого Благоверного князя Александра Невского. Великий князь Александр Невский – талантливый полководец, мудрый и сильный правитель – все свои силы положил на защиту Русской Земли от иноземных захватчиков. Православная Церковь прославила князя за кроткое служение ближним и милостивую помощь всем нуждающимся.

14 декабря – день Наум-Грамотника. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя. Наум – покровитель ума, знаний, и именно в этот день начинались занятия в сельской местности. Существовали такие пословицы: «Пришёл Наум – пора браться за ум», «Пророк Наум наставляет на ум», «Батюшка Наум, наведи меня на ум».

19 декабря – Русская Православная Церковь отмечает  День Святителя Николая Чудотворца. Он считается покровителем путешественников, мореплавателей и является одним из самых почитаемых святых в православном мире.

25 декабря – Спиридонов день. С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня. В ряде мест в день Спиридона старались намолоть зерно на семена. Если позже намелешь, зерно считалось «незрелым».

Зима: Месяц зимний, месяц снежный

            Открывает первым год,

            И со снегом и морозом

            В гости к нам январь идет.

            Он на реках и озёрах

            Всюду выстроил мосты

            И одел пушистым снегом

            Все деревья и кусты.

                                                     

Во время чтения стихотворения показ слайдов с пейзажами зимы.

Январь: Да, так и стал я началом года, но зиме-то я середина! А про меня говорят, что месяц январь – зимы государь! И я тоже не всегда январем назывался. Народ другие имена мне давал. Кто знает как меня называли? (вопрос к классу) «Лютень», или «лютовей», потому что в это время стужа лютует и морозы трещат. Ребята, а вы знаете, какие праздники отмечают в январе (вопрос к классу)?

Ведущий:

1 – января  Новый год (показ слайда)

Зима: Новый год. Есть в нем что-то волшебное, загадочное. Начинается он синим сумраком, нарядной елкой, мерцанием гирлянд и треском свечей. Новый год - это самое подходящее время начать «новую жизнь», осуществить планы и мечты. Но не всегда отмечали Новый год с 31декабря на 1 января. В Древнем Риме Новый год встречали 1 марта. А вместе с принятием христианства пришел к нам и новый календарь, по которому год начинается 1 сентября. А кто же ввёл празднование Нового года на Руси с 1 января? А ввёл этот праздник царь Пётр I. Он подписал такой указ: Считать Новый год не с 1 сентября, а  1 января и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По  знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить украшение из деревьев и ветвей сосновых и еловых (выходить посыльный и читает указ).

Ведущий: Ребята, а без кого не обходиться Новый год? Правильно, это Дед Мороз и Снегурочка.

Вопросы:

1.В каком городе живет Дед Мороз? (В Великом Устюге.)

2.В какой  сказке в новогоднюю ночь встретились все месяцы года? (Двенадцать месяцев).

3.Какой русский писатель придумал Снегурочку? (Александр Николаевич Островский).

4. Кто на Руси перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января? (Петр  Первый.)

Ведущий: В нашей школе есть давняя традиция, каждый год на уроках мы изготавливаем игрушки,  символ года.

Ведущий: Большой праздник проходит 7 января – Рождество (показ слайдов).

На сцену выходят девочки, они читают стихи-загадки, а дети должны их продолжить. Во время выступления показ  слайдов.

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник - …………(Христово Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам

И все нарядные спешат на службу в ……  (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,

Перед иконами горят…….(лампады).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,

Все люди в храме зажигают ……..(свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,

А после с Рождеством друг друга ……….(поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду

И сердце замирает в ожиданье …… (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось-

На земле родился - ………(Иисус Христос).

 Исполнение колядок.

     Во время выступления идет показ слайдов в сопровождении    

 музыки.

Ведущий: 19 января – Крещение Господнее. Это один из самых древних праздников христианской церкви. Он установлен в память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, в этот день бывает водосвятие.

25 января - Татьянин День. Этот день еще называю Днем студента.

Ведущий: Вот и перевалила зима за середину. Наступил февраль.

Февраль: Я – злой, холодный, ветреный и голодный, не хочется уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а ветры гонят по земле снежную позёмку. Я тоже не всегда Февралём назывался. Может быть, кто-то вспомнит, как меня в старину называли? (вопрос к классу). Меня называли «снеговей» или «снежень», потому что бывают частые метели. За то, что февраль находился между зимой и весной, его называли «межень». А кто, ребята знает, какие праздники отмечают в феврале?

     Во время выступления ведущей идет показ слайдов в сопровождении музыки.

 Ведущий: 15 февраля – Сретение Господне. В этот день младенца Христа принесли в Храм. На Руси считалось, что это первая встреча зимы и лета.

23 февраля – день защитника Отечества, праздник всех мужчин.

Ведущий: А закачивалась зима широкой Масленицей.  Праздник этот на Руси издревле праздновали  с играми, плясками, прибаутками, да разными шутками. И длилось это гулянье целую неделю

Первый день, понедельник – встреча.

Вторник – заигрыш: делают чучело Масленицы, катаются на санках, украшают дома.

Среда – лакомка: угощение блинами, игры, соревнования.

Четверг – разгуляй. Гулянье в самом разгаре: пляски, хороводы,  приезжают ряженые, угощают блинами.

Пятница – зимние посиделки или тёщины вечерки: чаепития, хождение друг к другу в гости.

Суббота – Широкая Масленица: угощение блинами, игры, гулянья, хороводы, песни.

Воскресенье – Прощеный день - в этот день все просят друг у друга прощения.

 Зима: Не пришла ли пора передать власть от зимы Весне-Красне? Она уже не за горами.

Исполнение песни про Масленицу.

Ведущий: Добра и счастья вам без края,

                   Чтоб сердце билось без помех,

                   Работа спорилась любая,

                   Во всём сопутствовал успех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия "Праздник мяча"

Внеклассное занятие с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий. Для учащихся школы VIII вида....

Внеурочное занятие на тему «Семья и семейные традиции»

    Цель данного мероприятия: обмен положительным опытом семейного воспитания, распространение его.  Оно позволяет лучше узнать друг друга, помогает определить семейные ценности...

Рабочая программа внеурочной занятости «Праздники, традиции и обычаи народов России» в 1-4 классе.

Рабочая программа внеурочной занятости  «Праздники, традиции и обычаи  народов России» в 1-4 классе,  составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образов...

Презентация к внеурочному занятию "Праздник творчества и игры"

Презентация к внеурочному занятию "Праздник творчества и игры"...

Конспект внеурочного занятия «Праздник весны»

Это мой сааамый лЮбИмЫй конспект, за который методист поставила мне 2Она доеб@л@сь до чертового задания с блинами, не допустила к занятию и начала доебыв@ться перед всеми на лекции, где сидело 60 чело...

Внеурочное занятие «Праздник грамоты»

Занятие позволит детям узнать (повторить) о праздниках и традициях, связанных с наукой и грамотой, закрепить знание поговорок, пословиц; развивать интерес к учению, логическое мышление; прививать инте...

Конспект внеурочного занятия понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура», «Традиции» как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Цель внеурочного занятия: формировать понятия отечество, отчизна, отечественная культура, показать ценность традиции нашего отечества.Задачи:Образовательная:  формировать понятия Отечество, Отчиз...